Город промышленный центр. Промышленный исход

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все чаще в стратегических планах развития нашей страны правительство делает акцент на необходимости ухода от статуса «сырьевой державы». При этом главная ставка делается на развитие собственной переработки сырья и налаживание производства, а крупные промышленные центры привлекают все более пристальное внимание.

Предлагаем Топ-10 крупнейших промышленных центров России , составленный по данным Института территориального планирования «Урбаника».

10. Новокузнецк

Объем промышленного производства 264 млрд. руб.

В городе функционируют предприятия черной и цветной металлургии, угольной промышленности. Среди собственников ведущих промышленных объектов «Евраз Груп», УГМК, Сибуглемет, Русал.

9. Челябинск

277,3 млрд. руб .

Город является признанным лидером России в области черной металлургии, на высоком уровне машиностроение и пищевая промышленность. В Челябинске функционируют предприятия ОАО «Мечел», групп «Челябинский трубопрокатный завод», «Чебоксарский электромеханический завод», Coca-Cola, ГК Ростехнологии.

8. Норильск

312 млрд. руб.

Жизнь этого заполярного города построена вокруг деятельности лидера в области цветной металлургии ГМК «Норильский Никель».

7. Уфа

313,6 млрд. руб.

Статус крупного промышленного центра город получил благодаря развитию переработки нефти и газа, машиностроения, пищевой и фармацевтической промышленности. Владельцами ведущих предприятий являются ОАО АНК «Башнефть», ГК Ростехнологии, Вимм-Билль-Данн, Фармстандарт.

6. Пермь

331,3 млрд. руб.

Город может похвастать значительными успехами в области переработки нефти и газа, машиностроения, пищевой и химической промышленности. Владельцами ведущих промышленных объектов являются ОАО «Лукойл», ГК Ростехнологии и Роскосмос, Nestle, Henkel и другие.

5. Омск

348,4 млрд. руб.

Город располагает крупными предприятиями, работающими в таких отраслях, как переработка нефти и газа, химическая и пищевая промышленность, машиностроение. Основные промышленные объекты в собственности ОАО «Газпром Нефть», Unilever, Вимм-Билль-Данн, ГК Ростехнологии и Роскосмос.

4. Нижневартовск

481,6 млрд. руб.

Это один из ведущих российских центров добычи и переработки нефти и газа. В городе функционируют промышленные объекты ТНК-ВР, Газпром Нефть, Русснефть, Славнефть, СИБУР.

3. Сургут

800,3 млрд. руб.

Лидер в области добычи и переработки нефти и газа, город также располагает крупными предприятиями, работающими в отраслях электроэнергетики, пищевой промышленности и НИОКР. Основные промышленные объекты находятся в собственности ОАО «Сургутнефтегаз», ОГК-2, ОГК-4, СИБУР.

2. Санкт-Петербург

1282,7 млрд. руб.

Северная столица располагает промышленными объектами пищевой и химической промышленности, машиностроения, черной металлургии, производства стройматериалов, НИОКР. В городе имеют производственные мощности Philip Morris International Inc., JTI, BAT, Kraft Foods, Procter&Gamble, Объединенная судостроительная корпорация, Ростехнологии, Toyota, Nissan, GM, HP, ГК Росатом, Intel и многие другие.

1. Москва

1895,2 млрд. руб.

Крупнейшие предприятия столицы работают в таких отраслях, как машиностроение, пищевая и фармацевтическая промышленность, переработка нефти и газа, НИОКР. Основные промышленные объекты находятся в собственности ГК Роскосмос, Росатом, Ростехнологии, КБ Сухой, Renault, United Technologies, Volvo, Вимм-Билль-Данн, Объединенные кондитеры, Kraft Foods, Coca-Cola, Русгидро, GlaxoSmithKline.


Под промышленными агломерациями понимают территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономической предпосылкой развития промышленной агломерации являются преимущества, присущие данной форме размещения.

  1. Высокий уровень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность.
  2. Максимально эффективное использование систем производственной и социальной инфраструктуры.

Размещение группы предприятий различных отраслей хозяйства на компактной территории приводит к сокращению территории, необходимой для промышленного строительства, в среднем на 30% по сравнению с их рассредоточенным размещением, на 3% уменьшается сметная стоимость строительства, на 25% - количество зданий и сооружений. Экономия достигает 20% затрат на общие объекты благодаря созданию единых объектов подсобно-вспомогательного назначения, производственной и социальной инфраструктуры.

Крупнейшими промышленными агломерациями являются Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Ярославская и др. Однако чрезмерное развитие промышленных агломераций, как и концентрации производства, может оказывать негативное воздействие, значительно сокращающее экономический эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды, развитием социальной сферы.

Промышленный узел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком являются участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Современные промышленные узлы планируются и развиваются не как автономные промышленные центры, а как элементы расчлененных производственных структур территориально-производственных комплексов.

Вырастая на основе последовательного комбинирования производства и создания узловых инфраструктурных объектов, промышленные узлы представляют собой качественно новое явление в регулируемом процессе развития территориальной структуры хозяйства. Отступление от принципа комплексности территориального развития, преобладание ведомственного подхода ведут к появлению нерациональных форм размещения, диспропорций в развитии между отраслями рыночной специализации, комплексообразующими отраслями и сферой услуг, снижают эффективность развития промышленного узла.

Такие формы территориальной организации хозяйства получают развитие как в старопромышленных районах, например Железногорском, связанном с добычей и обогащением железных руд КМА, Чебоксарском, развитию которого способствовали Чебоксарская ГЭС, тракторный завод, химический комбинат с сопутствующими производствами, так и в районах нового освоения, например Саяногорском, формирующемся на базе электроэнергетики, вырабатываемой Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС, и энергоемких производств.

В отличие от промышленных узлов промышленные центры в большинстве своем имеют набор промышленных предприятий, не имеющих между собой технологических связей. Такое размещение снижает возможности развития кооперации, а следовательно, и эффективность роста промышленного центра. Примером выступают областные центры.

Одной из прогрессивных форм территориальной организации промышленности на современном этапе является комбинирование производства: предприятия, образующие комбинат, имеют тесные технологические, экономические и организационные связи.

Промышленные комбинаты располагают широкими возможностями глубокой переработки сырья и утилизации промышленных отходов, что не только повышает их эффективность, но и создает предпосылки для организации безотходного, технологически чистого производства, практически безвредного для окружающей среды. Комбинирование производства получило широкое распространение в тяжелой индустрии (металлургия, химическая, лесная) и в легкой промышленности (текстильная), пищевой.

Значительный экономический эффект дают промышленные комбинаты, созданные на базе комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов и представленные предприятиями различных отраслей хозяйства (формирование газохимических комплексов, комбинирование предприятий черной и цветной металлургии с химическим производством и т.д.).

Экономический эффект комбинирования образуется за счет экономии сырья, материалов, электроэнергии, тепла, снижения капитальных затрат и удешевления продукции. Создание комбинатов по сравнению с размещением отдельных предприятий обеспечивает сокращение капитальных вложений до 30-35% и снижение себестоимости выпускаемой продукции на 20-25%.

Становление рыночных отношений в России ведет не только к разнообразию форм собственности - государственной, кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и новых форм промышленной интеграции. Одной из таких форм является холдинг. Это новая форма индустриальной интеграции преимущественно акционированных предприятий с участием государственного капитала как федерального, так и регионального.

В состав холдинга могут входит совместные предприятия и иностранные фирмы. Заинтересованные предприятия и фирмы объединяют часть своих пакетов акций и создают уставной капитал головного предприятия (холдинга), который становится акционерной компанией, преимущественно открытого типа.

Промышленная холдинговая компания (ПХК) представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территории. Происходит слияние предприятий и совместное инвестирование производства, что позволяет увеличить выпуск продукции, ее продажу, снижает вероятность банкротства предприятий. ПХК создаются большей частью на основе топливно-сырьевых добывающих отраслей, преимущественно в районах европейского Севера и Сибири. Примером создания холдинговой компании является "ЛУКойл". Холдинг представляет новую форму системы управления и региональной интеграции промышленности.

Другой формой являются финансово-промышленные предприятия (ФПП), которые объединяют промышленные производства и банки. ФПП - это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельных хозяйствующих объектов.

Развитие рыночных отношений обусловило необходимость создания новой системы инвестирования промышленности, что привело к формированию новых интегрированных структур, способных к саморазвитию в современных экономических условиях. Одной из таких систем являются финансово-промышленные группы (ФПГ).

Основная функция их создания - технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг. Первой зарегистрированной в 1993 г. финансово-промышленной группой была группа "Уральские заводы".

В системе ФПГ интегрируются финансовые, производственные и коммерческие структуры, при этом сохраняется юридическая самостоятельность каждого из участников группы.

ФПГ отличается достаточно разносторонним развитием и охватывают более 100 направлений деятельности. Наиболее крупные ее направления - это автомобилестроение, черная металлургия, химическая промышленность.

В 1993-1996 гг. были зарегистрированы 45 финансово-промышленных групп, в состав которых на добровольной основе вошли более 700 предприятий, организаций и финансово-кредитных учреждений с общей численностью занятых около 3 млн чел. В составе ФПГ зарегистрированы такие крупные промышленные предприятия, как АО "Магнитогорский металлургический комбинат", "Западно-Сибирский металлургический комбинат", АО "НОСТА" (Орско-Халиловский металлургический комбинат), АО "АвтоВАЗ", "КамАЗ", а также финансовые организации "Менатеп", "Инкомбанк", "Промстройбанк", "Автобанк" и др. Среди финансово-промышленных групп по своим объемам и численности персонала выделяются такие, как "Русхим", "Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили", "Восточно-Сибирская группа".

Большинство финансово-промышленных групп включает в состав своих участников организации, специализация которых не совпадает с основным направлением деятельности группы. Так, ФПГ "Объединенная промышленно-строительная компания" включает предприятия легкой и пищевой промышленности: АО "Сафьян" и АО "Рязаньрыбпром".

Создание ФПГ представляет одно из важных направлений вывода оборонного комплекса из глубокого кризиса. В настоящее время в оборонной промышленности зарегистрированы четыре ФПГ – "Уральские заводы", "Скоростной флот", "Сокол" и "Сибирь". В ближайшие годы предполагается создание еще 30 аналогичных объединений.

Создание новых форм промышленной организации хозяйства способствует дальнейшему развитию рыночных отношений, производству конкурентоспособной на мировом рынке продукции и повышению эффективности развития всего хозяйственного комплекса России.

Россия - самая большая страна в мире. Ее просторы можно назвать бескрайними, так как растянулись они более чем на 17 млн кв. км, а это составляет почти 12 % от всей поверхности Земли.

Россия - промышленно развитое государство с богатыми залежами газа, нефти и других полезных ископаемых. Именно это помогло ей занять лидирующие позиции среди других стран, которые практически на 100 % зависят от добываемого топлива. Промышленные (список будет приведен ниже) составляют основу экономического развития государства. Таких центров насчитывается около 300. Располагаются они на Дальнем Востоке, Урале, в северной части Кавказа. Некоторые из городов находятся в центре России.

Классификация

Итак, в чем особенность промышленных центров и какие их них самые-самые? Промышленные города России можно разделить на несколько групп, ориентируясь на определенные признаки:

  • Первая группа объединяет центры, которые были построены еще во времена Советского Союза. После перестройки заводы и фабрики были приватизированы и переведены на новые стандарты. Конечно же, модернизация потребовала немало времени и финансов, однако сейчас эти производства соответствуют европейским стандартам. В этой группе около 150 городов, это Сургут, Томск, Красноярск и др.
  • Вторая группа включает в себя часть центров, которые являются так называемыми индустриальными потребителями. Возглавляет ее Московская область.
  • Третья группа - промышленные центры России. Города имеют выгодное географическое положение, однако по определенным причинам еще не прошли модернизацию. Для того чтобы в полной мере восстановить их потенциал, необходимо вливание больших денег. А пока данные города развиваются за счет других сфер, таких как крупные порты, транспортные узлы, туризм.
  • Четвертая группа - инновационная. Промышленность в этих городах работает с применением новейших технологий. Именно их можно назвать основой государства, которая позволяет ему полноценно развиваться.
  • К пятой группе можно отнести два самых главных города России. Москва и Санкт-Петербург имеют большое влияние на всю промышленную отрасль страны.

Рассмотрим подробней промышленные города России. Список самых крупных из них представлен ниже.

Первое место - г. Москва

Столица Российской Федерации имеет годовой оборот в 1900 млрд рублей. Здесь наиболее развиты такие отрасли, как машиностроение, газо- и нефтепереработка. Также достаточно стремительно растет фармацевтическая и пищевая промышленность. На территории Москвы работают крупные заводы и фабрики, есть множество гаражей, складов и различных баз, инженерные и научные центры. Стоит отметить, что столица является крупнейшим который в полной мере влияет на развитие железнодорожной, автомобильной и авиационной отрасли.

Санкт-Петербург - вторая позиция в списке

Его годовой оборот составляет около 1300 млрд рублей. Основной вклад вносят следующие отрасли: черная металлургия, пищевая, машиностроение, судостроение и др. Санкт-Петербург по праву занимает лидирующую позицию в списке «Крупные промышленные города России». Здесь успешно работают мировые корпорации, такие как Nissan, Intel, Toyota. Все они производят продукцию, соответствующую европейским стандартам. Отдельного внимания заслуживает химическая промышленность. Достижения в этой сфере вывели Россию на мировой уровень.

Третье место - Сургут

Располагаясь на севере страны, Сургут является одним их крупнейших промышленных центров России. Его оборот - более 800 млрд рублей. Благодаря и нефти и ее последующей переработке, экономическое благосостояние города стремительно растет. В сравнении с подобными центрами Сургут является безупречным лидером. Практически все предприятия числятся на балансе ОАО «Сургутнефтегаз». Также здесь достаточно хорошо развита электроэнергетика.

Нижневартовск в пятерке лидеров

Город располагается на Урале. Богатство региона в основном обусловлено крупнейшим месторождением нефти. Также здесь добывают и перерабатывают газ, который потом экспортируют во многие страны Европы. На севере находятся России, благодаря которым улучшается благосостояние всей страны. К примеру, Нижневартовск вносит в общую казну почти 500 млрд рублей, что позволяет ему занимать 4-е место в рейтинге. Нефтегазовый комплекс возглавляет НК «Роснефть», туда входят такие крупные предприятия, как «ННП», «Самотлорнефтегаз» и др. Также стоит отметить и компанию «РуссНефть», которая была создана благодаря финансовой поддержке крупного швейцарского концерна Glencore.

Пятое место - Омск

Миллионный город Омск является административным центром. Прежде всего это крупнейший транспортный узел. Его оборот достигает 400 млрд рублей. Здесь хорошо развита пищевая и легкая промышленность, авиакосмическая и химическая, а также нефтеперерабатывающая. находятся в собственности "Газпрома". Еще во время Великой Отечественно войны сюда были эвакуированы крупнейшие фабрики и заводы, основные специализации которых - машиностроение и нефтехимическая индустрия.

Шестое место - Пермь

Многоотраслевая промышленность Перми занимает важное значение в экономическом развитии страны. Годовой доход составляет 350 млрд рублей. В основном здесь развита тяжелая машиностроительная, газо- и нефтеперерабатывающая. Немалый вклад вносят и такие отрасли, как химическая, электроэнергетическая, а также пищевая и полиграфическая. Средняя зарплата по на 2013 год составляла почти 25 тыс. рублей. Благодаря этому Пермь вошла в список «Крупные промышленные города России», имея достаточно высокие показатели.

Столица республики Башкортостан - Уфа

Седьмую позицию в рейтинге промышленных городов России занимает Уфа. На ее территории наблюдается большое скопление различной индустрии. Самыми важными отраслями являются дерево- и металлообрабатывающая, нефтеперерабатывающая, машиностроение. Также не последнюю роль в экономическом развитии играют тепловые электростанции. Здесь было начато строительство АЭС, однако после Чернобыльской аварии все работы приостановили. В настоящее время согласно федеральной программе возведение атомной станции все же планируется.

Восьмое место - Норильск

Самый северный город Норильск находится в Красноярском крае. Количество населения в нем составляет около 150 тыс. человек. Условия проживания здесь достаточно сложные в основном из-за климатических условий. Наиболее развита горно-металлургическая промышленность и индустрия цветных металлов. Находясь на восьмом месте в рейтинге «Крупные промышленные города России», Норильск имеет оборот в 300 млрд рублей. Основную часть дохода составляет палладия, платины и других драгоценных металлов.

Девятое место - Челябинск

Единственный город в России с новой схемой самоуправления. Челябинск располагается на восточном склоне Уральских гор. Это достаточно крупный центр с оборотом в 300 млрд рублей. От всей производимой продукции почти 50 % составляет черная металлургия. Также стоит отметить и такие отрасли, как приборостроение, обработка металлов, машиностроение. Неплохо здесь развита и легкая индустрия. Промышленные города России, в частности Челябинск, славятся высококачественными сплавами. Именно здесь перерабатывается большая часть руды, изготавливаются рельсы, трубы, а также тракторы, краны, погрузчики.

Завершает десятку лидеров Новокузнецк

Расположился Новокузнецк в Западной Сибири. Объем промышленного дохода составляет 260 млрд рублей. В нем хорошо развита угледобывающая отрасль, которая является одной из самых крупных в стране. Также большую роль в экономике играет металлургия и металлообработка. Здесь расположены достаточно весомые предприятия, занимающиеся энергетикой. На территории города работает более 50 заводов и фабрик, что позволяет ему занимать десятое место в топ-10 «Самые крупные промышленные города России». К сожалению, с 2013 года наблюдаются массовые сокращения в некоторых отраслях.

В советский период промышленные города возникали, как правило, на базе планомерно развивающейся индустрии. Так, в свое время быстро развивались Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Липецк на основе металлургии, Харьков, Челябинск, Минск на базе тракторостроения, Березники, Соликамск на базе химии. Возникли многие новые города, в том числе на основе развития химической промышленности (Нижнекамск, Навои, Тобольск), автомобилестроения (Тольятти, Жодино, Набережные Челны), металлургии (Новолипецк, Костомукша, Старый Оскол), нефтедобывающей промышленности (Тюмень, Сургут, Нижневартовск), гидроэнергетики, алюминиевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности (Братск, Усть-Илимск). На базе атомной энергетики возникли новые города вблизи Костромы, Смоленска, на Южном Буге и др. Основными градообразующими объектами становились крупные предприятия черной и цветной металлургии, химии, энергетики, машиностроения, лесопромышленные комплексы и т. п.

Промышленные города часто возникают на базе:

  • одного предприятия или производства;
  • промышленного комплекса предприятий одной ведущей отрасли, где ведущее предприятие дополняется сопутствующими;
  • нескольких производственных комплексов различных отраслей, непосредственно не связанных между собой.

При проектировании города всегда предусматривают возможность его развития, так как возникший город сам по себе служит местом притяжения других производств. Стало обычным явление, когда в городе с предприятием, где преобладает мужской труд (металлургия, химия), размещают производства легкой и пищевой промышленности, приборостроения и т. п., на которых преимущественно работают женщины.

Так же в советский период возникли города - научные центры с научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями и экспериментально-опытными производствами. В числе таких городов приобрели известность Новосибирский академгородок, подмосковные города Пущино, Красная Пахра, Дубна, Черноголовка и др.

В промышленных городах до 80% работающих занято в градообразующих отраслях промышленности.

Во многих городах наряду с предприятиями I и II класса по санитарной характеристике размещается и относительно безвредная промышленность, требующая большого числа квалифицированных кадров. К ним относятся машиностроительные и приборостроительные заводы, часовые заводы и предприятия станкоинструментальной, текстильной и легкой промышленности и т. п.

С возникновением градообразующей промышленности и ростом на этой основе самого города создается сопутствующая или, как принято называть, обслуживающая промышленность. К ней относятся предприятия легкой, пищевой и мясомолочной промышленности, холодильники, продовольственные и промтоварные склады, учреждения торговли, коммунального и бытового обслуживания, городского транспорта и др. Такие предприятия тесно связаны с селитебной частью города. Примеры размещения промышленных предприятий показаны на рис. 2 .

Рис 2. Примеры размещения промышленных предприятий в городе: а - промышленная зона расположена вдоль железнодорожной магистрали, проходящей через центр города, б - предприятия расположены вдоль железнодорожной магистрали, проходящей по окраине города, и занимают в нем центральное положение: в - предприятия расположены вдоль реки и железнодорожной магистрали; г - предприятия сосредоточены в двух крупных промышленных зонах города; д - предприятия рассредоточены по территории города; е - предприятия сосредоточены в трех крупных зонах вдоль железнодорожных магистралей; ж - предприятия расположены в центральной части города и образуют несколько промышленных узлов; и - предприятия сосредоточены в одном промышленном узде на окраине города вдоль железнодорожной магистрали

При размещении предприятий необходима их градостроительная дифференциация. Только на такой основе можно достигнуть гармоничного включения промышленности в организм города. По такому принципу в Советском Союзе реализовывался Генеральный план Москвы, в котором, в частности, был заложен принцип создания восьми планировочных зон города. Согласно этому плану, жилые районы и места приложения труда населения столицы распределены равномерно, что способствует приближению жилья к местам приложения труда.

Однако в современном градостроительстве имеется много сложных и трудно поддающихся решению функционально-технических, социальных, экономических, транспортных, архитектурно-эстетических и других проблем. Почти все они тесно связаны с развитием промышленности.

Характерная особенность современного градостроительства, развивающегося в условиях научно-технического прогресса, - интенсивность осуществления намеченных замыслов.Например, в ряде вновь создаваемых городов первоначальная численность населения намечалась 80-100 тыс. жителей. Однако многие из этих городов уже в процессе строительства первых промышленных предприятий росли на базе расширения индустриальной основы смежных или новых отраслей промышленности быстрее, чем было определено плановыми показателями.

Социально-экономические эффекты ВСМ 1 для общества

Положительные эффекты от реализации проектов ВСМ не ограничиваются прямыми эффектами от развития национальной транспортной системы. Реализации проектов ВСМ также приведет к возникновению общих экономических эффектов ввиду положительного влияния на занятость, производительность труда и темпы регионального развития. Данные эффекты не учитываются при проведении стандартного расчета выгод для пользователей. Реализация проектов ВСМ предположительно приведет к возникновению следующих экономических эффектов:

  • Эффект агломерации;
  • Рост занятости населения;
  • Эффекты регионального развития;
  • Эффект от занятости в строительстве;
  • Увеличение инвестиционной привлекательности России с точки зрения прямых иностранных инвестиций;
  • Развитие туризма.

Эффект агломерации

Масштабные инвестиции в транспортную инфраструктуру, подобные инвестициям в строительство ВСМ, как правило, приводят к улучшению сообщения между административными центрами и периферийными районами, что приводит к централизации рынка труда и концентрации трудовых ресурсов. Известно, что существует тесная взаимосвязь между концентрацией трудовых ресурсов, уровнем производительности и последующим экономическим ростом, объясняемая следующими основными факторами:

  • Увеличение размера и глубины рынка труда. Больший выбор работников для работодателя и возможность снижения расходов на заработную плату за счет конкуренции между работниками;
  • Увеличение числа конкурентов и потенциальных контрагентов. Создание дополнительных стимулов для развития инноваций и повышения эффективности, развитие специализации в обслуживающих отраслях;
  • Огромные возможности для обмена связями и знаниями (например, в области научных исследований).

Таким образом, ВСМ является важным фактором, способствующим укреплению рынков за счет улучшения доступа к финансовым, земельным и трудовым ресурсам, что ведет к увеличению производительности, положительным эффектам масштаба и росту региональной экономики.

Данные выгоды дополняют прямые выгоды для пользователей ВСМ и, как правило, не учитываются при расчете обобщенных транспортных затрат (в силу того, что пользователи не осознают подобные последствия использования ВСМ).

Комплексное исследование, проведенное Всемирным Банком в 2007 году, показало, что в середине 2000-х годов экономика многих отсталых регионов России демонстрировала более быстрые темпы роста, в то время как экономика некоторых богатых природными ресурсами регионов росла существенно медленнее. Статистический анализ поддерживает гипотезу о том, что экономическому росту в Центральном, Северо-Западном и Южном регионах по сравнению с остальными частями страны способствует сильный эффект городских и региональных агломераций. Улучшение транспортной инфраструктуры, как ожидается, усилит рассматриваемый эффект для отсталых регионов страны, в том числе и расположенных вне зоны прохождения линий ВСМ.

Рост занятости населения

Спрос на транспортные услуги является производным спросом, то есть люди пользуются услугами транспорта только с целью удовлетворения другой потребности (например, проведение деловой встречи или поездка на работу). Следовательно, пассажиры осуществляют поездки только в том случае, если транспортные затраты не превышают выгод от деятельности в месте назначения. До введения в эксплуатацию ВСМ ряд экономических зон мог быть недоступным для многих работников и организаций, так как транспортные затраты (в денежном и временном выражении) являлись слишком высокими и превышали выгоды от деятельности в месте назначения.

Ввод в эксплуатацию ВСМ сблизит зоны проживания трудовых ресурсов и зоны занятости путем снижения обобщенных транспортных затрат. Как следствие, ранее безработные станут участниками рынка труда, а также возрастет мобильность среди работающего населения, которое сможет работать в более отдаленных от места проживания зонах. Это будет способствовать повышению эффективности рынка труда и уровня экономической активности населения.

Например, станет возможным строительство станции ВСМ на расстоянии 50-100 км от Москвы и создание поблизости от нее нового городского поселения, которое снизит напряженность на московском рынке жилья за счет увеличения предложения недвижимости. Пассажиры ВСМ будут доезжать от такого городского поселения до центра Москвы не более чем за 30 минут — быстрее, чем при поездке на автомобиле с окраин Москвы.

В 1950-х годах недалеко от Лондона, вдоль основных железнодорожных магистралей, был построен ряд «новых городов». На сегодняшний день ежедневные поездки на работу из этих городов в столицу являются широко распространенным явлением. Запуск проекта HS1 в Великобритании включил в лондонский рынок труда те города, которые ранее считались чересчур удаленными от столицы для ежедневных поездок на работу.

Эффект регионального развития

Строительство ВСМ приведет к присоединению обширных территорий к зонам трудовой занятости, повышению трудовой мобильности населения и, как следствие, увеличению производительности труда. С другой стороны, строительство ВСМ также с высокой вероятностью приведет к повышению привлекательности ранее удаленных регионов, слабо включенных в экономическую активность административных центров, что приведет к их экономическому развитию и росту стоимости земли и недвижимости.

Чистый эффект подобных процессов является неопределенным. Необходимо осуществление точного анализа в отношении того, снизится ли экономическая активность в основных экономических центрах, произойдет ли перераспределение спроса на жилую недвижимость на новые регионы, вовлекаемые в экономическую активность, каким будет соотношение положительных эффектов в зонах новой активности и возможных обратных эффектов в основных экономических центрах.

Эффекты регионального развития могут быть очень существенными, и перед принятием какого-либо инвестиционного решения в отношении проектов ВСМ необходимо проведение более детального анализа.

Примером может служить город Лилль на севере Франции, который находится на пересечении маршрутов ВСМ Лондон — Париж и Лондон — Брюссель. В прошлом этот город являлся угасающим промышленным и угледобывающим центром с высокими показателями безработицы. В результате строительства ВСМ Лилль к настоящему времени стал третьим по значимости торговым и финансовым центром Франции. Рост экономических выгод в данном городе с большой вероятностью привел к спаду экономики в других центрах. Тем не менее в подобной ситуации наиболее вероятно рациональное перераспределение экономической активности из наиболее экономически благополучных центров, таких как Париж, что также следует рассматривать в качестве положительного эффекта.

Прямые иностранные инвестиции

В России существует ряд городов, обладающих высокой привлекательностью для прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы зачастую предпочитают развивать бизнес именно в таких городах, а не в Москве и Санкт- Петербурге, где стоимость проживания и ведения бизнеса очень высока. Основным недостатком региональных городов, с точки зрения инвесторов, является ограниченное предложение молодых специалистов и руководителей высшего звена на рынке труда. Развитие ВСМ и сокращение времени поездки до 1-1,5 часов позволит региональным городам быть менее зависимыми от местного рынка труда и местных университетов и преодолеть этот барьер.

Осуществление прямых иностранных инвестиций окажет существенное положительное воздействие на экономику РФ.

Развитие туризма

Туристическая отрасль в РФ характеризуется существенно более низкой степенью развития по сравнению с большинством европейских государств. Подобная ситуация связана с влиянием ряда факторов, включая исторически сложившуюся закрытость, сложный визовый режим и большие территориальные размеры страны, заставляющие туристов преодолевать огромные по европейским меркам расстояния.

Проекты ВСМ соединят в единую систему значительное число городов, обладающих существенным потенциалом развития туристической отрасли и до сих пор слабо известных за пределами РФ (например, исторический центр Нижнего Новгорода). Соответственно, оператор ВСМ будет иметь значительные возможности по развитию туристических перевозок. В процессе настоящего анализа количественный потенциал развития туристической отрасли не рассматривался. Однако, следует отметить, что большинство зарубежных линий ВСМ уделяют значительное внимание этому сегменту рынка. Так, туристический поток в Малагу возрос на 25% после ввода в эксплуатацию высокоскоростной магистрали.

В соответствии с заявлениями представителей Правительства РФ визовый режим для въезда в РФ будет существенно упрощен в ходе проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. В случае проведения активной маркетинговой компании по развитию туризма в РФ с использованием железных дорог, проведение спортивных мероприятий в рамках Чемпионата мира может привести к общему росту популярности отдыха в РФ.

Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы общества:

  • Удовлетворение растущего спроса на транспортные услуги в коридоре Москва-Санкт-Петербург;
  • Создание новых рабочих мест как на самой ВСМ, так и в смежных отраслях;
  • Повышение надежности транспортных пассажирских перевозок;
  • Экономия времени в пути на маршруте Москва-Санкт-Петербург;
  • Высвобождение транспортных мощностей на ОКТЖД.

Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы бизнеса:

  • Возможности локализации технологий и производства;
  • Рост загрузки производственных мощностей промышленных предприятий;
  • Повышение квалификации российских строительных и проектных компаний, загрузка и модернизация производств для выпуска продукции, необходимой для строительства ВСЖМ 1 на уровне мировых стандартов;
  • Рост инвестиционной привлекательности регионов, прилегающих к магистрали.
Рассказать друзьям