Полный морфологический разбор глагола. Морфологический разбор глагола

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.

План морфологического разбора глагола

Часть речи: глагол ;

Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.

Общее значение: действие предмета.

Морфологические признаки:

Начальная (неопределенная) форма;

Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;

Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).

Синтаксическая роль

Схема 1. Непостоянные признаки глагола

Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .

Морфологический разбор глагола

Увидите - глагол;

I. (что сделаете?) увидите ;

Н.ф. - увидеть ;

II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;

Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.

III. Вы (что сделаете?) увидите.

Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола

Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.

Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.

Я буду всегда вас помнить .

Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).

повелит. накл. изъявит. накл.

Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Глагол как часть речи. СРЯ ().
  2. Спряжение глаголов ().
  3. Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
  4. Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
  5. Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
  6. Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().

Домашнее задание

Задание: прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.

2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.

3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.

4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.

6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор глагола. План разбора

1. Определяем общее грамматическое значение слова. 2. Определяем начальную форму, по которой в дальнейшем выводим постоянные признаки. 3. Находим словоформу в тексте, устанавливаем непостоянные признаки. 4. Определяем синтаксическую роль.

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки :

  • Начальная форма (неопределённая, инфинитив).
  • Постоянные признаки:

а) вид;
б) переходность;
в) спряжение.

  • Непостоянные признаки:

а) наклонение;
б) время (у глаголов изъявительного наклонения);
в) число;
г) лицо (в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении);
д) род (в прошедшем времени и в условном наклонении у глаголов единственного числа).

3. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру (М. Горький).

Устный разбор глагола

Звучат - глагол, так как обозначает действие: волны (что делают?) звучат. Начальная форма - звучать. Имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, 2-е спряжение. Употреблён в изъявительном наклонении, в настоящем времени, во множественном числе, в 3-е лице - это его непостоянные признаки. В предложении является сказуемым.

Письменный разбор глагола

Звучат - глагол.

  1. Волны (что делают?) звучат. Н.ф. - звучать.
  2. Пост.: несов. вид, неперех., 2-е спряж. Непост.: в изъяв, наклон., в наст, вр., в ед. числе, в 3-м лице.
  3. Волны (что д е л а ю т?) звучат (сказуемое).

Морфологический разбор глагола. Примеры

На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца.
  1. (Лучи) разбудили
  2. Н.ф.: разбудить. П.п.: совершенный вид, переходный, невозвратный, II спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы.
  1. Посмотреть — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: посмотреть. П.п.: совершенный вид, переходный, невозвратный, II спряжение, исключение. Н.п.: не имеет, так как не изменяется.
  3. обстоятельство.
На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками.
  1. Не было — глагол, так как обозначает состояние предмета.
  2. Н.ф. быть. П.п.: несовершенный вид, не переходный, невозвратный, I спряжение, употреблён в безличном значении. Н.п.: имеет форму изъявительного наклонения, прошедшего времени, ср. рода, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
После завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.
  1. Отправляться — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: отправляться. П.п.: несовершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение. Н.п.: не имеет, так как не изменяется.
  3. составное глагольное сказуемое.
В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился .
  1. (Бильбо) зажмурился — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: зажмуриться. П.п.: совершенный вид, непереходный, возвратный, II спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, м. рода, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Солнце всё ещё освещало вершины гор.
  1. (Солнце) освещало — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: освещать. П.п.: совершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, ср. рода, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Утро выдалось прохладным.
  1. (Утро) выдалось — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: выдаться. П.п.: совершенный вид, непереходный, возвратный, разноспрягаемый. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, ср. рода, единственного числа.
  3. составное именное сказуемое.
- Не щиплись , - сказал орёл.
  1. Не щиплись — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: щипаться. П.п.: несовершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме повелительного наклонения, 2 лица, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Равнину пересекала река…
  1. (Река) пересекала — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: пересечь. П.п.: совершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, ж. рода, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Пусть во время похода вам сопутствует удача!
  1. (Пусть) сопутствует — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: сопутствовать. П.п.: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме повелительного наклонения, 3 лица, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Вовремя Вы уже не вернётесь !
  1. (Вы) не вернётесь — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: вернуться. П.п.: совершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, 2 лица, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Так обычно прощаются орлы.
  1. (Орлы) прощаются — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: прощаться. П.п.: несовершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, 3 лица, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
По небу полуночи Ангел летел, и тихую песню он пел … (М.Ю. Лермонтов.)
  1. (Он) пел — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: петь. П.п.: несовершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, м. рода, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Арина Петровна встаёт с своего места и высматривает в дверь, точно ли Улитушка ушла. (М.Е. Салтыков-Щедрин.)
  1. (Арина Петровна) высматривает — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: высматривать. П.п.: несовершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 3 лица, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
По ночам на обугленно-чёрном небе сияли звёзды. (М.А. Шолохов.)
  1. (Звёзды) сияли — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: сиять. П.п.: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Выходишь – ослепляет тебя синева. (Н.Г. Астафьева.)
  1. (Ты) выходишь — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: выходить. П.п.: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, II спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 2 лица, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Мы тебя доктором в экспедицию возьмём . (В. Козлов.)
  1. (Мы) возьмём — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: взять. П.п.: совершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, будущего времени, 1 лица, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Размеры жертвы крокодила мало смущают . (В. Песков.)
  1. (Размеры) смущают — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: смущать. П.п.: несовершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 3 лица, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Вылезай скорее, мышь. Что ты в норке там сидишь?
  1. Вылезай — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: вылезать. П.п.: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме повелительного наклонения, 2 лица, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Листья побежали по дороге. Это значит: осень на пороге.
  1. (Листья) побежали — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: побежать. П.п.: совершенный вид, непереходный, невозвратный, разноспрягаемый. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.

Конспект урока «Морфологический разбор глагола». Следующая тема: «»

Рассказать друзьям