Мордовская земля. Истоки этноса: появление древнемордовских племён

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мордовцы - это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?

Название

Интересно, что сами мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.

Современное толкование определяет мошку и эрзю, как субэтносы мордовцев, однако многие исследователи считают, что это абсолютно разные народности. У каждой из них есть свой язык, разные особенности религии, культуры и обрядов, понятия же «мордовский язык» не существует.
Впервые в письменных источниках мордовцы упоминаются в готских записках VI века: историк Иордан словом Mordens обозначал народы мокши и эрзи. Считается, что слово произошло от корня иранского происхождения, означающего «мужчина, человек».

Где живут, численность

По данным переписи 2002 года, число мордовцев в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:

  • Самарская область - 86000
  • Пензенская область - 70739
  • Оренбургская область - 52458
  • Ульяновская область - 50229
  • Республика Башкортостан - 26020
  • Нижегородская область - 25022

История

В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в зоне междуречья Волги и Оки обитали позднегородецкие и пьяноборческие племена, которые и были предками современных народностей мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем Средневековье очутились под влиянием Хазарского каганата.

В IX-XIII веках территория проживания мордовцев попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что уже в XII столетии мордва платила Владимиру Мономаху дань медом. Однако позже народ захватили татаро-монголы, под влиянием которых мордовцы находились до XVI столетия, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не пришлись по нраву народу, поэтому часть из них мигрировала в соседние, уральские или южные регионы. Оставшиеся же на исторической родине мордовцы не раз поднимали восстания за независимость, однако все они быстро подавлялись.

Внешность

Однозначно определить антропологический тип мордовцев невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.

Одежда


Национальная одежда мордовцев была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.

Семейный уклад

У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.


Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.

Характер

Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы - упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.

Жилище

Традиционное мордовское жилище - двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.


В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

Жизнь

Главным занятием мордовцев было земледелие. В древности использовали мотыгу, затем перешли на соху, вспахивающую землю не более чем на 5 см, а впоследствии и на тяжелый плуг. Основные культуры - рожь, ячмень, овес, горох, просо, полба, конопля. Большую часть зерна пускали на муку, которую производили на мельницах разного типа: водяных, ручных, ветряных.
Занимались и огородничеством, выращивали чеснок, лук, свеклу, хмель, морковь, огурцы, зелень, однако развито оно было слабо. Охота была дополнительным промыслом, в основном охотились на пушного зверя. Для этого использовали стрелы и лук, порой применяли гончих псов. Рыбная ловля практиковалась лишь в речных поселениях и не была массовым занятием.
С древних времен мордовцы занимались бортничеством, после пчеловодством. Число ульев у некоторых доходило до 200: мед ели сами, продавали русским купцам, отдавали в качестве дани. Ремесла были связаны с обработкой шерсти и дерева. Мордовцы славились как хорошие ткачи, порой целые деревни специализировались на крашении и набивке сукна.

Религия

Даже после принудительной христианизации мордовцы долгое время продолжали придерживаться традиционных верований «мокшень-кой». У них было одно верховное божество, которое называли Чам-Пас, Шкай или Нишке. Его антагонистом, повелителем зла, был Шайтан.
Однако культ по большей части строился вокруг множества духов-богов женского пола «ава». Среди них:

  1. Варма-ава - покровительница ветра
  2. Вирь-ава - хозяйка леса
  3. Норов-ава - богиня урожая, поля
  4. Тол-ава - дух огня
  5. Ведь-ава - покровительница воды

Шаманов у мордовцев не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.

Традиции

Интерес представляют свадебные и погребальные традиции мордовцев. Браки обычно осуществлялись по сговору или путем похищения: во втором случае пышные застолья не устраивались. В традиционном варианте брак начинался со сватовства: поздним вечером мужчина из рода жениха приезжал к дому выбранной девушки, кидал в окно хлеб и старался быстро скрыться.
Родные невесты должны были пуститься за ним в погоню: добравшись до дома свата они в ответ стучали в его окно: это означало согласие на переговоры. За день до свадьбы в доме жениха занимались выпечкой, среди изделий был большой пирог в виде фаллического символа и крупные пирожки с начинкой из творога «груди молодушки». Этими блюдами мордовцы просили богов, чтобы в доме молодых было много детей.


Невеста накануне свадьбы устраивала девичник: вместе с подругами они расшивали рушники для сватов и дружек, плели украшения из искусственных цветов для себя. После все вместе шли в баню, где мыли невесту и заплетали ей вместо одной косы две: такая прическа полагалась замужним.
Интересна традиция организации кладбищ: обычно первого усопшего на новом месте закапывали вертикально, с посохом в руке. Он должен был стать духом погоста и охранять живых от мертвых. Практиковался и культ предков: усопших поминали по христианским традициям, также раз в год устраивали обряд «возвращения и проводов» покойного. Представляли, что умерший вернулся, рассказывали ему новости живых, а затем провожали и просили больше не возвращаться.

Известные мордовцы

Если говорить про мордовцев, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.


Мордовские корни имеют выдающиеся исторические личности: служители церкви Патриарх Никон и Протопоп Аввакум, историк и просветитель Василий Ключевский. Много среди мордовцев представителей творческой элиты: актеры Василий Шукшин и Олег Табаков, артисты Лидия Русланова, Надежда Кадышева и солисты группы «Братья Гримм», художник Никас Сафронов.


Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.


Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.


Видео

Территория современного мордовского края стала осваиваться человеком, по всей видимости, в палеолите - древнем каменном веке, когда была заселена западная часть Среднего Поволжья. Однако наиболее ранние поселения в регионе относятся к мезолиту - среднему каменному веку (IX - VI тыс. до н. э.). Этим временем датируются стоянки людей на берегах рек и озер у с. Заречное Краснослободского и Старая Качеевка Теньгушевского района. Их хозяйство носило присваивающий характер и было основано на охоте, рыболовстве и собирательстве. Климатические условия после отступления ледника приближались к современным.

Временем расцвета первобытного общества стал неолит - новый каменный век, датируемый в лесной и лесостепной зонах европейской части России V - первой половиной III тыс. до н. э. В это время появляются глиняная посуда, шлифование и сверление камня, возникает ткачество. До уровня мастерства доводится производство каменных орудий: топоров, наконечников копий и стрел, долот и т.п. Однако хозяйство остается присваивающим, основанным на рыболовстве и охоте. На территории Мордовии стоянки неолитических людей обнаружены по берегам рек Алатыря, Вада, Мокши (имеркские, каргашинские, машкинские и др.). Они относятся к волго-камской культуре (Волгапинское, имеркские поселения), которую некоторые исследователи (О. Н. Бадер, А. Х. Халиков) относят к древним финно-уграм. Кроме того, зафиксированы стоянки балахнинской культуры (Андреевское и имеркские поселения), которая входила в общность культур ямочно-гребенчатой керамики.

Дальнейшее освоение территории современной Мордовии связано с эпохой энеолита - медно-каменного века (середина III - начало II тыс. до н. э.), с которой связано появление металлических (медных) орудий труда. Наиболее типичными для региона являются поселения волосовской культуры в бассейнах Вада, Мокши и Суры. Население занималось охотой, рыболовством, собирательством, жило в полуземлянках, соединенных между собой. Характерны находки фигурок человека, животных, птиц и рыб из кремния (Широмасовская стоянка - антропоморфная фигурка, 2-я Каргашинская стоянка - бобр). В захоронениях встречаются амулеты из зубов животных. Большинство ученых пишут о финно-угорской принадлежности волосовцев. Кроме того, в мордовском крае обнаружены поселения племен имеркской культуры (названа по памятнику у озера Имерка Зубово-Полянского района). Они жили в полуземлянках в поймах рек, на песчаных дюнах. К памятникам имеркской культуры относятся поселения у с. Волгапино, Новый Усад, Широмасово, рабочего поселка Ширингуши, озера Машкино.

Переход к производящим отраслям хозяйства (земледелие и скотоводство) связан с бронзовым веком, который датируется в мордовском крае первой четвертью II тыс. - VIII - VII вв. до н. э. В этот период регион постепенно превращается в зону контактов различных цивилизационных пластов, поскольку на территорию Мордовии проникают племена балановской, абашевской, примокшанской и срубной культур и начинают взаимодействовать с местным населением.

Балановские племена являлись частью более широкой фатьяновской культуры и первоначально занимали территории к югу от Прибалтики, междуречье Днепра и Волги. На рубеже III - II тыс. до н.э. они переместились на Волгу по Десне, Оке, Мокше, Суре. Большинство специалистов относят эти племена к протобалтийской ветви индоевропейцев. Их основным занятием было скотоводство, сочетаемое, видимо, с подсечно-огневым земледелием. На территории Мордовии такое поселение впервые было обнаружено П. Д. Степановым (Ош Пандо у с. Сайнино Дубёнского района). Кроме того, известны курганные могильники у с. Чукалы, Андреевка, Киржеманы.

Абашевцы принадлежали, по всей видимости, к древним индоиранцам и заселяли во второй-третьей четверти II тыс. до н. э. Подонье, Среднее Поволжье и юг Урала. Основным занятием было скотоводство. Известны курганы абашевцев у с. Старое Ардатово, Киржеманы.

Примокшанская культура была выделена П. Д. Степановым в 1950-е гг. и связывалась им с индоевропейскими племенами Подонья. Племена примокшанской культуры селились на высоких береговых мысах (у с. Журавкино, Теньгушево, Паево и др.).

Срубная культура была распространена в середине и второй половине II тыс. до н. э. в степях и лесостепях Восточной Европы от Урала до Днепра. Срубники занимались скотоводством, земледелием, бронзовой металлургией. Их памятники известны вдоль р. Большая Сарка, Инсар, Нуя, Пьяна. Широко распространены курганные могильники (у с. Кочкурово, Семилей, Пиксяси, Алово, Атяшево и др.), поселения исследованы у с. Аксеново, Берсеневка, Киржеманы.

На основе взаимодействия пришельцев с местным населением сложилась поздняковская культура (середина II - начало I тыс. до н. э.), племена которой занимались скотоводством и металлообработкой, земледелие играло вспомогательную роль. Памятники поздняковцев известны у с. Куликово, Кураево (Теньгушевский район), Шаверки (Краснослободский район), Жабино (Ардатовский район).

Железный век (VII в. до н. э. - начало н. э.) явился закономерным этапом освоения территории Мордовии, последовавшим за эпохой бронзы. На данном этапе регион полностью был заселен племенами городецкой культуры, финно-угорскую принадлежность которой никто не оспаривает. Их хозяйство было комплексным, сочетающим лесное животноводство, подсечное земледелие, охоту и рыболовство. Сырье для железных орудий было местным. Типичными поселениями были городища и селища (Нароватовское, Самозлейское, Каргашинское, Теньгушевское и др.). Городецкие племена являлись предками древней мордвы и рязанско-окских племен.

«Перерастание» городецкой культуры в древнемордовскую в первых веках н. э. связано с целым рядом внутренних и внешних факторов. Наиболее ранним памятником древней мордвы принято считать Андреевский курган в Большеигнатовском районе (первые века н. э.), где обнаружены прототипы многих мордовских вещей: глиняная посуда, разнообразные украшения (сюлгамы, височные подвески с грузиком, нагрудные бляхи). Обширность расселения древнемордовских племен способствовала обособлению северного населения (современная Нижегородская область), которое стало основой формирования мордвы-эрзи, и южного (Верхнее Посурье, Верхнее и Среднее Примокшанье), ставшего основой мордвы-мокши. Формирование бинарности древнемордовской этнической общности происходит во второй половине I тыс. н.э.

Кроме того, на территории современной Мордовии в I тыс. н.э. проживали родственные мордве рязанско-окские племена (северо-запад современной РМ) и пришлые племена именьковской культуры (Среднее Посурье), которые многие исследователи связывают со славянами.

На протяжении I тыс. н. э. мордва имела интенсивные связи со славянами, хазарами, волжскими булгарами, аланами, соседними финно-угорскими народами. К началу II тыс. н. э. на передний план выдвигаются связи со славянами и оформившимся Древнерусским государством, в орбиту которого оказались втянуты западные мордовские кланы. Об этом свидетельствуют находки подвесок со знаками Рюриковичей (Кельгининский могильник), русского дружинного вооружения и т.п. Существенную роль в этом процессе сыграли походы князя Святослава на Хазарию и последующая политика русских князей в средневолжском регионе.

Тема: «История возникновения Мордовии».

Цель:

Воспитывать любовь к своей малой родине, прививать интерес к получению новых знаний о своём родном крае.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья.

Мы, твои дети, славим тебя!

Мы с вами живём в стране, имя которой – Российская Федерация. Но у каждого человека есть ещё и малая родина – это место, где человек родился, вырос. Наша малая родина – Республика Мордовия , мордовский край. Для нас она - самая любимая и родная.

Имя нашей республике дал издавна проживающий здесь народ – мордва . Многие учёные считают, что своё имя мордва получила от древнеиранского слова «мард» - мужчина (мордовское мурде, мирде – мужчина). С давних времён названия, связанные с Мордовией , были известны историкам и путешественникам.

В старину мордва жили в небольших деревнях. Эти деревеньки находились в окружении лесов, рек. В лесах люди прятались от врагов, охотились, расчищали леса от деревьев, выращивали зерно, из выращенного зерна пекли хлеб, в реках ловили рыбу. Со временем мордовскому народу надоело прятаться от врагов и жить в глуши, и объединился с народами России. В то время и определились границы Мордовии. По ней прошла пограничная линия Русского государства и стали мордва защищать Россию. Строились крепости, заграждения из поваленных деревьев и тем самым, создавалось препятствие для врага. Народ вызывал восхищение у князей.

… Жила – была деревянная лучина. По вечерам в низенькой курной избушке старик – мордвин, одетый в грубую холщовую рубаху, выстругивал ее, их сухого елового полена. И когда лучинка разгоралась тусклым смоляным пламенем, она видела перед собой закопченные стены убогого жилища и единственное затянутое бычьем пузырем окошко. И ещё изможденную женщину, склонившуюся над прялкой и голодные глаза выглядывающих с печи ребятишек.

Это не сказка. Такой домик имеется в Мордовском республиканском краеведческом музее. Еще в начале двадцатого века ютились в таких избушках тысячи мордовских семей. При лучине молились богу и плели лапти, рожали детей и умирали.

Воспитанник:

Первые сведения о её народе сообщил историк Иордан, живший в 6 веке. Более подробные сведения о мордве привёл монарх Юлиан, посетивший наш край в 13 веке. Он рассказал про обширную страну – царство Мордвинов. Двести лет спустя итальянский путешественник Иосафат Барбао упомянул о богатом народе мокша и стране Мокшия. Описания мордовских земель оставили и восточные авторы. Первым русским источником, в котором прозвучало слово «мордва», была «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. В Никоновской летописи 16 века содержатся данные о первых мордовских князьях.

Воспитанник:

О самых первых жителях края нам помогает узнать наука археология. С её помощью учёные выяснили, что первые люди на территории Мордовии появились примерно 10-7 тысяч лет назад. Вначале нашёй эры стали формироваться основные признаки древнемокшанской и древнеэрзянской культур. В 7-9 веках мордва по частям была подчинена трём государствам: Древнерусскому, Хазарии и Волжской Булгарии.

В тоже время у мордвы начали складываться собственные государства. Русские летописи описывают страну мордвы-« Пургасову волость», упоминают первых князей – Пургаса и Пуреша. В 13 веке Мордовский народ подвергся страшному испытанию – нападению монгола – татар. Всё население было обложено многочисленными поборами – податями и данями. По требованию завоевателей мордва должна была кормить сборщиков дани, давать им лошадей, а также выставлять воинов в армию ханов.

Воспитанник:

В 15 – 16 веках земли, где проживала мордва, вошли в состав Российского государства. С этого времени на территории мордовского государства началось расселение русских, которые до сегодняшнего дня живут бок о бок с мордвой. Два народа на протяжении многих веков вели борьбу против общих врагов, вместе сооружали оборонительные укрепления вдоль южных границ государства. Так были построены крепости Темников, Краснослободск, Саранск и Инсар.

До 20 века понятия « Мордовия » не существовало. Земли мордовского края были распределены по нескольким губерниям: Пензенской, Нижегородской, Тамбовской и Симбирской, а его основное население принимало активное участие во всех основных событиях российской истории крестьянских войнах, борьбе против иностранных захватчиков, (поляков, шведов, французов), первой российской революции, Первой мировой войне.

Воспитанник:

Важные перемены произошли на территории края после 1917 года. Тогда среди лучших представителей мордовской интеллигенции возникла идея объединения мордвы. В 1928 году был создан Мордовский округ. В него вошли земли из бывших Пензенской и Симбирской губерний. Столицей округа стал город Саранск, руководителем - С. С. Шишканов.

10 января 1930 года округ был преобразован в Мордовскую автономную область. Этот день мы считаем днём рождения Мордовии. В 1934 году она была переименована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР). Вместе с новым статусом республика получила герб и флаг. В 1937 году была принята Конституция МАССР.

В последующие годы в МАССР развернулось промышленное строительство, шёл рост городского населения. Жители Мордовии внесли свой вклад в победу СССР над фашистской Германией. Имена наших земляков – Пуркаева М. А., Девятаева М. П. и многих других – навечно вошли в историю России.

Воспитанник:

198 уроженцев Мордовии были удостоены высшей государственной награды – звания Героя Советского союза (России). Большинство награждённых – участники Великой Отечественной войны. Первым Героем из Мордовии был И. А. Пожарский, погибший во время вооружённого конфликта между СССР и Японией у озера Хасан. После 1945 Героями Советского Союза и России стали маршал С. Ф. Ахромеев, летчик космонавт В. Н. Дежуров и спецназовец А. Ю. Янклович.

Воспитанник:

Мы и наши потомки будет вечно помнить, и гордиться своими земляками, которые внесли большой вклад в современную культуру, искусство. Будем гордиться величайшими и талантливыми писателями, художниками и спортсменами. Степан Дмитриевич Эрьзя – скульптор, уроженец с. Баево Ардатовского района, знаменит не только в Мордовии и России, а даже за рубежом. Известные писатели – Кузьма Абрамов, Иван Никитович Кудашкин, Александр Васильевич Арапов и многие другие, если рассказывать о всех, нужно много времени, каждый из них замечателен и неповторим. А скольким нашим землякам еще предстоит покорять вершины и прославлять Мордовию! А наши спортсмены показали на Олимпиаде в Афинах, что Мордовский народ силен и вынослив – об этом говорят призовые места. Богата земля мордовская на таланты.

Воспитанник:

В1990 году Мордовия была переименована в мордовскую Советскую Социалистическую Республику (МССР). В 1991 году был избран Президент МССР. Им стал В. Д. Гуслянников. Однако через два года этот пост был ликвидирован и власть перешла в руки Верховного совета МССР.

В январе 1994 года на карте Российской Федерации появилась Республика Мордовия (РМ). Была принята Конституция РМ. Главой республики стал Н. И. Меркушкин. Позже Н. И. Меркушкин ещё дважды одерживал победу на всенародных выборах Главы РМ, а в2006 году был утвержлён на этой должности Госсобранием РМ по предложению Президента России В. В. Путина.

14 мая 2012 года новым Главой Мордовии стал Владимир Дмитриевич Волков. Его кандидатуру, предложенную президентом России В.В.Путиным, утвердили депутаты Госсобрания республики.

Воспитатель:

Сегодня Мордовия - процветающая республика, она современна и не уступает по уровню жизни другим передовым республикам и областям. Столица Мордовии - Саранск быстро застраивается и приобретает европейский стиль инфраструктуры. Буквально за десять лет Саранск практически полностью изменился благодаря новым застройкам и устранению старых зданий и предприятий. Такими темпами в ближайшем времени Саранск будет походить на Москву и другие города Европы. В Мордовию стали приезжать разные знаменитости, чтобы посмотреть на красоту и изящность этих мест. Строится футбольный стадион, где в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу. Это еще раз показывает, насколько Мордовия процветает и занимает хорошие позицию в России.


Мордва – один из самых уникальных народов России. Уникальность его заключается в бинарности, т.е.двойственности составляющих его частей – народов мокша и эрзя. Впрочем, пока нет окончательного ответа на вопрос «Являются ли мокша и эрзя одним, мордовским народом, или двумя разными?». Сторонники и противники есть у обеих версий.

В пользу того, что мокша и эрзя – разные народы, лишь по случайности объединённые в один мордовский народ, говорит факт отсутствия в их языке этнонима «мордва» и наличие у мокшан и эрзян своего языка. Сами себя они мордвой изначально не называли, а называли мокшей и эрзей.

Против признания мокши и эрзи разными народами говорит то, что уже сформировалась многочисленная прослойка представителей этих народов, которые считают себя мордвой, а за пределами Мордовии мокша и эрзя практически 100% воспринимают себя единым мордовским народом.

Мокшанский и эрзянский языки имеют много общего, но и много отличий. Как правило, сторонники законодательного разделения мордвы на мокшу и эрзю утверждают, что мокша и эрзя не понимают язык друг друга. Сторонники единого мордовского народа утверждают обратное.

Есть мнение, что раздел на мокшу и эрзя произошёл в I тыс. Со временем это отразилось на языке и менталитете. Тут мордва повторяет судьбу сербов, часть которых в древности ушла из Центральной Европы на Балканы, а часть осталась там, где сейчас находится Лужица – регион в составе Германии, где проживают лужицкие сербы (немцы называют их «сорбы»), самый малочисленный славянский народ (60 тыс.).

Сегодня балканские сербы и лужицкие считают друг друга «двоюродными братьями». Первые – православные, преимущественно пользуются кириллицей; вторые – германизированные лютеране, пользуются латиницей.

Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. И, как в случае и с другими финно-угорскими народами (марийцы, удмурты, ханты, манси и проч.), их история содержит много белых пятен. На память сразу приходят баски – народ в Испании, в языковом и культурном отношении оторванный от испанцев. Происхождение басков, их языка и как они оказались в Пиренеях – загадка для учёных. Известно только о наличии общих черт у баскского языка с некоторыми кавказскими. Разделение на мокшу и эрзю для учёных тоже, своего рода, загадка.

В Мордовии три государственных языка – русский, мокшанский и эрзянский. Чтобы никому не было обидно. При этом стоит проблема сужения ареала употребления последних двух. Мордовские языки (автор позволит себе это обобщающее название для краткости изложения) нуждаются в поддержке, и центральные власти обязаны эту поддержку оказать, ибо этническое разнообразие России – как пестрая картина, и исчезновение даже одного её оттенка сделает её беднее.

В старину ареал расселения мордвы был значительно шире, чем сегодня. Есть мнение, что мордва заселяла современные Тамбовскую, Нижегородскую, Ульяновскую, Рязанскую, Пензенскую области. Но мордва настолько близко сошлась с русскими, что достаточно быстро ассимилировалась.

Действительно, внешне мордвина отличить от русского сложно, а счёт русских с мордовскими кровями идёт, наверное, на многие десятки тысяч. В первой половине ХХ в.мордва массово переселялась в Сибирь, спасаясь от безземелья. Основывали свои мордовские деревни, где даже дети русских переселенцев переходили постепенно на мордовский язык. Даже в 1950-х в сибирские школы ещё приходили мордовские первоклашки, путавшие русские падежи и лица (в мордовских языках отсутсвует склонение по лицам). Но потом ассимиляция брала своё, мордовский язык они почти забывали.

Все слышали о подвиге лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева, который продолжал громить гитлеровцев даже после ампутации двух ног. Борис Полевой посвятил его подвигу книгу «Повесть о настоящем человеке». А кто знает, что Маресьев по национальности – мордвин? Немногие.

Любители бокса знают профессионала Олега Маскаева, не раз удивлявшего болельщиков напряжёнными поединками на ринге. Кто знает, что Маскаев тоже мордвин? Немногие. И таких случаев достаточно.

К сожалению, постепенно отошла в прошлое традиция называть детей мордовскими именами: Пичай, Виряс, Кежай, Парут. Сегодня по ФИО не отличить мордвина от русского, как можно отличить, например, ингуша, татарина или балкарца. Хочется верить, что традиция давать новорождённым мордовские имена возродится.

Отличительные черты мордовского национального характера – стойкость, выдержка, решительность. Упрямый как мордвин - красноречивая поговорка. Подтверждение: патриарх Никон, при котором произошёл церковный раскол, был мордвином недюжинной энергии. В годы Великой Отечественной войны среди мордвы не было предателей. Мордовский легион в составе вермахта – это невозможный сценарий.

Не было среди мордвы перебежчиков в афганскую кампанию и во все прочие войны, в которых мордва участвовала наравне с другими народами России. Взаимодействуя с русскими с XI в. (мордва упоминается также в «Повести временных лет»), войдя официально в состав русского государства в XVI в., мордва внесла существенный вклад в становление России.

Столица Мордовии Саранск принимал в этом году серию игр Чемпионата мира по футболу. Десятки тысяч иностранных болельщиков получили возможность познакомиться с мордовской культурой. Их ждали экскурсии по этнокультурным объектам – этноподворье «Мир мордовской деревни», Музей мордовской народной культуры, выставка «Быт мордовского народа», проект «Примерь мордовский костюм» и т.д.

И это очень верный подход. Практически каждая туристическая страна включает в турпрограмму этнический элемент. В Тунисе туристов знакомят с берберской культурой, в Китае – с культурой народов ли и мяо, во Вьетнаме – с культурой хмонгов. Мордовская культура тоже может стать туристическим активом для республики. Чемпионат мира по футболу это доказал. Теперь о мордве услышат на многих континентах.

Республика Мордовия в древние века

Финно-угорские племена населяли территорию современной западной, северной и центральной России с доисторических времен. Археологические памятники, связанные с мордвой, прослеживаются с первого тысячелетия до Р.Х.
Первое упоминание о мордве встречается у византийского епископа Иордана (VI век); в русских источниках — с XI века. В X веке мокша (на юге современной республики) и эрзя (на севере) платили дань Хазарскому каганату, затем в XI—XIII веках образовали государство, известное в русских летописях как Пургасова волость, с центром в современном Арзамасе.
Вхождение в состав Русского централизованного государства. В результате монголо-татарского завоевания Мордовская земля утратила самостоятельность, став объектом набегов и местом сбора ясака.
Во 2-й половине XIII в. после образования Улуса Джучи (Золотой Орды) основой административно-территориального устройства в мордовском крае стала система пожалований земли князьям и мурзам.
В начале XIV в. на Мордовской земле возник крупный административный центр Орды — г. Мохши, в котором с 1313 чеканилась своя монета. Поселения местной феодальной знати обычно располагались вблизи больших рек на высоких труднодоступных местах. На одном из них, Итяковском городище, найдена бронзовая бляха, выдававшаяся должностным лицам золотоордынской администрацией.
В XIII—XIV вв. часть мордвы — земледельцы, кузнецы, ювелиры, строители — была переселена к золотоордынским городам на Средней и Нижней Волге.
Походы Тимура в конце XIV в. привели к разгрому почти всех областей Золотой Орды, раздираемой бесконечными междоусобицами. Мохши потерял своё значение форпоста ханской власти на Мордовской земле. С 40-х гг. XV в. после окончательного распада Золотой Орды часть мордвы оказалась под властью возникшего Казанского ханства.
Однако наиболее важное значение для мордовского народа имело вхождение в состав Московского и складывающегося Русского централизованного государства. Это был сложный и длительный процесс, происходивший в несколько этапов. Его предпосылкой было присоединение части мордовских территорий Примокшанья, правобережья Волги и Присурья к Рязанскому и Нижегородскому княжествам. Нижегородское княжество являлось преемником политических традиций владимиро-суздальских князей. С конца XIII в. его граница стала постепенно отодвигаться на Восток, приближаясь к левому берегу Суры. В 1328 князь Константин Васильевич повелел русским людям селиться по рекам Оке, Волге, Кудьме на месте мордовских селищ. В 1372 на левом берегу Суры была заложена крепость Курмыш. Территория, подвластная Нижнему Новгороду, включала земли мордвы по левобережью Суры до Запьянья. В 1392 великий князь московский Василий I получил в Орде ярлык на нижегородское княжение. К 1411 Нижнему Новгород был окончательно подчинён московским князьям.
В 80-е гг. XV в. значительная часть Мордовской земли входила в состав Московского государства. В связи с обострением отношений с Казанью и участившимися набегами ногайских и крымских ханов Русское государство проводило укрепление восточных границ. С этой целью началось строительство новых городов-крепостей на мордовской окраине (Кадом, Темников). Против Казанского ханства было предпринято несколько походов, в которых принимала участие и мордва. Летом 1551 народы правобережья Волги принесли свияжскую присягу на верность русскому царю, которая явилась правовым закреплением вхождения мордовского народа в состав Русского централизованного государства. Судьба Казанского ханства была решена походом 1552.

Республика Мордовия в XVIII-XIX вв.

В XVIII в. произошли значительные изменения в административном устройстве края, который был разделён между 3 губерниями, 5 провинциями и 6 уездами. Политическое развитие мордовского края в Петровскую эпоху проходило в русле общероссийских тенденций. Среди политических событий начала XVIII в., затронувших мордовский край, — Большой Кубанский погром 1717, ставший последним набегом кочевников в регион. По материалам 3-й ревизии (1762—66), население края составляло около 334 тыс. чел. Мордовский край был сельскохозяйственным регионом России: 96% всего населения — крестьяне.
В 1706 Пётр I своим указом потребовал ускорить процесс христианизации. При её проведении отмечались религиозная нетерпимость и фанатизм. Насилие послужило поводом для выступлений мордовских крестьян. В условиях империи наиболее крупным стало восстание крестьян в 1743, непосредственным поводом которого послужила попытка епископа Нижегородского и Алатырского Д. Сеченова разрушить мордовское кладбище у с. Сарлей. Восстание оказало воздействие на политику правительства по отношению к мордве, и оно обратилось к мирным средствам привнесения православия в край. Были увеличены льготы новокрещёным: освобождение от налогов на 3 года, от рекрутской повинности, материальное вознаграждение. Наиболее важным было то, что принятие православия, являвшегося государственной религией, означало социально-правовое уравнение мордвы с русскими. Закрепление православия в мордовской среде произошло во 2-й пол. XVIII —начале XIX в., когда оно проникло в быт, стало составной частью уклада жизни.
В мордовском крае в XVIII в. создавалась промышленность, связанная с переработкой местного сырья. Значительного развития достигло поташное производство, продукция которого применялась в стекольной, кожевенной, суконной промышленности, винокурение. Государство владело Бриловским, Штырменским и другими заводами.
Металлургические предприятия на территории края были небольшими: Рябкинский и Сивинский заводы Миляковых, Виндрейский завод Баташевых, Инсарский Никонова и др. В XVIII в. расширялись рыночные связи мордовского края. Только в Саранском уезде было более 10 ярмарок.
В XVIII в. мордовский край в сфере социально-экономического развития выступал как часть России, тесно интегрированный с другими регионами. Во всероссийском разделении труда ему отводилась роль производителя товарного хлеба, спирта, лесохимической продукции и т. д.
В XIX в. подавляющее большинство мануфактур составляли вотчинные посессионные. Важнейшую роль в организации промышленного производства края играла винокуренная отрасль, в которой до реформы 1861 дворяне занимали монопольное положение. Конкуренцию дворянским заводам составляли лишь 2 казённых: Бриловский и Троицко-Острожский.
В ходе промышленного подъёма 1890-х гг. Россия превращалась из аграрной в аграрно-индустриальную страну. Но мордовский край оставался типично аграрным районом. Другая особенность его социально-экономического положения состояла в слабом развитии городов — всего 5 (Ардатов, Инсар, Краснослободск, Саранск, Темников), и те относились к числу небольших.

Республика Мордовия в первой половине XX в.

Весной — летом 1918 в мордовском крае, как и в целом по России, складывалась политика «военного коммунизма», включавшая ряд экономических, политических и социальных мероприятий. Была проведена ускоренная национализация промышленных предприятий (1918), включая нецензовое производство, созданы Советы народного хозяйства, введён запрет на частную торговлю, прямой товарооборот города с селом, конфискованы помещичьи имения и владения крупных собственников, на уравнительных началах проходил передел земли между крестьянами и т. д.
Власть создавала различные формы советского и коллективного землепользования — артели сельскохозяйственные, коммуны сельскохозяйственные, товарищества по совместной обработке земли, колхозы, совхозы. Однако опыт первых советских и коллективных хозяйствв был неудачным, и обстановка в деревне продолжала ухудшаться; середняки, зажиточные крестьяне и кулаки относились к новым образованиям отрицательно, усиливался голод среди бедных слоёв населения, начавшийся ещё в годы 1-й мировой войны. Из-за угрозы голода в городах, особенно столичных и крупных промышленных центрах, весной 1918 в России введена продовольственная диктатура, осуществлявшаяся продовольственными отрядами из солдат и рабочих, которых направляли в деревню для изъятия «излишков» хлеба. К концу 1918 здесь насчитывалось более 3 тыс. продотрядовцев, работавших совместно с созданными властью чрезвычайными органами (ревкомы, чрезвычайные комиссии, ВОХР, ЧОН) и комитетами бедноты. Комбеды практически превратились в органы власти на селе, нередко допускали серьёзные злоупотребления. Жёсткие действия продотрядов и комбедов стали причиной крестьянских мятежей, охвативших Советскую Республику весной и летом 1918, волнений и восстаний крестьян в с. Большой Азясь, Яковщина, Баранчеевка, Лада, Пятина, Гумны, Старое Синдрово и др.
Экономическое положение в уездах Мордовии серьёзно осложнилось в 1919 с введением продовольственной развёрстки. В 1918—21 по продразвёрстке в крае было собрано около 10 млн. пудов хлеба.
Весной 1918 началась Гражданская война. Уезды Мордовии в период «военного коммунизма» дважды (1918 и 1919) становились прифронтовой полосой, ближайшим тылом Восточного фронта; на территории края размещались значительные вооруженные силы РККА. Когда в конце мая 1918 Чехословацкий корпус поднял мятеж, одним из первых очагов восстания оказалась Пенза, куда на подавление контрреволюции были направлены 660 бойцов из Саранска и Рузаевки. В июне 1918 из разрозненных подразделений, действовавших в направлении Симбирск — Сызрань — Самара, была создана Первая армия Восточного. В с. Пайгарма, недалеко от ст. Рузаевка, располагался штаб 1-й Восточной армии. 15.8.1918 в Саранске был создан мобилизационный отдел по пополнению за счёт местного населения Двадцать четвёртой Самаро-Симбирской Железной стрелковой дивизии, Пятнадцатой стрелковой дивизии и Двадцатой Пензенской стрелковой дивизии. В октябре 1918 началось формирование Первого Саранского советского стрелкового полка, который участвовал в боях с белыми на Восточном, а затем и Южных фронтах. В апреле—мае 1919 в Саранске находился Башкирский ревком, к-рый формировал Башкирскую дивизию, в 1918—20 в крае насчитывалось значительное количество интернациональных воинских соединений РККА.
Всего было мобилизовано около 74 тыс. чел. Местные органы и трудящиеся оказывали всемерную помощь в обеспечении армии продовольствием, фуражом для конницы. Однако жёсткая политика «военного коммунизма», особенно продразвёрстка, усиливала недовольство русского, мордовского и татарского крестьянства. Восстания 1919 стали самыми крупными на территории мордовского края, в них, как правило, принимали участие все социальные слои населения. Наряду с крестьянскими происходили выступления в воинских частях, участниками выступлений становились дезертиры. Только в июле—августе 1919 в Инсарском, Краснослободском, Рузаевском, Саранском и Наровчатском уездах было зафиксировано 7 096 дезертиров, в Темниковском уезде — 6 004, к 1920 дезертирство в крае переросло в «зелёное движение». Всего же в 1918—20 в Поволжье произошло более 200 крестьянских выступлений.
Итогом политики «военного коммунизма» наряду с победой советской власти в Гражданской войне и ликвидацией иностранной интервенции стали глубокие кризисные явления в экономике страны и мордовского края: сокращение промышленного производства, повсеместное уменьшение посевных площадей, нивелирование крестьянства и натурализация его жизни, кризис финансовой системы, инфляция, деградация налоговой политики, свёртывание демократии и распространение чрезвычайщины.
В 1928 году появляется мордовская государственность — в составе Средневолжской области был образован Мордовский округ с центром в Саранске. В 1930 году округ был преобразован в Мордовскую автономную область, с 1934 — Мордовская АССР.

Республика Мордовия в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война была не только драматичным, но и героическим периодом истории народов нашей страны. Вместе с другими братскими народами вклад в разгром гитлеровской Германии внесли уроженцы Мордовии. Не дожидаясь повесток из военкоматов, коммунисты, комсомольцы, беспартийные шли на призывные пункты с просьбой отправить их на фронт. Свыше 6 тыс. добровольцев ушли на фронт в первые 2 месяца, в т.ч. более 4 тыс. коммунистов.
В республике готовили специыльные формирования лыжников, истребителей танков, специалистов для подпольной работы в тылу врага, партизанских отрядах. Здесь принимали и создавали воинские части, готовили партизанские базы в лесах Зубово-Полянского и Темниковского районов. На территории МАССР дислоцировались воинские части морской авиации, 29, 85, 94 и 95-го отд. батальонов химического отпора, полка бронепоездов, 178-го отд. батальона связи и др. 112-й лыжный батальон участвовал в боях под Москвой. Триста двадцать шестая Рославльская стрелковая дивизия, сформированная на территории Мордовии, начала свой боевой путь под Москвой, а завершила на берегах Эльбы. Много уроженцы воевали в частях 91-й гвардии Духовщинской стрелковой дивизии. До 100 тыс. жителей Мордовии было мобилизовано на строительство Сурского оборонительного рубежа Москвы и области. Мордовия могла принимать боевые самолёты на специально оборудованных аэродромах.
Республика стала одним из центров Среднего Поволжья по реабилитации раненых: на её территории располагалось 14 госпиталей, 6 из них — в Саранске.
На производственных площадях Мордовии было размещено эвакуированное оборудование 17 предприятий Украины, Белоруссии, Брянской, Курской, Орловской обл. и других регионов страны. Осенью 1941 многие из них начали выпускать продукцию для фронта, а к середине. 1942 работали на полную мощность. Перестройка работы промышленности республики на военный лад была осуществлена в основном в начале 1942, раньше, чем в целом по стране (сер. 1942), т. к. не требовала существенных изменений в технологическом процессе. Благодаря вводу в строй Саранского механического завода и завода «Электровыпрямитель» в Мордовии был заложен фундамент для послевоенного развития крупной промышленности и формирования её национальных кадров. Первый выпускал взрыватели для снарядов, второй — выпрямительные агрегаты, применявшиеся в армии, ВМФ, народном хозяйстве. К оборонной промышленности относился и Саровский завод, выпускавший артиллерийские снаряды. В республике получила развитие промысловая кооперация, возродились традиционные промыслы, связанные, прежде всего с женским трудом. Развивались швейное, суконное, меховое, валяльно-войлочное производства, отдельные отрасли пищевой промышленности.
Мордовия приняла около 80 тыс. чел. эвакуированного населения, из них 25 тыс. детей до 15 лет. Для размещения более 3 тыс. воспитанников детских домов и детей из пионерских лагерей, вывезенных из фронтовой и прифронтовой полосы, было создано 26 детдомов и интернатов. В первые месяцы войны жители республики усыновили и взяли на воспитание более 1 300 детей.
Мордовия помогала территориям, пострадавшим от немецко-фашистской оккупации. В 1942—43 в Смоленскую, Орловскую, Рязанскую, Тульскую области было передано около 4 тыс. лошадей, 3 тыс. свиней, 10 тыс. голов крупного рогатого скота; оказана помощь Ленинграду, с 1944 каждый район шефствовал над одним из районов Гомельской области, освобожденной от оккупации.
Из Мордовии ушло на фронт свыше 240 тыс. чел. разных национальностей. Больше половины из них погибли. Тысячи бойцов — уроженцев Мордовии совершили героические подвиги на полях сражений: при защите Брестской крепости, Москвы и Ленинграда, в осажденном Севастополе, в боях под Сталинградом и на Курской дуге, в степях Украины и лесах Белоруссии.
За годы войны более 100 тыс. чел. награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В Мордовии 104 Героя Советского Союза, 25 чел. стали кавалерами ордена Славы трёх степеней.

Республика Мордовия в послевоенные годы

Война с фашистской Германией нанесла большой ущерб народному хозяйству страны. Тяжёлыми её последствия были и для Мордовии. Людские потери составили 131 тыс. чел. Самым уязвимым звеном оказалась деревня. Почти всё трудоспособное население было призвано на фронт. Остались женщины, старики и подростки. Число трудоспособных уменьшилось с 342 тыс. чел. в конце 1940 до 208 тыс. в 1945. Колхозы фактически остались без автомашин. Недостаток тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники приводил к задержке весенне-полевых работ и уборки урожая. Резко сократились посевные площади, снизились урожайность сельскохозяйственных культур, поголовье и продуктивность скота. В 1945 насчитывалось 1 623 колхоза, более 1 000 из них были отстающими.
В промышленности Мордовии в послевоенные годы почти целиком обновился станочный парк. Коренным образом изменилась технология производства. Особенность развития промышленности состояла в том, что с реконструкцией и расширением старых предприятий было начато строительство новых: инструментального, кабельного, цементного, электролампового и других заводов, на что было выделено 500 млн. рублей из союзных фондов. Объём валовой продукции промышленности вырос в 1950 по сравнению с 1940 почти на 20%. Тем не менее, наметилась тенденция спада промышленного производства. Более сложной была ситуация в сельском хозяйстве республики.
В конце 1950 из 1 652 мелких хозяйств создано 910 крупных, в 1959 их стало 707, в 1962 — 661. Укрупнение колхозов, с одной стороны, позволяло лучше использовать землю, технику, рабочую силу, сократить непроизводительные затраты и т. д., с другой — вызывало недовольство у крестьян сильных хозяйств тем, что землю оставили без хозяина, нарушили инфраструктуру деревень и сёл, присоединённых к другим хозяйствам. Предпринимались и другие меры восстановления сельского хозяйства. Решающую роль играли увеличивающиеся поставки в республику сортовых семян, удобрений, горючего, запасных частей и техники. Всё это резко сократило объём ручного труда, повысило производительность, реально позволило усилить темпы развития сельского хозяйства. В ходе восстановления народного хозяйства решались проблемы социальной сферы. Оживилось жилищное строительство: в 1946—50 введено свыше 57 тыс. м2 жилья, в сёлах и деревнях построено 20 тыс. домов. Были снижены цены на товары массового потребления (в 1952 против 1946 в 1,9 раза).
В июне 1957 создан Мордовский экономический административный район во главе с Совнархозом. В его подчинение переданы 71 промышленное предприятие и 3 крупные строительные организации. Началось размещение комплекса предприятий химической и светотехнической промышленности, литейного, расширение строительной базы (Ковылкинский завод силикатного кирпича и шиферный в рп Комсомольском), приборостроительного завода, реконструкция кабельного, инструментального и других заводов. Введены в эксплуатацию 1-я турбина Саранской ТЭЦ-2, цех завода автосамосвалов, макаронная и мебельная фабрики.
1950-е — начало 60-х гг. считаются самыми успешными в развитии советской экономики. Средние темпы экономического роста — 6,6% в 50-е гг. и 5,3% в начале 1960-х гг.
Важным результатом индустриального развития Мордовии в 1959—65 стало превращение республики из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную.
В 1965 в сельском хозяйстве Мордовии было 12,3 тыс. тракторов. К 1965 электрифицированы все колхозы, но уровень механизации в животноводстве оставался низким. Валовая урожайность зерна составила 700 тыс. т. На 25,8% возросла среднемесячная заработная плата рабочих и служащих, доходы колхозников — в 2,8 раза. Многие колхозы перешли на ежемесячную гарантированную оплату. В сельской местности построено более 44 тыс. новых домов.

Рассказать друзьям