Земля до появления человека. Какой была Земля до появления человека? То, что остается в тени…

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наука

Жизнь существовала еще до появления Земли и, возможно, находилась за пределами Солнечной системы , утверждают ученые.

Два генетика применили знания компьютерной науки и биологии и пришли к выводу, что органическая жизнь впервые появилась задолго до нашей планеты .

Алексей Шаров из Национального института старения в Балтиморе, США и теоретический биолог Ричард Гордон применили научный закон Мура, чтобы сделать математический расчет.

Закон Мура состоит в том, что сложность компьютеров увеличивается в геометрической прогрессии, то есть количество транзисторов на кристалле микросхемы удваивается каждые 2 года. Генетики подменили транзисторы на нуклеотиды - строительные блоки ДНК и РНК и подсчитали, когда возникла жизнь на Земле

Результаты показали, что жизнь появилась около 10 миллиардов лет назад, то есть гораздо раньше, чем предполагаемый возраст Земли – 4,5 миллиардов лет назад .

Как это возможно? Ученые объяснили, что когда формировалась наша Солнечная система, организмы похожие на бактерии или простые нуклеотиды из старых частей галактики попали на Землю вместе с кометами, астероидами и другим неорганическим космическим мусором.

В науке этот процесс называется панспермия.

Хотя многие могут скептически отнестись к такой идее, ученые считают, что загрязнение спорами бактерий из космоса является наиболее правдоподобной гипотезой появления жизни на Земле.

"Мы на 99 процентов уверены, что жизнь появилась до Земли, 1 процент остается для какой-то нелепой случайности, которую мы не учли" – объяснил Шаров.

Возникновение жизни на Земле

Как возникла жизнь на земле? На этот счет существует несколько теорий.

Развитие жизни на Земле

Земля существует чуть больше 4,5 миллиардов лет. Начало было довольно жестоким, когда на Землю постоянно падали метеориты. Когда этот период закончился, Земля охладилась и на ее поверхности сформировалась кора.

Как таковых континентов не было – только мировой океан с небольшими островками. Эрозия, образование осадков и вулканическая активность, в конце концов, создали небольшие первичные континенты, которые росли, пока не достигли сегодняшних размеров 2,5 миллиардов лет назад.

За всю историю земля претерпела множество геологических и биологических изменений.

Краткие этапы жизни на Земле:

- 3,8 миллиардов лет назад появилась первая форма жизни – прокариоты

- 2,1 миллиард лет назад появились многоклеточные формы жизни

- 1,5 миллиардов лет назад появились эукариоты – клетки, содержащие ядро

- 200 миллионов лет назад появился вид Homo Sapiens (человек разумный)

История нашей планеты еще хранит в себе немало загадок. Ученые разных областей естествознания вложили свою лепту в изучение развития жизни на Земле.

Считается, что возраст нашей планеты составляет около 4,54 миллиарда лет. Весь этот временной промежуток принято делить на два основных этапа: фанерозой и докембрий. Эти этапы называются эонами или эонотемой. Эоны в свою очередь делятся на несколько периодов, каждый из которых отличается совокупностью изменений, происходивших в геологическом, биологическом, атмосферном состоянии планеты.

  1. Докембрий, или криптозой — это эон (временной промежуток развития Земли), охватывающий около 3,8 миллиардов лет. То есть, докембрий — это развитие планеты от момента образования, формирования земной коры, протоокеана и возникновения жизни на Земле. К концу докембрия на планете уже были широко распространены высокоорганизованные организмы с развитым скелетом.

Эон включает в себя еще две эонотемы — катархей и архей. Последний, в свою очередь, включает в себя 4 эры.

1. Катархей — это время образования Земли, но не было еще ни ядра, ни земной коры. Планета была еще холодным космическим телом. Ученые предполагают, что в этот период на Земле уже была вода. Катархей длился около 600 млн. лет.

2. Архей охватывает период в 1,5 млрд лет. В этот период на Земле еще не было кислорода, происходило формирование залежей серы, железа, графита, никеля. Гидросфера и атмосфера представляли собой единую парогазовую оболочку, которая плотным облаком окутывала земной шар. Солнечные лучи сквозь эту завесу практически не проникали, поэтому на планете царил мрак.2.1 2.1. Эоархей — это первая геологическая эра, которая длилась около 400 млн.лет. Важнейшее событие эоархея — формирование гидросферы. Но воды было еще мало, водоемы существовали отдельно друг от друга и пока не сливались в мировой океан. В это же время земная кора становится твердой, хотя астероиды еще бомбят Землю. На исходе эоархея образуется первый в истории планеты суперконтинент — Ваальбара.

2.2 Палеоархей — следующая эра, которая также длилась приблизительно 400 млн.лет. В этот период формируется ядро Земли, возрастает напряженность магнитного поля. Сутки на планете длились всего 15 часов. Зато повышается содержание кислорода в атмосфере за счет деятельности появившихся бактерий. Остатки этих первых форм палеоархейской эры жизни были найдены в Западной Австралии.

2.3 Мезоархей также длился около 400 млн.лет. В мезоархейскую эру нашу планету покрывал неглубокий океан. Участки суши представляли собой небольшие вулканические острова. Но уже в этот период начинается формирование литосферы и запускается механизм тектоники плит. В конце мезоархея наблюдается первый ледниковый период, во время которого на Земле впервые образуются снег и лед. Биологические виды по-прежнему пока представлены бактериями и микробными формами жизни.

2.4 Неоархей — завершающая эра архейского эона, длительность которой составляет около 300 млн. лет. Колонии бактерий в это время формирует первые на Земле строматолиты (известняковые отложения). Важнейшее событие неоархея - образование кислородного фотосинтеза.

II. Протерозой — один из длиннейших временных отрезков истории Земли, который принято делить на три эры. Во время протерозоя впервые появляется озоновый слой, мировой океан достигает практически современного объема. А после длительнейшего гуронского оледенения на Земле появляются первые многоклеточные формы жизни - грибы и губки. Протерозой принято делить на три эры, каждая их которых содержала по несколько периодов.

3.1 Палео-протерозой — первая эра протерозоя, которая началась 2,5 млрд. лет назад. В это время полностью формируется литосфера. А вот прежние формы жизни вследствие увеличения содержания кислорода практически вымерли. Этот период получил название кислородной катастрофы. К концу эры на Земле появляются первые эукариоты.

3.2 Мезо-протерозой длился приблизительно 600 млн.лет. Важнейшие события этой эры: формирование континентальных масс, образование суперконтинента Родиния и эволюция полового размножения.

3.3 Нео-протерозой . Во время этой эры Родиния распадается примерно на 8 частей, суперокеан Мировия прекращает свое существование, а на исходе эры Земля практически до экватора покрывается льдами. В неопротерозойскую эру живые организмы впервые начинают приобретать твердую оболочку, что в дальнейшем послужит основой скелета.


III. Палеозой — первая эра фанерозойского эона, начавшаяся приблизительно 541 млн. лет назад и длившаяся около 289 млн. лет. Это эпоха появления древней жизни. Суперконтинент Гондвана объединяет южные материки, чуть позже к нему присоединяются остальные части суши и появляется Пангея. Начинают формироваться климатические пояса, а флора и фауна представлена, в основном, морскими видами. Только к концу палеозоя начинается освоение суши, и появляются первые позвоночные.

Палеозойскую эру условно делят на 6 периодов.

1. Кембрийский период длился 56 млн. лет. В этот период формируются основные горные породы, у живых организмов появляется минеральный скелет. А важнейшим событием кембрия является возникновение первых членистоногих.

2. Ордовикский период — второй период палеозоя, длившийся 42 млн. лет. Это эпоха образования осадочных пород, фосфоритов и горючих сланцев. Органический мир ордовика представлен морскими беспозвоночными и сине-зелеными водорослями.

3. Силурийский период охватывает следующие 24 млн. лет. В это время вымирают практически 60% живых организмов, существовавших прежде. Зато появляются первые в истории планеты хрящекостные и костные рыбы. На суше силур знаменуется возникновением сосудистых растений. Суперконтинеты сближаются и образуют Лавразию. К концу периода отмечено таяние льдов, уровень моря повысился, а климат стал мягче.


4. Девонский период отличается бурным развитием разнообразных форм жизни и освоением новых экологических ниш. Девон охватывает временной промежуток в 60 млн. лет. Появляются первые наземные позвоночные, пауки, насекомые. У животных суши формируются легкие. Хотя, по-прежнему, преобладают рыбы. Царство флоры этого периода представлено пропапоротниками, хвощевидными, плаунами и госеменными.

5. Каменноугольный период часто называют карбоном. В это время Лавразия сталкивается с Гондваной и появляется новый суперконтинент Пангея. Образовывается и новый океан — Тетис. Это время появления первых земноводных и рептилий.


6. Пермский период — последний период палеозоя, завершившийся 252 млн. лет назад. Предполагают, что в это время на Землю упал крупный астероид, что привело к значительному изменению климата и вымиранию практически 90% всех живых организмов. Большая часть суши покрывается песками, появляются самые обширные пустыни, которые только существовали за всю историю развития Земли.


IV. Мезозой — вторая эра фанерозойского эона, продолжавшаяся почти 186 млн.лет. В это время материки приобретают практически современные очертания. А теплый климат способствует бурному развитию жизни на Земле. Исчезают гигантские папоротники, а им на смену появляются покрытосеменные растения. Мезозой - это эпоха динозавров и появления первых млекопитающих.

В мезозойской эре выделяют три периода: триас, юра и мел.

1. Триасовый период длился чуть более 50 млн. лет. В это время Пангея начинает раскалываться, а внутренние моря постепенно мельчают и высыхают. Климат - мягкий, зоны выражены не ярко. Почти половина растений суши исчезает, так как распространяются пустыни. А в царстве фауны появляются первые теплокровные и сухопутные рептилии, ставшие предками динозавров и птиц.


2. Юрский период охватывает промежуток в 56 млн. лет. На Земле царил влажный и теплый климат. Суша покрывается зарослями папоротников, сосен, пальм, кипарисов. На планете царят динозавры, а многочисленные млекопитающие отличались пока маленьким ростом и густой шерстью.


3. Меловой период — наиболее продолжительный период мезозоя, длившийся почти 79 млн. лет. Практически заканчивается раскол континентов, Атлантический океан значительно увеличивается в объеме, на полюсах формируются ледяные покровы. Увеличение водной массы океанов приводит к образованию парникового эффекта. В конце мелового периода происходит катастрофа, причины которой до сих пор не ясны. В результате вымерли все динозавры и большинство видов рептилий и голосеменных растений.


V. Кайнозой — это эра животных и человека разумного, начавшаяся 66 млн. лет назад. Континенты в это время приобрели свое современное очертание, Антарктида заняла южный полюс Земли, а океаны продолжали увеличиваться. Уцелевшие после катастрофы мелового периода растения и животные оказались в совершенно новом мире. На каждом континенте начали формироваться уникальные сообщества форм жизни.

Кайнозойскую эру делят на три периода: палеоген, неоген и четвертичный.


1. Палеогеновый период закончился приблизительно 23 млн. лет назад. В это время на Земле царил тропический климат, Европа скрывалась под вечнозелеными тропическими лесами, лишь на севере континентов росли листопадные деревья. Именно в период палеогена происходит бурное развитие млекопитающих.


2. Неогеновый период охватывает следующие 20 млн. лет развития планеты. Появляются киты и рукокрылые. И, хотя по земле еще бродят саблезубые тигры и мастодонты, фауна все больше приобретает современные черты.


3. Четвертичный период начался более 2,5 млн. лет назад и продолжается до сих пор. Два важнейших события характеризуют этот временной отрезок: ледниковый период и появление человека. Ледниковая эпоха полностью завершила формирование климата, флоры и фауны континентов. А появление человека ознаменовало начало цивилизации.

Многие из нас смотрели «Парк юрского периода» и восхищались воссозданными технологией исполинскими монстрами. Однако зачастую наши знания о динозаврах ограничиваются тем, что представлено в этом ностальгическом фильме. Публикуем 13 фактов, которые вас удивят.

Уолт Дисней настаивал на анатомически неправильном изображении Ти-Рекса

В мультфильме «Фантазия» (1940 года) тираннозавр изображен с тремя пальцами на передних конечностях. На самом деле, у тираннозавров всего два пальца. Знаменитый художник-мультипликатор добавил еще один, так как это выглядит страшнее и привычнее человеческому глазу.

Динозавры господствовали на Земле 160 миллионов лет

Рептилии обитали на Земле еще до появления динозавров. Около 300 млн лет назад произошло глобальное потепление, которое вызвало эволюционный взрыв среди рептилий. Первые динозавры появились на Земле в мезозойскую эру около 230 миллионов лет назад, а массовое вымирание этих гигантских рептилий произошло 65 миллионов лет назад. Для сравнения, возраст старейших останков человека разумного составляет всего 200 тыс. лет.

Вымирание динозавров не было мгновенным

Эксперты полагают, что динозавры уже находились на грани вымирания, когда астероид упал на Землю. Согласно биосферной гипотезе, исчезновение динозавров предопределило появление цветковых растений, которое значительным образом изменило пищевые цепи в экосистемах и постепенное изменение климата, вызванное дрейфом материков.

41% американцев верит, что динозавры и люди существовали в одну эпоху

41% взрослых американцев верит, что динозавры и люди жили бок о бок. Конечно же, это не так. Зато по соседству с человеком на Земле обитают птицы, которые являются прямыми потомками динозавров. Большинство исследователей склоняются к тому, что птицы произошли от динозавров-тероподов из группы манирапторов.

Слово «динозавр» появилось в XIX веке

В 1824 году президент Королевского геологического общества Уильям Баклэнд выступил с докладом о находке, сделанной в 1815 году в Великобритании. Это были несколько гигантских костей. Баклэнд классифицировал находку как останки гигантской хищной ящерицы и назвал её мегалозавром - «огромным ящером». В течение двух десятилетий после доклада Бакленда биологи находили другие останки колоссальных размеров. В 1842 году английский биолог Ричард Оуэн констатировал сходство между описанными новыми видами ящериц и и их отличие от современных рептилий. Он выделил этих в особый подотряд, назвав его Dinosauria (лат. «ужасный ящер»).

Велоцирапторы в «Парке юрского периода» неправильные

Велоцирапторы в фильме «Парк юрского периода» - огромные кровожадные ящеры, которые охотились стаями и чаще всего нападали на людей. На самом деле, велоцирапторы были всего 50 -80 см высотой и никогда не охотились стаями. Зато ближайшие родственники этих динозавров, дейнонихи, были в два раза больше велоцирапторов и часто сбивались в группы для охоты. Автор сценария фильма Майкл Крайтон при написании основывался на реконструкции дейнониха.

Дилофозавр не плевался ядом

Еще одна ошибка в «Парке юрского периода»: сценарист Майкл Крайтон объяснил слабость челюстей дилофозавра тем, что он охотился, поражая жертву ядовитой слюной, выбрызгиваемой на большое расстояние. Сделано это было исключительно для драматического эффекта: дилофозавр вовсе не был ядовитым.

Ти-Рекс был падальщиком

Многие привыкли думать, что тираннозавр - самый кровожадный охотник юрского периода. Однако ученые уже давно спорят о его рационе. Некоторые палеонтологи отстаивали версию о том, что царственный Ти-Рекс на самом деле был падальщиком, так как по их мнению, его зубы не были приспособлены для охоты. Однако сейчас ученые пришли к выводу, что тираннозавры могли питаться и свежим мясом, и падалью одновременно. Более молодым динозаврам приходилось добывать пищу на охоте, а старые динозавры отбирали добычу у молодняка.

Некоторые ящеры весили 60 тонн

Крупнейшим динозавром считается дредноутус из рода титанозавров. Его длина составляла около 26 метров, а вес - 59,3 тонны. Это соответствует весу дюжины африканских слонов или семи Ти-Рексов. Гигантского ящера назвали в честь назвали в честь самых больших боевых кораблей начала ХХ века. Этот динозавр был открыт в 2014 году. Предполагается, что обнаруженный дредноутус погиб в момент разлива древней реки: под тяжестью животного почва превратилась в подобие зыбучих песков и поглотила колоссальную рептилию.

Мозг стегозавра очень легкий

Распространено мнение, что мозг стегозавра был размером с грецкий орех. Действительно, в 2013 году палеонтолог Лоуренс Уитмер в своем посте в Facebook сообщил, что он и его коллеги придумали новую единицу измерения мозга динозавра - грецкий орех, и это было неправильно воспринято в прессе. На самом деле ученый имел в виду, что мозг стегозавра (который на самом деле размером с собачий) выглядит грецким орехом в масштабах этих животных. Действительно, он очень легкий: 70 граммов на 2 тонны живого веса. Однако в позвоночном канале стегозавра имеется расширение, заполненное нервной тканью. Ученые называли его «вторым мозгом» динозавра. Сейчас считается, что это расширение отвечает за снабжение нервной системы гликогеном.

Зауроподы глотали камни

Известно, что зауроподы (это травоядные динозавры, среди которых брахиозавры и диплодоки) глотали небольшие камешки, чтобы улучшить пищеварение. Птицы и крокодилы унаследовали эту традицию от своих далеких предков.

Яйца динозавров не всегда белые


Обычно яйца динозавров белые. Однако в 2015 году ученые обнаружили пигменты, которые окрашивали скорлупу в синий и зеленый цвета. Пигменты биливердин и протопорфирин есть в яйцах некоторых древних отрядов птиц. Яйца динозавров вида Heyuannia huangi имели маскировочную окраску, сходную с цветом яиц современных страусов эму.

Мягкие ткани могут храниться миллионы лет

В 1981 году палеонтологи-любители обнаружили останки динозавра, который позднее был назван Scipionyx samniticus (коготь Сципиона). Эта находка стала известной из-за уникальной сохранности окаменелых мягких тканей и внутренних органов, таких как мышцы и кишечник, а также внутренней структуры некоторых мышечных и костных клеток.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.

Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.

Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

На Земле ещё до появления человека В ТЕЧЕНИЕ (предлог пишется раздельно) миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАКЖЕ (союз пишется слитно: можно заменить союзом И) ледниками, которые спускались с горных вершин.

Во многих странах зоны отдыха расширяются ЗА СЧЁТ (производный предлог пишется раздельно) обширных территорий бывших карьеров: НАПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ (производный предлог) долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме НАЕДИНЕ (наречие пишется слитно) со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.

Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис СНАЧАЛА (наречие пишется слитно) формулируется, а ЗАТЕМ (наречие пишется слитно) многократно повторяется.

Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА-ТО (-ТО, -ЛИБО, -НИБУДь пишутся через дефис) ВДАЛЬ (наречие пишется слитно).

Ответ: сначала, затем.

Ответ: сначалазатем|затемсначала

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2016 по рус­ско­му языку.

Правило: Задание 14. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :

сущ. – имя существительное

числ. – имя числительное

нар. – наречие

мест. – местоимение

деепр. – деепричастие

п/п - производный предлог

н/п – непроизводный предлог

в/с – вводное слово

фе – фразеологическая единица

Буква СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС ПОЯСНЕНИЕ
Б бы, б слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник.
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось.
В всё-таки по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис.
в конце

в отличие (отличие)

в потёмках

в стороне

в общем (нельзя вообщем)

в открытую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

всегда раздельно

внизу

вдвое (втрое…)

восвояси

вдогонку

всегда слитно

ввиду пропустил ввиду болезни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

украшение в виде бабочки

вверх, вверху посмотреть (куда? нар. ) вверх ; находится (где? наречие ) вверху

целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вконец обессилеть вконец (как? нар., =окончательно )

переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вместо, вместе

в место, в месте

выступил вместо меня (п/п, =за ), вместе (наречие) со мной. Нельзя: заместо меня

попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смотреть (куда?, наречие ) вдаль; виднеется вдали (где? наречие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вначале трудно вначале (когда? нар. )

в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово

вОвремя сделать вовремя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; находится (где? наречие ) внизу

целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплотнУю

в плОтную

подойти вплотную (как? нар., =очень близко )

завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п )

вправо повернуть вправо (куда, наречие)

во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вправе вправе узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве

в продолжение

в продолжениЕ, в продолжениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении")

Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах.

впервЫе увидеть впервые (когда? нар .)

скучать в первые дни (какие? числ.+н/п )

вследствие

в следствиИ, в следствиЕ

рейс задержан вследствие (п/п, =из-за ) непогоды

Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п )

вслед смотреть (куда, чему? ) вслед (нар.) уходящему поезду идти вслед за ним, за другом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в течение

в течениЕ, в течениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении" )

Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки.

Е если бы

всегда одинаково

Ж Же Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице)

З за границей работать и жить

за неимением времени или средств

за счёт (угощение за счёт заведения)

всегда одинаково

засветло

всегда одинаково

затем Наречия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спросил? (нар., =с какой целью? );

маленький, зато (союз, =но ) шустрый.

Местоимения с предлогами:

Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну.

Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами.

Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня.

зачастУю

за чАстую

зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п )
И издалека слитно всегда
итак Итак , начнём урок! (вводное слово )

крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Всегда через дефис по правилу частиц.

Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка

К кряду Несколько раз кряду (как, наречие=подряд ) чихнул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых

как будто

как только

как бы то ни было

всегда одинаково

Л Ли (частица)

Всегда одинаково и раздельно.

Н

напротив

насквозь

невдалеке

Всегда одинаково

на протяжении

всегда одинаково

навстречу

на встречу

идти навстречу (куда? нар .); идти навстречу (кому?) другу (п/п )

идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п )

наконец наконец он уснул (нар., =после всего )

перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =заранее )

упасть на перед машины ()

наподобие

на подобие

фигура наподобие шара (п/п, =вроде )

задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

например

на пример

Был, например , (вводное слово ) такой случай.

обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п )

наполовину

на половину

разрушен наполовину (нар., =частично )

претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) билетов

положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обернуться назад (куда? нар .)

посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п )

наверх, наверху

на верх, на верху*

подняться наверх (куда? нар .), наверху (где? нар .) было холодно

подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение)

насилу насилу удержал (как? нар., =с большим трудом )

надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

насколько

на сколько

Насколько это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п )

настолько

на столько

настолько устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п )

наверное

на верное

Наверное, будет дождь. (вводное слово =вероятно)

На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное)

нАсмерть

на смерть

биться насмерть (как? нар., =до смерти )

Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п)

нАголову

на голову

враги разбиты наголову (как? нар., =окончательно )

повязка на голову (на что? сущ.+н/п )

наперебой

на перебои

заговорили наперебой (как? нар., =перебивая друг друга )

жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

начистоту

на чистоту

поговорить начистоту (как? нар., =откровенно )

обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

налицо факты налицо (нар., =имеются в наличии )

наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

надолго уехать надолго (нар., на какой срок? )

смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п )

навсегда

на всегда

уйти навсегда (нар., на какой срок? )

смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п )

несмотря на

не смотря

бежал, несмотря на усталость (п/п, =вопреки )

бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя )

невзирая на

не взирая

Невзирая на усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки )

Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О оттуда

всегда одинаково

от этого

раздельно всегда

оттого Повестки я не получил, оттого и не явился. (нар., =по этой причине )

От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека )

Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .)

отчего Отчего ты не спал? (нар., =по какой причине? ) Потому что работал.

От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания.

отчасти Отчасти ты прав. (насколько? нар., =частично )

Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

П позади

попросту

поскольку

понемногу

поодиночке

слитно всегда

потому что

по сравнению (с)

по течению

всегда раздельно

причём Вещь красивая, причём недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват?

притом Вещь красивая, притом недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

потому Он остался потому, что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине )

идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному )

почему Почему ты молчишь? (нар., =по какой причине? ) Потому что не хочу разговаривать.

По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу.

поэтому много работал, поэтому устал (нар., почему? по какой причине? )

заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .)

поистине

по истине

Это поистине редкая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п )

поначалу

по началу

скучать поначалу (нар., =первое время )

догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

С со временем

раздельно всегда

сразу, сразу же

всегда одинаково

сначала сначала подумай (когда? нар .)

Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п )

совсем совсем не выспался (как? нар., =совершенно )

уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п )

сплеча замахнулся сплеча (как? нар., =сразу )

снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может писаться либо через дефис, либо раздельно.

Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис

Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно

тОтчас явился тотчас (как? нар., =сразу же )

настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас

Омонимы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах.

Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ

Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же

Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя!

Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя).

тут же

раздельно всегда

Х хотя бы, хотя б

раздельно всегда

В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив

2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-)

во-вторых в-третьих в-пятых

3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами

еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей

4) посредством соединения синонимов

нежданно-негаданно, подобру- поздорову у

5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь

Полу- всегда пишется слитно: полумесяц, полугодие.

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать умения определять структуру сложноподчиненного предложения.
  2. Сформировать умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
  3. Научить видеть синонимические возможности придаточных определительных.

Ход урока

1. Организация начала урока.

3. Словарно-семантическая работа.

Пользуясь словарем, выписать синонимы к слову активный . Объяснить общее в синонимах и различие между ними.

(Активный – деятельный, энергичный. Активный участник . Деятельный – проявляющий особенную энергию, старание в выполнении какого-л. дела. Деятельная натура . Энергичный – полный энергии; активный, деятельный . Энергичные люди . Инициативный – обладающий инициативой; предприимчивый, способный к самостоятельным активным действиям. Инициативный человек .)

4. Объяснение нового материала.

Анализ предложений, записанных на доске.

  1. Они сидели в том саду, где играл оркестр. (К. Федин)
  2. Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой. (И. В. Гете)

Анализ проводится по следующему плану:

  1. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
  2. К какому слову главного предложения относится?
  3. Чем прикрепляются придаточные определительные к главному?
  4. Могут ли быть в главном предложении указательные слова? Обязательны они или факультативны? Какова роль указательных слов?
  5. Каково место придаточных по отношению к главному?

(Необходимо заострить внимание учащихся на функции союзных и указательных слов. Доказывается, что где – союзное слово, оно заменяется словом сад , является обстоятельством места, имеет логическое ударение, его можно заменить другим союзным словом, оно вносит в предложение определительное значение с оттенком обстоятельства места. Указательное слово том является определением в главном предложении, оно введено как средство уточнения и выделения (не любой сад, а именно тот, где играл оркестр).

Анализ предложений по плану должен привести к составлению схемы, отражающей структуру сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:

[… указ. сл. + сущ.], (союзные слова который, какой, где, куда, что, кто и др.)

Затем ученикам дается задание рассказать о придаточных определительных, используя материал учебника.

5.

а) Закрепление понятия об определительных придаточных можно провести с помощью упражнений, предложенных учебником.

б) Произвести синтаксический разбор 1-го предложения. Составить схему 2-го предложения.

  1. Линия, по которой движется тело, называется траекторией движения.
  2. Химическим элементом называют определенный вид вещества, все атомы которого обладают одним и тем же зарядом ядра.
  3. (научный стиль)

(Обратить внимание учащихся на место союзного слова во 2-м предложении. Уточнение: если важно подчеркнуть характерный признак, свойство, качество предмета или явления, употребляется придаточное определительное).

в) Выполнение упражнения на согласование союзного слова с определяемым.

К данному предложению добавить придаточное определительное, используя союзное слово который в разных падежах.

Уже несколько раз принимался идти крупный, благодатный дождь.

  1. … который так дорог истосковавшейся по нему земле.
  2. …после которого на глазах растет молодая трава и вытягиваются новые побеги.

(Обращается внимание на трудности согласования союзного слова с определяемым, которые состоят в том, что союзные слова который, чей, какой находятся в двойной связи с главным предложением. Они согласуются в роде и числе с тем существительным главного предложения, к которому относится придаточное, а управляются глаголами придаточных предложений (не управляются лишь тогда, когда выполняют функцию подлежащего). Кроме того, придаточное предложение может начинаться не с союзного слова, а с предлога, существительного или словосочетания).

6. Задание на дом.

Цели и задачи урока: закрепить знания о структуре сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными, знаках препинания.

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

  • Фронтальный опрос по теоретическому материалу.
  • Замените (если возможно) союзное слово который другими союзными словами, подходящими по смыслу. Какие смысловые и стилистические изменения наблюдаются? Расставьте знаки препинания.
  • а) Березки которые при нем были только что посажены около забора выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями.(А. Пушкин)

    б) В небольшой комнате в которую я вошел было довольно темно.

    (В 1-м предложении замена невозможна, так как нужно передать общее определительное значение. Во 2-м предложении целесообразна замена союзным словом куда , чтобы показать пространственный признак, такое союзное слово и используется И. Тургеневым).

  • Выясните оттенки, вносимые в предложения указательными словами; расставьте знаки препинания.
  • а) Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин)

    б) Для чтения мы выбрали такую книгу чтобы всем было интересно.

    (В 1-м предложении указательное слово придает оттенок выделения, а во 2-м – указательное слово такую с союзом чтобы определяет предмет по его назначению (цели).

  • Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, отвечая на вопросы или объясняя значения слов.
  • а) Что называется ромбом? б) Какое литературное произведение называется романом? в) Какое предложение называется сложным?

    3.

    Разбор имеющихся в тексте предложений с придаточными определительными. Учащимся предлагается подумать, почему для присоединения придаточного предложения к главному в тексте использовано лишь одно союзное слово который .

    Историческая геология

    На Земле еще до появления человека в течение миллионов лет происходили события, которые изменили нашу планету. На сушу многократно наступали моря, которые размывали и разрушали ее. Поднимавшиеся из вод моря горные хребты подтачивались дождевыми и снеговыми водами, а также ледниками, которые спускались с горных вершин. На дне морей, на островах и на материках вулканы извергались расплавленную лаву, которая покрывала огромные площади, до неузнаваемости изменяя лик Земли.

    Все изменения, которые претерпел земной шар с момента образования на нем земной коры и до настоящего времени, изучает историческая геология. Историческая геология устанавливает не только события, которые происходили миллионы лет. Она изучает их последовательность. Ее интересует, что было раньше и что позже.

    Вопросы и задания к упражнению:

    1. Какова роль сложных предложений в этом тексте?
    2. Можно ли передать содержание текста, пользуясь только простыми предложениями?
    3. С помощью каких языковых средств связаны предложения в тексте? Докажите, что это текст.
    Рассказать друзьям