Здравый смысл. Крестный отец Соединенных Штатов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Алиса Сковородина

«Истребим именования вигов и тори, и пусть среди нас не слышно будет другого наименования, кроме как добрых граждан, открытых и верных друзей и отважных защитников прав человека и прав свободных и независимых Штатов Америки».

Томас Пейн, «Здравый смысл».

История знает множество случаев, когда люди, которые внесли огромный вклад в какое-либо дело, были отвергнуты современниками из-за простого непонимания всего масштаба совершенного. Такая участь постигла одного из великих людей Томаса Пейна – умнейшего человека, борца за правду и справедливость. Побывав на пике славы недолгое время, в концу жизни, вопреки всем реально достигнутым им результатам, он был подвергнут «изгнанию» как в моральном, так и в физическом плане. Но сначала необходимо разобраться, кто же такой Томас Пейн и почему его без сомнения можно назвать величайшим Отцом-основателем США.

Томас Пейн англичанин по происхождению, родился в 1737 году и вырос в семье квакера. Получив неполное школьное образование, он рано начал работать: сначала на своего отца, затем в налоговой службе, но оба раза обернулись для него провалом и он в 1756 году решает покинуть свой отчий дом. До 37 лет Томас скитался по различным работам и фактически жил в нищете, но удача повернулась к нему лицом, когда в 1774 году в Лондоне судьба свела его с Бенджамином Франклином. Он посоветовал ему эмигрировать в Филадельфию и помог Пейну в этом, сопроводив его рекомендательным письмом. В Новом Свете и началась совсем другая жизнь Томаса.

С этого самого момента Пейн решил посвятить себя журналистике, а в 1775 году он стал редактором Pennsylvania Magazine, в котором в этом же году были опубликованы несколько его статей, среди которых была одна о необходимости отмены рабства (African Slavery in America). Эта статья во многом повлияла на создание антирабовладельческого движения в Филадельфии, членом и основателем которого фактически и являлся Пейн. Хотя аболиционисты, естественно, существовали и до этого, но именно с выходом в свет статьи Пейна, движение получило широкое распространение среди американского народа.

Но наибольший отклик от революционно-настроенного общества США, как раз в то время заметно активировавшегося в своих действиях, вызвал вышедший в свет памфлет Пейна под названием «Здравый смысл» (Common Sense ). В нем автор подвергает суровой критике английскую конституцию и монархию как таковую. Исследуя составные части конституции, он говорит о том, что «они являются порочными остатками двух древних тираний » (монархической тирании и аристократической тирании), и в общем и целом приходит к выводу, что конституция есть ни что иное как «абсурд». Он призывал народ прибегнуть к крайним мерам, а именно, начать вооруженные действия против колонизаторов. «Период дебатов закончился. Оружие как последнее средство решает сейчас спор» - именно так решительно и безальтернативно Пейн заявляет о необходимости начала серьезной борьбы. Ни один из многочисленно выходивших в то время памфлетов других авторов не шел в сравнение со «Здравым смыслом» Пейна, так как в нем уникальным образом соединились все главные идеи, отражающие вопрос о скорейшем отделении от Англии, и обоснование этого со всех точек зрения: экономической, политической, моральной, религиозной и т.п.

Памфлет с невероятной скоростью «разлетелся» по всей Америке. Каждый из 500 тысяч изданных экземпляров стал буквально настольной книгой во многих домах. И это неудивительно, ведь такое основательное описание всех недостатков существующего положения в Америке, твердо убедило и без того поднимающийся на борьбу народ, что необходимы активные действия для окончательного установления независимой демократической республики. Колонистов, воодушевленных памфлетом Пейна, почти незамедлительно захлестнула волна патриотизма: все жаждали независимости. Джордж Вашингтон буквально заставлял читать перед войсками прокламации Пейна о создании Соединенных Штатов, что, несомненно, очень вдохновляло армию. В итоге, в 1776 на Втором Континентальном конгрессе 13 колоний 4 июля была принята Декларация о независимости – важнейший исторический документ Америки (которая, кстати, с этого момента именовалась как «Соединенные Штаты Америки»).

Сам Пейн, которому, естественно, был далеко не чужд дух освободительного движения, решил вступить в ряды сражающейся армии. Хотя он и не преуспел в своей деятельности как солдат, но являясь непосредственным очевидцем всего происходящего, Пейн написал 13 прокламаций под общим названием «Американский кризис». Эти прокламации очень поддерживали солдат, которым была необходима опора, вера в праведность их дела. В них автор особенно яростно отстаивает идею того, что Англия виновна во многих бедах Америки, а американскую революцию называет несомненным благом.

Произведения Пейна сделали его невероятно знаменитым и, фактически, вторым по популярности после Вашингтона. После образования Соединенных Штатов он лишь за свои заслуги получил достаточно высокий пост – был назначен секретарем Комитета по иностранным делам. По идее, такую ответственную должность должен занимать квалифицированный специалист в данной области, а не публицист, которым по своей сути являлся Томас. Из-за его относительного непрофессионализма и недостаточности навыков для такой работы, Пейн допустил несколько непоправимых ошибок. Его обвинили в разглашении государственных секретов, и как следствие, уволили.

Свою деятельность он продолжил уже в Европе, куда уехал в конце 80-х годов. Революционная Франция как раз-таки оказалась на тот момент близка ему по духу, и он с новыми силами принялся защищать там идеи революции. Тогда и вышла его книга «Права человека» (1791 г.), в которой впервые в истории были основательно изложены принципы построения демократического общества. Трактат получил одобрение и восторженную реакцию со стороны Франции и Америки, ведь в нем нашли отражение совершенно новаторские идеи для того времени: равноправие женщин, отделение религии от государства, отмена монархического строя. Но пытаясь продвигать свои идеи во Франции тем же способом, как он это делал в Америке – настойчиво, резко и слишком прямолинейно – Пейн был признан Конвентом «враждебным иностранцем» и в 1793 году был арестован. В заключении Пейн написал большое произведение «Век разума», которое вызвало бурную реакцию и превратило его в вечного врага всего духовенства и всех верующих, так как в книге автор отвергал все церкви, иронически относился к Библии, и это далеко не всё. Сторонников Пейна становилось всё меньше и меньше, но появилась надежда на освобождение из тюрьмы. С помощью американского посла, Пейна освободили и он отбыл обратно в Соединенные Штаты Америки спустя почти 15 лет его отсутствия там.

Какого же было удивление Томаса, когда он обнаружил для себя совсем другую Америку так не похожую на революционную страну, которую он когда-то покинул. Его идеи были практически позабыты народом, а отношение к нему коренным образом изменилось - теперь, если в какой-нибудь газете и упоминали о нем, то, несомненно, рядом со словами, вроде «богохульник» и «преступник». Но Пейн, несмотря на все встреченные им трудности, не сдавался и не оставлял идею борьбы за правду, здравый смысл и демократию. В 1803 году вышло последнее сочинение Пейна «Письма к гражданам Соединенных Штатов», состоящее из 7 посланий президенту Джефферсону. Их содержание поражает – Томас Пейн фактически опередил свое время на сотню лет вперед, пытаясь описать модель международной организации (прототипом которой намного позже и стала Лига Наций, а потом и ООН), которая, по его мнению, была жизненно необходима для всего мира. Но письма Пейна были не поняты людьми и не восприняты всерьез. Так и не получив обратно хотя бы часть одобрения, которым когда-то пользовался Томас, он окончательно был забыт современниками и умер всеми покинутый 8 июня 1809 года. Трагично закончилась жизнь великого человека, без которого бы, возможно, Америка не стала бы такой, какая она есть сейчас.

Томас Пейн – человек, повлиявший на Америку как никто другой, должен быть почитаем и увековечен в памяти всех американцев. Но люди помнят в основном, только о таких Отцах-основателях, как Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон и почти не вспоминают о самом яром защитнике демократии, о том, кто дал название Америке и создал ее политические основы и повлиял на моральные устои многих людей. Можно сказать, что американская нация навсегда остается в долгу перед величайшим мыслителем, философом и поборником правды Томасом Пейном.

англ. Thomas Paine ; также Томас Пэйн , иногда Пэн

англо-американский писатель, философ, публицист; прозванный «крёстным отцом США»

Краткая биография

Политик, общественный деятель Великобритании и США, публицист, философ, писатель, «крестный отец США» - родился в Великобритании, в г. Тетфорд, 29 января 1737 г. в семье квакеров. Родители жили небогато, Томас получил образование только в местной школе, да и то без особых успехов. В юности Пейн был служащим акцизной конторы, и уже в то время умел быть красноречивым. Зная об этом, руководство обратилось к нему с просьбой сочинить прошение к правительству о повышении зарплаты. Из-за отправленного и не перечитанного никем послания Пейна, в котором он простодушно признавался в том, что все их служащие берут взятки из-за маленькой зарплаты, акцизная контора была в полном составе отправлена под суд. Однако сам виновник происшествия успел сесть на корабль и прибыл в 1774 г. в США, имея при себе рекомендательное письмо от Б. Франклина (они познакомились в Англии).

В это время как раз назревал разрыв Америки с Англией, и Пейн, выступив на многолюдном митинге, призвал американцев бороться за независимость. В 1775 г. Пейн снова возвращается в Англию, на этот раз с прошением к королю от лица сенатора и конгресса. Выполнив миссию, он возвратился в Америку и в 1776 г. опубликовал памфлет «Здравый смысл», который, как выразился Дж. Вашингтон , произвел в умах настоящий переворот. В нем он отстаивал право народа на суверенитет и революцию, приводил аргументацию в пользу необходимости разрыва с метрополией; высказанные им идеи были отражены в Декларации независимости в 1776 г., написанной Джефферсоном .

На протяжении 1776-1783 гг., когда шла война с Англией за независимость Северной Америки, Пейн, находясь в лагере Вашингтона, выпускал газету «Американский кризис» и поддерживал тем самым боевой дух американского войска. Публиковавшиеся там статьи сделали Пейна лучшим публицистом страны, второй фигурой по популярности после Дж. Вашингтона.

После того как были образованы США, в 1777-1779 гг. Пейн работал секретарем Комитета конгресса по иностранным делам. В 1780 г. он инициировал и успешно провел компанию по национальной подписке для ведения военных действий в поддержку Вашингтона; в 1781 г. прекрасно справился с миссией получении займа у Франции.

Возвратившись в Англию после войны, он вынужден был в 1792 г. эмигрировать во Францию. Связан переломный момент в биографии с его отношением к Французской революции и написанным по ее следам трактатом «Права человека» (1791). Пейн горячо защищал революцию, новую французскую конституцию, права человека на свободу мысли и религиозных убеждений. В то же время он едко охарактеризовал британскую конституцию, за что приобрел в лице правительства злостного врага. Весной Томасу Пейну предъявили обвинения в оскорблении короля и конституции, но в это время он находился во Франции, являлся членом национального конвента. Несмотря на то, что отстаивал его интересы в суде известнейший адвокат, Пейн был объявлен виновным.

Однако и в Париже на Пейна обрушились крупные неприятности. Занимая позицию жирондистов, он ратовал не за казнь короля Людовика XVI, а за его изгнание в Америку, и подобное заступничество не сошло ему с рук. После того как жирондисты пали, Пейна арестовали и приговорили к смерти, и лишь счастливое стечение обстоятельств избавило его от трагического конца. Находясь в заключении, Пейн работал над «Веком разума», своим главным философским трудом атеистической направленности, пронизанным верой в торжество разума.

В 1804 г. знаменитый публицист прибывает в Америку, рассчитывая на теплый прием. Однако американское общество, настроенное религиозно, в штыки восприняло «Век разума», с Пейном прекратили поддерживать отношения даже друзья. Он свернул общественно-политическую, журналистскую деятельность, пытался обрести душевное равновесие с помощью алкоголя. В последние годы жизни публицист был практически одинок, но утешала мысль о том, что его жизнь для человечества была полезной. 8 июня 1809 г., находясь в Нью-Йорке, Томас Пейн скончался.

Биография из Википедии

Также Пэйн , иногда Пэн (англ. Thomas Paine; 29 января 1737 года, Тетфорд, Великобритания - 8 июня 1809 года, Нью-Йорк, США) - англо-американский писатель, философ, публицист, прозванный «крёстным отцом США».

Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в популярном памфлете «Здравый смысл » (1776) и стал идеологом Американской революции. В трактате «Права человека» (1791) выступил с обоснованием Французской революции с позиций Просвещения, за что был избран в Конвент в 1792 году (хотя не говорил по-французски). В 1794 году написал философский труд «Век разума», проникнутый идеями деизма и верой в торжество разума.

Томас Пэйн родился 29 января 1737 года в Тетфорд (графство Норфолк, Англия). Он был родом из небогатой квакерской семьи. Образование его ограничивалось местной школой, в которой он даже не выучил латыни. В молодости Пэйн жил в бедности. Работал в мастерской, затем служил в акцизной конторе. Его жена умерла при родах.

Зная о его способностях к красноречию, начальство попросило его написать прошение повысить зарплату. Он написал письмо к правительству, по каким-то причинам его перечитывать не стали и отправили. В нём Пейн с детской непосредственностью написал: «Повысьте нам, пожалуйста, зарплату, а то она у нас такая маленькая, что нам ничего не остается, как брать взятки». И подробно описал, кто берет, когда и сколько. После этого всю акцизную контору отправили под суд. Однако сам Пейн успел скрыться, сел на корабль и в 1774 году прибыл в Америку с рекомендательным письмом от Франклина, с которым познакомился в Англии. Это было накануне разрыва Соединённых Штатов с Англией. На громадном митинге, собранном по этому поводу, Пейн описал самыми мрачными красками тогдашнее правительство Англии, уверяя, что от него добра не дождешься, и советовал американцам объявить о независимости.

В североамериканских колониях

При покровительстве Франклина Пейн занялся в Америке предпринимательством. Он инвестировал в рискованные проекты, в частности, связанные со строительством мостов, которые рассматривал как выдающееся «изобретение человечества, позволяющее овладеть природой, не беспокоя её власти и не разрушая её красоту». Подготовленный Пейном в 1787 г. новаторский проект моста через Скулкилл в Филадельфии был реализован через 9 лет в английском Сандерленде.

В 1775 году Пейн, по поручению конгресса, отвёз в Англию прошение колонистов к королю. Это прошение так и осталось без ответа, а Пейн вернулся в Америку, где издал брошюру «Здравый смысл» (англ. Common Sense), в которой доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится. По словам Вашингтона, брошюра Пейна произвела переворот в умах. Он развенчивал надежды колонистов на заступничество короля и объявлял монархию противоестественным способом правления. Примеры некомпетентных или никчемных монархов он в изобилии черпал из Ветхого Завета. Считается, что каждое второе семейство в Тринадцати колониях владело экземпляром этой брошюры, что делает её самой успешной книгой в истории Нового света. Феноменальному успеху трактата способствовало то, что он распространялся практически бесплатно, ибо Пейн отказался от авторских прав на своё произведение.

«Здравый смысл» подготовил колонистов к окончательному разрыву с метрополией. Пейну приписывается также авторство анонимной статьи «Африканское рабство в Америке» (African Slavery in America , март 1775), содержавшей одно из первых изложений идеологии аболиционизма; под её влиянием было создано первое в Америке аболиционистское общество. После того, как была составлена декларация независимости и началась война с Англией, Пейн отправился в лагерь Вашингтона и написал цикл из 13 памфлетов «Американский кризис», в надежде поддержать мужество небольшой американской армии. Одна из его статей была, по приказанию Джорджа Вашингтона, прочитана войскам вместо дневного приказа и до того вдохновила солдат, что, бросаясь в бой с англичанами, они повторяли начальные слова статьи Пейна: «Настало время испытать силу человеческой души!».

Благодаря изданным сочинениям Пейн сделался самым популярным, после Вашингтона, человеком в Америке. В 1780 году, когда Чарлстон был взят английскими войсками и Вашингтон оказался в самом отчаянном положении, для покрытия чрезвычайных военных расходов Пейн предложил устроить национальную подписку и первый внёс 500 долларов. В 1781 году Пейн был отправлен американским правительством в Париж для переговоров о получении займа и выполнил это поручение успешно.

В революционной Франции

По окончании войны Пейн возвратился в Англию. Вспыхнувшую в 1789 году французскую революцию Пейн, наряду с Бернсом и Вордсвортом, приветствовал как зарю свободы для всего человечества. Когда в 1790 году Бёрк издал свои «Размышления о Французской революции», Пейн возражал ему обширной брошюрой «Права человека» (англ. Rights of Man), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека. По мнению Пейна, человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения; уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья всё, что не вредит другим. Полемизируя по этому вопросу с Бёрком, Пейн горячо защищает новую конституцию Франции, дающую право голоса всем, кто платит хоть самую ничтожную подать, и дает злую характеристику английской конституции, которая вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Задетое за живое, правительство решилось преследовать автора брошюры.

В мае 1792 года Пейн был предан суду по обвинению в оскорблении короля и конституции. Пейн не мог присутствовать на суде; избранный членом национального конвента, он жил в Париже, поручив защиту своей книги и личности знаменитому адвокату Томасу Эрскину. Несмотря на блестящую речь Эрскина, возбудившую энтузиазм у молодежи, присяжные признали Пейна виновным. Не имея возможности посадить в тюрьму автора брошюры, правительство подвергло преследованию всех тех, у кого можно было её найти. Как член конвента, Пейн был сторонником жирондистов и всегда голосовал вместе с ними. В процессе против короля он стоял за изгнание Людовика XVI и предупреждал собрание, что казнь короля будет громадной политической ошибкой и произведет крайне неблагоприятное впечатление в Америке, где Людовик XVI был очень популярен. Вместо казни он советовал отправить короля в изгнание в Америку; там он увидит, «как растёт общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве».

Монтаньяры не могли простить Пейну его заступничества за короля; после падения жирондистов он был арестован, приговорен к смерти и спасся только благодаря счастливой случайности. Во время своего заключения Пейн написал своё знаменитое сочинение - «Век разума», в котором пытался приложить приёмы рационалистической критики к объяснению Библии.

Поздние годы

В 1804 году Пейн вернулся в Америку. Президент Джефферсон, помня заслуги Пейна в деле американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, Пейн жестоко ошибся в своих расчетах. «Век Разума» вооружил против него религиозно настроенное американское общество; подстрекаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него. Он не мог перенести этого и стал искать утешения в вине.

Пейн умер 8 июня 1809 года в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, оставленный почти всеми, но спокойный, с утешительным сознанием, что прожил жизнь недаром. «Жизнь моя, - писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, - была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя».

Пейн просил, чтобы его похоронили в Нью-Йорке на квакерском кладбище, однако местная община отказалась предоставить место для знаменитого «безбожника». Его погребли под каштановым деревом на принадлежавшей ему ферме. На похоронах некогда самого популярного человека Америки присутствовало всего 6 человек (из них 2 слуги-негра).

В 1819 г. радикально настроенный английский публицист Уильям Коббет выкопал останки Пейна и перевёз их на родину, намереваясь добиться почётного перезахоронения «великого сына Англии». Этого не случилось, и судьба праха Пейна после смерти Коббета остаётся загадкой. Многие впоследствии утверждали, что им принадлежит череп или правая кисть одного из основателей США, ссылаясь на то, что получили эти «реликвии» от самого Коббета.

Воззрения Т. Пейна

В религиозных воззрениях Пейн был последователем английских деистов; целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 году Пейн издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политические убеждения. В 1797 году он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии. Масонство считал продолжением друидских ритуалов древних кельтов.

Пейн был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу. К известному выражению Франклина: «Мое отечество там, где свобода», Пейн сделал такую поправку: «Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть её».

Анализируя формы государства, Пейн различал «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления - наследование или выборность. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл «самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления». Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии «являются позором для человеческой природы».

Сочинения

  • Полное собрание сочинений П. («Writings of Th. P.», collected and edited by Moneure Conway) вышло в Нью-Йорке в 1895 г.
  • Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.
Категории: Род деятельности:

публицист

Томас Пейн , также Пэн (англ. Thomas Paine ; 29 января (17370129 ) - 8 июня ) - англо-американский писатель , философ , публицист , прозванный «крёстным отцом США ». Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в популярном памфлете «Здравый смысл» (1776). В трактате «Права человека» (1791) выступил с обоснованием Французской революции с позиций Просвещения , за что был избран в Конвент в 1792 году (хотя не говорил по-французски). В 1794 году написал важнейший философский труд «Век разума», проникнутый идеями деизма и верой в торжество разума.

По происхождению англичанин; родом из небогатой квакерской семьи. Образование его ограничивалось местной школой, в которой он даже не выучил латынь. В молодости Пейн служил в акцизной конторе. Зная о его способностях к красноречию, начальство попросило его написать прошение повысить зарплату. Он написал письмо к правительству, по каким-то причинам его перечитывать не стали и отправили. В нем Пейн с детской непосредственностью написал: «Повысьте нам, пожалуйста, зарплату, а то она у нас маленькая, что нам ничего не остается, как брать взятки». И подробно описал, кто берет, когда и сколько. После этого всю акцизную контору отправили под суд. Однако сам Пейн успел скрыться, сел на корабль и в 1774 году прибыл в Америку, с рекомендательным письмом от Франклина, с которым познакомился в Англии . Это было как раз накануне разрыва Соединенных Штатов с Англией. На громадном митинге, собранном по этому поводу, Пейн описал самыми мрачными красками тогдашнее правительство Англии, и уверял, что от него добра не дождешься, и советовал американцам объявить о независимости.

В 1775 году Пейн, по поручению конгресса и сенатора, отвез в Англию прошение колонистов к королю. Это прошение так и осталось без ответа, а Пейн вернулся в Америку, где издал брошюру «Здравый смысл» (Common Sense), в которой доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится. По словам Вашингтона , брошюра Пейна произвела переворот в умах. После того, как была написана декларация независимости, и началась война между Англией и Соединенными Штатами, Пейн отправился в лагерь Вашингтона, и стал издавать газету «Американский Кризис», поддерживая мужество небольшой американской армии. Одна из его статей была, по приказанию Дж. Вашингтона, прочитана войскам вместо дневного приказа, и до того вдохновила солдат, что, бросаясь в бой с англичанами, они повторяли начальные слова статьи Пейна: «Настало время испытать силу человеческой души!» .

Благодаря изданным сочинениям Пейн сделался самым популярным, после Дж. Вашингтона, человеком в Америке. В 1780 году, когда Чарльстон был взят английскими войсками, и Вашингтон очутился в самом отчаянном положении, для покрытия чрезвычайных военных расходов Пейн предложил устроить национальную подписку, и первый подписал 500 долларов. В 1781 году Пейн был отправлен американским правительством в Париж для переговоров о получении займа, и выполнил это поручение успешно.

По окончании войны Пейн возвратился в Англию. Вспыхнувшую в 1789 году французскую революцию Пейн, наряду с Бернсом и Вордсвортом , приветствовал как зарю свободы для всего человечества. Когда в 1790 году Бёрк издал свои «Размышление о французской революции », Пейн возражал ему обширной брошюрой «Права человека» (Rights of Man ), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека. По мнению Пейна, человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения; уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другим. Полемизируя по этому вопросу с Бёрком, Пейн горячо защищает новую конституцию Франции , дающую право голоса всем, кто платит хоть самую ничтожную подать, и дает злую характеристику английской конституции, которая вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Задетое за живое, правительство решилось преследовать автора брошюры.

В мае 1792 года Пейн был предан суду по обвинению в оскорблении короля и конституции. Пейн не мог присутствовать на суде; избранный членом национального конвента, он жил в Париже , поручив защиту своей книги и личности знаменитому адвокату Томасу Эрскину . Несмотря на блестящую речь Эрскина, возбудившую энтузиазм у молодежи, присяжные признали Пейна виновным. Не имея возможности посадить в тюрьму автора брошюры, правительство подвергло преследованию всех тех, у кого можно было её найти. Как член конвента, Пейн был сторонником жирондистов и всегда голосовал вместе с ними. В процессе против короля он стоял за изгнание Людовика XVI и предупреждал собрание, что казнь короля будет громадной политической ошибкой, и произведет крайне неблагоприятное впечатление в Америке, где Людовик XVI очень популярен. Вместо казни он советовал отправить короля в изгнание в Америку; там он увидит, «как растет общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве».

Памфлет «Здравый смысл»

Монтаньяры не могли простить Пейну его заступничества за короля; после падения жирондистов он был арестован, приговорен к смерти и спасся только благодаря счастливой случайности. Во время своего заключения Пейн написал свое знаменитое сочинение: «Век Разума» (The Age of Reason ), в котором пытался приложить приемы рационалистической критики к объяснению Библии.

В 1804 г. Пейн отправился в Америку. Президент Джефферсон , помня заслуги Пейна в деле американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, Пейн жестоко ошибся в своих расчетах. «Век Разума» вооружил против него религиозно настроенное американское общество; подстрекаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него. Он не мог перенести этого, и стал искать утешение в вине.

Пейн умер в Нью-Йорке , оставленный почти всеми, но спокойный, с утешительным сознанием, что прожил жизнь недаром. «Жизнь моя, - писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, - была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя».

Воззрения Т. Пейна

В религиозных воззрениях Пейн был последователем английских деистов; целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 году Пейн издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политические убеждения.

В 1797 году он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии.

Пейн был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Никто так не доверял человеческому разуму, как он. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу. К известному выражению Франклина: «Мое отечество там, где свобода», Пейн сделал такую поправку: «Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть ее». Слова эти - его лучшая характеристика.

Анализируя формы государства, Пейн различал «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления - наследование или выборность. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл «самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления». Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии «являются позором для человеческой природы».

Сочинения

  • Полное собрание сочинений П. («Writings of Th. P.», collected and edited by Moneure Conway) вышло в Нью-Йорке в 1895 г.
  • Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.

Литература

  • Vale, «The Life of Thomas P.» (Нью-Йорк, 1842);
  • Moneure Conway, «The Life of P.» (Лондон, 1893).
  • Воронов В.В. Прогрессивные тенденции социологических воззрений Томаса Пэна // Философские науки, 1959, № 3.
  • Гончаров Л.Н. Общественно-политические идеи Т.Пейна. Фрунзе, 1959.
  • Громаков Б.С. Политические и правовые взгляды Томаса Пейна. М., 1960.
  • Гольдберг Н.М. Томас Пейн. М., 1969 (Библиотека "Мыслители прошлого") .
  • Фаст Г. Гражданин Том Пейн / Роман; перевод с англ. М.Кан. М.: Терра. 1997 .
  • Урнов Д. Неистовый Том, или потерянный прах. М.: Политиздат, 1989

Документы

Ссылки

  • The American Revolution with Joanne B. Freeman. 10. Common Sense (Open Yale Courses)
  • Крестный отец Соединенных Штатов , журнал «Чайка»
  • Рукшина К. Почему Америка не приняла Томаса Пейна
  • Рукшина К. Томас Пейн (1737-1809) и рождение современных демократий. Часть 1 , часть 2 , часть3 и часть 4 .

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 29 января
  • Родившиеся в 1737 году
  • Умершие 8 июня
  • Умершие в 1809 году
  • Отцы-основатели США
  • Аболиционисты США
  • Публицисты США
  • Философы США

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пейн, Томас" в других словарях:

    Томас Пейн Томас Пейн, также Пэн (англ. Thomas Paine; 29 января 1737(17370129) 8 июня 1809) англо американский публицист, прозванный «крёстным отцом США». Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в… … Википедия

    Пэн (Paine) (1737 1809), просветитель радикального направления (родился в Великобритании; с 1774 в Северной Америке), участник Войны за независимость в Северной Америке 1775 83 и Французской революции. Отстаивал идею суверенитета народа и его… … Энциклопедический словарь

Один из наиболее известных документов ранней американской истории, эссе-памфлет Томаса Пейна (1737-1809) был анонимно опубликован в колониях в январе 1776 г. Пейн назвал английского короля Георга (Джорджа) III «царственным чудовищем», лично ответственным за все акты несправедливости, творимые в отношении американских колонистов. Напечатанный В Америке тиражом в 120 тысяч экземпляров 50-страничный памфлет оказал серьезное влияние на отношение колонистов к британской короне и стал наиболее эффективным инструментом антибританской пропаганды в борьбе американских колоний за отделение от Англии.

Томас Пейн

На следующих далее страницах я прибегаю лишь к простым фактам, понятным аргументам и здравому смыслу и не имею каких-либо иных намерений в отношении читателя, кроме как помочь ему избавиться от предубеждений и предпочтений, позволить его разуму и его чувствам самостоятельно определиться, поспособствовать тому, чтобы он обрел или, вернее, не отвергнул бы истинную человеческую натуру и основательно расширил свои взгляды за пределы нынешней ситуации.
Теме борьбы между Англией и Америкой посвящены многочисленные тома. Люди всех сословий занимались этими противоречиями, исходя из различных мотиваций и с различными расчетами, но все было бесполезно и период дебатов закончился. Исход состязания решается оружием как последним средством: обращение к нему было выбором короля, и Континент принял этот вызов.
Солние никогда не видело более благородной цели. Это дело не отдельного города, графства, провинции или королевства, а всего Континента - по крайней мере, одной восьмой населенной части земного шара. Это озабоченность не одного дня, одного года или одного века; в противостояние фактически вовлечены будущие поколения, и они будут в той или иной степени испытывать влияние происходящих ныне событий чуть ли не до самого конца жизни на Земле. Сегодня настало время зарождения Континентального союза, веры и чести. Малейший излом сегодня будет подобен имени, вырезанному кончиком булавки на нежной коре молодого дубка; рана будет увеличиваться с ростом дерева, и имя предстанет перед потомками крупными буквами. Переход от переговоров к оружию ознаменовал начало новой политической эры - возник новый способ мышления. Все планы, предложения и т. п., относившиеся к периоду до девятнадцатого апреля, т. е. до начала военных действий, подобны прошлогоднему календарю, который, будучи своевременным тогда, сегодня стал ненужным и бесполезным. Все, что выдвигалось тогда защитниками противоположных точек зрения. сводилось к одному и тому же, а именно к союзу с Великобританией. Единственным расхождением между сторонами был метод его достижения: одна из сторон предлагала прибегнуть к силе, другая предлагала дружить; но так случилось, что на сегодняшний день сторонники первого пути потерпели поражение, а сторонники второго утратили свое влияние.
Я слышал утверждение некоторых, что, подобно тому как Америка процветала в условиях ее прежней связи с Великобританией, такая же связь необходима в интересах ее будущего счастья и всегда будет столь же необходима. Ничто не может быть более ошибочным, чем аргумент такого рода. Мы можем с таким же основанием утверждать, что если ребенок рос на молоке, то ему никогда не следует давать мяса, или же что первым двадцати годам нашей жизни суждено стать образцом на последующие двадцать лет. Но и эти утверждения предполагают искажение правды, и я тут же отвечаю, что Америка процветала бы так же, а возможно, и в большей степени, если бы ни одна европейская держава не обращала бы на нее никакого внимания. Торговля, с помощью которой она обогатилась, является жизненной необходимостью, и у нее всегда будет рынок, тогда как потребление является привычкой Европы.
Но ведь она защищала нас, говорят некоторые. То, что она поглотила нас, - это правда; признается и то, что она защищала Континент за наш и свой счет и что она защищала бы Турцию, исходя из тех же соображений, а именно ради торговли и владычества.
Увы! Мы долго заблуждались, были скованы древними предубеждениями и приносили огромные жертвы суевериям. Мы хвастались защитой Великобритании, не отдавая себе отчета в том, что она исходила из своих интересов, а не из привязанности к нам; чло она защищала нас от наших врагов не ради нас, а от своих врагов ради собственных интересов, от тех, кто не ссорился с нами по любой иной причине и кто всегда будет нашим врагом по той же причине. Пусть Великобритания откажется от претензий на Континент или же Континент сбросит зависимость; и мы будем жить в мире с Францией и Испанией, даже если они окажутся в состоянии войны с Великобританией.
Недавно в парламенте высказывались утверждения, что колонии связаны между собой лишь через материнскую страну, т. е. что Пенсильвания и Джерси, подобно всем остальным, являются колониями-сестрами через Англию. Это, конечно, весьма косвенный способ доказательства взаимоотношений. но наиболее прямой и верный способ доказательства вражды или враждебности, если это можно так назвать. Франция и Испания никогда не были и. возможно, никогда не будут нашими врагами - врагами американцев, но лишь нашими врагами как подданными Великобритании.
Но Великобритания же наша прародительница, говорят некоторые. Тем более ей должно быть стыдно. Даже дикие звери не едят своих детенышей, а дикари не воюют со своими семьями... Европа, а не Англия является матерью Америки. Новый Свет стал убежищем для преследуемых сторонников гражданской и религиозной свободы из всех частей Европы. Они бежали сюда не от нежных объятий матери, а от жестокости чудовиша. Что касается Великобритании, то, как и прежде, эта тирания, изгнавшая из дома первых эмигрантов, до сих пор преследует их потомков.
Но даже признав, что все мы были британского происхождения, какой вы под следует из этого? Никакой. Великобритания, будучи явным врагом, исключает любое другое название или определение: утверждения о том, что примирение является нашим долгом, звучат как фарс. Первый король Англии нынешней династии (Вильгельм Завоеватель) был французом, и половина пэров Англии являются выходцами из этой страны. Следуя этой же логике, Англией должна править Франция. Много говорилось об объединенной мощи Великобритании и колоний, что вместе они могут бросить вызов всему миру. Но это простые предположения; исход войны неясен, и все эти высказывания ничего не значат, поскольку наш Континент никогда не согласится пожертвовать своим населением, чтобы поддержать британское оружие в Азии, Африке или Европе.
И кроме всего прочего, к чему нам бросать вызов всему миру? В наши планы входит торговля, и она, при разумной ее организации, обеспечит нам мир и дружбу со всеми народами Европы, поскольку в интересах всей Европы иметь в лице Америки открытый порт. Ее торговля всегда будет защитой, а отсутствие у нее залежей золота и серебра охранит ее от захватчиков. Я бросаю вызов самому горячему стороннику примирения и предлагаю ему назвать хотя бы одно свидетельство пользы, которую наш Континент будет иметь от сохранения связи с Великобританией. Я вновь утверждаю, что никакой пользы от этого не будет. Наша кукуруза получит свою цену на любом рынке Европы, а импортируемые нами товары должны быть оплачены независимо оттого, где мы их приобретаем.
Однако убытки и потери, которые мы несем в результате такой связи, бесчисленны. Наш долг перед всем человечеством и перед самими собой обязывает нас отказаться от союза, поскольку любое подчинение или любая зависимость от Великобритании влечет за собой прямое вмешательство нашего Континента в европейские войны и ссоры и вовлекает нас в конфликт с государствами, которые в иной ситуации искали бы нашей дружбы и в отношении которых мы не питаем ни злобы, ни недовольства. Поскольку Европа является нашим рынком, нам не следует завязывать пристрастные связи с какой-либо отдельной ее частью. В истинных интересах Америки держаться в стороне от европейских распрей, чего ей никогда не удастся, тогда как, сохраняя зависимость от Великобритании, она превращается в гирю на весах британской политики.
Вызывает отвращение довод, выдвигаемый со ссылкой на универсальный ход развития событий, на всевозможные примеры из прошлых веков, что наш Континент может остаться зависимым от какой-либо иностранной державы. Самые большие оптимисты в Великобритании так не думают. Сегодня даже наиболее буйная фантазия не в состоянии предложить план, за исключением отделения, который обеспечил бы нашему Континенту безопасность продолжительностью хотя бы в один год. Примирение сейчас представляется несбыточной мечтой. Естественность перестала быть оправданием ной связи, и искусственность не может занять ее место. Как мудро заметил Мильтон, «истинное примирение никогда не возникнет там, где существуют столь глубокие раны смертельной ненависти».
Безумно и глупо вести разговоры о дружбе с теми, кому наш разум запрещает доверять и наше расположение к кому, глубоко израненное, вынуждает нас ненавидеть их. С каждым днем исчезают последние остатки родства между нами и ними. И может ли оставаться надежда на то, что по мере исчезновения взаимоотношений взаиморасположение будет расти, или же на то, что мы будем с большим успехом достигать согласия по мере десятикратного увеличения количества причин для ссор и более серьезного, чем когда-либо прежде, осложнения взаимоотношений.
Вы, твердящие нам о гармонии и примирении, можете ли вы возвратить нам ушедшие времена? Можно ли вернуть проститутке утерянную невинность? Точно так же вы не сможете примирить Великобританию и Америку. Разорвана последняя нить, народ Великобритании предъявляет нам счет. Существуют раны, нанесение которых природа не сможет простить; она перестала бы быть природой, если бы это сделала. Точно так же, как любящий не может простить насильнику насилие над любимой, наш Континент не может простить Великобритании убийства.
О вы, любящие человечество! Вы, осмеливающиеся противостоять не только тирании, но и тирану, сделайте шаг вперед! Каждая пядь старого мира находится под гнетом, подавлена. Свобода преследуется по всему земному шару. Азия и Африка уже давно ее изгнали. Европа считает ее незнакомкой. а Англия сделала ей предупреждение, перед тем как изгнан. ее. О, примите изгнанника и подготовьтесь к тому, чтобы стать со временем убежищем для человечества

Рассказать друзьям