Графики и диаграммы — Гипермаркет знаний. III

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проводит наблюдение за погодой в Москве с 1999 года. Данная страница рассказывает о погоде в Москве в мае 2012 года . Ниже вы найдёте такую информацию, как , влажность или скорость ветра в мае 2012 года , историю погоды в Москве в мае и иные данные.

Для удобства вся информация представлена в виде текстовых описаний, графиков и таблиц. Таким образом, вы увидите график температуры и таблицу погоды для города Москва в мае 2012 года. Помните, что другой город и другую дату можно выбрать в меню сайта.

Температура в Москве в мае 2012 года (график)

Ниже представлен график среднесуточной и текущей температуры в Москве в мае 2012 года на каждый день. График поможет ответить на вопрос, какая температура была в Москве в мае 2012 , а также какие были минимальная и максимальная температуры воздуха.

Как видно из графика, температура воздуха в Москве колебалась в диапазоне от +3°C до +28°C. Причём минимум температуры (+3°C) пришёлся на 1 мая в 00:00, а максимум (+28°C) был зафиксирован 21 мая в 12:00. Наименьшее значение температуры в среднем за день составило +8.13°C и самым холодным днём в мае оказался 2 мая. Наибольшая средняя температура воздуха равна +21°C, а самый тёплый день в Москве в мае 2012 года - 21 мая.

Влажность в Москве в мае 2012 года (график)

График среднесуточной и текущей влажности в Москве в мае 2012 года на каждый день приведён ниже. Из графика видно, какая влажность была в Москве в мае 2012 . Также видны минимальные и максимальные значения относительной влажности воздуха.

Итак, в Москве в мае 2012 года относительная влажность колебалась в диапазоне от 34% до 97%. Причём самая маленькая влажность (34%) была 1 мая в 12:00, а наивысшая влажность (97%) - 11 мая в 00:00. Кроме того, отметим, что наименьшее значение влажности воздуха в среднем за день составило 52.50% и самым сухим днём в мае оказался 4 мая. Наибольшая средняя влажность воздуха равна 90.88%, а самый влажный день в Москве в мае 2012 года - 9 мая.

Роза ветров в Москве в мае 2012 года

(её также называют рисунок направления ветров или карта ветров ) приведена ниже. Роза ветров показывает, какие ветры преобладали в данном регионе. Наша карта ветров показывает преобладающие направления ветров в Москве в мае 2012 года.

Как видно из розы ветров, основным направлением ветра былo северный (21%). Кроме того, преобладающими направлениями ветра оказались северо-западный (18%) и юго-восточный (15%). Самый редкий ветер в Москве в мае 2012 года - юго-западный (4%).

Роза ветров в Москве в мае 2012 года
Направление Частота
Северный 20.7%
Северо-восточный 8.4%
Восточный 8.4%
Юго-восточный 15.1%
Южный 14%
Юго-западный 4.5%
Западный 10.6%
Северо-западный 18.4%

Дневник погоды (таблица среднесуточных значений) для города Москва в мае 2012 года

Таблица погоды содержит данные о среднесуточной температуре воздуха в мае 2012 года , а также об относительной влажности воздуха и о скорости ветра . Данные приведены за каждый день мая месяца. Фактически, это и есть дневник погоды в Москве в мае 2012 года

День
месяца
Среднесуточная
температура
Средняя
влажность
Атмосферное
давление
Скорость
ветра
+11°C 55.38% 994 3 м/с
+8.13°C 57.00% 996 2 м/с
+12.38°C 57.13% 987 1 м/с
+10.75°C 52.50% 991 2 м/с
+15.5°C 60.00% 990 2 м/с
+17.25°C 69.63% 993 1 м/с
+17.38°C 79.63% 995 0 м/с
+15.25°C 86.88% 999 1 м/с
+12.63°C 90.88% 1003 2 м/с
+10.5°C 83.75% 1009 1 м/с
+16.63°C 73.63% 1005 1 м/с
+20.5°C 71.00% 994 2 м/с
+11.88°C 74.50% 996 1 м/с
+10°C 72.25% 1004 2 м/с
+13.13°C 77.75% 1002 1 м/с
+20.5°C 67.63% 1000 2 м/с
+19.25°C 58.75% 999 2 м/с
+17.75°C 68.88% 1000 1 м/с
+17.25°C 87.75% 1006 0 м/с
+20.38°C 68.38% 1005 1 м/с
+21°C 61.50% 1003 1 м/с
+20.88°C 62.00% 998 1 м/с
+15.75°C 75.75% 999 2 м/с
+11.5°C 56.63% 1007 3 м/с
+12.38°C 60.25% 1006 2 м/с
+14°C 56.50% 999 2 м/с
+15.5°C 65.25% 995 1 м/с
+14°C 87.13% 990 0 м/с
+21°C 21 мая
Среднемесячная температура +15.17°C -

Средняя температура, Москва в 2012 году

Для оценки температуры в Москве в мае 2012 года по сравнению с другими месяцами 2012 года используйте следующий график. На нём представлен график температуры за май 2012 года на фоне разброса температур за весь 2012 год.

Календарь погоды в Москве в мае в разные года

Какой была температура в Москве в мае 2012 года по сравнению с другими годами, можно увидеть на следующем графике. На нём сверху и снизу темным цветом закрашены зоны, показывающие, каких температур ранее не наблюдалось. Иными словами, белая (незакрашенная) полоса показывает разброс температуры за прошедшие годы. Красная линия отображает текущую температуру.

История погоды в мае в Москве

Самый холодный май в Москве был в 1999 году. Средняя температура составила всего +8.76°C.

Самый тёплый май в Москве был в 2013 году. Средняя температура достигла +16.94°C.

При этом май 2012 года (+15.17°C) оказался достаточно за 1999 – 2019 годы.


Об этом свидетельствует и график среднемесячной температуры в Москве в мае за 1999 – 2019 годы:

Среднемесячная температура в мае, Москва

Среднемесячная температура в мае в Москве, полученная из различных источников.

Также оказывается затруднительным для человека.

Предположим, вы готовитесь к школьной географической конференции, на которой вам поручено нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось:

Погода в мае 2006 года

Дата Температура, °C Влажность, % Давление, мм Ветер
Направление Градус Скорость, м/с
1 + 16 25 759 Ю-В 130 3 Ясно
2 + 19 30 759 С-3 320 2 Ясно
3 +20 30 759 С-В 30 2 Ясно
4 +22 26 759 С 350 2 20-30%
5 +21 28 760 С-В 50 1 90%
6 +22 35 759 В 90 2 70-80%
7 + 19 52 753 С-В 30 4 60%
8 + 12 66 750 С 340 3 90%
9 + 14 58 747 С-В 40
2 Сплошная
10 + 13 88 743 В 90 1 Сплошная
11 + 13 71 741 В 80 1 90%
12 + 10 81 745 С-3 310 2 Сплошная
13 + 17 48 747 Штиль -
0 70-80%
14 +23 40 743 Ю-3 230 1 50%
15 + 16 59 743 3 290 2 90%
16 + 13 38 746 С-3 310 3 70-80%
17 + 13 41 749 Штиль - 0 Сплошная
18 + 15 41 750 С 20 2 70-80%
19 + 17 36 745 Ю 180 2 40%
20 + 14 88 738 Ю-3 240 2 90%
21 +21 52 739 Ю-В 140 2 Сплошная
22 + 15 72 740 Ю-3 240 5 Сплошная
23 +21 49 745 Ю-3 240 3 70-80%
24 +22 53 744 3 280 2 50%
25 + 17 48 744 Ю-3 220 2 90%
26 + 18 52 744 Штиль - 0 90%
27 + 11 93 738 Ю 160 2 90%
28 + 13 62 741 3 270 3 90%
29 + 16 59 735 Ю-В 140 1 Сплошная
30 + 11 87 736 Штиль - 0 Сплошная
31 + 17 51 744 Ю-В 130 3 Сплошная

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае? Скорее всего - нет.

Вы собрали большое количество информации, она точна, полна и достоверна, но в табличном виде не будет интересна слушателям, так как совершенно не наглядна. Сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой (визуализировать информацию) можно с помощью графиков и диаграмм .

Наглядное представление процессов изменения величин

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой - независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси X, или оси абсцисс), а зависимой величины - на вертикальной (оси У, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с Y при изменении X. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.

График позволяет отслеживать динамику изменения данных. Например, по данным, содержащимся во 2-й графе, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца. По графику можно мгновенно установить самый теплый день месяца, самый холодный день месяца, быстро подсчитать количество дней, когда температура воздуха превышала двадцатиградусный рубеж или была в районе +15 °С. Также можно указать периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания (рис. 2.11).

Аналогичную обеспечивают графики изменения влажности воздуха и атмосферного давления, построенные на основании 3-й и 4-й граф таблицы (рис. 2.12, 2.13).


Наглядное представление о соотношении величин

Теперь поработаем с графой «Облачность». По имеющимся данным очень трудно сказать, какая именно облачность преобладала в мае. Ситуация упрощается, если на основе имеющейся информации составить дополнительную таблицу, в которой представить количество дней с одинаковой облачностью:

Облачность в мае 2006 г.

Наглядное представление о соотношении тех или иных величин обеспечивают диаграммы. Если сравниваемые величины образуют в сумме 100%, то используют круговые диаграммы.

На диаграмме (рис. 2.14) не указано количество дней с определенной облачностью, но показано, сколько процентов от общего числа дней приходится на дни с той или иной облачностью.

Дням с определенной облачностью соответствует свой сектор круга. Площадь этого сектора относится к площади всего круга так, как количество дней с определенной облачностью относится ко всему числу дней в мае. Поэтому, если на круговой диаграмме вообще не приводить никаких числовых данных, она все равно будет давать некое примерное представление о соотношении рассматриваемых величин, в нашем случае - дней с разной облачностью.

Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти-шести значений данных. В нашем примере эту трудность можно преодолеть за счет уменьшения числа градаций облачности: 0-30%, 40-60%, 70-80%, 90-100% (рис. 2.15).

Одного взгляда на диаграмму на рис. 2.15 достаточно для вывода о том, что в мае преобладали облачные дни, а ясных дней было совсем немного. Для обеспечения большей наглядности мы были вынуждены пожертвовать точностью. Обеспечить и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы (рис. 2.16).

Столбчатые диаграммы состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (например, один тип облачности) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси - оси категорий. В нашем случае опорные точки на оси категорий - это фиксированные значения облачности. Высота столбиков пропорциональна значениям сравниваемых величин (например, количеству дней той или иной облачности). Соответствующие значения откладываются на вертикальной оси значений. Ни ось значений, ни столбики не должны иметь разрывов: диаграмму используют для более наглядного сравнения, и наличие разрывов уничтожает саму цель представления результатов в виде диаграммы.

По диаграмме на рис. 2.16 можно не только сравнить количество дней с той или иной облачностью, но и точно указать, сколько дней какой облачности было в течение рассматриваемого периода.

Лепестковая диаграмма особенная, у нее для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Оси берут начало из центра диаграммы.

Подведем итоги:

1. С помощью графиков и диаграмм (круговой, столбчатой и лепестковой) мы смогли визуализировать большой объем однотипной табличной информации.

2. Графики позволили нам проследить процессы изменения температуры, влажности и давления. Диаграммы - сравнить количество дней с той или иной облачностью и построить розу ветров.

3. Чтобы сделать более наглядной информацию, представленную в одной таблице, мы использовали три графика и три диаграммы.

4. Для обеспечения наглядности в некоторых случаях нам пришлось пожертвовать точностью информации. Таким образом, выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаем.

Визуализация многорядных данных

Предположим, классный руководитель предложил вам подготовить к родительскому собранию диаграмму об успеваемости на основании информации, представленной в следующей таблице:

В отличие от предыдущих случаев, здесь мы имеем дело с многорядными данными: 1-й ряд - оценки Баути- на Димы, 2-й ряд - оценки Голубева Миши, 3-й ряд - оценки Куликова Ивана, 4-й ряд - оценки Радугиной Аллы. Здесь нам придется несколько величин сравнить несколько раз (в нескольких точках).

В этом случае круговую диаграмму нельзя использовать в принципе.

Можно построить столбчатую диаграмму, представив на ней данные сразу обо всех учениках - рис. 2.18.

В этом примере опорными точками являются имена учеников. В каждой опорной точке построена группа из четырех столбиков - по числу предметов. Сравнение здесь можно проводить как среди прямоугольников, относящихся к одной группе (сравниваем успеваемость одного ученика по всем предметам), так и между группами (сравниваем успеваемость учеников между собой).

Для того чтобы наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму, используют ярусные диаграммы.

Понять идею ярусной диаграммы можно путем мысленного преобразования столбчатой диаграммы. Представьте, что столбики в каждой группе расположены не рядом друг с другом, а один над другим. Теперь в каждой опорной точке вместо группы столбиков будет стоять один многоярусный столбик. Его высота будет определяться суммой высот всех составных частей (рис. 2.19).

Для наглядного представления многорядных данных также могут быть использованы областные диаграммы, или диаграммы площадей (рис. 2.20).

Диаграмма площадей напоминает срез земной коры. «Гора» соответствует более успевающему, а «впадина» - менее успевающему ученику. Это накопительная диаграмма. Вертикальный срез в опорных точках позволяет представить вклад каждого ряда данных (в нашем случае - оценки по каждому предмету) в общую сумму (суммарный балл конкретного ученика). «Толщина пласта» позволяет судить об общей успеваемости по предмету.

Коротко о главном

Выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаем.

Диаграмма - графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Используется множество разнообразных типов диаграмм.

График - линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое.

Столбчатая диаграмма позволяет сравнивать несколько величин в нескольких точках.

Ярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.

Областная диаграмма (диаграмма площадей) позволяет одновременно проследить за изменением суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.

С помощью графиков и диаграмм можно визуализировать большие объемы однотипной табличной информации. Зачастую при визуализации происходит потеря точности информации.

Вопросы и задания

1. По графикам движения, приведенным на чертеже, определите скорость движения каждого объекта и запишите формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта.

Какие объекты могут иметь определенную вами по графику скорость?

2. На рисунке изображен график движения семиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику:

1) время выхода из дома;
2) скорость на всех участках пути;
3) продолжительность и время остановок;
4) время прибытия в школу.

Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика?

3. Пользуясь графиком изменения работоспособности, найдите истинные высказывания:

1) подъем работоспособности начинается в 8 ч;
2) утомление длится с 12 до 14 ч;
3) вечером работоспособность выше, чем утром;
4) наибольшая работоспособность с 10 до 12 часов утра;
5) работоспособность резко падает в 21 ч;
6) в 19 часов работоспособность низкая;
7) наивысшая работоспособность в 17 часов;
8) днем самая низкая работоспособность в 15 ч;
9) в день у человека два периода наивысшей работоспособности: с 8 утра и до 13 ч 30 мин, а также с 16 ч и до 20 ч;
10) начинать уроки надо в 7 утра;
11) выполнять домашнее задание лучше всего с 15 ч до 17 ч.


4. В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 7 класса.

Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников? Как его можно улучшить с учетом изменения работоспособности школьников (график из предыдущего задания)? Предложите свой вариант.

5. Результат внезапного воздействия на организм человека какого-либо фактора внешней среды называется травмой. На основании диаграммы, представляющей структуру детского травматизма , составьте соответствующее словесное описание. Подкрепите его примерами из реальной жизни.

6. Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации об изменениях за десять лет (1992-2001 годы) в структуре заболеваемости детей в возрасте до 14 лет представлены столбчатой диаграммой:



Что вы можете сказать, анализируя эту диаграмму?

Дата: 17.02.2010

Класс: 7

Тема: .

Цель урока: Научиться работать с электронными таблицами, строить графики и диаграммы по данным таблиц, выполнение практической работы.

Задачи урока:

1.Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного процесса.

2.Развивающая : развитие основных психических функций, общих учебных навыков алгоритмического мышления. Развитие навыков работы с электронными таблицами, применение полученных знаний на практике.

3.Обучающая: Усовершенствовать знания при работе с электронными таблицами, построение графиков и диаграмм для наглядного представления о соотношении величин, применение полученных знаний на практике.

Оборудование : Учебник Л. Босовой «Информатика», компьютер

Тип урока : комбинированный

Ход урока

I . Орг.момент.

Здравствуйте, ребята садитесь. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодняшний урок проведу у вас я. Тема нашего сегодняшнего урока «Графики диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин ». Цель нашего урока научиться работать с электронными таблицами, строить графики и диаграммы по данным таблиц, выполнение практической работы.

II Проверка домашнего задания

1 . Зачем нужны графики?

2. Зачем нужны диаграммы?

3. Что позволяет отслеживать график?

III . Изучение нового материала

Наглядное представление о соотношении величин

Теперь поработаем с графой «Облачность». По имею­щимся данным очень трудно сказать, какая именно об­лачность преобладала в мае. Ситуация упрощается, если на основе имеющейся информации составить дополни­тельную таблицу, в которой представить количество дней с одинаковой облачностью:

Облачность в мае 2006 г.

Наглядное представление о соотношении тех или иных величин обеспечивают диаграммы. Если сравнивае­мые величины образуют в сумме 100%, то используют круговые диаграммы.

На диаграмме (рис. 2.14) не указано количество дней с определенной облачностью, но показано, сколько про­центов от общего числа дней приходится на дни с той или иной облачностью.

Облачность в мае 2006 г.

Дням с определенной облачностью соответствует свой сектор круга. Площадь этого сектора относится к площади всего круга так, как количество дней с определенной об­лачностью относится ко всему числу дней в мае. Поэтому, если на круговой диаграмме вообще не приводить никаких

числовых данных, она все равно будет давать некое при­мерное представление о соотношении рассматриваемых ве­личин, в нашем случае - дней с разной облачностью.

Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти-шести значений данных. В нашем примере эту труд­ность можно преодолеть за счет уменьшения числа града­ций облачности: 0-30%, 40-60%, 70-80%, 90-100% (рис. 2.15).

Одного взгляда на диаграмму на рис. 2.15 достаточно для вывода о том, что в мае преобладали облачные дни, а ясных дней было совсем немного. Для обеспечения боль­шей наглядности мы были вынуждены пожертвовать точ­ностью. Обеспечить и наглядность, и точность информа­ции во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы (рис. 2.16).

Столбчатые диаграммы состоят из параллельных пря­моугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (на­пример, один тип облачности) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси - оси категорий. В на­шем случае опорные точки на оси категорий - это фикси­рованные значения облачности. Высота столбиков про­порциональна значениям сравниваемых величин (например, количеству дней той или иной облачности). Соответствующие значения откладываются на вертикаль­ной оси значений. Ни ось значений, ни столбики не дол­жны иметь разрывов: диаграмму используют для более наглядного сравнения, и наличие разрывов уничтожает саму цель представления результатов в виде диаграммы.

По диаграмме на рис. 2.16 можно не только сравнить количество дней с той или иной облачностью, но и точно указать, сколько дней какой облачности было в течение рассматриваемого периода.

Лепестковая диаграмма особенная, у нее для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Оси берут на­чало из центра диаграммы.

Подведем итоги:

1. С помощью графиков и диаграмм (круговой, столбча­той и лепестковой) мы смогли визуализировать боль­шой объем однотипной табличной информации.

2. Графики позволили нам проследить процессы измене­ния температуры, влажности и давления. Диаграм­мы - сравнить количество дней с той или иной облач­ностью и построить розу ветров.

3. Чтобы сделать более наглядной информацию, пред­ставленную в одной таблице, мы использовали три графика и три диаграммы.

4. Для обеспечения наглядности в некоторых случаях нам пришлось пожертвовать точностью информации. Таким образом, выбор того или иного вида информа­ционной модели зависит от цели, ради которой мы эту мо­дель создаем.

IV .Практическая часть.

Работа 9. Создаем диаграммы и графики

Задание 1. Группы крови

Постройте круговую диаграмму распределения людей по группам крови, если людей с группой крови 0(1) в мире около 46%, с кровью группы А(П) около 34%, группы В(Ш) приблизительно 17%, а людей с самой редкой груп­пой AB (IV ) всего 3%.

1. По имеющимся данным создайте в программе Micro ­soft Excel следующую таблицу:

2.Выделите таблицу и щелкните на кнопке Мастер диа­грамм панели инструментов Стандартная.

3. В первом окне Мастера выберите тип (Круговая) и вид (Объемный вариант круговой диаграммы). С помо­щью кнопки Просмотр результата посмотрите, как будет выглядеть диаграмма. Затем щелкните на кноп­ке Далее.

4. Во втором окне отобразится выделенный диапазон ячеек. Щелкните на кнопке Далее.

5. На вкладках третьего окна Мастера установите дополнительные параметры диаграммы:

Задайте заголовок Распределение людей по группам крови;

т поместите условные обозначения (легенду) внизу диаграммы;

На вкладке Подписи данных выберите Доля;

6. В четвертом окне? Мастера указывают положение диаграммы: имя нового листа или текущий лист. Укажите размещение диаграммы на имеющемся листе и щелкните на кнопке Готово.

7. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Группы крови.

Задание 2. Запасы древесины

Известно, что площадь Российской Федерации, покры­тая десной растительностью, составляет 7187 тыс к:-м 2 . Общий запас древесины в наших лесах равен 74,3 млрд м 3 . В таблице приведены данные о площадях, занимаемых основными лесообразующими породами в России, и запасы их древесины.

На основании имеющихся данных необходимо представить с помощью круговых диаграмм доли пород де­ревьев по занимаемом площадям и запасам древесины.

1.По имеющимся данным создайте в программе Micro ­soft Excel следующую таблицу:

2. Недостающие значения вычислите по формулам: В8=В9-ВЗ-В4-В5-В6-В7, С8=С9-СЗ-С4-С5-С6-С7.

3. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общей площади лесов России». Для этого:

1) выделите диапазон ячеек А2:В8;

2) на новом листе создайте круговую диаграмму с нужными дополнительными параметрами.

4. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общероссийских запасах древесины». Для этого:

3) перемещая мыть при нажатой клавише {Ctrl }, вы­делите несмежные диапазоны ячеек А2:А8 и С2:С8;

4) создайте круговую диаграмму с нужными дополни­тельными параметрами.

5. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Наш лес.

Задание 3. Климат

1. На основании информации, содержащейся в § 2.9 ва­шего учебника, постройте в Microsoft Excel диаграм­мы:

1) разрезанную круговую «Облачность в мае 2006 г.»;

2) объемную круговую «Облачность в мае 2006 г.»;

3) обычную гистограмму «Облачность в мае 2006 г.»;

4) лепестковую «Роза ветров в мае 2006 г.».

2. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Климат.

V . Подведение итогов урока

1. Что мы можем делать с помощью графиков и диаграмм?

2. Что позволяют проследить графики?

3. От чего зависит выбор того или иного вида информационной модели?

VI .Домашнее задание

§ 2.9 стр86-89.

VII .Орг.момент

На этом наш урок окончен, досвидания.

Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объёмы однотипной информации, представленной в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц. Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека.

Предположим, вы готовитесь к школьной краеведческой конференции, на которой вам поручено нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось (табл. 13).

Таблица 13
Погода в мае 2012 года

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать её и составить представление о погоде в мае? Скорее всего, нет.

Вы собрали большое количество информации, она точна, полна и достоверна, но в табличном виде не будет интересна слушателям, так как совершенно не наглядна. Сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой (визуализировать информацию) можно с помощью графиков и диаграмм.

Наглядное представление процессов изменения величин

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой - независимой . Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси ОХ, или оси абсцисс), а зависимой величины - на вертикальной (оси OY, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с у при изменении х. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или того и другого одновременно.

График позволяет отслеживать динамику изменения данных. Например, по данным, содержащимся во 2-м столбце таблицы 13, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца. По графику можно мгновенно установить самый тёплый день месяца, самый холодный день месяца, быстро подсчитать количество дней, когда температура воздуха превышала двадцатиградусный рубеж или была в районе +15°С. Также можно указать периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания (рис. 35).

Аналогичную информацию обеспечат графики изменения влажности воздуха и атмосферного давления, которые могут быть построены на основании 3-го и 4-го столбцов таблицы.

Изменение температуры воздуха в мае 2012 г.

Рис. 35

Наглядное представление о соотношении величин

Теперь поработаем со столбцом «Облачность». По имеющимся данным очень трудно сказать, какая именно облачность преобладала в мае. Ситуация упрощается, если на основе имеющейся информации составить дополнительную таблицу, в которой представить количество дней с одинаковой облачностью (табл. 14).

Таблица 14
Облачность в мае 2012 г.

Наглядное представление о соотношении тех или иных величин обеспечивают диаграммы. Если сравниваемые величины образуют в сумме 100%, то используют круговые диаграммы .

На диаграмме (рис. 36) не указано количество дней с определённой облачностью, но показано, сколько процентов от общего числа дней приходится на дни с той или иной облачностью.

Дням с определённой облачностью соответствует свой сектор круга. Площадь этого сектора относится к площади всего круга так, как количество дней с определённой облачностью относится ко всему числу дней в мае. Поэтому, если на круговой диаграмме вообще не приводить никаких числовых данных, она всё равно будет давать некое примерное представление о соотношении рассматриваемых величин, в нашем случае - дней с разной облачностью.

Облачность в мае 2012 г.

Рис. 36

Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется более чем для пяти-шести значений данных. В нашем примере эту трудность можно преодолеть за счет уменьшения числа градаций облачности: 0-30%, 40-60%, 70-80%, 90-100% (рис. 37).

Одного взгляда на диаграмму на рис. 37 достаточно для вывода о том, что в мае преобладали облачные дни, а ясных дней было совсем немного. Для обеспечения большей наглядности мы были вынуждены пожертвовать точностью.

Облачность в мае 2012 г.

Рис. 37

Обеспечить и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы (рис. 38).

Облачность в мае 2012 г.

Рис. 38

Столбчатые диаграммы состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (например, один тип облачности) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси - оси категорий . В нашем случае опорные точки на оси категорий - это фиксированные значения облачности. Высота столбиков пропорциональна значениям сравниваемых величин (например, количеству дней той или иной облачности). Соответствующие значения откладываются на вертикальной оси значений . Ни ось значений, ни столбики не должны иметь разрывов: диаграмму используют для более наглядного сравнения, и наличие разрывов уничтожает саму цель представления результатов в виде диаграммы.

По диаграмме на рис. 38 можно не только сравнить количество дней с той или иной облачностью, но и точно указать, сколько дней какой облачности было в течение рассматриваемого периода.

Таблица 15

Рис. 39

Лепестковая диаграмма особенная, у неё для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Оси берут начало из центра диаграммы.

Рассказать друзьям