К творчеству относится создание. Что такое творчество и какие виды творчества существуют

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровский Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет народного художественного творчества

Кафедра педагогики и психологии

Понятие о художественном творчестве

контрольная работа

Исполнитель:

Рогова Нина,

студент 3 курса, ФТиМИ,

гр. РЛТ-071

Преподаватель:

Ахметгамеева З. М.,

канд. пед. наук, доцент

Кемерово 2010

Введение…………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………4

Заключение……………………………………………………………..8

Список литературы……………………………………………………9

Введение

В этой работе я разграничиваю понятие «творчество» и «художественное творчество». Считаю эту работу актуальной, поскольку в настоящие время два этих понятия имеют один смысл и часто приравниваются друг к другу, хотя на самом деле имеют огромную разницу.

Для того чтобы понять, что такое художественное творчество, выясним что такое творчество вообще. Для этого я обратилась к интернет -энциклопедии «Википедия».

«Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.»

Художественное творчество является одним из видов творчества.

Виды и функции творчества.

Вид творчества

Функция (цель)

Предмет (результат)

Художественное творчество

Создание новых эмоций

произведения (искусства)

Научное творчество

Создание новых знаний

Теории, Открытия, изобретения

Техническое творчество

Создание новых средств труда

Процессы, Механизмы

Спортивное творчество

Создание[достижение] новых результатов

Сила, Скорость, Выносливость

Таким образом можно сделать вывод, что художественное творчество -это вид творчества, результатом которого является создание произведения искусства, т. е. специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов.

Художественное творчество осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение искусства. Для этого выделяют некие факторы творческой деятельности, такие как способности.

Г.Л. Ермаш относит к способностям труд, волю, вдохновение, чувства, память, мышление, интуицию, воображение, фантазию, талант и т.д.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить.Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.На значение интуиции в творчестве обращают внимание сами художники.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В.Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта- художника».

Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения.

Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего
«выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность.
Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены.
Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.

Всем известно стремление человека к самопознанию.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека. Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений.

«Флобер, считает, что высшее достижение искусства не в том, чтобы вызвать смех или слезы, страсть или ярость, а в том, чтобы пробудить мечту, так, как это делает сама природа ».

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что творчество является обобщенным понятием, а художественное творчество лишь одним из его видов.

Список литературы

    http://www.xserver.ru

    http://www.coposic.ru/suschnost-tvorchestva/tvorchestvo

    Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976.

    http://ru.wikipedia.org

    Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994.

    Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.

    Е.Н. Каменская. Этика. Эстетика. Конспект лекций. //Учебное пособие для студентов ВУЗов. М. 2001.

Творчество – неотъемлемый компонент человека. Кто-то выбирает творческий труд за основу своей жизни, другие применяют его время от времени. Что же такое творчество? Как обнаружить и развить в себе творческие способности? Чем отличается творческая личность от обычного человека? Можно ли говорить, что существует психология творчества, выходящая за рамки привычного восприятия? Попытаемся разобраться в этих вопросах вместе.

Что такое творчество?

Творчество - это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Хотите принимать лучшие решения , найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно , каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Кто такая творческая личность?

Творческая личность - это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью. (3)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Творчество

деятельность, в которой развитие человека безгранично. Именно творчество и предоставляет ему возможность для активизации себя. Т. активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей. Т. начинается там, где перестает быть только ответом, только решением заранее поставленной задачи. При этом оно остается и решением, и ответом, но вместе с тем в нем есть нечто «сверх того», что и определяет его качественный статус. Т. все, созданное человеком. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, – Т. и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать Т., а всех создателей – их творцами (Платон). Такой подход к Т. был для античной педагогики в ее лучших образцах. Майевтическое искусство Сократа основывалось как раз на предложении возможности «припоминать» учеником любую истинную мысль. Это предложение обладает большой педагогической ценностью, ибо исходит из органической целостности личности обучаемого. Процесс мышления действительно представляет собой «припоминание» той способности, которая была сформирована у ребенка предметным образом. Психологически это воспринимается как удивление, свидетельствующее о столкновении с противоречием. Если в античной философии и педагогике Т. понимается как открытие нового, а новизна присутствует во всем, созданном человеком, то «новизна» в интерпретации И. Канта представляет собой нечто редкое и хранимое в тайне. «Новизна» становится здесь источником и средством оживления внимания. Т. все более субъективируется и из универсальной превращается в частичную способность человека Т.конструктивная деятельность по созданию нового. Т. потенциал заложен в человеке, но уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, ее способностями, условиями, в которых она развивается. Взгляд на человека как на существо эволюционирующее, творчески самоопределяющееся и самопревосходящее, как на субъект планетарного и космического преобразовательного действия определяет суть антологического подхода к изучению Т. как механизма развития; как одну из форм метаморфного обновления материи на основе психических сил (В.Н. Николко, А.П. Тряпицына); как движущуюся силу развития общества и окружающей его среды, создания ноосферы (А.Г. Шумилин); как проявление необходимости жизни в ситуациях с неопределенными решениями, непредсказуемыми и неожиданными результатами (В.С. Шубинский), как основу развития, движения, изменения (Я.И. Пономарев др.). Т. – одна из форм обновления мира (А. Бергсон, В.И. Вернадский), замыкает пирамиду новационных движений в природе, важнейший родообразующий фактор человечества. Человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к Т. рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование (А.Л. Никифоров, В.А. Пантурин). Следовательно, отсутствие у индивида этой потребности, ее «затухание» ведет к деградации. Только в Т. и через Т. человек поднимется над своим природным состоянием. Человек, способный к Т., самобытен и неповторим (В.Д. Губин, В.А. Караковский). Т. служит основанием развития, выступает видом детерминации, взаимодополняется трудом и включает в себя деятельность как форму участия в ней человека (В.И. Николко). На уровне отдельно взятой личности Т. выступает в качестве диалектического единства «внутреннего» (сотворения себя) и «внешнего» (творчество окружающей деятельности). Каждый индивид – беспечно открытая потенциальность с огромной степенью свободы. Т. мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Т. при доминировании в процессе мышления проявляется как воображение. Будучи компонентом цели и способа деятельности, оно поднимает ее до уровня творческой деятельности как обязательного условия мастерства и инициативы. Т. при различных степенях его выраженности может проявляться в любом виде деятельности и связано с иерархией переживаний – от интереса через увлечение и вдохновение до озарения. При высшем проявлении Т. в сознании доминирует вдохновение, вплоть до озарения, в личности – потребность деятельности, а в деятельности – стремление к достижению новых, ранее не ставившихся целей новыми, ранее не опробованными средствами.

англ. creativity).

1. В узком смысле, Т. - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную т. зр., Л. С. Выготский писал, что в таком случае "Т. есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели к.-н. усовершенствования в области техники".

2. В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле, Т. (или творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). По словам Выготского, "как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и Т. на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает ч.-л. новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев" (Выготский. Воображение и Т. в детском возрасте). См. Креативность, Психология творчества, Творческий процесс, Эвристика.

3. Существует также т. зр., что Т. - это не только феномен человеческой деятельности, но и, напр., поведения животных, и даже атрибут материи (Пономарев Я. А.). Вообще говоря, любой процесс развития можно рассматривать как Т., что, конечно, не следует отождествлять с творческой деятельностью в психологическом смысле. (Б. М.)

ТВОРЧЕСТВО (КРЕАТИВНОСТЬ)

creativity) Способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи, отмеченные воображением (см. ВООБРАЖЕНИЕ), неотразимые, убедительные, значительные и т.д. С самых ранних дней психоанализ испытал соблазн объяснить творческую активность, и эти объяснения неизменно обосновывались проявлением сходства между творческой активностью и некоторыми невротическими процессами. Наиболее простой пример этого подхода - показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как ЭДИПОВУ фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность - это форма невротических мечтаний (Freud, 1908). Трудности, с которыми сталкивается эта гипотеза, заключаются в том, что она не в состоянии объяснить, почему все мечтания не являются творческими, и это вызвало появление вторичных гипотез относительно того, как технические приемы творческой работы позволяют превратить частные невротические "творения" в приемлемые и понятные широкой публике произведения искусства. В конце своей жизни Фрейд отвергал идею о том, что психоанализ внес какой-либо вклад в эстетику. (По поводу противоположного мнения см. Ehrenzweig, 1967.) Относительно недавно, главным образом под влиянием КЛЕЙНИАНСКИХ идей, были сделаны попытки доказать, что творческая активность является или ДЕПРЕССИВНОЙ, или ШИЗОИДНОЙ, т.е. что она или представляет собой попытку РЕПАРАЦИИ деструктивных фантазий (Klein, 1948; Sharре, 1950; Levey, 1939), или каким-то образом аналогична бредовому системообразованию ШИЗОФРЕНИКОВ (см. также БРЕД). Но и здесь остается невыясненной причина, почему отдельные люди обладают способностью находить творческие решения своих депрессивных или шизоидных проблем.

Поскольку классический психоанализ рассматривает отмеченную воображением деятельность как примитивную, ИНФАНТИЛЬНУЮ и как функцию ИД, такие авторы как Гартман и Крис были вынуждены описать с точки зрения РЕГРЕССИИ те виды деятельности, которые они фактически оценивают как действительно творческие и прогрессивные. Это привело к использованию выражений типа "регрессия на службе ЭГО" при описании "негативной способности" (Китс) творческого. Поскольку результаты творческой деятельности являются, по определению, новыми, неожиданными и потому непредсказуемыми, творчество представляет собой понятие, которое трудно включить в каузально-детерминистскую структуру (см. ПРИЧИННОСТЬ и ДЕТЕРМИНИЗМ); отсюда, вероятно, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ психоанализа в отношении творчества. Данное понятие поднимает и другие проблемы, например, является ли творчество способностью, свойственной всем, - и в этом случае любой может стать креативным, если устранить ТОРМОЖЕНИЯ; или это - особый дар, и в таком случае психоанализ должен допускать исключения в своих постулатах. Относительно первой из двух точек зрения см. работу Куби "Невротическое искажение творческого процесса" (Kubie neurotic distortion of the creative process, 1958); по поводу другой - работу Филлис Гринакр "Детство художника" (Greenacre the childhood of the artist, 1957), в которой она утверждает, что одаренные люди с самого начала жизни другие, что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что в случае анализа им требуется иная техника, нежели другим. См. также СМЫСЛ.

Творчество

деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Т. как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов Т.: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса Т., К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта Т. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы Т. на ЭВМ (эвристическое программирование). Вместе с тем передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам Т., которые не могут быть формализованы. Зависимость от них научно-технического прогресса (открытий, изобретений и т.д.) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции Т. Обусловленность Т. той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.), требует выявить своеобразие психологии Т. в каждой из них, а также характер отношений между ними. М.Г. Ярошевский

Творчество

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. (11.1, 3) Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинированного поведения. (11.1, 4 – 5) Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. (11.1,5) творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Если же принять во внимание наличие коллективного творчества, которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей. (11.1, 6) Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. (11.1, 6 – 7) возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта. (11.1, 8) Великий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне него Никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для его возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими. (11.1, 25) То, что мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода. (11.1, 20) Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания. (11.1. 23 – 24) Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития. (11.1, 32) Детское творчество стоит в таком же отношении к творчеству взрослых, в каком детская игра стоит к жизни детское литературное творчество нужно прежде всего для правильного развертывания сил самого автора. Оно нужно и для той детской среды, в которой оно рождается и к которой оно обращается детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества. (11.1, 57 – 58) Творчество ребенка напоминает игру, которая возникает из острой потребности ребенка и дает большей частью быстрый и окончательный разряд занимающим его чувствам. Вторая связь с игрой заключается в том, что и детское литературное творчество, как игра, в основе своей не порвало еще связи с личной заинтересованностью и личным переживанием ребенка. (11.1, 59) Смысл и значение этого (детского) творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка и значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира. (11.1, 60 – 61) основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. (11.1, 63) Мы видим проблему во всей ее сложности. Она состоит из двух частей: с одной стороны, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и дать ребенку то, чего мы вправе от него ожидать. (11.1, 75) См. Воображение, Деятельность, Игра, Опыт, Переживание, Поведение, Потребность, Развитие, Речь, Среда

Рассказать друзьям