Игровая программа к классному часу, посвященному Дню космонавтики Дорога к просторам вселенной! Удивительный город плывущий по просторам вселенной - город богов По просторам вселенной.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Полное название образовательного учреждения: государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области «Переславль-Залесская школа-интернат № 4»

Предмет: география

Тема: По просторам Вселенной

Класс: 5 для детей ЗПР

Учебно-методическое обеспечение:

    Программа основного общего образования по географии для 5 – 9 классов, авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева (Рабочие программы. География. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчихина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013).

    География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2015.

    Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013.

    Дронов В.П., Савельева Л.Е. Рабочая тетрадь к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс». – М.: Дрофа, 2014.

Время реализации урока: 40 минут

Цель урока: сформировать умение учащихся объяснять особенности планеты Земля как части Вселенной.

Задачи урока:

образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Земля во Вселенной»;

коррекционно-развивающие: коррекция и развитие мышления (операции: анализ, синтез, обобщение); способствовать формированию познавательных УУД обучающихся через выполнение ими заданий на анализ, синтез, обобщение; способствовать формированию регулятивных УУД обучающихся через постановку ими учебных задач, планирование, осуществление контроля и оценки;

воспитательные: формировать интерес учащихся к урокам географии; способствовать формированию коммуникативных УУД обучающихся через организацию группового взаимодействия; способствовать формированию личностных УУД обучающихся через воспитание понимания сущности усвоенного, адекватного реагирования на трудности.

Тип урока: рефлексии

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, листы, ватманы, маркеры.

План проведения урока

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Из Центра управления полётами поступило указание набрать команды сильных, храбрых, дружных ребят в звёздный десант!

Вы сильные?

Дружные?

Храбрые?

Ученики рассаживаются по заранее сформированным группам-командам. В игре участвуют 3 команды. Каждая команда объявляет своё название.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, когда соберёте слово из отдельных букв. Слайд 2

Давайте проверим. Слайд 3

Как вы считаете, а почему мы отправимся в путешествие именно по Вселенной?

А зачем нам нужно это путешествие? (постановка учебных задач урока; учитель записывает задачи на доске)

Молодцы! Итак, мы отправляемся в путешествие по великим просторам Вселенной. Слайд 4

Наш космический корабль отправляется в путь.Слайды 5, 6 (сопровождаются звуковым файлом «Взлёт ракеты»)

2. Разминка

А пока наш космический корабль находится в пути, вы узнаете, к кому во время путешествия вы попадёте в гости. Для этого вы должны отгадать загадки.

Каждой команде задаются загадки, которые высвечиваются на слайде. Слайд 7 После ответа команды на месте, где высвечивается загадка, появляется правильный ответ в виде рисунка.За каждый правильный ответ команда получает «космический жетон».

    Шесть сыночков и две дочки.

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они...(планеты)

    Меж Юпитером и Марсом

Не мешало бы прибраться –

Там осколки от планеты,

А вот веника-то нету.(астероид)

3) Эта межпланетная вечная странница

В небе ночном

Только-только представится

И улетает надолго потом

Нам на прощанье мерцая хвостом.(комета)

4) В небе тёмном без нужды,

Светят точки-фонари,

Кто-то ярче, кто-то нет,

А других простыл и след!(звёзды)

Дополнительный жетон за правильный ответ на 4 загадку получает команда, которая первой даст правильный ответ. Она же определяет первый объект, к которому команды «полетят в гости».

Порядок первого-четвёртого туров определяется последовательностью, которую определяют сами команды (право выбора каждый раз предоставляется команде, набравшей наибольшее количество жетонов)

3. Тур «Парад планет»

Условия тура:

Планеты Солнечной системы подготовили для вас вопросы и задания. За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получит«космические жетоны».

1) - Раз, два, три, четыре, пять….по порядку дружно назовите нас. Время – 1 минута.

Каждая команда записывает ответы на листах. Проверка осуществляется коллективно. Слайд 9

2) - Ваша планета – Земля – очень уникальная. А в чём заключается её уникальность?

Жетон (жетоны) получает каждая команда, давшая правильный ответ (за каждый правильный ответ – 1 жетон).

3) - Назовите материки.

Каждой команде по очереди предлагается дать название одному из шести материков. Слайд 10

4) - Соберите слова. Слайд 11

Команды записывают на ватмане получившиеся слова в столбик. Проверка осуществляется коллективно.

Жетоны выдаются за каждое правильно составленное слово.

5) - Определите соответствие.Слайд 12

Рядом со словами (названиями оболочек) команды записывают их обозначения. Проверка осуществляется коллективно.

Жетоны выдаются за каждое правильно определённое соответствие.

4. Тур «Ребусы от астероида»

Мы с вами в гостях у Астероида, который подготовил для вас очень интересные задания. Каждой команде необходимо отгадать ребус. На обдумывание ответа даётся 30 секунд. После ответа команды на слайде появится правильный ответ. За каждый правильный ответ команда вновь получит «космический жетон».

Слайды 13-15

(созвездие)

5. Тур «Звёздные вопросы»

Условия тура:

А сейчас мы попали в гости к звёздам, которые подготовили для вас свои звёздные вопросы. Слайд 16 У каждой звёздочки свой вопрос (по 2 на команду). На обдумывание одного вопроса даётся15 секунд. После ответа команды главный Звездочёт даст правильный ответ (он появится на слайде). Если ответы совпадут, команда будет награждена «космическим жетоном».

Слайды 17-22

1) Почему один год из четырёх на Земле бывает високосный? (для удобства продолжительность года считают равной 365 суткам; оставшиеся 6 часов суммируются и каждые 4 года образуют дополнительные сутки)

2) Как найти на небе Полярную звезду? На какую сторону горизонта она указывает? (нужно найти созвездие Большой Медведицы. Далее определяем созвездие Малой Медведицы; последней звездой ручки ковша этого созвездия и будет яркая Полярная звезда, которая указывает направление на север)

3) Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан? (потому что воды на Земле больше, чем суши)

4) Почему на Земле происходят приливы и отливы? (из-за притяжения вод океана Луной)

5) Почему 21 марта и 23 сентября называют днями весеннего и осеннего равноденствия? (потому что в этот день продолжительность дня на всей планете равна продолжительности ночи)

6) Почему Земля – не идеальный шар? (потому что Земля вращается вокруг своей оси)

6. Тур «Чайнворд от кометы»

Условия тура:

Итак, мы в гостях у Кометы. Вам необходимо разгадать чайнворд, который она для вас подготовила. Работать вы будете нам карточках. «Космические жетоны» будут выдаваться по количеству правильных ответов.

Слайд 22

    Воображаемая окружность на поверхности Земли, проведённая на равном расстоянии от полюсов.

    Точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли.

    Группа планет, к которой относятся такие планеты как: Меркурий, Венера, Земля, Марс.

    Солнце и движущиеся вокруг него космические тела.

    Период, за который Земля совершает оборот вокруг своей оси.

    Естественный спутник Земли.

7. Заключительная часть

Ребята, сегодня мы с вами побывали в гостях у космических тел. Давайте вспомним, у каких?

Теперь нам пора отправляться в обратный путь. Да вот незадача – нам мешает космическая пыль. Давайте сотрём её.

Ученикам предлагается текст на слайде (Слад 24) и на карточках. Работа происходит устно фронтально. Учитель зачитывает текст. Команда, давшая первой правильный ответ в месте пропуска, получает жетон.

Карточки «Космическая пыль»

Планета, на которой мы живём –.....................– является частью…………………………………………………………………...

Она относится к планетам...................группы. Уникальность планеты Земля заключается в том, что……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Как и другие планеты, Земля вращается вокруг………………………………, а также вокруг………………….В результате вращения Земли вокруг своей оси происходит……………………………….Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за…………….В результате вращения Земли вокруг Солнца происходит………………………………............................................Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за……………….. Как и другие планеты, земля имеет форму……………..Форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

А теперь давайте проверим, всю ли пыль мы стёрли. Слайд 25

Ну что ж, отправляемся домой! А Вселенная желает нам удачного возвращения и надеется на новые встречи.Слайд 26

8. Рефлексия

Итак, мы с вами дома на нашей родной планете Земля.

Давайте вспомним, а куда мы сегодня на уроке совершили путешествие?

А для чего мы отправились в него?

Все ли задачи, поставленные вначале полёта, мы решили?

Анализ решения каждой поставленной учебной задачи.

Какие учебные задачи ставили?

Достигли ли мы их? (краткий анализ решения каждой задачи)


9.Итог урока

1) - Каждый из вас сегодня на уроке работал в составе команды. В ходе нашего путешествия каждая команда имела возможность заработать «космические жетоны». Давайте подсчитаем, сколько жетонов заработала каждая команда.

Команды подсчитывают количество жетонов. Учитель награждает «грамотами от Центра управления полётов» каждую команду.

2) - А ещё хотелось бы узнать, как каждая команда сама оценит свою работу. Возьмите листы самооценки работы команды и поставьте любой знак в том варианте ответа, который вы считаете правильным.

Лист самооценки работы команды

Все ли члены команды принимали участие в работе?

А) да, все работали одинаково;

Б) нет, работал только один;

В) кто-то работал больше, кто-то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) работали дружно, ссор не было;

Б) работали дружно, спорили, но не ссорились ;

В) очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Вам нравится результат работы команды?

А) да, всё получилось хорошо;

Б) нравится, но можно сделать лучше;

В) нет, не нравится.

Ответы команд.

3) Д/з.: подготовиться к самостоятельной работе по теме «Земля во Вселенной».

Звёздочка (анимированный гиф)

Игра - конкурс
Зиновьева Татьяна Михайловна,
учитель истории
Больше – Ломовисского филиала МБОУ Пичаевской сош
Пичаевского района Тамбовской области
Ведущий:
Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях
Герой – это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет Высоким?
Тема нашего конкурса очень земная: «Звезды становятся ближе». Астрономия – наука о звездах – одна из древнейших земных наук. С незапамятных времен человек осознал неразрывную связь земли и неба. Наука, религия, искусство – все это так или иначе было связано с небом. Жрецы и астрологи пытались по расположению звезд и планет предсказать судьбы людей, государств, народов. Современные точные науки начинались с практических наблюдений над перемещениями небесных светил.
Для поэтов же солнце, луна, звезды – вечный источник вдохновения:
«Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна» (Ломоносов)
Человек мечтал подняться к звездам, в бескрайний, таинственный космос. И вот, 12 апреля 1961г., советский летчик космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый космический полет – он пробыл в космосе 108 минут.
С тех пор день 12 апреля мы отмечаем как День космонавтики.
1 чтец: Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей – планетой был усыновлен.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучине неба вымахнул над ней…
В тот день она как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть, родней.
Ах, этот день, невольно или вольно
Рождавший мысль, что за чертой такой-
На маленькой Земле – зачем же войны,
Зачем же все, что терпит род людской?
2 чтец:
И неизменен жребий величавый,
На нем горит печать грядущих дней.
Что может смерть с такой поделать славой?
Такая неподсудна даже ей.
Все так. Все так. Но где во мгле забвенной
Вдруг канул ты, нам не подав вестей,
Не тот, венчанный славою нетленной,
А просто человек среди людей;
Тот свойский парень, озорной и милый,
Лихой и дельный, с сердцем не скупым,
Кого еще до всякой славы было
За что любить, - недаром был любим.
Ни полуслова, ни рукопожатья,
Ни глаз его с бедовым огоньком
Под сдвинутым чуть набок козырьком…
Ах, этот день с апрельской благодатью,
Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью,
Где он мальчонкой лазал босиком…
Ведущий:
Люди накопили богатые знания о космосе, планетах, Солнце, звездах. Люди придумали красивые названия созвездиям. О сделанных открытиях написаны статьи, художественные книги, поставлены фильмы.
Давайте попробуем все вместе написать адрес, наш адрес во Вселенной, в ее бескрайних просторах.
Вопросы:
На какой планете мы живем?(Земля)
В системе какой звезды находится наша планета? (Солнце)
Как называется наша Галактика? (Млечный путь)
Где находится Галактика? (Во Вселенной)
Итак, адрес: (вывешивается плакат)
Вселенная
Галактика Млечный путь
Солнечная система
Планета Земля
Теперь, зная адрес, мы можем начать наше путешествие, так как не рискуем заблудиться в таинственных просторах Вселенной.
Итак, в космическое пространство выходят экипажи кораблей:
«Орион» и «Орфей»
Какой из них первым произведет посадку на Марс?
Мы полетим на кораблях: «Орион», «Орфей». Дорогу осилит идущий, а звёздную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии.
Уверена, что экипажи наших космических звездолётов состоят только из таких ребят. При этом не забывайте, что без хорошей шутки, без чувства юмора даже в самом серьёзном деле, таком, как работа в космосе, не обойтись. А сейчас я хочу представить наше звёздное жюри – центр управления полётом. У жюри имеется таблица, в которую они проставляют баллы за каждый конкурс.
До старта осталось несколько минут.
1 задание «ЗНАКОМСТВО»
Капитаны, познакомьте, пожалуйста, с экипажем своих кораблей. Расскажите, откуда произошло название ваших кораблей.

«ОРФЕЙ» Украшением осеннего вечернего неба является созведие Лебедя (Орфея), протянувшегося в виде гигантского креста в южной части небосклона. Самые яркие звезды Лебедя - Денеб, Альбирео. Справа от лебедя – созвездие Лиры. Ярчайшая звезда – Вега. Внизу к горизонту раскинулось созвездие Орла – альфа Орла Альтаир. Рядом с Орлом – небольшое созвездие Дельфин, над ними - созвездия Лисички и Стрелы.
Лебедь – это знаменитый певец Орфей, сын бога Аполлона. Своей музыкой Орфей заставлял растения склонять ветви, сдвигал камни, укрощал диких зверей. После смерти своей жены Эвридики Орфей сошел в подземное царство Аида и своей музыкой растрогал богиню Персефону, позволившую им обоим вернуться на Землю. Но Орфей не должен был оглядываться до выхода на дневной свет. Орфей нарушил обет: оглянулся, чтобы убедиться следует ли Эвридика за ним, и …потерял ее навсегда. За верность, которую он сохранил жене после этого, боги поместили Орфея с его лирой на небо.
«Орион» Украшение зимнего неба – созвездие Ориона. Три его яркие звезды, расположенные в ряд близко друг от друга, образуют Пояс Ориона. Ярчайшие звезды в Орионе – Ригель и Бетельгейзе. Орион – охотник, охотящийся на Тельца. Поэтому созвездие Ориона «сопровождают» Большой Пес и Малый Пес. Ярчайшая звезда Тельца – Альдебаран., а Большого Пса – Сириус. Это самая яркая звезда неба. Слева от Тельца – зодикальное созвездие Близнецов, а «из – под ног» Ориона «выпрыгивает» Заяц.
Орион, согласно одной из легенд, - это гигант, сын бога морей Посейдона, выдающийся охотник. В пылу охоты Орион будто бы уничтожил всех зверей без разбора. Покровительница охоты Артемида, чтобы предотвратить уничтожение зверей, убила его, подослав к нему Скорпиона. Согласно другой легенде, Орион был лишен зрения, когда обесчестил девушку. Однако бог Солнца Гелиос вернул ему зрение, а Эос, сестра Гелиоса, полюбила Ориона. Но боги разгневались на охотника, и Артемида убила его стрелой.
2 задание «НАСТОЯЩИЙ КОСМОНАВТ»
- Как известно, перед тем как отправиться в космос человек долго тренируется и особенно важно, чтобы у него был хорошо развит вестибулярный аппарат. Сейчас мы проверим, кто из вас – настоящий космонавт. Конкурс 1. Один участник от команды. Ведущий кладет на пол веревку длиной 3 метра. Каждый участник встает у ее начала, поворачивается 5 раз вокруг себя, а затем должен пройти ногами по веревке, не наступив мимо нее. Побеждает тот, кто проделает это в точности.
Конкурс 2. По два человека от команды, самых тренированных. Встав, спиной друг к другу, вы должны совместно выполнять приседания. Кто сделает больше? Молодцы!
3 задание «ЛЕСЕНКА»
Займите места на стартовой площадке. Для того, чтобы подняться на корабль, вы идете по лесенке и заполняете ее словами, касающимися космоса – название звезд, планет, созвездий и т. д.
4 задание: Игра «ПРОЛЕЗТЬ В КОЛЬЦО»
Ведущий: Прошу экипажи занять места на кораблях. Какая команда разместится быстрее?
Капитан, а за ним и другие космонавты должны по очереди «Спуститься в люк». (Для этого используется гимнастический обруч).
Выигрывает та команда, все члены которой быстрее завершат эстафету.
Команды, приготовьтесь к старту!
10,9,8,…….1,0 - Старт
Взлет прошел удачно.
5 задание «СЕАНС СВЯЗИ»
Сеанс связи с космическими кораблями – ответить на вопросы (Команды отвечают по очереди):

Сколько планет в Солнечной системе? (9)
Какая планета самая большая? (Юпитер)
Какая планета самая близкая к Солнцу? (Меркурий)
Что такое Солнце? (Раскаленное шарообразное небесное тело)
Какая звезда всегда указывает на Север? (Полярная)
Каких ученых – астронавтов вы знаете? (Коперник, Бруно, Галилей)
Кто первый из космонавтов вышел в открытый космос? (А. Леонов)
Кто первым из космонавтов ступил на Лунную поверхность? (Американский астронавт Н. Армстронг)
Можно ли на Лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (нельзя, т. к. на Луне отсутствует магнитное поле)
Можно ли на Венере ориентироваться по Солнцу и звездам? (нельзя, т.к. небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков)
Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели, эспандер? (гантели – нет, они потеряют вес. Эспандер – можно, ведь физические усилия приходится применять при растяжении его пружин)
В чем заключается разница между метеором и метеоритом? (метеор – атмосферное явление – сгорание космических частиц в воздухе. Метеорит – небесный камень, упавший на Землю).
Что означает слово «астрономия»? (Наука о звёздных законах)
Сколько звёзд в Солнечной системе? (Одна – Солнце)
Основной астрономический прибор для наблюдений. (Телескоп)
Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращения Земли вокруг оси)
В каком направлении вращается наша Земля? (С запада на восток)
Что означает слово «зодиак»? (Круг животных)
Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта)
Как называется космический транспорт? (Ракета)
Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский)
Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта? (12 апреля 1961 г.)
Основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (Наблюдения)
Кто был первым космонавтом Земли? (Ю. А. Гагарин)
Кого называли Главным Конструктором в нашей стране? (С. П. Королёва)
В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица)
Назовите естественный спутник Земли. (Луна)
Что означает слово «планета»? («Блуждающая»)
Сколько всего созвездий на небе? (88)
Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс)
Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12)
Назовите имя и фамилию первой женщины, побывавшей в космосе. (Валентина Терешкова)
Ведущий: Полет продолжается.
А вот и первые послания, которые получены радистами из других галактик.
6 задание: «Пойди туда, не знаю куда…»
Ведущий: Вот первое послание. Что хотели этим сказать «жители» иных миров нам трудно отгадать, но мы можем сосчитать сколько здесь геометрических фигур:
«Орфей» - треугольников;
«Орион» - квадратов.
(Ответ: по 18 фигур)
2. Отгадать ребусы
Экипажи освоились в невесомости, научились её побеждать, что ж за работу. Радистам из центра управления полётом поступили новые радиограммы. Просим их расшифровать. (Пример радиограммы)

(Ответ: Впереди у вас планета, где гроза, ветер и нет света»
7 задание: «Конкурс художников»
Ведущий: Команды в полете. Но уже на экранах появляется красная звезда – Марс. Кого же мы здесь встретим? Будут ли обитатели планеты похожи на людей или они выглядят иначе?
Изобразите на листочках марсианских жителей.
Вопросы для зрителей.
А чтобы вам не было скучно, давайте ответим на вопросы:
В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)
Какие созвездия вы знаете?
Назовите первого космонавта.
Назовите известного конструктора ракетно-космических систем? (Королев)
Кто первый из женщин побывал в космосе? (В. Терешкова)
Каких космонавтов вы знаете?
Каких известных писателей – фантастов вы знаете?
Какие читали произведения?
8 задание: «Кто лучше и быстрее»
Ведущий: А теперь нужно немного подкрепиться. Как могут есть космонавты в условиях космоса? Это нам покажут члены команды.
Итак, вы знаете, что в космосе невесомость. Все предметы свободно перемещаются. Чтобы не упасть, космонавты постоянно держатся за поручни. И есть им не особенно удобно.
Задание 1: Одной рукой развернуть конфеты (2) и съесть их. Затем выпить воду из стакана через трубочку.
Задание 2. Космонавтам приходится кушать особую еду из тюбиков и специальных баночек. А ведь им так хочется свежих фруктов! Давайте попробуем съесть их в невесомости. Двое учеников держат веревку, на которой на нитках подвешены два яблока. Ведущий приглашает по одному участнику от команды, которые должны как можно быстрее съесть свое яблоко, не прикасаясь к нему руками, спрятанными за спиной.
9 задание «Приземление»
А вот и Марс. И чтобы совершить мягкую посадку на Марс, необходимо выполнить следующие задания.
Задание 1: Представьте, жители планеты длинноволосые. Сделайте им приятное – сделайте им самую модную земную прическу. И не смущайтесь, космонавт должен уметь делать все. Кто знает, может это вам поможет установить сразу дружеский контакт с марсианскими жителями.
Задание 2: Марсианский язык не такой как наш. Но все может быть. А вдруг это такие слова, которые говорим и мы, но только наоборот. Напишите слова или выражения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.
Внимание! Посадка!
Ведущий: Какой же экипаж первым совершил посадку на Марс?
Слово предоставляется жюри.

ЛИТЕРАТУРА:
И. Климишин. Жемчужины звездного неба. Киев, 1988
«Пионерская правда», № 145, 7. 12. 1991г.
Материалы журналов «Вожатый», «Затейник», «Начальная школа».
Внеурочная работа по физике / под редакцией О.Ф. Кабардина, - М., Просвещение, 1983, (Библиотека учителя физики);
Ланина И. Я., Не уроком единым: Развитие интереса к физике, - М., Просвещение, 1991, (Библиотека учителя физики);
Юфанова И. Л., Занимательные вечера по физике в средней школе; Кн. Для учителя, - М., Просвещение, 1990;
Лыков В. Я., Эстетическое воспитание при обучении физике: Кн. Для учителя: Из опыта работы, - М., Просвещение, 1986;
Воронцов –Вельяминов;
Дагаев М. М., Наблюдения звёздного неба. –М., Наука, 1979;
Левитан Е. П.. Малышам о звёздах, -М., Педагогика, 1986.

В чем заключается теория Большого взрыва, что из себя представляют черные дыры и когда ярким светом озарились звезды? В «Сириусе» продолжается цикл «Космических лекций» с ведущими экспертами в этой области. На этот раз с воспитанниками Центра встретился астрофизик, доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела релятивистской астрофизики Государственного Астрономического института им. П.К. Штернберга МГУ им. М.В. Ломоносова Михаил Сажин.

«Наш разговор с ребятами - это «путешествие» по просторам Вселенной. Мы начали с простого понимания, что она из себя представляет, какие открытия в ее изучении были сделаны великими учеными и как эти научные знания могут помочь нам, коснулись темной материи и энергии, а затем «вернулись» обратно в Солнечную систему», - рассказал педагог.

Суть лекции не только в изучении и понимании истории открытия расширения Вселенной, а возникновении нашего мира по сценарию Большого взрыва. А значит, нет ничего удивительного в том, что у школьников возникли к ученому вопросы о современных подходах физики и космологии к понятиям пространства и времени, галактической и звездной эволюции.

Михаил Васильевич, теория Большого взрыва, убеждающая нас, что Вселенная возникла из точки с нулевым объемом и бесконечно высокими плотностью и температурой - это все-таки фантастика, или явление, с которым ученым сегодня приходится считаться?

Это не фантастика. Теория Большого взрыва, как общепринятая космологическая модель, описывающая раннее развитие Вселенной, получила столь же устойчивый фундамент, как и остальные физические теории.

Правда ли, что астрофизикам удалось обнаружить и зафиксировать в пространстве след гравитационных волн, и можно ли их интерпретировать, как доказательство теории Большого взрыва?

Астрофизики действительно зарегистрировали гравитационные волны от слияния двойных черных дыр. Но это не имеет отношения к Большому взрыву. Большой взрыв - это теория, которая описывает поведение нашей Вселенной в целом. А всплеск гравитационных волн - это локальные события, произошедшие в далеких галактиках несколько сотен миллионов лет назад, след которых дошел до нас только сейчас.

- Что из себя представляют гравитационные волны и каким образом ученые смогли их зафиксировать?

Гравитационные волны - это искривления в плотности пространства-времени, которые то сжимается, то разжимается. Кстати, стоит оговориться, что продвинуться в понимании сущности явлений, описывающих наш мир, позволил оригинальный математический аппарат неевклидовой геометрии. Так вот, искривления гравитационных волн достаточно малы и для того, чтобы их зарегистрировать, ученым понадобилось измерять в пространстве расстояние, во много миллиардов раз меньше размера атомного ядра. Поэтому зафиксировать их получилось с помощью технологий так называемых лазерных интерферометрических гравитационно-волновых обсерваторий.

- А как впервые возникли представления этих явлений, а главное - что нам дает их регистрация?

Гравитационные волны были предсказаны Эйнштейном, когда он определил, что уравнения общей теории относительности позволяют вычислять физически разумные модели мироздания. По сути Общая теория относительности является теорией гравитации, в которой могут существовать так называемые статистические и переменные (нестационарные) поля. Они очень слабо излучаются и поглощаются. И в этом основная трудность их детектирования. Но есть и плюсы: эти поля распространяются на очень большие расстояния и ни с чем не взаимодействуют, что позволяет нам их регрессировать, а значит, и получать информацию о ранних моментах возникновения нашей вселенной и самых нетривиальных событиях внутри черных дыр.

- Михаил Васильевич, расскажите, над чем Вы сейчас работаете.

Сейчас в поле моих интересов так называемая микросекундная астрометрия. Наука, посвященная явлению положений звезд на небе. Объясню, в чем суть. Из-за того, что в нашей галактике есть нестационарные гравитационные поля, видимые положения звезд постоянно меняются. Вернее, нам только кажется, что они меняются, а на самом деле причина в излучаемом этими звездами свете, который движется не по прямой линии, а по кривой, создавая эффект смещения. Я изучаю эти «смещения» и надеюсь по ним определить количество темной материи в нашей галактике и может быть, открыть новые явления.

А насколько сегодня востребована профессия астрофизика и есть ли перспективы строить карьеру в этой области?

Безусловно, есть. И связано это с тем, что экспериментальная физика фундаментальных частиц выходит далеко за рамки лабораторий и переносит свои исследования в космос. Мы только сейчас начинаем понимать, насколько наша Вселенная еще нами не изучена, и в ближайшие 10-15 лет ученым предстоит сделать в этой области много открытий. Может быть, этими астрофизиками и астрономами станете именно вы.

Воспитанники «Сириуса» такой возможности не исключают. «Изучение Солнечной системы, ее планет, других галактик - дело сложное, но интересное. Если это поможет стать ближе к космосу, то почему бы и нет?», - размышляют ребята.

«Я не мог пропустить эту лекцию, мне нравится узнавать все, что касается Вселенной и представлять открытия, которые сейчас могут показаться фантастическими. Материя, энергия, искривления пространства - темы, о которых я прочел уже немало книг. Поэтому мне несложно представить себя в будущем ученым-астрофизиком, тем более, что выбор моей профессии уже точно будет связан с точными науками», - рассказал нам 15-летний Никита Ламухин из Иркутска.

Атма джняна – древняя наука о сознательном атоме


О том, из чего состоит наш мир, как он построен и как функционирует, рассказывает «Катха Упанишада», которая относится к наиболее древним Упанишадам и стоит на третьем месте из 108 основных Упанишад. В «Кахте Упанишаде» рассказана история брахмана Начикетаса, который был посвящен в сокровенные знания самим богом Смерти Ямой. Эта же история упоминается в «Тайтирия Брахмане», «Махабхарате» в 106 главе 13 книги - «Книги наставления» (Анушасанапарва). Многие высказанные в «Катха Упанишаде» идеи можно найти и в «Бхагавад Гите»
Существует несколько переводов "Катха Упанишады" на русский язык, но наиболее понятным и интересным для нас представляется перевод под редакцией Бориса Гребенщикова, размещенный на его сайте.
Итак, центральным моментом "Катха Упанишады" является встреча Начикетаса, сына мудреца брахмана Ваджашравасы, с индуистским богом смерти Ямой. Начикетас пришел к обители Бога Смерти. Ему пришлось ждать три ночи, прежде чем он смог увидеть Яму. Владыка Смерти, испытывая угрызения совести, что заставил так долго ждать гостя из касты брахманов, и желая искупить вину, посулил Начикетасу исполнить три желания, по одному за каждую ночь, проведенную вне обители.
Тогда Начикетас попросил, чтобы, когда с дозволения Бога Смерти он вернется домой, отец с радостью встретил бы сына, позабыв о своем гневе на дерзкий поступок и обретя покой ума. Во-вторых, Начикетас пожелал узнать, по какой причине в небесной обители Богов отсутствуют голод, жажда и страх смерти. Бог Яма охотно исполнил эти два желания. Мало того, Яма посвятил Начикетаса в таинство особого жертвоприношения. И, наконец, Начикетас сказал: "Учитель! Человек смертен, но некоторые люди говорят, что смерть – это не конец и что имеется некий "Он" под названием Атман, который продолжает жить после смерти чувств и тела; другие возражают, что "Его" нет и в помине. И вот теперь, пользуясь счастливой возможностью, я хотел бы узнать от тебя об этом Атмане".
Яма решил испытать задающего вопросы, выяснив, насколько непоколебимо его стремление постичь высшую мудрость. Бог Смерти не хотел передавать знание тому, кто этого не заслуживал. Поэтому он посулил Начикетасу разнообразные дары, связанные с мирским счастьем и благополучием. Он также сообщил ему, что Атман – это нечто очень тонкое и неуловимое и что он находится вне пределов обычного восприятия. «Это сомнение с древних времен одолевало даже богов. Трудно постигнуть, что такое "Я". Проси о чем угодно другом, Начикетас, но не спрашивай меня о тайнах смерти! И освободи меня от выполнения этого желания» . Затем Бог Яма попытался привлечь юношу заманчивыми земными соблазнами, насладиться которыми можно "и полнее, и быстрее". Но Начикетас ответил: "Досточтимый Учитель! Слушая твои рассуждения о трудности постижения Атмана, я почувствовал, что не должен упускать свой шанс, ибо вряд ли найду для этой цели более подходящего учителя, чем ты. Только в этом, и ни в чем другом, состоит мое третье желание. Множество даров, которые ты предлагаешь взамен, не смогут принести той бесконечной пользы, которую принесет мне лишь одна Атма джняна" .
Увидев такую твердую веру и такую непреклонность, Бог Яма остался доволен. Он заключил, что Начикетас готов к восприятию высшей мудрости. Яма продолжал:
«Атман бесстрастен и спокоен, он – само сознание, бесконечное и полное. Атман не является даже объектом для познавания! Он ни "знающий", ни "то, что знают", ни само знание. Открытие этого есть высшее откровение. Осознание этой вечной истины избавляет человека от всех тревог и привязанностей, освобождает от уз рождения и смерти. Всевышний устроил так, что наши чувства обращены наружу. Поэтому мы воспринимаем мир вокруг нас и не обращаем внимания на Дух внутри. Мудрый, желая бессмертия, смотрит внутрь себя и обнаруживает там вечный Атман. Великую тайну невозможно охватить с помощью логики. Только духовный опыт и вера в священные писания помогут овладеть ею».
Попытаемся понять, что же такое Атман.
Согласно "Катха Упанишаде", разумное "Я" не рождается и не умирает. Оно ни из чего не возникало и ничто не возникало из Него. Истинное "Я" - единственный Свет, отражаемый всеми. Он один светит, весь мир лишь отражает этот Свет. В сердце каждого человека находится его истинное "Я". Именно Его называют
" Атман". Он меньше малейшего атома, Он больше всего сущего . Атман бесформенен и беззвучен; неосязаем, не имеет вкуса и запаха. У него нет начала и конца, он вечен и неисчерпаем. Его не постигнуть рассудком. Атман, который никогда не рождался и никогда не умирает. Его свет всегда сияет. Ни вдохом, ни выдохом живем мы - но Тем, кто заставляет нас вдыхать и выдыхать, Он правит вдохом и выдохом. Он обитает в людях и богах, в истине и бесконечном космосе; Он рождается в воде, рождается из земли, рождается в жертвоприношении, рождается в горах. Он неизменен и велик. Атман - солнце в небе и ветер в пространстве; огонь на алтаре и гость в доме. Его почитают все боги.
Сидя в неподвижности, он идет далеко; пребывая во сне, он оказывается всюду.
Знай, что тело - колесница, а Атман - хозяин колесницы. Знай, что разум - возничий, а ум - вожжи. Кони, запряженные в эту колесницу - наши чувства, а путь, по которому они бегут - объекты чувств. Нерожденное, неизмеримо древнее и вечно новое, неразрушимое, именно Он остается, когда тело разрушается.
Что происходит с Атманом после смерти тела? После смерти тела возможно попасть в иной мир. Одни входят в лоно для обретения тел, а другие становятся неподвижными вещами - в зависимости от своих знаний и действий. Нет ничего выше этого Атмана! Он лишен формы. Его невозможно воспринять чувствами. Он постигается разумом - властелином ума, и подтверждается размышлением. Познав Его, человек освобождается из цикла рождений и смертей как чистая вода, вливаясь в чистую воду, становится с ней одним - так и Атман просветленного человека становится Единым с Богом.
«Так Начикетас, получив от Бога Смерти знание об истинном "Я" и путь Йоги, постиг Брахмана и стал свободным. Так и каждый, постигающий истинное "Я", становится свободен»
Как мы видим, "Катха Упанишада" многосторонне и детально разрабатывает идею Атмана. В ней говорится, что Атман неизмерим и не может быть заключен в ограниченные пределы, хотя внешне это и может казаться таковым. Отражение Солнца в воде дрожит и колеблется оттого, что дрожит и колеблется поверхность воды; но само Солнце остается лишь посторонним свидетелем, на него не влияет среда, являющаяся источником зрительных образов. Подобно этому Атман – лишь свидетель всех изменений во времени и пространстве, но при этом он - изначальный инструмент всякой деятельности и внутренняя побудительная сила всех явлений. Причем Атман не является атомом в нашем современном понимании, он меньше атома. Он обладает знанием, т.е. говоря современным языком, он несет в себе информацию. Он – само сознание, бесконечное и полное, т.е. это не материальный объект, а энерго-информационный объект, имеющий волновую природу и пронизывающий всю Вселенную. Таким образом, мы можем предположить, что и Атман, и Нейтрино (антинейтрино) представляют собой одно и то же, то самое, что является элементарной разумной духовной частицей души и Божественного Духа (или энергоинформационного поля Вселенной).

Не жалеть денег на важное

«Для меня в отличие от тех же Маска и Безоса основная идея все-таки поиски жизни во Вселенной. Для меня космос — это средство, а не цель. В том, что я делаю non profit, все вертится вокруг life in the Universe, жизни во Вселенной».

Анализировать факты

«Если задумываться о жизни во Вселенной, все сразу распадается на две большие подгруппы. Первая — разумная жизнь, вторая — жизнь вообще, любые ее виды…Если удастся обнаружить независимо возникшую жизнь, даже на уровне простой жизни, бактериальной, если удастся обнаружить в Солнечной системе «второе создание», second creation, это может иметь фундаментальные последствия для поиска жизни во Вселенной в целом. Это будет означать, что жизнь, скорее всего, очень распространена. Намного больше, чем мы раньше предполагали».

Рассуждать логически

«Разумная цивилизация, скорее всего, тоже будет использовать радио и лазеры, потому что это естественный и дешевый способ коммуникации. Они, как мы сейчас, будут излучать в пространство — телевидение, переговоры со спутниками с Земли, отслеживание самолетов радарами и т.д. С помощью достаточно серьезного радиотелескопа, который даже наша цивилизация уже может себе позволить, такое излучение можно засечь на большом расстоянии».

Ставить большие цели

«Мы хотим внимательно посмотреть на миллион близлежащих к Солнцу звезд и сто ближайших к Млечному Пути галактик. Уже смотрели на галактику Андромеды, например».

Находить нестандартные решения трудных задач

«Дальше возникает вопрос: а есть ли такие места внутри Солнечной системы, где может существовать жизнь? Анализ показывает, что такие места есть и их несколько. Например, спутник Сатурна Энцелад... Первое — подо льдом на этом спутнике находится жидкий океан. Второе — и это наиболее драматично и удивительно — в этом льду есть трещины, и через эти трещины в космос вырываются всплески, фонтаны на 200 км вверх. И появляется удивительная возможность, пролетев через этот фонтан, взять пробу воды, без того чтобы бурить лед».

Во всем искать собственный подход

«Илон Маск доказал, что частные предприниматели могут за сравнительно небольшие средства делать какие-то вещи в космосе. Мне было бы интересно продемонстрировать, что частными инвестициями можно что-то делать, интересную науку в космосе. Этим частные предприниматели почти не занимаются — сейчас почти все, что происходит в космосе и не финансируется государством, имеет все-таки коммерческую природу. А если мы говорим про фундаментальные исследования, это все-таки благотворительность. И здесь, мне кажется, есть возможность показать, что с бюджетами намного меньшими, чем у государственных космических агентств, можно делать что-то интересное именно в научном плане».

Смело смотреть в будущее

«Если удастся обнаружить независимо возникшую жизнь в Солнечной системе, это может иметь фундаментальные последствия для поиска жизни во Вселенной в целом. Это будет означать, что жизнь, скорее всего, очень распространена. Намного больше, чем мы раньше предполагали. И если в одном месте она может возникнуть дважды, независимо друг от друга, это будет говорить о том, что жизнь фактически появляется автоматически, если есть приемлемые условия».

Рассказать друзьям