Проект во внеурочной деятельности учащихся. Куранова_Проектная деятельность во внеурочной деятельности по информатики.docx - Проектная деятельность во внеурочной деятельности по информатики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: « Организация Проектной деятельности по информатике во внеурочной деятельности »

Выполнена: Зеленецкой Мариной Сергеевной,

учителем информатики

МКОУ СОШ № 3 с.Безопасное

Введение……………………..………………………………………………………………… 3

Основная часть:

Глава 1 Теоретические основы проектной деятельности.

Из истории возникновения метода проектов в педагогике………………..…………….4

Сущность метода проектов………………………………………………………………...7

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения...10

    Выводы по первой главе……………………………………………………………………...18

Практическая часть:

Глава 2 Описание опыта работы

2.1 Потенциал среды программированияScratch в организации проектной деятельности младших школьников…………………………………………………………………………19

2.2 Программа внеурочной деятельности…………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………………………..27

Приложения……………………………………………………………………………………28

Введение

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Метод проектов активно используется во внеурочной деятельности.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.

Актуальность выбранного нами направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.

Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении информатики.

Объект нашего исследования - процесс организации учебной проектной деятельности школьников 2 -х классов.

Предмет исследования - педагогические условия организации проектной деятельности школьников при обучении информатики в 2 - х классов.

Цель исследования : разработать методику организации проектной деятельности младших школьников, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

Для достижения цели исследования нами поставлены следующие задачи :

Изучить историю возникновения метода проектов в педагогике

охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;

описать методику организации проектной деятельности;

раскрыть методику проектной деятельности в среде программирования Скретч на занятиях по внеурочной деятельности;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию внеурочной деятельности по информатики; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.

Практическая значимость работы заключается в разработке программы по информатики во внеурочной деятельности, посвященной организации проектной деятельности.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения информатики 2 класса, разработана структура проектной деятельности при изучении информатики во 2 классе.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений.

Глава 1 Теоретические основы проектной деятельности .

Из истории возникновения метода проектов в педагогике .

Мышление, способное усвоить знания будущего, называют проектным. Проектный метод появился в Америке в 1919 году. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Можно вспомнить и ответ С. Лемма на вопрос о причинах его успешности в различных делах: " Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет". В основе метода - идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и др.

Педагоги 20 -х. г.г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т.д.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увеличение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 -х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С.Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

Цель исследовательской деятельности является развитие личности, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Основой современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключающиеся в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.

1.2.Сущность метода проектов .

В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п.

Н. Ю. Пахомова определяет проект, как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата деятельности.

Рязанова В.Н., Солопова Н.К. придерживаются определения, данного И.С. Сергеевым: проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. (Портфолио (папка) проекта - подборка всех рабочих материалов проекта).

Н.В. Ивочкина придерживается мнения, что проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество умений и навыков. Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности.

Л. Иванова дает следующее определение. Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.

В нашем исследовании за рабочее определение примем определение проекта, данное Л. Ивановой.

Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Проектное обучение - организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.

Основной формой проектного обучения является метод проектов, которому в литературе также даются различные определения. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение «Метод проектов - система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».

Л. Иванова считает, что метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Н.В. Ивочкина под методом проектов понимают образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Ряд авторов придерживаются мнения, что метод проектов (от греческого - «путь исследования») - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

В Интернете дается следующее определение метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Так в чем же заключается сущность метода проектов?

Сущность метода проектов тоже неоднозначна. Перейдем к ее рассмотрению.

В своей работе В.В.Гузеев отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым результатом, корректируют деятельность. Такого же мнения придерживается и Н.Ю. Пахомова.

Г.К. Селевко рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Он этот метод представляет так:

вариант технологии проблемного обучения;

комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;

способ группового обучения;

альтернативная технология свободного труда;

технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;

технология саморазвивающего обучения.

Таким образом, Г.К. Селевко шире определяет сущность метода проектов в условиях современного образования, нежели В.В. Гузеев.

В проектной деятельности можно выделить ряд положительных факторов. Большинство авторов отмечают, что использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности.

Аналитические: выдвижение идеи (мозговой штурм), формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные : слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

Поисковые : находить информацию по каталогам, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента : организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Метод проектов способствует формированию у учащихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и ее результатов, при этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. В то же время у учеников развиваются организационные и рефлексивные способности. Таким образом, метод проектов позволяет формировать технологическую культуру и элементы проектного мышления и проектной культуры учащихся.

Можно заметить, что метод проектов способствует развитию различных способностей у учащихся, сбережению из здоровья.

Отмечается, что метод проектов нужно применять на различных этапах становления личности ученика, начиная с младшего школьного возраста. По мнению ученых, проектную деятельность следует организовывать для младших учащихся во внеурочное время.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

    1. 1.3 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения

Рассмотрим подробнее организацию проектной деятельности школьников в процессе обучения курсу математики.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Некоторые исследователи выделяют следующие основные цели метода проектов:

научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит решить;

сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

получить навыки обработки информации;

сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе;

сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

По мнению других авторов проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения учебного предмета.

Они рекомендуют перед использованием проектной технологии обучения точно определить цели, к которым будет стремиться выбранный вид деятельности. И выделяют главные цели введения метода проектов в школьную практику:

показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

продемонстрировать уровень обученности по предмету;

подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Н.Ю. Пахомова главной целью использования метода проектов называет обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования и организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point / «Информатика и образование». 2002. №9.

Герасимова Т. Б. Организация проектной деятельности в школе. // Преподавание истории в школе. 2007. № 5. С. 17-21.

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995

Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.

Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 420 с.

Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 285 с.

Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с.

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Аркти, 2008. 112 с.

Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. - В сб. докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации в образовании" 20 января 1996 г. Москва, ИНТ и Методический центр Восточного учебного округа. - с.98-109.

Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.

Скретч [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Скретч

Хохлова М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников. // Педагогика. 2004. № 5. С. 51-56.

Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68-81.

Школа Scratch [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/ Школа _Scratch

Scratch http://scratch.uvk6.info

Scratch | Home | imagine, pgogram, share . URL: http://scratch.mit.edu

Scratch | Галерея | Gymnasium №3 . URL: http://scratch.mit.edu/galleries/view/54042

Приложение 1

Проект «Делаем мультфильм»

Важным направлением медиатворчества является анимация, т.е. “оживление” графических персонажей. Если каждая из картинок представляет собой определенную фазу движения, то смена их с определенной скоростью и породит на экране своеобразный компьютерный мультфильм.

Воспользуемся набором картинок, изображающих шагающего мальчика. Они находятся в папке People (Люди) и называются boy4-walking-a , boy4-walking-b и т.д. всего 5 картинок.

Загрузить картинки можно следующим несложным способом. Перейдем на вкладку КОСТЮМЫ . Удалим картинки с котиками. Теперь щелкнем по кнопке ИМПОРТ , что позволит нам загрузить первую картинку под буквой a . Затем повторим процедуру импорта еще 4 раза, не забывая каждый раз “наращивать” букву в имени файла. В результате у вас получится следующая галерея рисунков

Теперь остается организовать периодическую замену рисунков с некоторой задержкой для того, чтобы зритель имел возможность рассмотреть отдельные кадры.

Для этой цели соберем несложный скрипт

Программа запускается стартовой клавишей с зеленым флажком и в цикле ВСЕГДА делает следующее. После паузы в 0,2 сек. (время подбирается для максимальной правдоподобности движения) сменяется картинка, мальчик не просто перебирает ногами на месте, но и двигается. Последний блок Если край, оттолкнуться обеспечивает автоматический поворот мальчика, когда он доходит до границы экрана.

Этот скрипт универсален: вы можете, не трогая его, заменить образы идущего мальчика на бегущую собаку или любое другое существо, для которого вы найдете (или, если сможете, нарисуете сами) фазы движения.

Разумеется, Scratch позволяет и усложнить скрипт, что сделает сюжет мультфильма более содержательным и интересным.

Приложение 2

Проект «Пишем музыку»

Цель этого проекта — показать, что Scratch не просто может проигрывать звуковые файлы, но и предоставляет детям с музыкальными способностями возможность самим синтезировать музыкальное сопровождение в виде своеобразной нотной партитуры.

Для целей звукоизвлечения в Scratch предусмотрена страница с командами, блоки которых окрашены в розовый цвет (звук). Перейдем на соответствующую страницу палитры блоков и обратимся к оператору ноту (60)играть (0.5) тактов. Этот оператор играет заданную ноту в течение указанного времени. Ноты пронумерованы, но для удобства настройки при выборе ноты вместо выпадающего списка появляется рисунок с клавиатурой пианино.

В качестве упражнения можно реализовать мелодию «Маленькая елочка» Самая первая команда в скрипте выбирает музыкальный инструмент, например номер 23 — это гармоника. Можно выбрать и любой другой из более чем 120 инструментов.

Конечно, те, кто любит музыку, не ограничатся этим проектом. Можно не просто запрограммировать свою любимую мелодию, но и оркестрировать ее с помощью ударных инструментов или даже создать свой небольшой виртуальный оркестр.

Приложение 3

Проект «Взаимодействие объектов»

Задание. Привидение издалека, летит к девочки и думает «у-у-уххх, напугаю». Когда подлетает к девочке, то она убегает. Привидение кричит «ух, убежала»

Скрипт для приведения:

Особенности:

Первые 4 команды (Идти... Повернуться ) устанавливают начальное положение и состояние привидения.

Второй скрипт - Всегда следующий костюм - служит для того, чтобы привидение пугало.

Скрипт для девочки:

Особенности:

Первые две команды описывают начальное положение и состояние объекта.

Форма " Всегда, если... " используется для того, чтобы скрипт постоянно следил за тем, касаются ли спрайты. Как только они коснутся, девочка убежит.

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области «МГОУ»

Дополнительная профессиональная образовательная программа

повышения квалификации педагогических работников

Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Кафедральный вариативный модуль

72 часа

ГРУППА № 37

Итоговая практико-значимая работа

ТЕМА: Проектная деятельность во внеурочной работе начальной школы.

Выполнил: Рыжова Н.А.

учитель начальных классов

МОУ «Поповская ООШ»

Проверил: Хрипунова Н.В.,

преподаватель филиала

ГОУ ВОМО «ГСГУ»

в городе Егорьевске – Колледж

педагогики и искусства

Егорьевск, 2016

Содержание.

Введение……………………………………….. …………………………….3

Глава 1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе.

    1. Из истории метода проектов……………………………………….5

      Что такое «метод проектов»?........................................................... 6

      Классификация проектов…………………. ……………………….7

      Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом…. 9

Глава 2. Практика использования проектной деятельности во внеурочной работе начальной школы .

2.1. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………… …………13

    1. Этапы работы над проектом и деятельность участников………...15

      Презентация проектов ………………………………………… …..16

Заключение…………………………………………………………. …………18

Библиография………………………………………………………… ….........19

Приложение………………………………………………………. ……………20

Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему пытаются решать через организацию проектной деятельности. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Цель данной работы: раскрыть особенности организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками

Задачи :

1.Рассмотреть понятия: «Проектная деятельность», «Метод проекта»;

2.Рассмотреть возможности применения метода проектов;

3.Изучить психолого-педагогическую, философскую и методическую литературу по теме проекта.. 4. Показать применение проектной деятельности в воспитательной работе младших школьников

5.Наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение педагогической, методической литературы по данной проблеме, беседа с преподавателями и обучающимися, наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения, анкетирование среди учителей.

Глава 1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе

1.1. Из истории метода проектов.

Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер.

Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний

1.2. Что такое «метод проектов»?

Метод проектов способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты .

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые :

    Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы )

исследовательской, информационной, практической.

    Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

1.3. Классификация проектов.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций .

1.По целям и задачам.

а) Практико-ориентированный проект.

Цель: Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона.

б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современно науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

    По предметно-содержательной области.

а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

    По характеру контактов между участниками.

а) Внутриклассные;

б) внутришкольные;

в) региональные;

г) межрегиональные;

д) международные.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

    По продолжительности.

а) Мини-проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели, Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

1.4. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

По мнению исследователей данного вопроса, степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности учений и навыков проектной деятельности. Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы:

1-й этап : учитель – ученик;

2-4 этапы : учитель – ученик ;

Последний этап : учитель – ученик.

Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житеl

Яцура Марина Александровна,
учитель информатики ГБОУ СОШ №77
с углубленным изучением химии Санкт-Петербурга

В настоящее время внеурочная деятельность учащихся приобретает более высокую значимость. Создаются или совершенствуются условия и методы для развития учащихся и в первую очередь ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов. В своей работе во внеурочной деятельности значительную часть времени мы отводим проектной деятельности (программирование для учащихся начальной школы). Сначала предлагаю вам вспомнить в чем заключается метод проектов или проектная деятельность.

Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

Анализ проблемы;

Постановка цели;

Выбор средств ее достижения;

Поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

Оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Ниже представлен фрагмент тематического планирования для внеурочной деятельности в рамках, который реализуется в нашем учебном учреждении:

Знакомимся со Scratch.

Создание мини-проекта: наш кот ходит и мяукает

Интерактивная анимация

Практическое занятие: создаем программы «скачки», «щекочем лошадку»

Практическое занятие: «играем на пианино и других музыкальных инструментах» в среде программирования Scratch

Музыкальные возможности Scratch

Практическое занятие: записываем и сочиняем музыку

Анимация с обработкой событий

Практическое занятие: создаем программу «скачки-2» (добавляем анимацию с обработкой событий)

Анимация. Используем слои

Понятие слоя, работа со слоями.

Свободное проектирование. Планируем и делаем мульфильмы.

Практическая творческая работа по созданию проекта в среде программирования Scratch

Анимация. Создаем свой объект в графическом редакторе.

Возможности графического редактора Scratch, создание своего объекта

Анимируем полет пчелы

Создание анимации полета пчелы.

Создаем оркестр

Имитация оркестра, песенка «Чижик-пыжик», «Маленькая елочка»

Создаем плавные анимации

Знакомство с понятием «система координат», закрепление понятия «параллельные потоки»

Вашему вниманию предлагается материал (презентация) для проведения занятия по свободному проектированию:

Технология проектной деятельности

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

Учитель Ученик
  • Предлагает тематическое поле.
  • Мотивирует учащихся к обсуждению.
  • Предлагает схемы анализа потребностей.
  • Наблюдает за процессом обсуждения и помогает формулировать проблему.
  • Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.
  • Обсуждает тему.
  • Определяет свои потребности.
  • Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.
  • Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.
  • Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Учитель Ученик
  • Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
  • Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
  • Организует процесс анализа альтернативных решении.
  • Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.
  • Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Метод проектов в учебной и во внеурочной деятельности учащихся.

Учитель информатики и проектной деятельности Холодулин Юрий Анатольевич, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Д. Бузыцкова с. Нижнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области


2016 г.

Содержание

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

Мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

Введение

Проблема: Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности . В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребенка.

Актуальность: за последние годы произошли существенные изменения как в запросе к системе образования на региональном уровне, так и в содержании образования, заданным федеральным компонентом.

Развитие рынка труда, появление новых профессий, требующих различных комбинаций знаний, умений, компетентностей, перспектива частой смены сферы приложения труда требует обновления целей не только профессионального, но и общего образования. Проекцией реальных изменений, которые происходят в экономике, в социальной сфере общества, является усложнение образовательного пространства школы.

Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики в Самарской области провозглашена переориентация системы образования на компетентностный подход. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным меню способов деятельности по отношению к предмету воздействия. Такой набор осваиваемых способов деятельности должен являться предметом запроса работодателей и быть социально востребованным, что позволит учащемуся на выходе из школы оказываться адекватным типичным ситуациям.

Цель: преобразовать образовательный процесс так, чтобы в школе возникали пространства для осуществления основных этапов формирования компетентностей школьников в учебной и во внеурочной деятельности, через использование метода проектов, как одной из компетентностно-ориентированных образовательных технологий.

Задачи:

    Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать его на практике;

    Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

    Формировать интересы, склонности учащихся, дать возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности;

    Формировать привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе;

    Формировать навыки диалогового общения и социального взаимодействия;

    Повышать уровень обученности и качества знаний;

    Организовывать взаимодействие родителей и детей, органов власти и детей, родителей и учителя.

Введение.

Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты».

Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие, и, кроме того, может успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества. В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 - 10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

  • высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

Основная цель моей работы: развитие творческих способностей, логического мышления и познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • изучить методическую литературу на тему проекта и исследовать роль проектного метода на развитие познавательной самостоятельности учащихся;
  • выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов, разработать методическую базу;
  • ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов;
  • использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности;
  • проанализировать и обобщить полученные результаты применения метода проектов;
  • распространить полученный опыт в педагогических сообществах разного уровня;

Актуальность темы.

Согласно взглядам М.И. Лисиной, познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Кроме того, познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски. Факторы, которые обусловливают развитие познавательной активности, имеют важное теоретическое значение, так как позволяет понять происхождение и движущие силы развития этой ценнейшей стороны личности человека. В русле концепции, впервые выдвинутой А.В. Запорожцем и М.И. Лисиной, важнейшим фактором развития познавательной активности выдвигается общение детей со взрослыми. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению. Под мотивами общения мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним и выделяем три категории мотивов общения: личностные, деловые, познавательные. В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. В свою очередь общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении когнитивных задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи.

Проявление и развитие речи происходит в контактах как овладение важнейшей коммуникативной операцией. Затем начинает применяться в познавательной деятельности. В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять ее результаты, а главное - применять на практике.

Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. Решение проблемы соотношения развития и обучения занимает особое место в жизни школы. И, хотя, целью образования по-прежнему остается вооружение учащихся суммой знаний-умений, очевиден рост требований к развитию младшего школьника. Он должен отличаться развитием таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития.

Технология работы в урочной деятельности.

В 1 и во 2 классах мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.

Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний, пошагово планировать свою деятельность; искать и преобразовывать информацию, делать выводы; договариваться с одноклассниками,

Изучив опыт работы доцента кафедры образовательных технологий Владимирского института повышения квалификации работников образования Козиной Е.В. «Интерактивные формы и методы организации учебного процесса», я систематически использую на уроках различные интерактивные задания.

Интерактивные задания предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Основное значение таких заданий состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные формы и методы организации обучения использую на уроках математики, русского языка во всех классах, начиная с первого класса.

Работа над данными проектами должна была привлечь родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания. В данных проектах выразили желание участвовать небольшое количество учащихся и их родителей:

проект «Моя семья» - 31%

проект «Берегите воду!» - 42%

Несмотря на это, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

  • дети выполняли работу вместе с родителями;
  • работали с дополнительной литературой;
  • проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение, презентация, брошюрка);
  • получили первый опыт публичного выступления с собственной работой.

В процессе работы над данной темой я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

Таким образом,увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение 2014-2015 учебного года (3 класс) приняли участие в проектах 100% учащихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, презентаций, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов, которая активно стала участвовать и во внеурочных мероприятиях.

В 2015-2016 учебном году (4 класс) изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.

В 2015 -2016 учебном году (4 класс) под моим руководством был создан и реализован:

Коллективное принятие решений

Цель задания: развитие умения общаться, обучение взаимодействию и сотрудничеству, умение договариваться.

Организация работы: задание выполняется в группах по 3-4 человека. Каждая группа садится вокруг стола.

Задания сложные, поэтому выполнить можно только вместе, коллективно обсуждая все варианты. В группе выбирается «хранитель времени», который следит за временем выполнения работы и человек, который будет отвечать за правильный ответ группы.

Приложение №2

Совместно-последовательная деятельность

Учебный предмет: окружающий мир 2 класс

Тема урока: «Берегите воду!»

Цель задания: рассмотреть причины загрязнения водоемов;

научить придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять свою часть работы, умение слушать);

показать, что результат совместного творчества привлекателен

Организация работы. Задание - экспромт.

Выбираются 4 желающих, им дается 5 минут для подготовки: распределение ролей (желтая, красная, фиолетовая, черная рыбки); подготовка к выступлению (выразительное чтение своих слов; поддержка товарищей)

Инсценировка «Разноцветная река»

Работа в группах на уроке

Предмет: русский язык

Тема: «Части слова»

Игра: «Разведчик» 1 разведчик должен собрать «донесение» об основе, 2 разведчик - об окончании. Класс делится на две группы. Каждая группа коллективно собирает «донесение». Коллективное принятие решения очень важно на этом этапе выполнения работы. Совместная деятельность повлияет на окончательный результат работы.

Первая группа работала не очень сплоченно, поэтому в «донесение» закралась ошибка.

Вторая группа ребят работала дружно и быстро справились с заданием

Приложение № 3

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Проект «Моя семья»

Предмет : окружающий мир

Класс: 3

Тип проекта: творческий

Продукт: учащиеся должны подготовить рассказ о своей семье в свободной форме

Цель:

  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • привлечение родителей к выполнению школьного семейного задания;
  • развитие умения работать самостоятельно
Задачи:
  • развивать интерес к родной семье, к родственникам,
  • воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к людям

Время работы над проектом: 3 недели

Режим работы: дома вместе с родителями

Этапы работы над проектом:

1 этап: составить рассказ «Моя семья» по плану.

  • Состав семьи. Сколько поколений живет в семье.
  • Твои ближайшие родственники.
  • Профессии твоих родителей, бабушек и дедушек.
  • Семейные традиции в твоей семье.
  • Распределение обязанностей в семье.
  • Твои обязанности.

Оформление работы в свободной форме.

2 этап: презентация

На уроке окружающий мир дети выступали с сообщениями о своей семье, которые приготовили совместно с родителями.

Приложение №4

Список литературы:

  1. Артамонова О.А. Проектные технологии в образовательном процессе [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: 150sch- jhavoronky.edusite.ru/…proyektnayadeyatel
  2. Архипова Н.В. Проектная деятельность как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.den-za-dnem.ru/files-00003/038.doc
  3. Бродовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов [Текст] / З.В. Бродовская // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.
  4. Вернер Л.Г. Организщация пректной деятельности младших школьников в учебном процессе [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://pedsovet.su/load/145-1-0-4701
  5. Гальченко В.Е. Развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством использования исследовательских методов и приемов в процессе преподавания русского языка и литературы [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: school22.beluo.ru/gmaster/galchenko.pdf
  6. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г.Москвы. Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
  7. Холодная М.А.. Существует ли интеллект как психическая реальность [Текст] / М.А. Холодная // Вопросы психологии. - 1990. - №5. - С.121-128.
  8. Школьная проектная лаборатория [Текст] / авт.-сост. Н.В. Кашлева, Ж.В. Дмитриева, Т.В. Игнаткина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 142с.: ил.
Рассказать друзьям