Общение, как условие развития личности. Эссе на тему: "Анализ категории общение в психологии" Беседа должна быть интересна для всех присутствующих

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Эссе на тему: «Анализ категории общение»

В настоящее время в нашей стране и за рубежом наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выделяют, описывают и классифицируют характеристики общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют. Как и все метапсихологические категории, проблема общения является междисциплинарной и привлекает внимание социологов, педагогов и философов. Понятие общения разрабатывалось многими исследователями. Рассматривая общение с различных точек зрения, они дают и разные определения самому понятию «общение». На наш взгляд, наиболее объёмно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Б.Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. Следуя трактовке М.И. Лисиной , наиболее полно и обстоятельно отражающей психологическую сущность данного процесса, мы склонны рассматривать общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединений усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В отечественной психологии общение интерпретируется как деятельность, в связи с этим синонимом его является понятие «коммуникативная деятельность». Взяв за основу концепцию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым, и развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, мы имеем возможность выделить следующие основные структурные компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения, коммуникативную потребность и мотивы, единицу общения, его средства и продукты. Анализ общения как деятельности позволяет чётко определить законы формирования коммуникативной деятельности в ходе онтогенетического развития. В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Восприятие и понимание людьми друг друга . Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Г.М. Андреева указывает на то, что передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения .

Коммуникативная сторона общения , или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Задача говорящих в процессе передачи информации – повлиять друг на друга, обогатиться знаниями, сведениями, которыми располагает партнёр по общению, уточнить непонятное и т.п. Коммуникативное сообщение предполагает также выработку новой информации, представляющий интерес для общающихся людей .

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Каждый участник межличностного взаимодействия вносит в это взаимодействие свои мысли, реакции в виде выразительных жестов, и это продолжается до тех пор, пока информация не будет понятна партнёрам по общению .

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. «В процессе общения его участники пытаются по некоторым признакам (внешности, одежде, манерам поведения, жестам, мимике, характере проявления эмоций, речи, строении черт лица, тела и др.) определить характер своего партнёра и на основании сложившегося образа выбрать приемлемые формы общения и поведения» .

Естественно, что эти три термина весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. В научной литературе психологами (В.А. Сластёнин, А.В.Мудрик, А.Б. Добрович, А.А. Брудный, Л.А. Карпенко и другие) представлены и другие функции общения, основные из них: прагматическая, формирующая, функция подтверждения, функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная функция. Проблема общения также рассматривалась в трудах отечественных психологов В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьевым, А.А. Бодалёвым и др. Все они подчеркивают, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Общение может происходить на разных уровнях, которые определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу. Е. В. Андриенко выделяет три уровня общения:

Фатический (от лат. fatuus - глупый) – наиболее примитивный уровень общения. Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограниченности;

Информационный - на этом уровне происходит обмен представляющей интерес для собеседников информацией. Этот уровень общения обычно носит стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей;

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира, такой уровень может быть еще определен как духовный.

В современной психологической литературе существуют многочисленные различные подходы к классификации форм и видов общения.

По содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

По целям: биологическое – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов;

По средствам: непосредственное – естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (беседа, игра и т. п.); прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией); косвенное (общение через посредников).

По виду: деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир; личностное общение; инструментальное – общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения; вербальное; невербальное. Как видим, классификации достаточно разнообразны, но присутствуют, несомненно, и общие характеристики.

Таким образом, в современной психологической науке можно отметить усиление внимания к методологическим, теоретическим, экспериментальным прикладным проблемам категории общения. Причина возросшего интереса понятна. Без научного освещения феноменологии, закономерностей и механизмов этого многомерного полифункционального процесса, каковым общение является, нельзя создавать общей теории формирования психики человека и развития его как личности.

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
  3. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
  4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Москва, 1986.
  5. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2007. – 248 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

дружба общение трудность

Эссе на тему : «Мои трудности в общении»

Многие испытывают трудности в общении. Они связаны с разными причинами: кто-то боится людей, кто-то стесняется, а кто-то просто привык быть «серой мышкой». Что же касается меня, то здесь все намного проще. Я открытый человек и общение проходит довольно легко. Я могу находить общий язык с разными людьми, если говорить проще, то я подстраиваюсь под каждого. Даже с самыми нахальными знакомыми я общаюсь спокойно.

С начала я училась в школе. У меня появилось много друзей, нашу дружбу подпитывало и то, что половина класса жили в одном доме. Мы и сейчас очень хорошо общаемся, хоть и учимся в разных учебных заведениях. В 10 классе я пошла учиться в лицей. У меня был класс «мальчиков» (из 23 человек училось 18 мальчиков), но и здесь я со всеми нашла общий язык. Мои родители купили дачу, и здесь я нашла друзей. Так если подсчитать у меня 4 разных группы людей: лицейские, школьные, с универа и просто друзья (с которыми у меня общая дача или еще что-то). Хочется общаться со всеми наравне, но все эти группы ничего не имеют общего. Если лицейских и с универа я смогла бы где-то соединить (со многими я училась в лицее), то вот школьные (лицейские) с просто друзьями две не сопоставимые вещи. У них разные шутки, разные взгляды на вещи, у них даже отношение ко мне и то разные. Но в том, что я могу подстроиться в общении, а соединить своих друзей я не могу, я и вижу свою проблему. Чтобы более раскрыть эту проблему расскажу одну историю.

В 11 классе я сдружилась с 3 девчонками, мы активно общаемся и сегодня, видимся каждые 2 недели. Я тогда еще общалась с Викой (подруга из школы), но уже тогда слышно было как наша дружба «трещит по швам». Из-за того, что каждому уделить внимания я не могу, у меня начались проблемы. Ведь выбор стоит такой: идти гулять с друзьями из лицея или идти с Викой и школьными друзьями? Может показать, что выбор не такой уж и сложный, но я не могла решить этот вопрос. Школьных друзей я знаю с нулевого класса, а с лицейскими я училась только 2 года, но с каждым днем я все больше склонялась к лицейским - все-таки где-то у нас больше общих интересов, а может я просто на подсознательном уровне хотела быть в центре событий и не стать «серой мышкой» в новом классе.

Мне всегда хотелось соединить своих новых 3 подружек из лицея и свою школьную подругу, но это сделать невозможно…у них нет ничего общего. Если рассказывать полную историю, то необходимо упомянуть, что именно я спасла Вику от того, чтобы она не стала изгоем нашего класса (я единственная не отвернулась от Вики в тяжелые времена). Мы начали хорошо с ней общаться, ходили вместе домой и т.п. Я поступила в лицей… Новые знакомые, новые интересы, большая нагрузка. Я стала все реже с ней видеться, звонить. Потом поступление. Университет и тут новые знакомые. Я думала, что хоть сейчас наше общение возобновиться, оно так и было первые два месяца. Я стала успевать видеться и с лицейскими друзьями и гулять с Викой. Вот только в этот раз она перестала быть свободной для меня из-за новых друзей, с которыми она учиться. Я как верная подруга это терпела, а потом легла в больницу. Ко мне пришли даже одногруппники (я была очень рада), а Вика даже не появилась. После выписки даже домой многие приезжали, хотя с одногруппниками я проучилась только один семестр. Вика тоже не появилась, она даже не позвонила спросить: как я? Я не мщу за содеянное, я просто все запоминаю надолго и где-то при разговоре могу этим попрекнуть. Но суть не в том, что она не позвонила или не пришла. Суть в том, что бы было, если бы я не поступила в лицей, у нас не начали разлаживаться отношения или просто рискнула соединить Вику со своими новыми друзьями. Сейчас я думаю: хорошо, что я это не сделала. И после того как я пробыла 2 недели в больнице и месяц сидела дома в гипсе, я поняла одну вещь: не надо выбирать друзей по количеству лет которых ты их знаешь, нужно делать выбор на тех, кому действительно не наплевать на тебя.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психологические особенности подростков, специфика их общения со сверстниками. Анализ зависимости коммуникативных способностей от личностных. Составление психокоррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей общения в подростковом возрасте.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2011

    Характеристика взаимоотношений подростков. Потребность в общении как фактор развития взаимоотношений. Особенности взаимоотношений подростков в школьном коллективе. Общение со сверстниками: любовь, дружба. Проблемы взаимоотношений детей со взрослыми.

    реферат , добавлен 13.11.2007

    Исследование вопросов психологических барьеров и активности личности в психологии. Определение трудностей в общении преподавателей и студентов. Обзор структуры и механизмов активности личности. Анализ особенностей возникновения психологических барьеров.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2013

    Психологические трудности в деятельности и обучении школьников при переходе из начальной школы в основную и среднюю. Особенности психики младших подростков. Диагностическое исследование и проблемы готовности учащихся к переводу в старшие классы.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2011

    Сущность дружбы с точки зрения психологии. Дружба как величайшая социальная и нравственная ценность. Формирование потребности и способность к дружбе в процессе развития ребенка. Общение ребенка со сверстниками, формирование эмоциональной восприимчивости.

    творческая работа , добавлен 02.12.2009

    Аспекты проблематики затрудненного общения. Факторы, создающие трудности в общении, причины их появления. Психологическая классификация типов общения. Общая характеристика личности и затрудненного общения. Влияние общения на личность, личности на общение.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Формы трудностей взросления подростка. Потребности в общении со сверстниками. Роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у подростков. Общее понятие о психологической реабилитации. Сущность принципа адаптации, выносливости и позитивной активности.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Понятие "общение" в современной психологии. Роль конфликта в общении. Способы управления, профилактики, разрешения конфликта. Индивидуальные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Типы постоянно-конфликтной личности (характерологические особенности).

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Потребность в общении. Эмоциональные предпочтения в общении. Значимость социальных окружений. Эмоциональное развитие ребёнка. Необходимость понятия родителями своего ребенка. Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.

    тест , добавлен 06.04.2009

    Классификация конфликта. Причины и условия возникновения конфликтных отношений в деловом общении. Стратегия поведения и методы разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными. Задачи руководителя по разрешению конфликта. Технология компромиссов.

Министерство образования Московской области

Федеральное агентство по Образованию

Московский государственный Гуманитарный университет

Им. М.А. Шолохова

Кафедра педагогики, психологии и логопедии

Курсовая работа

По дисциплине

“Психодиагностика”

“Проблема общения в психологии”

Егорьевск

2008

Введение............................................................................................... 3

1. Общение, как научный феномен...................................................... 5

1.1 Структура, функции и основные понятия общения...................... 5

1.2 Общение, как психологическая проблема..................................... 8

2 Сравнительная характеристика сторон и видов общения................ 15

2.1 Проблема психологического влияния........................................... 15

2.2 Проблема барьеров общения и её изучение.................................. 21

Заключение.......................................................................................... 26

Список литературы.............................................................................. 27

Введение

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общений увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

1. Общение, как научный феномен.

1.1 Структура, функции и основные понятия общения.

Общение - взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.

В последние десятилетия минувшего столетия, заключительно­го века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была “логичес­ким центром” психологической науки. Исследование этой пробле­мы открыло возможности более глубокого анализа психологичес­ких закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обус­ловленность психики и образа жизни индивида.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его соци­ализации и индивидуализации, формирования личности.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и пре­кращается формирование личности.

Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в об­щении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испы­тывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого усло­вия жизнедеятельности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека но­сят индивидуальный характер и определяются как личностными осо­бенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Само общение, его внутренняя динамика и закономерности раз­вития выступают специальным предметом многих исследований.

Итак, исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик - коммуникативная, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

1.2Общение, как психологическая проблема

Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии - Л.С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается при исследовании Л.С. Выготским проблем мышления и речи. Культурно-исторический смысл транс­формации общения как аспекта культуры в сознание личности, рас­крывающийся в исследованиях Л.С. Выготского, удивительно точ­но передаёт В.С. Библер: “Процесс погружения социальных свя­зей в глубь сознания (о котором говорит Выготский, анализируя формирование внутренней речи) есть – в логическом плане – процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных “образов культуры”, её готовых феноменов и культуру мышле­ния, динамическую и расправленную, конденсированную в “точ­ке” личности. Объективно развитая культура… оказывается обра­щенной и будущее формой творчества новых, еще не существую­щих, но только возможных “образов культуры”… Соци­альные связи не только погружаются во внутреннюю речь, они в ней коренным образом преобразуются, получают новый (еще не реали­зованный) смысл, новое направление во внешнюю деятельность…” .

Итак, культурно-историческая психология побуждает нас в поисках механизмов преобразования общения в индивидуальный мир личности и порождения в процессе развития личности мира обще­ния обратиться к проблемам языкознания. И это не случайно: че­ловеческий резонанс исторической и культурной эволюции скон­центрирован прежде всего в языке того или иного народа, в его осо­бенностях общения.

В самом общем смысле язык определяется как система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объекти­вируется самосознание личности. Язык является специфическим со­циальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык – средство передачи соци­ального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществ­ляется преёмственность различных поколений и исторических эпох.

История языка неотделима, от истории народа Первоначальные родоплеменные языки по мере слияния племен и образования народностей трансформировались в язык народностей, а в дальнейшем, с образованием наций, - в язык наций.

Звуковой язык совместно с языком тела составляет естественную систему знаков в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке (например, в логике, математике, искусстве и т.п.).

Язык всегда играл важную знаковую роль, указывая на уровень жизни и развитии народа. Так, от употребления некоторых слов благородное сословие воздерживалось, ибо они считались знаками низ­кого социального положения. Такая же судьба постигла и язык тела. Индустриальная система побудила человека к большей дисциплине в выражении своих чувств. В Европе, начиная с XVI в., прививается чувство стыда по отношению к телесным контактам. И если в среде крестьянства и городского плебса язык телодвижений использовал­ся для выражения подавленных импульсов, то в привилегированных сословиях формировались привычки подавлять невербальные эмо­циональные проявления, что впоследствии распространилось на общество в целом. Так бюрократическое государство оказывало дав­ление на индивидуальное поведение человека. В XX в. Это стало при­чиной проблем в общении и многих психосоматических заболеваний.

Психологам известен феномен “непрозрачности”, характерный для любой социальной реальности: общество пытается “маскироваться”. Оказывается, что “замести следы” для себя самого и для внешнего мира важно для выживания как отдельного человека, так и для человечества в целом. Поэтому специалисты знают: откры­тые заявления общества о себе не всегда отражают истину. То же явление известно и в психотерапии: подлинная проблема человека часто лежит отнюдь не там, где человек её ищет. Эта важная осо­бенность человеческого поведения зафиксирована в языке: в феномене поверхностной и глубинной языковой структуры.

Формирование культуры и общественного сознания – от зарождения идей до их общественного утверждения – происходит через социальную коммуникацию.

Уточним смысл понятия коммуникация, латинский корень кото­рого означает “совместный, общий, объединяющий, взаимный, обо­юдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями”. Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как фактор совме­стной деятельности людей, предполагающий активность его участ­ников. При этом ученые принимают во внимание достижения семио­тики и лингвистики, занимающихся анализом коммуникации.

Задача семиотики (науки о знаковых системах) – выявление закономерностей известных знаковых систем, их структурной организации, функционирования и развития. Ядром общей семиотики является лингвосемиотика – наука об общественном обращении знаков естественного языка.

Задача лингвистики (науки о естественном языке) – выявление закономерностей становления, развития и функционирования естественного языка. Специфическая особенность человеческого языка – его членораздельность, внутренняя расчлененность высказывания на единицы разных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). В центре внимания лингвистики – внутренняя структура есте­ственного языка, связи и сочетания его элементов. В структурной лин­гвистике вычленяют филологический, морфологический, лексичес­кий и синтаксический уровни. При этом исследуются национальные особенности языка в разные периоды его развития. Вместе с тем лин­гвистика изучает вопросы происхождения и развития языка, его свя­зи с обществом. Изучение проблем коммуникации, анализ конкрет­ного речевого поведения позволяют понять природу и сущность язы­_и, принципы и закономерности его исторического развития.

Сегодня существуют смежные области знания о языке: этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика, социопсихолингвистика и др. В центре их внимания один объект – язык как система знаков и как единый принцип, лежащий в основе речи, диктующий ей свои правила. Сегодня в науке все, что связано с речью и язы­ком, с одной стороны, изучают лингвисты, а с другой – исследова­тели коммуникации: философы, психологи, социологи. Однако пер­выми проблемы языка изучали всё-таки языковеды.

Структурная лингвистика, семиология (наука о знаках), семан­тика (наука о значениях) оказали существенное влияние на культурную антропологию. В 60-е гг. явления культуры начали рассмат­риваться по аналогии с феноменами языка (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида).

В XX столетии в лингвистике была открыта универсальная грам­матика, которая стоит за синтаксическим разнообразием языков. Это открытие побудило антропологов перенести акценты с уникаль­ности культур на поиск универсальных способов организаций культур.

Специфическая особенность человеческого языка – наличие в нем высказываний о самом языке, т.е. язык способен к самоописанию (языкознание). Одна из главных проблем языкознания – происхож­дение языка. Здесь противоборствуют два старых воззрения – о сознательном изобретении слова людьми и о непосредственном создании его Богом.

Теория сознательно-намеренного изобретения языка утверждает: язык создан человеком силою его разума и воли: “Язык и слово в обширнейшем смысле, есть способность выражать понятия членораздельными звуками; язык, в теснейшем смысле, есть содержание… собрание всех тех членораздельных звуков, которые какой-либо народ, по общему согласию, употребляет для взаимного сообще­ния, понятий” . При этом дар слова дан человеку как “естествен­ный и необходимый”, а вот язык “есть нечто искусственное, произвольное, зависящее от людей”; “следствие договора, заключенного членами общества для сохранения общего единогласия ” .

Теория о непосредственном создании языка Богом, о “божественном создании языка в неразвитой форме” появилась, по свидетельству А.А. Потебни, задолго до теории намеренного изобретения языка, но и в XIX-XX вв. продолжает оставаться достаточно акту­альной и влиятельной. Откровение языка понимают двояко: или Бог в образе человеческом был учителем первых людей, “или же язык открылся первым людям посредством собственной их природы” . Так или иначе первозданный язык был дан человеку, все остальные языки произошли позднее.

Сторонники теории божественного создания языка считают первозданный язык совершенным по форме и содержанию. “Тот язык, - говорит К. Аксаков, - которым Адам в раю назвал весь мир, был один настоящий для человека; но человек не сохранил первоначального блаженного единства первоначальной чис­тоты, для того необходимой. Падшее человечество, утратив пер­вобытное и стремясь к новому высшему единству, пошло блуждать разными путями: сознание, одно и общее, облеклось различными призматическими туманами, различно преломляющими его светлые лучи, и стало различно проявляться” . А.А. Потебня не совсем разделяет мнение К. Аксакова: человечество утратило мудрость, дарованную ему изначально, а вместе с ней и достоинства перво­зданного языка. “История языка должна быть историею его паде­ния. По-видимому, это подтверждается фактами: чем древнее флек­тирующий язык, тем он поэтичнее, богаче звуками и граммати­ческими формами; но это падение только мнимое, потому что сущ­ность языка, связанная с ним мысль растет и преуспевает. Про­гресс в языке есть явление… несомненное…” Кроме того, “раз­дробление языков, с точки зрения истории языка, не может быть названо падением; оно не гибельно, а полезно, потому что… дает разносторонность общечеловеческой мысли” .

Приведённые теории, противоречивые по своей сущности, ле­жат у истоков языкознания. Они, по сути, не раскрывают вопроса о происхождении языка, поскольку рассматривают его как явление изначально заданное, а поэтому статичное, неразвивающееся. Эти ошибки попытался снять В. Гумбольт, который определяет язык как работу духа.

“Язык, - говорил Гумбольт, - есть не дело, не мертвое произве­дение, а деятельность, т.е. самый процесс производства. Поэтому его истинное определение может быть только генетическое: язык есть вечно повторяющееся усилие (работа) духа сделать членораздельный звук выражением мысли. Это – определение не языка, а речи, как она каждый раз произносится; но, собственно говоря, толь­ко совокупность таких актов речи есть язык… В языке образуется запас слов и система правил, посредством коих он в течение тыся­челетий становится самостоятельной силой” . Гумбольт не только улавливает двойственную сущность языка, считая его “столько же деятельностью, сколько и произведением”, он даёт новое направ­ление языкознанию, указывая на связь языка и мышления: “Язык есть орган, образующий мысль” .

Таким образом, ученые приступают к исследованию образующегося посредством слова понятия, без которого невозможно ис­тинное мышление. При этом понятие рассматривается как индиви­дуальный акт отдельного лица. Вместе с тем указывается, что язык развивается только в обществе, потому что человек есть всегда часть целого, к которому принадлежит, - племени, народа, человечества.

2 Сравнительная характеристика сторон и видов общения

2.1 Проблема психологического влияния.

Проблема индивидуального психологического влияния особенно актуальна именно теперь, когда отношения людей даже в деловой обстановке уже не столь формально регламентированы. Каждый человек становится мишенью влияния множества других людей, ранее не имевших возможности на кого-либо влиять вследствие отсутствия у них соответствующего статуса и полномочий. С другой стороны, расширились возможности не только влияния, но и противостояния чужому влиянию, поэтому успех влияния стал в гораздо большей степени зависеть от индивидуальных психологических возможностей тех, кто влияет, и тех, кто испытывает влияние.

Как показывает опыт практической работы, и прежде всего группового психологического тренинга, для многих людей становится привычно безнадежным мучением поиск психологически корректных способов воздействия на других людей - будь то собственные дети, родители, подчиненные, начальники, деловые партнеры и т. п. Характерно, что для большинства актуальной проблемой является не столько то, как влиять на других людей, сколько то, как противостоять их влиянию. Субъективно гораздо большее психологическое страдание вызывает ощущение безнадежности собственных попыток преодолеть чужое влияние или отстраниться от него психологически оправданным образом. Собственная неспособность влиять на других людей переживается гораздо менее остро. Иными словами, большинству людей кажется, что методами влияния они владеют в достаточной для них степени, а вот методами противостояния чужому влиянию - явно не в достаточной.

Между тем методы влияния, осознанно или неосознанно используемые участниками группового тренинга, также далеко не всегда являются оправданными с морально-этической точки зрения, психологически безошибочными и эффективными. Трудности усугубляются еще и тем, что эти три характеристики относительно независимы друг от друга и могут встречаться в разных сочетаниях. Влияние может быть "неправедным" с морально-этической точки зрения, но в то же время, весьма искусным и сиюминутно эффективным, как, например, манипуляция. С другой стороны, оно может быть "праведным", но совершенно безграмотно, с психологической точки зрения, построенным и неэффективным.

В то же время психологическая "грамотность" построения влияния и его эффективность отнюдь не всегда оказываются на одном полюсе. Это объясняется, во-первых, тем, что сами критерии эффективности влияния являются спорными. Например, очень часто понятие сиюминутной эффективности влияния не совпадает с понятием его психологической конструктивности, т. е. его эффективности в долгосрочной перспективе. Во-вторых, психологическая грамотность означает лишь, что выполняются психологические правила. Однако грамотно написанный текст - это еще не художественное произведение, того чтобы влияние произвело требуемый эффект, оно должно быть просто грамотным, а искусным, виртуозным, артистичным.

Влияние может совершаться и тогда, когда его специально не оказывают, и оно выступает как неосознаваемый и субъективно неуправляемый феномен. Самое присутствие определенного человека зачастую приводит к тому, что на других людей начинают действовать его обаяние, его способность неосознанно заражать других своим состоянием или побуждать их к подражанию.

Все эти вопросы нуждаются в прояснении. Рассмотрим их в последовательности, которая отражает логику практической заинтересованности людей в этом предмете.

1 Понятие психологического влияния.

2 Виды влияния и противостояния влиянию.

3 Истинные цели влияния.

4 Понятие психологически конструктивного влияния.

5 "Технические" средства влияния и противостояния влиянию.

Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Ссылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия также должны считаться психологическими средствами, по крайней мере, до тех пор, пока эти угрозы не приводятся в действие. Угроза увольнения или побоев - это психологические средства, факт увольнения или побоев - уже нет, это уже социальные и физические воздействия. Они, несомненно, имеют психологический эффект, но сами психологическими средствами не являются. Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставлено право ответить и время для этого ответа.

В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может быть приведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себе психологические, социальные, а иногда и физические средства. Однако такие методы влияния и противостояния им должны рассматриваться уже в контексте социального противостояния, социальной борьбы или физической самообороны.

Психологическое влияние - прерогатива более цивилизованных человеческих отношений. Здесь взаимодействие принимает характер психологического соприкосновения двух душевных миров. Всякие внешние средства слишком грубы для его тонкой ткани.

В табл. 1 даны определения различных видов влияния, в табл. 2 - различных видов противостояния влиянию. При составлении таблиц использованы работы отечественных и зарубежных авторов

Таблица 1. Виды психологического влияния



Приведенная классификация отвечает не столько требованиям логического соответствия, сколько феноменологии переживания влияния обеими сторонами. Переживание деструктивной критики качественно иное, чем переживание, возникающее в процессе убеждения. Это различие в качестве без труда может вспомнить любой человек. Предметом деструктивной критики является сам адресат воздействия, предметом убеждения - нечто более отвлеченное, отстраненное от него, и поэтому не столь болезненно воспринимаемое. Даже если человека убеждают в том, что он совершил ошибку, предметом обсуждения является эта ошибка, а не человек, допустивший ее. Различие между убеждением и деструктивной критикой, таким образом, в предмете обсуждения.

С другой стороны, по форме деструктивная критика часто неотличима от формул внушения: "Ты безответственный человек. Все, к чему ты прикасаешься, превращается в ничто". Однако инициатор воздействия имеет своей осознаваемой целью "улучшение" поведения адресата воздействия (а неосознаваемой - освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Он отнюдь не имеет в виду закрепления и Упрочения тех моделей поведения, которые описывают используемые им формулы. Характерно, что закрепление отрицательных моделей поведения - один из наиболее разрушительных и парадоксальных эффектов деструктивной критики. Известно также, что в формулах внушения и аутотренинга настойчиво отдается предпочтение положительным формулировкам, а не отрицанию отрицательных (например, формула "Я спокоен" предпочтительнее формулы "Я не волнуюсь").

Таким образом, различие между деструктивной критикой и внушением - в том, что критика формулирует то, чего не следует делать и каким не следует быть, а внушение - то, что следует делать и каким следует быть. Мы видим, что деструктивная критика и внушение также различаются по предмету обсуждения.

Аналогичным образом различаются и остальные виды влияния. Все они имеют дело с разными предметами.

Таблица 2. Виды психологического противостояния влиянию



Как видно из табл. 1 и 2, количество выделенных видов влияния и противостояния влиянию - неодинаковое. Кроме того, виды влияния и противостояния влиянию с одинаковыми номерами отнюдь не во всех случаях составляют подходящую пару. Каждому виду влияния могут быть противопоставлены разные виды противостояния, и один и тот же вид противостояния может использоваться по отношению к разным видам влияния.

2.2 Проблема барьеров общения её изучение

Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы "барьеров" имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание "барьеров" на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности.

"Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»). Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации "барьеров" основанной на положениях психологии отношений Мясищева В.Н.

Различаются:

1) "барьеры" отражения - это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия:

Себя (неадекватная самооценка);

Партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);

Ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);

2) "барьер" отношения - это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения:

К себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);

К партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);

к ситуации (негативное отношение к ситуации);

3) "барьеры" обращения как специфической формы отношения. Эти "барьеры" возникают:

При формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);

При формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).

Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.

Схема выхода из ситуации "барьера":

1) оценка создавшейся ситуации "барьера" (определение ее направленности и возможных последствий);

2) выявление ориентировочных причин возникновения;

3) исследование предполагаемого выхода из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение к воздействию негативных факторов);

4) определение аффективных действий для выхода из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию "барьеров" позволяют наладить процесс общения и приводят к аффективному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

Важную роль играет в преодолении психологических барьеров мотивационное состояние. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде установок, интересов, желаний, стремлений и влечений. Наибольший интерес в данной теме представляют установки, которые ставит перед собой человек. Итак, что же это такое?

Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается.

Существует теория Э. Берна, которая рассказывает о стереотипах (часть из которых становится психологическими барьерами) заложенных в человеке еще с самого раннего детства. Суть этих стереотипов автор передает через анатомию сценария и классификацию состояний «Я».

Анатомия сценария. Сценарий – программа поступательного развития, выработанная в раннем возрасте под влиянием родителей и определяющая поведение индивида в важных аспектах его жизни. Программа – план или расписание, которому следуют, схема действий. Сценарии: поступательный – постоянно движущийся вперед; влияние родителей – влияния осуществляются особым, доступным наблюдению образом в особые моменты времени; определяющий – человек свободен в ситуациях, к которым существующие указания не относятся. Важнейшие аспекты – брак, воспитание детей, развод, способ смерти (если он избирается). Формула сценария: РРВ-ПР-СЛ-ВП-Итог, РРВ – раннее родительское влияние, ПР – программа, СЛ – склонность следовать программе, ВП – важнейшие поступки. Все, что укладывается в эту схему – элемент сценария.

У каждого человека есть некий набор поведенческих схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Есть также другое психическое состояние, часто несовместимое с первым, бывает связано с другим набором схем. Эти различия и изменения говорят о существовании различных состояний Я. Я – система чувств, набор согласованных поведенческих схем. У каждого человека есть ограниченный набор состояний Я:

Состояния Я, сходные с образом родителей (родитель) – человек может эффективно играть роль своих детей, благодаря этому состоянию многие реакции стали автоматическими, что позволяет сэкономить время;

Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (взрослый) – контролирует действия ребенка и родителя, является посредником между ними;

Состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки (ребенок) – источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости.

Итак, таким образом, установки являются важными внутренними факторами для возникновения, либо преодоления барьеров.

Нужно понимать, что существует два обстоятельства:

1) Стереотипы всегда были и будут. Они могут быть либо «в положительной направленности», либо «в отрицательной направленности».

2) Все зависит от уровня сознания человека. В зависимости от того, на каком уровне сознания будет находиться человек, будут складываться в течение жизни те или иные стереотипы.

В настоящее время абсолютно каждый человек имеет те или иные психологические барьеры. И если даже человек справляется с одними барьерами, то приходит черед другим. Нужно постоянно над собой работать, ни в коем случае не отчаиваться, а главное, следовать только позитивным установкам.

Главный вывод в том, что уменьшение барьеров, ведет к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами семьи, между друзьями). Эту тему очень важно поднимать в рабочих коллективах, так как при хотя бы частичном решении этой проблемы можно существенно повысить уровень развития любой организации.

Заключение

Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. Изучены, далеко, не все аспекты этого явления как у человека, так и у животных.

Некоторые механизмы общения животных, например китов не поддаются научному объяснению. Существует огромное количество спорных вопросов в этой области, на которые до сих пор не найдено исчерпывающих ответов.

Не изученной также остаётся проблема изучения механизма освоения иностранного языка в процессе общения, находясь в чужой стране. К сожалению, научных исследований на эту тему в данный момент не существует, но изучение этой проблемы позволит разработать новую инновационную методику изучения иностранных языков, которая будет превосходить по эффективности существующую сегодня систему.

В любой случае общение – это не достаточно изучено явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.

Список литературы

1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? / М.: Международная педагогическая академия, 1994.

2. Андреева Г.М. «Социальная психология», М., «Аспект Пресс», 1996 г., 200 с.

3. Андреева Г.М. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

4. Берн. Э. « Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., «Прогресс» 1998г., 450 с.

5. Библер В.С. От наукоучения – у логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: 1991. – C. 111-112.

6. Вердербер Р., Вердербер К., Психология общения. М., Знание 2003. 318

7. Горянина В.А. Психология общения.- М., Наука 2002.- 416 c

8. Гримак Л.П. Общение с собой - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991.

9. Опыты Русской грамматики. – 1860. – Ч. 1 – Вып. 1. – С. 3.

10. Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

11. Потебия А.А. Мысль и язык. – Киев, 1993. – С. 10.

12. Карпенко Л.А.. «Краткий психологических словарь», М., «Политиздат», 1985 г. 430 с.

13. Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

14. Рогов. Е.И. «Общая психология», М., «ВЛАДОС», 1995 г. 240 с.

15. Смелзер Н. Социология - М.: Феникс, 1994.

16. Хекхаузен X. «Мотивация и деятельность», в 2-х т. T.I., М., «Мир», 1986г., 450 с.

Библер В.С. От наукоучения – у логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: 1991. – C. 111-112.

Потебия А.А. Мысль и язык. – Киев, 1993. – С. 10.

Там же. – С. 8, 36.

Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 8.

Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 11.

Опыты Русской грамматики. – 1860. – Ч. 1 – Вып. 1. – С. 3.

Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 12.

Там же.

Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 26.

Там же. – С. 27.

Сочинение на тему «Общение» 5.00 /5 (100.00%) 2 votes

Возможность общения — огромная ценность, которой наделены люди. Мало кто об этом задумывается, но даже представить невозможно, что станет с миром, если все люди потеряют возможность общаться друг с другом. Даже маленькие дети, которые не умеют нормально разговаривать, обмениваются невнятными звуками, различными движениями, взглядами и общаются таким образом. Вырастая, дети учатся разговаривать и уже вскоре используют для общения преимущественно свой язык. Их жизнь продолжается в обществе, где крайне часто возникает необходимость решать какие-то вопросы и проблемы, и это всегда делается с помощью общения. Люди хранят потребность в общении в течение всей жизни. При этом абсолютно неважно, содержательное общение, или это просто пустой разговор ни о чем.

Все формы деятельности человека тем или иным образом связаны с общением. Мотивом для него может быть не только желание эффективного сотрудничества и обмена информацией, но и желание продемонстрировать свою власть, произвести на кого-то впечатление и многое другое. Не стоит забывать и о том, что человек в принципе — существо сугубо общественное. Если поставить над человеком жестокий эксперимент и полностью лишить ее общения в любой форме, вскоре можно будет констатировать, что человек потерял практически все ранее характерные для нее черты и превратилась чуть ли не в дикого зверя или даже во что-то другое, так и дикие звери общаются между собой.

Существует несколько средств для общения. Самым главным и наиболее часто используемым является язык. Сначала в обществе она возникла для координации совместной работы людей, сегодня же она используется во всех сферах жизни. Кроме языка, также существуют и невербальные формы общения, такие как мимика, жестикуляция, язык тела, визуальный контакт и проксемика. Все эти средства общения используются реже языка, но они не менее важны и в некоторой степени уникальные в своем специфическом применении.
Говоря о конкретных отдельно взятых людей, можно отметить, что все они отличаются и могут иметь различные предпочтения относительно общения. Кто-то не привык доверять взглядам, другие сомневаются в правдивости языка тела и жестикуляции. Есть и такие люди, которые мало говорят, потому что понимают ситуацию и без устного выяснения. Следует понимать, что все эти люди тем или иным образом общаются с окружающим миром и удовлетворяют свою потребность в общении в сугубо индивидуальных формах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Правительство Российской Федерации

Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Кафедра общего менеджмента (Пермь)

Дисциплина: Психология

Эссе

на тему: « Общение как условие развития личности »

Выполнила :

студентка учебной группы М-14-4

Курепина Полина Сергеевна

Проверил :

Голдырева В.А

Введение

Общение является одним из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Виды и формы общения очень разнообразны. На протяжении многих тысячелетий люди обменивались различной информацией, накапливали и сохраняли ее. Именно благодаря этому, люди имеют современные научные и житейские знания.

Также именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших ее свойств и мировоззрения.

Для меня эта тема очень интересна. Это дает возможность понять, почему общение так важно для становления личности.

Я считаю, что общение - это один из главных путей становления личности. Каждый из нас имеет своего кумира или просто того человека, на которого хотелось бы равняться. Именно благодаря общению, мы можем узнать как можно больше об этом человеке, обменяться с ним каким-либо опытом и так далее.

В этой работе мне хотелось бы подробнее изучить роли общения. И также разобрать главный вопрос этой темы: «Общение как условие развития личности».

1. Понятие общения

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Общение можно заменить словом коммуникация. Обычно в зарубежных публикациях речь идет только о коммуникативных процессах, так как в англоязычной культуре слово «общение» не существует. В русском же языке эти слова имеют различный смысл. Коммуникация - это более деловое взаимодействие субъектов. Но в своей работе я буду использовать слова «общение» и «коммуникация», подразумевая одинаковый смысл.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Например: вербальный общение беседа коммуникация

1. Социализации. Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности.

2. Познавательная. Познание людьми друг друга.

3. Психологическая. Воздействие на психическое состояние человека.

4. Организационная. С помощью нее люди организовывают совместную деятельность.

Из этого можно сделать вывод, что общение выполняет самые важные функции в нашей жизни. Практически каждый день мы знакомимся с новыми людьми. С помощью общения мы пытаемся узнать о незнакомцах как можно больше. Также ни одна из фирм не сможет обойтись без общения. Ведь именно благодаря общению, мы может получить задание от начальников или наоборот дать задание подчиненным, попросить помощи у коллег или просто собрать команду для выполнения какой-либо задачи. Это все очень важно!

Средства общения бывают вербальные и невербальные. В вербальном основным средством является язык - система словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства общения используются как дополнительные к языковым средствам. Например, жесты, мимика и т.д.

Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые. В материальном общении обмен информации происходит при помощи естественных природных объектов и предметов, созданных человеком. Они несут определенную информацию в связи с их способом существования.

Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть как письменным, так и устным. Этот вид общения позволяет получить информацию о мыслях, чувствах, мечта и желаниях индивида.

Письменное речевое общение основано на использовании определенных знаков.

Ролевое общение имеет место при выполнении людьми своих социальных функций.

2. Роль общения в психическом развитии личности

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного индивида в результате его социализации. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни. Через активное общение с развитыми личностями, человек сам становится личностью, благодаря тому, что получается полезную информацию, которую в дальнейшем применяет на практике и постоянно совершенствуется.

Если человека с рождения лишают такой возможности, то возможно он никогда не станет цивилизованным и культурно развитым человеком. Например, можно вспомнить историю о Маугли. Именно она свидетельствует о том, что очень важно с самого детства общаться именно с людьми. От родителей ребенок перенимает определенный опыт. Я думаю, что каждый из нас помнит, как в детстве мама говорила тебе: «Не трогай утюг! Будет больно!», а папа учил побеждать всегда и везде. Да, они делали ошибки, они знают, как тяжело их исправлять. И с помощью общения родители учат нас постоянно быть готовыми к неожиданным ситуациям.

Очень важно выделить роль участия обоих родителей в общении с ребенком. Недополучение внимания одного из них в детстве, сказывается в более зрелом возрасте на становление и развитии личности.

Еще раз подробнее рассмотрим виды общения и их роль в формировании личности.

Деловое общение. Это общение является средством приобретения особых знаний и навыков. Также помогает человеку развить его способности, совершенствовать организаторские качества, необходимые для умения взаимодействовать с другими людьми.

Личностное общение. Дает возможность человеку обрести определенный привычки, интересы, определить цели в жизни. То есть формирования человека как личности.

Когнитивное общение(процесс обработки информации мозгом). Позволяет обмениваться информацией с собеседником и, следовательно, пополнять свои знания в определенной области.

Мотивационное общение. Представляет собой особый источник дополнительной энергии, которая стимулирует человека на продуктивную деятельность. В дальнейшем это сказывает на развитии личности. В результате такого общения человек может получить новые цели, интересы.

Социальное общение. Такой вид общения позволяет человеку почувствовать себя частью чего-то целого, а главное знать, что он играет особую роль в достижении общего результата.

Практически все эти виды общения мы используем каждый день. Какое-то в большей степени, какое-то в меньшей.

Заключение

Главной задачей моей темы было понять, почему же общение является условием развития личности. В итоге я пришла к выводу о том, что без общения человек вряд ли вообще станет личностью, так как именно благодаря общению, мы приобретаем знания и навыки, которые помогают нам стать личностью. Также именно из общения мы черпает энергию, для того, чтобы постоянно совершенствоваться, ставить перед собой новые цели и добиваться их.

Для нас, менеджеров, очень важно уметь общаться. Особенно для нас важна такая функция общения, как организационная. Так как мы очень часто работаем в команде. Для нас важно находить общий язык с коллективом. Именно это и поможет добиться поставленных целей, а также делать свою работу как можно лучше и эффективнее.

Список литературы

1. Обществознание: полный справочник/П.А. Баранов - Москва:АСТ:Астрель,2014. - 542с.

2. Основы психологии/П.А.Сорокун - Псков:ПГПУ,2005 - 312с.

3. Психология общения и межличностных отношений:пособие/Е.П. Ильин - Спб:Питер.2009. - 576с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2011

    Взаимодействие человека с окружающим его миром. Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека. Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми, последствия дефицита общения.

    реферат , добавлен 14.04.2009

    Изучение понятия и видов социальных отношений. Особенности правовых, экономических, производственных, нравственных, этических, политических и религиозных отношений. Анализ процесса передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств.

    презентация , добавлен 14.12.2013

    Понятие общения и межличностных отношений. Общение. Перцепция. Рефлексия. Качества личности, влияющие на процессы общения. Факторы определяющие форму и содержание общения. Психологический облик человека. Особенности личностных типов, темперамент.

    реферат , добавлен 21.11.2008

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Выявление патопсихологической роли дефицита невербальных средств общения в возникновении речевых и психических расстройств ребенка. Разработка основных направлений экспрессивной психокоррекционной работы с заикающимися старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2014

    Исследование влияния феномена общения на психическое развитие личности, на нравственную сферу, мировоззрение. Понятие общения: виды, функции, классификация. Раскрытие взглядов и трудов Выготского, Леонова, Гиппенрейтера о роли общения в развитии личности.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2011

    Эффективность использования невербальных средств в процессе общения. Значение мимики как главного показателя истинных чувств и мыслей собеседника. Функции и правила жестикуляции. Особенности ритмических, эмоциональных, указательных, символических жестов.

    реферат , добавлен 06.03.2012

    Понятие, виды и функции общения, характеристика и значение в психологическом развитии человека. Техника и приемы общения. Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека. Методики исследования ценностей и смыслов личности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2009

    Деловое общение, его виды и формы. Нормативно-правовая основа делового общения. Определение, структура и стороны, функции, уровни и виды общения. Психологические особенности непосредственных участников делового общения. Возможные структуры деловых бесед.

Рассказать друзьям