Формирование средневековых городов. Формирование средневековых городов Скачать видеоурок «Формирование средневековых городов»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с причинами упадка античных городов и появления новых, признаками ремесленного производства.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять причины упадка античных городов и возрождения новых городов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации;

личностные УУД: формировать навыки проведения анализа; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Правилами городского совета Парижа в XII в. было предписано следующее: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, идущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по пучку травы с низких оград с каждой из сторон. В городе Эдинбурге (Шотландия) была «улица коров», в Страсбурге (Германия) — «улица быков». Как эти факты характеризуют города? Попытаемся обсудить эти вопросы на нашем уроке.

III. Актуализация знаний

— Всегда ли существовали города?

— Были ли города в Древнем мире?

— Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов?

— Где возникали эти города, чем в них занимались жители?

— Какие города уцелели после завоевания германцами Европы?

(Ответы учеников.)

— Сегодня на уроке речь пойдет о средневековых городах.

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.

(По ходу ответов заполняется «Древо целей».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Причины возникновения новых средневековых городов.
  2. Борьба городов с сеньорами.
  3. Мастерская городского ремесленника.
  4. Цехи и развитие ремесла.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров? Зачем ремесленники объединялись в цехи?

IV. Работа по теме урока

1. Причины возникновения новых средневековых городов

В первые столетия Средних веков в Европе было мало городов, но с X-XI вв. их число стало расти. Давайте убедимся в этом.

Задание: сравните исторические карты «Франкское государство в V — середине IX в.» и «Европа XIV-XV вв.».

— Какие выводы вы можете сделать на основании сравнения?

(Ученики выполняют задание.)

— Чем же объясняется рост числа городов во второй период Средневековья?

Задание: прочитайте исторический документ и выполните задания к нему.

Исторический документ

С XI в. с ростом населения сократились пространства, занятые лесами и болотами. К XII в. в Европе появилось много городов. На то были свои причины. Дело в том, что люди научились хорошо обрабатывать железо и придумали более совершенные орудия труда, например тяжелый колесный плуг. Он мог лучше вспахивать почву, качественнее ее обрабатывать. Это способствовало получению большего количества сельскохозяйственной продукции. Для изготовления железных орудий труда было нужно больше металла, поэтому в Европе возрастает добыча железной руды, активно развивается кузнечное дело. Для изготовления новых, более сложных орудий труда требуются специалисты. Среди крестьян выделяются мастера. Такие изменения происходят и в других ремеслах. Люди, умеющие что-то мастерить, занимаются только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания. Этим и живут. Так происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. К чему это приводит? К тому, что у людей появляется необходимость где-то обмениваться изделиями.

Задание: найдите в тексте последствия успехов в развитии хозяйства в средневековой Европе в XI-XII вв. и определите причины возрождения городов.

(Проверка выполнения задания и составление схемы)

Успехи в сельском хозяйстве (расчистки, трехполье, колесный плуг) и ремесле (появление сложных видов)

— Увеличение урожая, излишки продуктов -> Обмен части продуктов на изделия ремесленников

— Нужны были особые навыки в ремесле -> Ремесленники уходили из феодальных поместий

Отделение ремесла от сельского хозяйства

Возникновение и рост числа городов

— Как это происходило?

Задание: давайте познакомимся с процессом возникновения средневекового города на примере судьбы одного из ремесленников, используя прием драматизации.

Дополнительный материал

Молодой плотник Жан давно задумал покинуть родную деревню в которой жили его дед и отец. Наделом земли Жан не дорожил, его могло прокормить ремесло. Взвалив на спину короб с несложными инструментами, он ушел из дому. Все лето бродил Жан от замка к замку, изготовляя мебель по заказу их владельцев. Но бесконечно странствовать было нельзя. И тогда Жан вспомнил о монастыре, который был расположен на берегу судоходной реки. Издавна там по большим праздникам собирался торг, хорошо известный в округе.

Подойдя к монастырю, Жан не узнал знакомого места: у самой дороги стояла кузница, ее хозяин за плату подковывал лошадей многочисленных посетителей. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для приезжих. А у самой стены, точно гнезда ласточек, лепились дома ремесленников. Жан нашел среди них товарищей по ремеслу. В сырье недостатка не было, его всегда можно было купить у заезжих купцов. Заказывали и покупали изделия обитатели монастыря и приходившие сюда люди из соседних деревень и замков

Поселок ремесленников быстро рос — прибывали все новые беглецы из поместий. На берегу реки возникло поселение торговцев, там же ютился всякий бедный люд, зарабатывающий трудом на причале.

Но мирная жизнь поселка вскоре была прервана. В глухую осеннюю ночь на поселок напал отряд рыцарей. Жители поселка укрылись за стенами монастыря, но все, что они не успели унести с собой, стало достоянием разбойников. Вернувшись к своим разграбленным жилищам, ремесленники собрались на сход и приняли решение укрепить поселок. Они окопали его рвом, насыпали земляной вал, а на нем поставили деревянный частокол. Так образовалось укрепленное поселение — город.

— Города возникали в различных местах. По ходу рассказа отмечайте на карте города, о которых идет речь.

Города появлялись:

1. На месте старых античных городов . Как правило, там еще со времен Римской империи находились резиденции епископов и некоторых крупных светских феодалов. Вокруг них всегда жило много людей — придворных, военных, слуг, ремесленников. Кроме того, древние города были построены в удобных для торговли местах — на берегах морей и крупных рек, перекрестках больших дорог. Почти все итальянские города, а также Париж (бывшая Лютеция), Кельн (бывшая римская колония Агриппина), Базель (Базилия), Лондон (Лондиний) и многие другие провинциальные города Западной Римской империи ведут свою историю с античных времен и пережили второе рождение в эпоху позднего Средневековья.

2. На месте древних варварских военных укреплений (бургов) . Они со временем превратились в резиденции графов, центры их владений. Но только наличия военного лагеря было, как правило, недостаточно для возникновения города.

3. В местах, которые располагались вблизи переправ, речных путей и находились на более или менее одинаковом расстоянии от нескольких окрестных деревень. Жители собирались здесь, чтобы обменяться произведенными ими продуктами и приобрести необходимые вещи: орудия труда, одежду, украшения. Там можно было встретить и купцов из дальних стран. Такие места, где постоянно велась торговля, назывались рынками.

(Проверка выполнения задания.)

Вопрос-загадка. Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала находились засыпанные песком каменные ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.

— Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?

(Проверка выполнения задания.)

2. Борьба городов с сеньорами

Средневековый город не случайно был крепостью, врагов у него было немало. Но со временем злейшим врагом стал сеньор. Почему? Вспомните смысл средневековой поговорки «Нет земли без господина».

(Ответы учеников.)

Проблемное задание. Сеньором Страсбурга в Германии был епископ. Его люди судили горожан, назначали цеховых старшин, собирали налоги и пошлины, ведали чеканкой монет, получали деньги за пользование городскими весами и мерами. Горожане ежегодно отбывали в пользу епископа пятидневную барщину, ремесленники были обязаны поставлять ему определенное количество товара, купцы выполняли в поездках его поручения.

— Чем власть сеньора мешала развитию ремесла и торговли в городе?

(Проверка выполнения задания.)

— Что стало следствием борьбы городов с сеньорами?

Задание: работая с текстом п. 3 § 13, определите последствия этой борьбы и оформите свои выводы графически.

Борьба городов с сеньорами и ее последствия

Борьба городов с сеньорами -> Город под властью сеньора -> Последствия борьбы =>

1. Самоуправление в освободившихся городах

Мэр -> Городской совет -> Суд | Казна | Войско

2. «Городской воздух делает свободным»

В XII-XIII вв. многие крестьяне получили в городе новые профессии и обрели свободу.

3. Мастерская городского ремесленника

— В каких условиях в городе трудились ремесленники?

Задание: изучите иллюстрации «Мастерские ремесленников» и ответьте на вопросы.

— В каком помещении находится мастерская?

— Какие орудия труда используются в ней?

— Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме руки человека?

— Кто хозяин мастерской и почему?

— Является ли он работником?

— Какое положение в мастерской занимает работник, сидящий у окна?

— Что делают мальчики?

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Мастерская ремесленника:

  • Производство изделий на заказ или на продажу
  • Ручные орудия труда
  • Мелкое производство. Отсутствие разделения труда
  • Личный труд мастера. Эксплуатация подмастерьев и учеников

Подмастерья получали за свой труд от мастера плату. Они жили в доме мастера и питались с ним за одним столом, нередко женились на дочерях мастера. Накопив деньги на обзаведение собственной мастерской и сдав экзамены, подмастерья обычно становились мастерами.

— В чем состояла двойственность положения подмастерьев?

(Проверка выполнения задания.)

Задание: сравните положение зависимого крестьянина и городского ремесленника и заполните таблицу.

— Что общего между зависимым крестьянином и городским ремесленником? Каковы различия между ними?

(Проверка выполнения задания.)

4. Цехи и развитие ремесла

В условиях феодальной раздробленности мастера-ремесленники одной специальности объединялись в цехи.

Задание: работая с текстом п. 5, 6 § 13, ответьте на вопросы и выполните задания.

— Назовите и объясните причины образования цехов.

— Что такое цехи?

— Какие задачи выполняли цехи?

— Кто и как управлял работой цеха?

— Приведите примеры из жизни цеха.

— Каким образом цехи способствовали развитию ремесла?

— Каким образом они препятствовали росту промышленного производства в городах?

— Нет ли противоречия в этих вопросах? Как разрешить это противоречие?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему в Средние века возникла поговорка «Городской воздух делает свободным»?

— Кто работал в ремесленной мастерской?

— Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров на несколько столетий раньше, чем крестьянам?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 13, подготовить проект на тему «История возникновения средневековых городов».
  2. Для средних учеников — § 13, составить логическую цепочку «Причины возникновения городов и изменений в обществе».
  3. Для слабых учеников — § 13, ответить на вопрос: как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни?

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коржевская средняя школа

Проект на тему:

Средневековый город .

6 класс

Руководитель: Маськова Ю.Н.,

учитель истории и обществознания

Телефон школы: 88424177555

2016 - 2017 уч.год

    Введение.

II .Основной ресурс

  1. Возникновение средневековых городов как центров ремесла и торговли
  2. Население городов

    Как жили горожане

III .Заключение.

IV . Список используемой литературы

Введение.

Тема Средневековый город.

Эта тема привлекла меня своей актуальностью т.к. в современном городе активно развиваются контакты различных народов. И в прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

Цели:

    Определить место города в феодальном обществе, его сущность.

    Определить предпосылки образования феодального города.

З адачи :

      Просмотреть ресурсы по данной теме.

Гипотеза: феодальный город- это специфическое поселение с относительно высокой плотностью населения, поселение укрепленное, обладающее особыми правами, правовыми привилегиями концентрирующее не аграрные производственные, а социальные функции, связанные с мелкотоварным производством и рынком.

Предмет работы - Средневековый город.

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

Методы исследования :

    Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

Этапы проведения проекта:

    Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

    Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.

    Трансляционно - оформительный: - работа над презентацией - оформление проекта - предзащита проекта

    Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта. 5.Заключительный: защита проекта.

Глава 1. Возникновение средневековых городов как центров ремесла и торговли.

Первой из них явилось производство изделий по заказу потребителя, когда материал мог принадлежать и потребителю-заказчику, и самому ремесленнику, а оплата труда производилась либо натурой, либо деньгами. Такое ремесло могло существовать не только в городе, оно имело значительное распространение и в деревне, являясь дополнением к крестьянскому хозяйству. Однако при работе ремесленника на заказ товарное производство ещё не возникало, ибо продукт труда на рынке не появлялся. Следующая стадия в развитии ремесла была связана уже с выходом ремесленника на рынок. Это было новым и важным явлением в развитии феодального общества.

Ремесленник, специально занимавшийся изготовлением ремесленных изделий, не мог бы существовать, если бы он не обращался к рынку и не получал там в обмен на свои изделия необходимые ему продукты сельскохозяйственного производства. Но, производя изделия для продажи на рынке, ремесленник становился товаропроизводителем. Так, появление ремесла, обособленного от сельского хозяйства, означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между городом и деревней и возникновение противоположности между ними.

Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Бегство крестьян из деревни привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли.

Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения - феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д.- создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе.

Глава 2. Население городов .

личной зависимости

Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи . В Италии цехи возникли уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех строго регламентировал производство, и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Например, цех ткачей предписывал, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д. Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Кроме того, цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха. Цех также выступал как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны.

Почти во всех городах средневековой Европы в XIII-XV веках происходила борьба между ремесленными цехами и узкой, замкнутой группой городских богачей (патрициатом ). Результаты этой борьбы были различными. В одних городах, в первую очередь таких, где ремесло преобладало над торговлей, победили цеха (Кёльн , Аугсбург , Флоренция ). В других городах, где ведущую роль играли купцы, ремесленные цехи потерпели поражение (Гамбург ,Любек , Росток ).

Во многих старых городах Западной Европы еще с римской эпохи существовали еврейские общины. Евреи жили в специальных кварталах (гетто ), более или менее четко отделенных от остального города. На них обычно распространялся ряд ограничений.

Глава 3. Как жили горожане .

Дома строили в два-три этажа, верхние этажи нависали над нижними. Дом был не только жилищем, но для многих и местом работы: на нижнем этаже размещалась мастерская или лавка. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли барельефы, обозначавшие занятие владельца, – сапог или башмак у сапожника, крендель у пекаря. Большинство домов в городе были деревянными, крылись соломой или черепицей. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.

Долгое время в городах Западной Европы не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Мусор, помои обычно выбрасывали прямо на улицу. Скопившиеся нечистоты с улиц убирали редко. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками стали обычным явлением в крупных городах лишь в XIV веке.

Городские улицы начали мостить камнем раньше всего по приказу короля в городах Франции, но в большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время здесь стояли такие лужи, что в них можно было утонуть.

Из-за тесноты и грязи, скопления людей в городах вспыхивали эпидемии различных заболеваний, от которых погибало очень много людей. Единственным просторным местом в городе была рыночная площадь. Здесь стояли городские весы. Из фонтана на площади горожане брали воду. Неподалеку от нее высилась главная городская церковь – собор, обычно самое красивое здание в городе. На рыночной площади горожане сооружали ратушу – здание городского совета. Сверху ее венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон мог возвещать о бедствиях: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В ратуше размещались городская казна, тюрьма и арсенал.

Позднее в городах стали возводить другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения.

Выводы .

Примерно к X-XI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от сельского хозяйства. При этом отделившееся от сельского хозяйства ремесло - мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло в своём развитии ряд стадий.

Города играли в развитии внутреннего рынка при феодализме важнейшую роль. Расширяя, хотя и медленно, ремесленное производство и торговлю, они втягивали в товарный оборот как господское, так и крестьянское хозяйство и тем самым содействовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве, зарождению и развитию в нём товарного производства, росту внутреннего рынка в стране.

Основное население средневековых городов составляли ремесленники. Ими становились крестьяне, убежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка. Становясь горожанами, они постепенно освобождались от личной зависимости от феодала. Если бежавший в город крестьянин жил в нём в течение определенного срока, обычно - один год и один день, то он становился свободным. Средневековая пословица гласила: «Городской воздух делает свободным». Лишь в дальнейшем в городах появились купцы. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу.

По сравнению с современным городом население средневекового города было немногочисленным. Обычно оно не превышало 5–6 тысяч человек, а часто было и того меньше: 1–2 тысячи. Лишь немногие города Западной Европы, такие, как Лондон или Париж, насчитывали несколько десятков тысяч жителей.

Хотя главными занятиями горожан были ремесла и торговля, жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством. Перед городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, на пастбищах паслись стада. А мелкий скот (козы, свиньи) нередко пасся прямо в городе.

Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцами стен. Улицы были узкие, как щели. Ширина главных улиц не превышала 7–8 метров, а переулков – 1–2 метров. В Брюсселе одна из улиц называлась «Улица одного человека» – двое не могли на ней разминуться.

Заключение .

Во все времена города представляли из себя центры экономической, политической и духовной жизни народа, являлись главными двигателями прогресса. Города возникали не внезапно, процесс их формирования был длительным.

Средневековый город настолько выделялся из остального мира, что напоминал «цивилизацию в цивилизации». Природа не знает городов, где рукотворно все: дома, соборы, городские стены, водопроводы, витражи, мостовые… Здесь, как нигде, ощущается преобразующая воля, разум и рука человека. В городе рукотворная среда обитания преобладает над естественной.

Город – это место встречи людей разных национальностей, верований, культур. Он открыт для связей с внешним миром: для торговли, науки, искусства, обмена опытом. В городах жили люди десятков профессий и занятий: ремесленники и торговцы, ученые и студенты, стражники и чиновники, домовладельцы и поденщики, феодалы и их слуги… переселявшиеся в города феодалы и духовенство, и беглые крестьяне оказывались в водовороте городской жизни, испытывали на себе влияние мира денег и наживы, приобщались к привычкам и образу жизни горожан.

В 14-15 веках прежние центры средневекового мира – замок и монастырь – уступают место городам. Город стал центром мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене. Город стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда – административного, интеллектуального, обслуживающего и других.

Именно города с точки зрения многих историков придали неповторимое своеобразие западноевропейской цивилизации.

Список используемой литературы.

    Учебник История Средних веков, 6 класс;

    Урок №

    Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________

    ТЕМА УРОКА: Формирование средневековых городов. Городское ремесло

    Цели: познакомить с причинами упадка античных городов и появления новых, признаками ремесленного производства.

    Планируемые результаты:

    предметные : научиться объяснять причины упадка античных городов и возрождения новых городов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

    метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать,

    классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации;

    личностные УУД : формировать навыки проведения анализа; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

    Оборудование: карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация. Тип урока: открытия нового знания.

    Ход урока

      Организационный момент

      Мотивационно-целевой этап

    Правилами городского совета Парижа в XII в. было предписано следующее: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, идущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по пучку травы с низких оград с каждой из сторон. В городе Эдинбурге (Шотландия) была «улица коров», в Страсбурге (Германия) - «улица быков». Как эти факты характеризуют города? Попытаемся обсудить эти вопросы на нашем уроке.

      Актуализация знаний

      Всегда ли существовали города?

      Были ли города в Древнем мире?

      Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов?

      Где возникали эти города, чем в них занимались жители?

      Какие города уцелели после завоевания германцами Европы?

    (Ответы учеников.)

      Сегодня на уроке речь пойдет о средневековых городах.

      Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.

    (По ходу ответов заполняется «Древо целей».)

    Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

    Тема урока: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло».

    (Знакомство с планом урока.)

    План урока

      Причины возникновения новых средневековых городов.

      Борьба городов с сеньорами.

      Мастерская городского ремесленника.

      Цехи и развитие ремесла.

    Формулирование проблемных вопросов урока. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров? Зачем ремесленники объединялись в цехи?

      Работа по теме урока

    1 . Причины возникновения новых средневековых городов

    В первые столетия Средних веков в Европе было мало городов, но с X - XI вв. их число стало расти. Давайте убедимся в этом.

    Задание: сравните исторические карты «Франкское государ-. ство в V - середине IX в.» и «Европа XIV-XV вв.».

      Какие выводы вы можете сделать на основании сравнения?

    (Ученики выполняют задание.)

      Чем же объясняется рост числа городов во второй период Средневековья?

    Задание: прочитайте исторический документ и выполните задания к нему.

    Исторический документ

    С XI в. с ростом населения сократились пространства, занятые лесами и болотами. К XII в. в Европе появилось много городов. На то были свои причины. Дело в том, что люди научились хорошо обрабатывать железо и придумали более совершенные орудия труда, например тяжелый колесный плуг. Он мог лучше вспахивать почву, качественнее ее обрабатывать. Это способствовало получению большего количества сельскохозяйственной продукции. Для изготовления железных орудий труда было нужно больше металла, поэтому в Европе возрастает добыча железной руды, активно развивается кузнечное дело. Для изготовления новых, более сложных орудий труда требуются специалисты. Среди крестьян выделяются мастера. Такие изменения происходят и в других ремеслах. Люди, умеющие что-то мастерить, занимаются только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания. Этим и живут. Так происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. К чему это приводит? К тому, что у людей появляется необходимость где-то обмениваться изделиями.

    Задание: найдите в тексте последствия успехов в развитии хозяйства в средневековой Европе в XI -XII вв. и определите причины возрождения городов.

    (Проверка выполнения задания и составление схемы (см. с. 86).)

      Как это происходило?

    Задание: давайте познакомимся с процессом возникновения средневекового города на примере судьбы одного из ремесленников, используя прием драматизации.



    Дополнительный материал

    Молодой плотник Жан давно задумал покинуть родную деревню в которой жили его дед и отец. Наделом земли Жан не дорожил, его могли прокормить ремесло. Взвалив на спину короб с несложными инструментами, он ушел из дому. Все лето бродил Жан от замка к замку, изготовляя мебель по заказу их владельцев. Но бесконечно странствовать было нельзя. И тогда Жан вспомнил о монастыре, который был расположен на берегу судоходной реки. Издавна там по большим праздникам собирался торг, хорошо известный в округе.

    Подойдя к монастырю, Жан не узнал знакомого места: у самой дороги стояла кузница, ее хозяин за плату подковывал лошадей многочисленных посетителей. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для приезжих. А у самой стены, точно гнезда ласточек, лепились дома ремесленников. Жан нашел среди них товарищей по ремеслу. В сырье недостатка не было, его всегда можно было купить у заезжих купцов. Заказывали и покупали изделия обитатели монастыря и приходившие сюда люди из соседних деревень и замков

    Поселок ремесленников быстро рос - прибывали все новые беглецы из поместий. На берегу реки возникло поселение торговцев, там же ютился всякий бедный люд, зарабатывающий трудом на причале.

    Но мирная жизнь поселка вскоре была прервана. В глухую осеннюю ночь на поселок напал отряд рыцарей. Жители поселка укрылись за стенами монастыря, но все, что они не успели унести с собой, стало достоянием разбойников. Вернувшись к своим разграбленным жилищам, ремесленники собрались на сход и приняли решение укрепить поселок. Они окопали его рвом, насыпали земляной вал, а на нем поставили деревянный частокол. Так образовалось укрепленное поселение - город.

    - Города возникали в различных местах. По ходу рассказа отмечайте на карге города, о которых идет речь.

    Города появлялись:

      На месте старых античных городов. Как правило, там еще со времен Римской империи находились резиденции епископов и некоторых крупных светских феодалов. Вокруг них всегда жило много людей - придворных, военных, слуг, ремесленников. Кроме того, древние города были построены в удобных для торговли местах - на берегах морей и крупных рек, перекрестках больших дорог. Почти все итальянские города, а также Париж (бывшая Лютеция), Кельн (бывшая римская колония Агриппина), Базель (Базилия), Лондон (Лондиний) и многие другие провинциальные города Западной Римской империи ведут свою историю с античных времен и пережили второе рождение в эпоху позднего Средневековья.

      На месте древних варварских военных укреплений (бургов). Они со временем превратились в резиденции графов, центры их владений. Но только наличия военного лагеря было, как правило, недостаточно для возникновения города.

      В местах, которые располагались вблизи переправ, речных путей и находились на более или менее одинаковом расстоянии от нескольких окрестных деревень. Жители собирались здесь, чтобы обменяться произведенными ими продуктами и приобрести необходимые вещи: орудия труда, одежду, украшения. Там можно было встретить и купцов из дальних стран. Такие места, где постоянно велась торговля, назывались рынками.

    (Проверка выполнения задания.)

    Вопрос-загадка. Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала находились засыпанные песком каменные ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.

    - Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?

    (Проверка выполнения задания.)

    2. Борьба городов с сеньорами

    Средневековый город не случайно был крепостью, врагов у него было немало. Но со временем злейшим врагом стал сеньор. Почему? Вспомните смысл средневековой поговорки «Нет земли без господина».

    (Ответы учеников.)

    Проблемное задание. Сеньором Страсбурга в Германии был епископ. Его люди судили горожан, назначали цеховых старшин, собирали налоги и пошлины, ведали чеканкой монет, получали

    деньги за пользование городскими весами и мерами. Горожане ежегодно отбывали в пользу епископа пятидневную барщину, ремесленники были обязаны поставлять ему определенное количество товара, купцы выполняли в поездках его поручения.

      Чем власть сеньора мешала развитию ремесла и торговли в городе?

    (Проверка выполнения задания.)

      Что стало следствием борьбы городов с сеньорами?

    Задание: работая с текстом п. 3 § 13, определите последствия

    этой борьбы и оформите свои выводы графически.


    В XII-XIII вв. многие крестьяне получили в городе новые профессии и обрели свободу.

    ФИЗМИНУТКА

      Мастерская городского ремесленника

      В каких условиях в городе трудились ремесленники? Задание: изучите иллюстрации «Мастерские ремесленников»

    и ответьте на вопросы.

      В каком помещении находится мастерская?

      Какие орудия труда используются в ней?

      Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме руки человека?

      Кто хозяин мастерской и почему?

      Является ли он работником?

      Какое положение в мастерской занимает работник, сидящий у окна?

      Что делают мальчики?

    (Проверка выполнения задания и составление схемы.)


    Подмастерья получали за свой труд от мастера плату. Они жили в доме мастера и питались с ним за одним столом, нередко женились на дочерях мастера. Накопив деньги на обзаведение собственной мастерской и сдав экзамены, подмастерья обычно становились мастерами.

    - В чем состояла двойственность положения подмастерьев?

    (Проверка выполнения задания.)

    Задание: сравните положение зависимого крестьянина и городского ремесленника и заполните таблицу.

    Вопросы для сравнения

    Зависимый крестьянин

    Городской ремесленник

    Каким было хозяйство (мелкое, крупное)? Чем владел?

    От кого зависел?

    Для чего производили изделия?

      Что общего между зависимым крестьянином и городским ремесленником? Каковы различия между ними?

    (Проверка выполнения задания.)

      Цехи и развитие ремесла

    В условиях феодальной раздробленности мастера-ремесленники одной специальности объединялись в цехи.

    Задание: работая с текстом п. 5, 6 § 13, ответьте на вопросы и выполните задания.

      Назовите и объясните причины образования цехов.

      Что такое цехи?

      Какие задачи выполняли цехи?

      Кто и как управлял работой цеха?

      Приведите примеры из жизни цеха.

      Каким образом цехи способствовали развитию ремесла?

      Каким образом они препятствовали росту промышленного производства в городах?

      Нет ли противоречия в этих вопросах? Как разрешить это противоречие?

    (Проверка выполнения задания.)

      Подведение итогов урока

      Почему в Средние века возникла поговорка «Городской воздух делает свободным»?

      Кто работал в ремесленной мастерской?

      Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров на несколько столетий раньше, чем крестьянам?

    (Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

      Рефлексия

      Что нового узнали на уроке?

      Какие умения и навыки отрабатывали?

      С какими новыми терминами познакомились?

      Что понравилось и что не понравилось на уроке?

      Какие выводы сделали?

    Домашнее задание (дифференцированное)

      Для сильных учеников - § 13, подготовить проект на тему «История возникновения средневековых городов».

      Для средних учеников - § 13, составить логическую цепочку «Причины возникновения городов и изменений в обществе».

      Для слабых учеников - § 13, ответить на вопрос: как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни?

Рассказать друзьям