Французский детский писатель Жан-Поль Монген – о Канте для самых маленьких. Жан-Поль Монген: Безумный день профессора Канта Cовместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Издательство Ad Marginem Press в рамках совместной издательской программы с Музеем современного искусства "Гараж" перевело на русский язык серию книг "Платон и Ко", в которых сложные философские идеи объясняются простым детским языком. Куратор серии, профессор Сорбонны, историк философии Жан-Поль Монген рассказал сайт, о том, почему Иммануил Кант боялся женщин, о детском восприятии и сорбоннских привычках.

– Как пришла идея создать серию книг по философии для детей?

– Я профессор философии и у меня четверо детей. Мне же надо было как-то объяснить им чем я занимаюсь на работе! (смеется) На самом деле я действительно преподаю философию. Книги из серии "Платон и Ко" были написаны несколькими профессорами философии, я же написал только первую, которая называется "Безумный день профессора Канта". Я окончил Сорбонну и это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на восприятие мира. Параллельно я работаю в организации, которая занимается проблемами школьного образования.

Иллюстрации предоставлены издательством Ad Marginem Press

– И вы занимаетесь тем, что адаптируете философию для детей?

– Идея не в том, чтобы облегчить понимание проблем или рассказать о жизни того или иного философа. Главное – это художественная подача основных концепций и интересных фактов из биографии. Такая форма – отличное начало для разговора о более серьезных вещах. И мы в своей серии пытались перейти от диалектического подхода к мифологическому, то есть рассказать занятные истории, а не конспекты сорбоннских лекций. Подобные мифы окружают любого исторического персонажа, но в нашем случае эти фикции помогли нам раскрыть мнения и суждения выбранных героев.

– Каков процент вымысла в этих рассказах?

– В моей книге "Безумный день профессора Канта" вымысла нет. Я использовал настоящее описание одного дня из жизни Иммануила Канта, который, как известно, каждый свой день проводил одинаково. Эти факты есть в архивах. Каждое утро Кант задавался вопросом "Что я могу узнать или изучить?", днем он спрашивал "Что я могу сделать?" и вечером он думал о том, "В чем секрет красоты?". И изо дня в день он искал ответы на эти вопросы.

Из книги "Безумный день профессора Канта":

Мария-Шарлотта была намного моложе профессора Канта. Она возникала и исчезала с необычайной легкостью – по вдохновенью своей кокетливой натуры и в зависимости от перемещений прусского и русского штабов. Девушка была не слишком умна, но умела ценить чужие знания. Она казалась полной противоположностью женщин, которых Кант панически боялся, – амазонок, самозабвенно спорящих о механике или лезущих в дебри древнегреческого языка. У этих особ было море апломба – не хватало лишь бороды!


– В книге появляется возлюбленная Канта Мария-Шарлотта и описываются занятные подробности их взаимоотношений. Такие тонкости тоже можно найти в мемуарах? Или все-таки романтическая сюжетная линия – плод художественного воображения?

– В истории существовало лишь два биографа, которые описали жизнь Канта, но в их сочинениях деталей и шуток настолько много, что хватило бы на несколько таких книг. Все эти ролевые адаптации взяты из архивов. Любовная интрига между Кантом и Марией-Шарлоттой действительно существовала – нам даже удалось найти их переписку. И да, Кант действительно считал, что философии и науки – не женское дело. И таких опасных особ он на самом деле называл амазонками. Но если говорить о других книгах из серии, то там биографический момент намного слабее. В моей же – все выверено до мельчайших деталей.

Фото предоставлено пресс-службой издательства

– Как вы сами себя классифицируете – философ, историк-биограф или детский писатель?

– Про себя я могу сказать, что я автор детских книг и никто больше. Потому что именно этим я хочу заниматься. Биография меня интересует лишь как инструмент, через который я смогу открыть детям мир того или иного философа и сделать так, чтобы ребенок задался теми вопросами, которые задавали себе эти мыслители. И я хочу, чтобы эти вопросы у детей возникали.

– Чтобы говорить с детьми о науках или философии, нужно быть детским педагогом или специалистом в определенной области знаний?

– Над серией помимо меня работали и другие авторы. И все они – историки философии, профессионалы своего дела, но чтобы написать детскую книгу этого недостаточно.

– Тем не менее, кажется, что те, кто занимается серьезной наукой, говорят на серьезном языке. Не было ощущения, что вы принижаете этот пафос?

– Да, мы понимали, что все видят философию как набор абстрактных метафизических идей, но для меня это, скорее, конкретная практическая область знаний. И мы никак не пытались принизить ее пафос. Аристотель, к примеру, считал, что философия – это наука для зрелых мужей за 30, а вот Сократ обсуждал свои идеи с юным рабом. То есть даже между философами никогда не было единого мнения о том, для кого эта наука – только для ученых или и для детей тоже.

– А для вас какой-то возрастной ценз существует?

– Это вопрос не возраста, а подачи. Мне кажется, что оптимальный возраст, чтобы начать заниматься философией – это 4-5 лет, но при этом педагог должен быть профессионалом. Он не должен навязывать какие-то истины и концепции. И надо понимать, что с четырехлетним и десятилетним ребенком нужно говорить по-разному.

– Есть ли философы, которые больше подходят для детского восприятия?

– В нашей серии вышли книги о Канте, Витгенштейне, Марксе, Ханне Арендт и Сократе. Например, "Носорог Витгенштейна" – это такой детский детектив, который будет интересен даже самым маленьким за счет своей формы, а "Безумный день профессора Канта" – подойдет детям чуть постарше. Но опять же, важно лишь то, как автор преподносит свою идею, а не то, какой была философия того или иного мыслителя.




За "Критикой чистого разума" последовали "Критика практического разума" и "Критика способности суждения"; одна и та же теория служит основой всем трем трактатам - о законах...

Читать полностью

Каковы пределы познания? Что я должен делать? На что надеяться? Строгий профессор Кант из Кенигсберга отвечает на эти и на другие вопросы. Правда, описываемый день выдался настолько безумным, что он даже забыл о своей прогулке.
Иммануил Кант (1724-1804) дожил до преклонного возраста, и ни разу за всю свою жизнь не покидал пределы Кенигсберга. Здесь, на берегу Балтийского моря, текли его годы в размышлениях о законах человеческого разума. Благодаря неутомимой страсти к учебе он приобрел огромную эрудицию.
Трактат Канта о природе человеческих отношений, озаглавленный "Критика чистого разума", не сразу привлек общественное внимание. Но как только публика обнаружила в нем целую россыпь блестящих идей, труд философа снискал сенсационный успех и оказал влияние на всю последующую литературу и философию.
За "Критикой чистого разума" последовали "Критика практического разума" и "Критика способности суждения"; одна и та же теория служит основой всем трем трактатам - о законах разума, о закономерностях природы и о созерцании красоты, которую нам дарят природа и искусство.
По мотивам очерка Мадам де Сталь "О Германии", 1810
Специалист по немецкой философии Жан-Поль Монген короткое время занимался преподавательской работой, но затем предпочел писательское ремесло. Став папой, он твердо уверовал в то, что дети изменят мир.
Лоран Моро, со своей стороны, не большой знаток философии. Зато он притворяется добряком. Пишет для детских издательств (Helium, Actes Sud Junior…) и рисует иллюстрации для журналов. Живет и работает в Страсбурге.

Скрыть
Cовместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

Один день Имманула Канта — философа, жившего «под тяжестью собственного гения» и рекомендовавшего думать о Цицероне в моменты бессонницы.

«Возможно, Бог сотворил Иммануила Канта в тот день, когда Ему не с кем было сыграть в шахматы». Но, равнодушный к играм, вместо партии с Богом Кант придумал классическую немецкую философию. Не понимая большинство его постулатов, современники называли его «великим китайцем из Кенигсберга», а соседям Кант заменял часы — ежедневно совершая одни и те же действия в одно и то же время. Но однажды встреча с прекрасной дамой и призраками шведского мистика Сведенборга нарушили его привычный режим: в тот удивительный день философ остался дома, а городская жизнь превратилась в хаос…

«Платон и К°» — это серия иллюстрированных научно-популярных книг о знаменитых философах, изданная французским издательством Les petits Platons («Маленькие Платоны»). Аудитория серии, по мнению французского издателя, — «читатели от 9 до 99 лет». Автор идеи коллекции — историк философии и издатель Жан-Поль Монген — привлек к написанию рассказов о классиках мировой философии группу современных французских философов. Каждый рассказ сопровождается иллюстрациями, обыгрывающими определенную эстетику (например, «Призрак Карла Маркса» выполнен в стилистике Владимира Лебедева). Захватывающие истории с живыми и яркими иллюстрациями в легкой и часто юмористической манере объясняют читателям основные философские идеи героев книг. В результате получается своеобразный графический философский роман, одновременно детская и недетская книга, которую во Франции с удовольствием покупают родители детям и просто любители философии и иллюстрированной книги.

Об авторе

Жан-Поль Монген — специалист по немецкой философии, писатель и издатель, автор идеи серии «Платон и К°».

Жюлия Вотер — дизайнер тканей, иллюстратор, выпускница Высшей школы декоративного искусства. Сооснователь журнала Ecarquillettes. Работает в области коммерческого и графического дизайна, автор иллюстраций к детским книгам.

Розовая книжка поначалу кажется воплотившейся розовой мечтой. Обложка: Иммануил Кант сидит на облачке, из которого льёт разноцветный дождь; профессор блаженно закрыл глаза. Взрослый, ещё не читавший книгу, улыбнётся. И вспомнит, что детям уже много лет толком не рассказывали, какое это интересное дело - философия. К тому же вот так - с элегантными смешными картинками.

Издательство «Ад Маргинем» долгое время работало только для взрослых. Его герои - Лотреамон, Дюшан, Целан, Кафка, Уорхол и Кейдж. История, философия, искусствоведение, непростые поэзия, проза. Взрослый должен кидаться в этот мир без оглядки: его жизнь давно трудна и небезопасна, поэтому, если хочешь разобраться в искусстве творить и мыслить, стоит признать - они тоже трудны и небезопасны. И запоем читать книги «Ад Маргинем».

Но вот издатели совершили пленительный кувырок - запустили серию отлично оформленных книг для детей с рассказами о философах. Серия выходила во Франции, её «куратором» был Жан-Поль Монген, он же написал о профессоре Канте. Читая, взрослый продолжит блаженствовать, но спохватится, когда протянет книгу своему малышу. Ведь это для него книга написана, для взрослого, знакомого с Лотреамоном, Целаном и Кафкой, для его отдыха и увеселения.

В наши дни родители и дети любят меняться ролями, первые не прочь подурачиться, вторые рано взрослеют. Но «Безумный день профессора Канта» смутит даже самых учёных детей. Ребёнок, по крайней мере, русскоязычный, не появляется на свет со словом «антраша» на устах. Ребёнок, где бы он ни родился, в лучшем случае туманно понимает термин «метафизика». Книга же Монгена предполагает осведомлённость в таких вопросах, да ещё и во всякого рода побочных. Тогда и будешь от души веселиться, а не судорожно скрести лоб.

«Профессор Кант, занятый раздумьями о прекрасном и приятном, сделал мимоходом замечание, которое должно было стать новым словом в метафизике: “Гляди-ка, скоро будет буря”».

Неплохо бы знать, что Канта называли «китайцем из Кёнигсберга». Неважно, придумал это прозвище Ницше или оно появилось раньше, просто зная о нём, не растеряешься, наткнувшись на «китайца» в книге. Хорошо бы ещё знать, что Хайдеггер жил намного позже описываемых событий, потому что в книжке он именуется «молодым собратом» Канта, и только. Не зная броду, подумаешь, будто Хайдеггер был едва ли не студентом «китайца». В этом свете подлинным кокетством выглядят аккуратно расставленные точки над «ё». На роль «научпопа», что объяснит суть всевозможных загадок, раскроет часть секретов взрослого мира, книга не годится: философская система Канта здесь не изложена последовательно и доступно. Больше всего история похожа на изящный, местами заумный анекдот о жизни чудаковатого профессора.

«В этот день, по свидетельствам студентов, профессор Кант, вооружённый метафизикой, возвысился до самого неба, уложил гарнизон сверхъестественных сил, потопил Бога в собственной крови, выпотрошил брюхо свободе и довёл до агонии бессмертную душу».

Хоть и брутально, а почти поэзия, и таких фрагментов немало - стоит отметить хороший перевод. Но она не подойдёт ребёнку, если только он не готов бежать к компьютеру прояснять значение всё той же «метафизики» и выискивать догматы о бессмертии души. Дитя в нежном возрасте (на книге стоит маркировка «6+») едва ли будет так развлекаться, есть у него дела поважнее. И с трудом усидит рядом с родителем, захотевшим растолковать ему «брутальный» фрагмент со словарём или ноутбуком в руках. Самые упорные вынесут мысль - Кант, похоже, был атеистом. Позже они поймут, что он любил опровергать себя.


«Эти вопросы могут не находить ответа с точки зрения науки и в то же самое время решаться с точки зрения морали <…> В действительности мы несём ответственность за свои действия. Рано или поздно наши души обретут вечную жизнь, и Бог вознаградит людей доброй воли… ибо в противном случае выходит, что выгоднее быть злым и счастливым, а не справедливым и несчастным».

Ага, мораль здесь, похоже, не совпадает с эмпирикой, либо что-то в этом роде, но понять нелегко. Примерно так подумает самый упорный и начитанный… подросток (хорошо, если он успел ознакомиться с «практичной» этикой Аристотеля), потому что ребёнок к этому времени книгу уже отложит. Или займётся картинками.

Они спасают: привлекательные, изобретательные, радостные - вот-вот превратятся в мультфильм. Кстати, на странице с «антраша» Кант то ли бежит без оглядки, то ли выделывает какое-то па: обладая недюжинной интуицией, ребус можно разгадать без помощи взрослых. В других случаях придётся наслаждаться иллюстрациями как отдельной историей, читая лишь самые «светлые» и «детские» фрагменты: к примеру, эксцентричные, в духе Мюнхгаузена, рассуждения Канта о жителях разных стран и планет. Разобраться в тёмных местах захочется, лишь когда подрастёшь. Или если рядом окажется взрослый, успевший поднатореть в философии.

Сумма достоинств говорит: в лучшем случае, это книга «на вырост», книга для детей философов, книга для упрямых любителей непонятного, книга будущего, но никак не книжка, делающая Канта добрым другом младших школьников. В худшем - странноватый артефакт, игра в детскую книжку. Она сама по себе «антраша», выстреливает в десяток целей, промахивается по главной, оставаясь очаровательной и талантливой. Если любите забавные, дорогие, причудливые издания, забудьте о детях, побалуйте себя. Но если ищете для ребёнка что-нибудь доступное и про философию, ищите дальше.

Кирилл Захаров

Рассказать друзьям