Развитие ассоциативного мышления. Ассоциативность – необыкновенная способность гениального мышления Повысить ассоциативное мышление

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

УЕБТЫНС

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 159.9 + 72

В.Н. Ткачёв

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ

Проанализована последовательность творческого процесса в архитектуре и дизайне на проектной стадии: психология выбора источника художественного образа, его трансформации в ходе проектирования, создание архитектурной концепции на основе сопоставления вариантов, использования метафор и гиперболизации.

Показана роль таких психологических качеств креативной личности, как ассоциативное мышление, воображение, способность к озарению и критической оценке художественных достоинств произведения.

Рассмотрены общие вопросы преобразования сложившейся среды обитания городов, психологические аспекты конфликта старой и новой застройки.

Ключевые слова: творческий процесс, эстетический потенциал, художественный прообраз, креативная личность, ассоциативное мышление, художественный замысел, мимесис, озарение, метаморфозы образа, среда обитания.

В семействе пространственных искусств архитектура и дизайн выделяются по меньшей мере четырьмя основными особенностями.

Во-первых, они двухстадийны, так как состоят из фаз проектирования и реализации, причем предметное осуществление проекта не всегда означает реализацию замысла. Завершенность достигается средствами дизайна.

Во-вторых, внешний облик здания и его интерьеры как визуальное свидетельство потребительской ценности делегированы остальными качествами сооружения: целесообразной функциональной схемой, рациональными конструкциями, безотказной инфраструктурой.

В-третьих, многозвенность операций и емкость трудозатрат делают эти занятия по преимуществу коллективными, определяя индивидуальный вклад и авторскую персонификацию в зависимости от факторов, заслуживающих отдельного рассмотрения.

В-четвертых, архитектура и дизайн формируют вкупе образ обитаемой среды; их стилистические признаки определяют синхронное эстетическое мировоззрение людей и детали их бытия. В силу этого архитектура и дизайн являются фокусом естественной или идеологически ориентированной динамики сложения культурных архетипов и канонов, а творчество как инструмент этого процесса становится объектом изучения и контроля.

Цель творческого процесса в обозначенной области - комплексное произведение, обладающее признаками витрувианской триады: пользой, прочностью, красотой - взаимопроникающими и взаимно детерминированными.

Объединяющая их «упаковка» - гармонизация, интегрирующая все параметры в целостность, акцентирующую художественный образ. Гармония форм существует в пространстве объективно, что человек время от времени с удивлением обнаруживает в диапазоне от макромира до космоса, приписывая ее божественному промыслу. При всем том для узнавания признаков эстетического потенциала необходим медиатор - творческая личность с развитой сенситив-ностью, воображением, способностью к выявлению гармонии (цвета, звука, формы), профессионально воспитанной или, условно говоря, врожденной.

Креативная личность, обладающая необходимыми качествами сознания и навыками, позволяющими улавливать эстетические «сигналы», оперировать ассоциативным мышлением в ходе преобразования объекта творчества, быть в состоянии адекватно оценить художественный уровень произведения, становится субъектом созидательного процесса - главным персонажем в системе проектного дела.

А психология творчества опирается на ассоциативное мышление, способность воображения и высокую эстетическую чувствительность, умение сохранить яркость образа профессиональными приемами, важность владения которыми подчеркивал, между прочим, Г. Гегель: «Хотя талант и гений художника имеют в себе элемент природной одаренности, последняя нуждается для своего развития в культуре мысли, в размышлении о способе ее осуществления, а также в упражнении и приобретении навыков» .

Достижение цели творческого процесса раскладывается на последовательное решение задач:

1) создание предпосылок художественного образа, поиск источников вдохновения, стартового материала, обладающего эстетическим потенциалом;

2) собственно творчество с использованием механизмов ассоциативного мышления, усилением образности первоисточника метафорами и гиперболизацией, с допущением таких метаморфоз, которые сильно дистанцируют разрабатываемый образ от его истоков;

3) профессиональное завершение работы, причем готовность произведения к предъявлению оценивается не столько по технической реализации, сколько по достижению ожидаемого автором эффекта и духовного резонанса в общественном мнении (позитивного или негативного).

Акт предъявления произведения, который в архитектуре и дизайне носит перманентный характер (например, пирамиды), вполне может квалифицироваться как продолжение творческого процесса в виде сменяющих друг друга оценочных позиций с выявлением таких глубин замысла, о которых создатели и не помышляли.

Поисковый характер творческого процесса базируется на сопоставительных операциях: при отборе источника художественной образности (случайном или планируемом), метаморфозах объекта проектирования для достижения максимально адекватного цели эффекта, выборе и применении приемов реализации замысла. Основа этих операций - ассоциации - психологический инструмент креативной личности.

Поясним некоторые возможности ассоциативного мышления.

Каждый предмет или явление имеют ряд детерминирующих признаков, фиксирующих целостность представления. Гранитному блоку свойственны как объективные признаки тяжести, прочности, трудности обработки, так и метафоры мощи, неприступности, монументальности, вечности... С цветущей липой ассоциируются зрелая весна, тепло, завораживающий аромат ночных аллей.

Ассоциативная связь может быть установлена между объектами - символами близкого смыслового содержания (печь - тепло) или дистанцированными друг от друга короткой или длинной цепью ассоциативных звеньев (печь - комфорт - зима - заготовка дров - лес). Ассоциативные сопоставления нередко результируются решением, контрастным по отношению к первичным ощущениям: упорядоченная монотонная застройка вызывает желание «встряхнуть» ее включением динамичного яркого объекта.

Неясные образные видения креатора, объединенные системой ассоциаций в режиме ожидания, получают внешний импульс от объекта-явления, мощность воздействия которого зависит нередко не от прямого смыслового соответствия цели поиска, а от «субдоминантного», маргинального понятия , новизна которого становится решающим аргументом выбора решения. Это свойственно методике эвристического подхода к творческим задачам. Вообще говоря, проектировщик не несет никаких обязательств по отношению к стартовому образу; более того, привязанность к единожды найденному проектному варианту лишает автора холодного критического рассудка и тормозит творческий процесс. В этой связи нелишне упомянуть, что в ходе метаморфоз начальный образ может утратить свою яркость, оригинальность, свежесть идеи и легко подменяется возникающими попутно замыслами, и это нормально. В социологии есть феномен «6 рукопожатий», показывающий, что достаточно такого числа рукопожатий знакомых друг с другом по цепочке людей, чтобы оказаться в контакте с любым человеком планеты . Ассоциативные цепочки также имеют бесчисленное множество комбинаций.

При необходимости культивации полученного изначально образного источника до финишной стадии его угасание как доминанты останавливается, образ подкрепляется и усиливается дополнительными метафорами, гиперболизацией, вербальной фиксацией с переводом в статус абстрактной идеи, более устойчивой в процессе преобразований.

Несколько слов о феномене появления ассоциаций. В общем этот процесс управляем и приемы инициации идей, активизирующие психику творца на поиск плодотворного решения, описаны в различных эвристических методиках, в т.ч. мозговом штурме, техниках модерации и ментальных карт, синектики, би-социации и др. . И все же особой ценностью обладают ассоциации, возникающие неожиданно, как Венера в блеске морской пены, создающие иллюзию божественного откровения (покоряющие даже разум атеиста). Их источник: разведенные на большие смысловые дистанции объекты сопоставления, уводящие от рутинных связей вещей (подобно озарению инженера С. Брауна, случайно увидевшего в саду паутину, использовать в конструкции моста ванты

), и догадки, всплывающие из памяти глубокого заложения, расцениваемые как подарок интуиции.

Теперь обратимся к собственно творческому процессу, акцентируя психологические акты, прокладывающие дорогу от эмоционального восприятия первообраза к предметной реализации художественного замысла в произведении, «от поэзии представления к прозе мышления» . Его этапы иллюстрируют высказанные выше тезисы.

Первый этап - сознательный или интуитивный поиск источника вдохновения, некоего внешнего толчка, который приведет в действие внутренние ресурсы озадаченной творческой личности, послужит стимулом воображения, источником художественного образа:

а) Образ сохраняет свою изобразительную и выразительную сущность до финала творческого процесса и является опорой авторской интерпретации стартового образа; чаще всего такой прямолинейный перенос эстетического впечатления от истока на готовое произведение свойственно ранним культурам, заимствовавшим в своем наивном искусстве образы живой природы (этот метод мимесиса - прямого заимствования - отражен в архитектуре Древнего Египта, античности; примеры тому - лотосовидные стволы и капители мегалитических храмов Египта, притча Витрувия о Каллимахе - изобретателе коринфской капители , а также протомы капителей в ападанах Персеполя); но рецидивы мимесиса - зооморфные или техногенные - возможны и даже популярны в современной архитектуре, например, проекты Й. Утцона, Ф. Гери, Н. Фостера; это результат действия ассоциаций по принципу тождества.

б) Впечатление от первоисточника служит только катализатором идей авторской установки, намеком на возможные траектории морфологических преобразований прообраза усилиями подготовленного ассоциативного мышления, сохраняющего только аллюзию сходства за счет формализации образа источника, абстрагирования его параметров в силу технологических требований, скажем, приемов обработки камня; натуралистичные подражания, имитации форм уступают место подобиям, ассоциированным по более глубоким признакам; стремление древних греков достичь гармоничного обобщения образов природы и человека в скульптуре и архитектуре, канонизация наиболее совершенных пропорций человеческой фигуры, их перенос в абстрагированные антропоморфные элементы ордеров отразили факт включения в изобразительную практику ассоциативного мышления более высокого уровня; этим обозначился перевод архитектуры в искусство выразительное - при сохранении до некоторых пор связи с изобразительностью ортодоксального мимесиса; художественный намек становится утонченным приемом сопоставления с прообразом, свидетельствующим о возросшем уровне вкуса, профессионализма и индустриализации искусства архитектуры.

в) Образ уводится от прообраза на большие ассоциативные дистанции до полного отчуждения от смысла первоначального импульса (иного или контрастного), где подавляющее влияние оказывает ориентированное апперцептивное восприятие, в основе которого лежат внутренние образные ресурсы креативной личности (хрестоматийна легенда о вороне на снегу, вид кото-

рой сподвинул В.И. Сурикова на работу над «Боярыней Морозовой»; можно предположить, что И.И. Шишкин писал трагическое полотно «На севере диком», отталкиваясь от пережитой символики мертвенного лунного света; И.И. Левитан, создавая свою картину «Над вечным покоем», ассоциирует изначальный образ широкого речного простора с беспредельной печалью о судьбах России, возбуждая безальтернативный резонанс в душе и сердцах зрителей, даже спустя столетие; архитекторы также широко пользуются ассоциативно-образными заготовками, например, И.А. Фомин писал: «Когда в жизни возникает реальный вопрос о проектировке, приходится извлекать из склада готовых изделий некоторый образ и перекраивать его для жизни» .

Психологический механизм контрастных ассоциаций используется не для аннигиляции пар первичных впечатлений, а для усиления эмоционального напряжения в развитии темы; в архитектуре и дизайне контрастные ассоциации используются для создания образных акцентов, подчеркивающих целостность и гармоничную полноценность композиции (по Гегелю гармония - это единство, развитие, сочетание с дисгармонией, внутренним противоречием , по пифагорейцам, гармония есть соединение разнообразной смеси и согласия разнообразного).

Второй этап. Метаморфозы образного материала идут в режиме сопоставительно-вариативной работы, базирующейся на «взаимоузнавании» ассоциаций, фильтрующих выбор направления решения и, если необходимо, выстраивающих смысловые цепи.

На этом этапе формирования основной концепции художественного образа ассоциации:

уточняются, закрепляются вербально, что упрощает операции с их участием;

меняют свою смысловую ориентацию;

затухают как ведущая идея и требуют подкрепления со стороны метафор;

закрепляют концепцию или возвращают на исходные рубежи проектную идею;

не выдержавшую конкуренции или теста на целесообразность.

Сужение поиска, апробация ведущего направления осуществляется через озарение (инсайт) - высший пункт творческого процесса, выводящий на поверхность центральную идею, подставляемую под перекрестную проверку на соответствие главным требованиям. Предпочтительность выбора опирается, конечно, на все причастные критерии, но не является результатом их простого суммирования. Как правило, выигрывает идеологический критерий.

Концептуальная фаза разработки проекта требует ответа на вопрос об отношении креатора к конформности его художественного замысла. Автор либо встраивается в «мейнстрим», либо сознательно идет на ломку сложившихся стереотипов. На данном этапе завершается неопределенность путей решения задачи, отбирается вариант максимального соответствия замыслу вместе с вербальной аргументацией выбора. Возможны незапланированные рецидивы озарений, в корне меняющих ход проектирования процедурами перфекционизма. Особенно велика роль творческой личности, располагающей расторможенным воображением, ресурсом образов, заложенных в профессиональную память и «примеряемых» к каркасу работы.

Третий этап. Осуществление сложившегося замысла, реализация художественной концепции на основе профессиональных навыков и методов касается здесь, напомним, только первой, проектной стадии творчества. В пространственных и плоскостных изобразительных искусствах, включенных в архитектуру и дизайн, эта работа одностадийна (учитывая и эскизный поиск).

В любом случае художественный замысел получает предметную форму, адекватно отображающую суть, символику и свежесть эстетического импульса; следовательно, и ассоциативные ссылки профессиональных приемов должны обладать соответствующим образно-эмоциональным потенциалом: расположением проекций, оригинальными ракурсами общих видов, динамикой цветовых пятен, стилистикой иллюминаций.

В живописи энергетика изображения передается остротой композиции, яркой или приглушенной колористикой, фактурой и широтой мазка, неповторимой авторской манерой. Техника при этом не самоцель, а комплексное средство выражения собственно «эстетического предмета» , что выступает визуально наяву или скрытно, предоставляя зрителю намеки, которые тот должен разгадать и «довести» в своем сознании образ до совершенства. Но, если «концепт» заложен достаточно глубоко, то абстрагирование от смысловой содержательности, подмена ее техническими манипуляциями ведут к самостерилизации художника. Впрочем, патологические явления в искусстве тоже имеют свою привлекательность.

Особо следует остановиться на компьютерных средствах реализации эстетических программ проектирования. Спору нет, это высокотехнологичный уровень инструментального средства проектирования, и в тех случаях, когда автор (творческий коллектив) имеют дело с относительно устоявшимися функционально и конструктивно объектами, целесообразен прием аппли-кативного проектирования с использованием высококачественных эталонов матриц пространственного решения, особенно в жилищной и промышленной архитектуре.

В проектировании уникальных объектов компьютерщик легко может «сорваться» в избыточно выразительную, бутафорскую архитектуру, не требующую особого напряжения мысли и профессионализма. А очарование мнимым совершенством компьютерной продукции распространяется на заказчиков и строителей. Излишнее доверие к технике демобилизует критический и творческий потенциал проектировщика, выхолащивает его композиционные навыки и чувство человеческого масштаба, приводит к техническим и художественным ошибкам, свойственным незрелым работам. Вывод:

допуск дилетантов к компьютерной технике противопоказан; техническое совершенство компьютерной техники должно быть доведено до автоматизации, свободной от «человеческого» фактора;

компьютер следует использовать на предельно стандартных операциях. Четвертый этап. При оценке художественных достоинств произведения используется преимущественно тот же ассоциативный ресурс, который складывался на всем протяжении творческого процесса. По крайней мере авторы рассчитывают, что ассоциации, принятые ими в разработке художественного

образа, будут общепонятны. Учитывается психологическая готовность общества, его вкусовые приоритеты, обстоятельства форс-мажора, и в отдельных случаях резонанс может оказаться негативным. Эта ситуация хорошо иллюстрируется противодействием горожан попыткам «врезать» несанкционированные новостройки в сложившуюся среду обитания, психологическим феноменом отрицания новизны. Речь, понятно, идет о «старых» городах, где любое вмешательство в канву застройки с целью реконструкции требует серьезной аргументации, в которой ассоциации играют роль инструмента убеждения и приобщения оппозиции к сотрудничеству. Явные авангардистские намерения архитекторов вызывают локальные социальные бури.

В теоретическом ключе позитивные или негативные впечатления от новых включений зависят от искусства визуального вписания здания в среду. Адаптационные функции несут те части нового пространственного объекта, которые находятся в секторе бытового обзора; это первые ярусы сооружения и территориальное благоустройство. Таким образом, процедура оценки произведения возвращает авторов к проектированию ландшафтной архитектуры, если это не было предусмотрено заблаговременно или не показалось важным.

Опыт визуальной оценки произведения откладывается в следующих тезисах:

наиболее благоприятные впечатления вызывает сложившаяся, достаточно монохромная и в спокойных ортогональных формах застройка; для профессионального уровня организации интерьеров принято считать, что комфортность достигнута, если она незаметна;

монотонность не дает впечатления гармонии среды, необходимы акценты, не разрушающие общего визуального климата: малые формы, средства монументально-декоративного искусства.

Включение в среду элементов, несущих эстетический потенциал, дозируется. Развитое ассоциативное мышление современного горожанина, как инструмент сопоставления информации и понятий, насыщенных символикой и метафорами, позволяет уловить и усилить любой эстетически окрашенный импульс, утолить потребность в художественных впечатлениях. Более того, сознание потребителя тяготеет к восприятию и мысленному развитию, завершению художественного образа, получая психологическое удовлетворение от «соучастия» в творческом процессе, от попадания в резонанс замыслу художника, архитектора.

Этот феномен «искушенного ценителя» реверсивно отражается и на профессиональном мировоззрении творческой личности. Воспринимая гармонию красок, форм, звуков «нерукотворного» происхождения, подготовленный разум, развивший рафинированный, изысканный вкус, уже не нуждается в непосредственном контакте со сложившимися носителями эстетической информации (картина, скульптура, архитектурная форма), довольствуясь аллюзией, символом, случайной, даже контрастной ассоциацией на «продвинутых» носителях: 3D-кино, бодиарте, плоскостных или трехмерных опусах концептуализма, де-конструктивизма, абсурдизма, - заменяющих «пресную» информацию статичного реализма новыми острыми ощущениями. В архитектуре ослаблена

связь формы и содержания, внешний облик здания не раскрывает его конкретного назначения; архитектурный образ сооружения строится на композиционных соображениях, исходящих из имманентной мотивации, свободной от стилистических реверансов прошлому.

Вскрытие психологических аспектов творческих процессов демонстрирует утрату гуманитарных ориентиров проектной работы в области архитектуры и дизайна (хотя и очевиден перевес архитектурной проблематики в сторону дизайна, решающего задачи организации среды, максимально приближенные к человеку). Существующая проектная и строительная практика свидетельствуют о негативных тенденциях современной архитектуры на создание амбициозных, антисоциальных сооружений, разрушающих визуально и функционально сложившуюся среду городов, которые, бесспорно нуждаются в обновлении, но не стихийном, а программно освобожденном от персональных амбиций и коммерческой корысти.

Деструкцию городов нужно остановить, переключив архитекторов и дизайнеров на рациональное творчество, исключающее понимание архитектуры как игры капризных детей в кубики, и вместе с тем несущее в нее подлинно креативное начало.

P.S. Ознакомление с рядом исследований, посвященных психологии творческого процесса, в частности, работами Т. Любарта и К. Муширу , показало, что направленность наших исследований вписывается в рамки общего научного русла, что предполагает возможность международного сотрудничества в данной области, способствующей повышению уровня архитектурного образования.

Библиографический список

1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М. : Искусство, 1968.

2. Пономарев Я.А. Психологический механизм творчества / Человек в системе наук. М. : Наука, 1989. 504 с.

3. Райгородский А. Ни один хакер не разрушит весь Интернет // Кампус. 2012. 10 (60), Х1. С. 58.

4. Саркисов С.К. Основы архитектурной эвристики. М. : Архитектура-С, 2004. 352 с.

5. Нельке М. Техника креативности. М. : ОМЕГА-Л, 2009. 144 с.

6. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. М. : Стройиздат, 1965. 194 с.

7. Орлов В.И. Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения. М. : Знание, 1964. 350 с.

8. Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре. Л. : ОГИЗ, 1936. 343 с.

9. Мастера советской архитектуры об архитектуре: в 2 т. Т. 1. М. : Искусство, 1975. 544 с.

10. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М. : Наука, 1973.

11. Бычков В.В. Эстетика. М. : Гардарики, 2006. 572 с.

12. Любарт Т., Муширу К. Творческий процесс / пер. с фр. Е.А. Валуевой) // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. II. N 4. С. 74-80.

13. Lubart T.I. Modells of the creative process: Past, present and future // Creativity Research Journal. 2000-2001, 13 (3-4), pp. 295-308.

Поступила в редакцию в январе 2012 г.

Об авторе: Ткачёв Валентин Никитович - доктор архитектуры, профессор кафедры проектирования зданий и градостроительства, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected].

Для цитирования: ТкачёвВ.Н. Психология творческого процесса в архитектуре и дизайне // Вестник МГСУ. 2013. № 5. С. 239-248.

CREATIVE PSYCHOLOGY IN ARCHITECTURE AND DESIGN

The author analyzes creative processes underway in architecture, particularly, at the stage of design. The author considers the psychology of choice of a source of artistic images, their transformation in the course of design, development of an architectural concept based on comparison of options, and use of metaphors.

The role of such psychological features of a creative personality as associative thinking, imagination, ability to get inspired and critical assessment is demonstrated and analyzed in the article. General issues of transformation of the habitat of cities, psychological aspects of a conflict between old and new buildings are considered.

The present-day design practice is a less creative process that the practice of the past, as the employment of information technologies accelerates drafting of documents and limits the involvement of creativity. The seeming simplicity of information technologies reduces architecture to the craft available to any "user". As a result, the urban environment is filled with computer design, or ambitious and fake buildings.

The psychology of creativity relies on associative thinking, imagination and esthetic sensitivity. The purpose of any creative process is achieved through attainment of the following sequence of objectives:

arrangement of preconditions for development of an artistic image; search for sources of inspiration; availability of the input material possessing esthetic potential;

use of mechanisms of associative thinking, intensification of figurativeness of the primary source using metaphors, so that the metamorphoses separated the new image from its original source;

professional completion of work.

The author proves that any creative process is based on comparisons, and associations serving as the basis for operations that consolidate into a creative process represent a psychological tool used by creative personalities.

1. Gegel" G.V.F. Estetika . Moscow, Iskusstvo Publ., 1968, vol. 1.

2. Ponomarev Ya.A. Psikhologicheskiy mekhanizm tvorchestva. Chelovek v sisteme nauk. Moscow, Nauka Publ., 1989, 504 p.

3. Raygorodskiy A. Ni odin khaker ne razrushit ves" Internet . Kampus . 2012, 10(60), X1, p. 58.

4. Sarkisov S.K. Osnovy arkhitekturnoy evristiki . Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2004, 352 p.

5. Nel"ke M. Tekhnika kreativnosti . Moscow, OMEGA-L Publ., 2009, 144 p.

6. Stepanov A.V., Ivanova G.I., Nechaev N.N. Arkhitektura i psikhologiya . Moscow, Stroyizdat Publ., 1965, 194 p.

7. Orlov V.I. Traktat o vdokhnoven"e, rozhdayushchem velikie izobreteniya . Moscow, Znanie Publ., 1964, 350 p.

8. Mark Vitruviy Pollion. Ob arkhitekture . Leningrad, OGIZ Publ., 1936, 343 p.

9. Mastera sovetskoy arkhitektury ob arkhitekture . Moscow, Iskusstvo Publ., 1975, 544 p., vol. 1.

10. Shestakov V.P. Garmoniya kak esteticheskaya kategoriya . Moscow, Nauka Publ., 1973.

11. Bychkov V.V. Estetika . Moscow, Gardariki Publ., 2006, 572 p.

12. Lyubart T., Mushiru K. Tvorcheskiy protsess . Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki . 2005, vol. II, no. 4, pp. 74-80.

13. Lubart T.I. Models of the Creative Process: Past, Present and Future. Creativity Research Journal. 2000-2001, 13(3-4), pp. 295-308.

For citation: Tkachev V.N. Psikhologiya tvorcheskogo protsessa v arkhitekture i dizayne . Vestnik MGSU . 2013, no. 5, pp. 239-248.

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для .

Что такое ассоциации?

Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица - нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Данная методика предложена американским психологом С.Медником в 1962 году и адаптирована в России Т.В.Галкиной и Л.Г.Алексеевой .

Задания рассчитаны на возраст 12 -14 лет.

Основными характеристиками, определяющими успешное выполнение теста, являются быстрота построения ассоциаций , оригинальность ассоциаций , целенаправленность ассоциирования .

В качестве стимульного материала в тесте используются 39 словесных триад. Элементы каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям.

Перед основными заданиями обязательно проводится разминка (тренировочная серия). Вторая серия заданий проводится с детьми через 3-5 дней после первой серии.

Тест проводится индивидуально или группами по 5-7 человек. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых записываются и ответы.

Инструкция к тесту

«Сейчас я предложу вам небольшие словесные задания. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе ход их решения. Я даю вам два слова, вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло бы составить с ним словосочетание. Например , вам даются слова: деревянная, пионерская . Ответом могут служить слова: линейка , комната . Какие еще слова вы можете предложить? Возьмем другую пару: горячая, кафельная . Ответ: плитка .

Вы можете менять слова-стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол».

Детям предлагаются карточки с заданиями разминки, которые они последовательно решают, записывая ответы на самих карточках.

Задания разминки :

  • фирменные, рекордные;
  • детская, чернильница;
  • изящная, шахматная;
  • бумажный, осенний;
  • вкусный, английский.

Во время разминки ведущий постоянно обсуждает с детьми возможность-невозможность употребления определенных выражений. Он подводит испытуемого к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний.

Тестовый материал

Серия №1

Инструкция : «Итак, переходим к основной серии задач. Суть каждого задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например : быстрый, зеленый, полный ; словом-ответом может служить слово поезд . Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например : часы, скрипка, единство . Ответом может служить слово мастер : часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер, или вариант с предлогом – мастер по часам.

Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если вы изменяете слова-стимулы, то словосочетания записывайте целиком, если же не изменяете слова-стимулы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Таккак здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально».

Стимульный материал первой серии:

  1. громкая, правда, медленно
  2. холодная, зелень, мутная
  3. прошлое, море, друзья
  4. зоркий, ресница, стеклянный
  5. свежая, английская, новости
  6. кино, экзамен, проездной
  7. комната, положение, река
  8. трудное, истекло, золото
  9. мундир, городок, билет
  10. неожиданно, человек, улица
  11. холодная, дым, жестокая
  12. умная, косы, свежая
  13. прошлый, время, трудный
  14. дедушка, очки, добрая
  15. долго, вечер, друзья
  16. плохо, глаза, море
  17. слон, дом, великан
  18. снег, хлеб, медведь
  19. навсегда, домой, назад

Наиболее типичные ответы:

  1. говорить
  2. вспомнить
  3. газета
  4. билет
  5. войти
  6. время
  7. военный
  8. встреча
  9. война
  10. голова
  11. бабушка
  12. ждать
  13. видеть
  14. большой
  15. белый
  16. вернуться

Серия №2

Инструкция к данной серии дается другими словами: «Сегодня я даю вам задания, подобные прошлым, но цель наша становится более интересной, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарайтесь создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: вы можете менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.

Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления.

Итак, постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов, оригинальных и необычных».

Стимульный материал второй серии:

  1. случайная, горы, долгожданная
  2. вечерняя, бумага, стенная
  3. обратно, родина, путь
  4. далеко, слепой, будущее
  5. народная, страх, мировая
  6. деньги, билет, свободное
  7. человек, погоны, завод
  8. дверь, доверие, быстро
  9. друг, город, круг
  10. поезд, купить, бумажный
  11. цвет, заяц, сахар
  12. ласковая, морщины, сказка
  13. детство, случай, хорошее
  14. воздух, быстрая, свежая
  15. певец, Америка, тонкий
  16. тяжелый, рожденье, урожайный
  17. много, чепуха, прямо
  18. кривой, очки, острый
  19. садовая, мозг, пустая
  20. гость, случайно, вокзал

Наиболее типичные ответы:

  1. встреча
  2. газета
  3. вернуться
  4. смотреть
  5. война
  6. время
  7. военный
  8. войти
  9. родной
  10. билет
  11. белый
  12. бабушка
  13. настроение
  14. струя
  15. голос
  16. говорить
  17. голова
  18. встреча
Обработка и интерпретация результатов теста

Все результаты, полученные на группе, фиксируются и сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии, а по горизонтали – ответы на слова-стимулы. На каждую серию делается отдельная таблица.

Критерии оценки

1. Количество ассоциаций:

Na = X / Y ; где

  • X – общее количество ответов,
  • Y – общее количество заданий.

В данном варианте в каждой серии по 20 заданий.

Если испытуемый предложил 28 ответов, его индекс Na будет равен:

Na = 28/20=1,4.

2. Индекс оригинальности:

Сначала считается «индекс оригинальности» каждого ответа, а затем «индекс оригинальности» всех ответов испытуемого.

Подсчет проводится следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный всей группой. Считается частота встречаемости каждого ответа (количество таких же ответов в группе – r ). Индекс оригинальности (Z каждого ответа равен единице, деленной на количество таких ответов в группе.

Zi = 1 / r ; где

  • Zi – индекс оригинальности каждого ответа;
  • i – номер задания;
  • r – частота встречаемости каждого ответа.

Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются.

Nop = (Z 1 + Z 2 + … + Zi) / X ; где

  • Nop – индекс оригинальности работы испытуемого;
  • X – общее количество ответов.

Например : на стимул быстрый, зеленый, полный из 50 испытуемых 46 дали ответ поезд , индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Таким образом, просчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и получается сумма индексов всех ответов испытуемого:

1/5 + 1/6 + 1/7 + 1/24 +… = 9,8.

Индекс оригинальности данного испытуемого будет равен:

Nop = 9,8/20 = 0,49

3. Индекс уникальности ответов:

Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Zi = 1.

Nyn = I / X ; где

  • Nyn – индекс уникальности ответов (относительно данной выборки);
  • I – количество уникальный ответов, то есть имеющих Zi = 1,
  • X – общее количество ответов.

При анализе результатов более информативными являются качественные показатели (Nop , Nya ).

Испытуемые упорядочиваются по шкале творческого мышления по показателю оригинальности, затем корректируются по показателю уникальности.

Е. Синицын , О.Синицына

Тайна творчества гениев (фрагменты из книги)

Ассоциативность – необыкновенная способность гениального мышления

Ассоциативное мышление в науке

Апеллирование ассоциативной образностью есть необходимый, но недостаточный признак гениальности. Выброс ассоциации – это то, на чем качаются весы неравновесного психического состояния фантазии гения. Ассоцианизм как теория мышления своими истоками восходит к величайшему философу древности Аристотелю, а затем эта грандиозная идея вновь возрождается в XVI веке и обнаруживает себя в философских воззрениях Дж. Локка. Затем идея распространяется во времени, образуя всплески в конце ХIХ и начале ХХ веков в философской мысли Англии, Франции, Германии, России.

Локк исходит из того, что ассоциация является связкой, объединяющей психические элементы (сенсуалистский ассоцианизм). Если есть идея, то всегда появляется ее противник. Но в ХХ веке в противовес аристотелевской и локковской восстала идея создателя теории творческого мышления и гештальтпсихологии Макса Вертгеймера.

Необъяснимость почти открытого противоречия в этой теории превосходит все ожидания. Мышление Вертгеймера, работавшего над созданием теории продуктивного мышления, являет редчайший парадокс его собственного сознания. Гештальттеория в своей основе предполагает целостность восприятия мира, её основной постулат – свойства каждой части объекта определяется не только свойствами этой части, но также всеми свойствами всего целостного объекта. Вертгеймер, исключив ассоциации и метафоры из процесса познания, тем самым разорвал процесс познания на части, лишив его целостности. Это был пример великого заблуждения. По этому поводу интересно высказывание Хосе Ортеги-и-Гассета («Две главные метафоры»): «Когда тот или иной автор упрекает философию в использовании метафор, он попросту признается, что не понимает и философию, и метафору. Метафора – незаменимое орудие разума, форма научного мышления. Употребляя её, ученому случается сбиться и принять косвенное или метафорическое выражение собственной мысли за прямое. Подобная путаница …должна быть исправлена; но ведь такого рода погрешность может допустить при расчетах и физик. Не следует же отсюда, будто математику надлежит изгнать из физики. Ошибка в применении метода не довод против него самого. Поэзия изобретает метафоры, наука их использует…» (60, с. 203).

Роль ассоциаций и метафор в творческом мышлении гения анализировалась Эйнштейном. В многочисленных дискуссиях с автором гештальтпсихологии Вертгеймером Эйнштейн рассказывал, как у него возникают и рождаются ассоциативные, комбинационные потоки образов. Эйнштейн сомневался в правильности теории гештальтов в том месте, когда эта теория исключала в продуктивном мышлении ассоциативные и комбинаторные связи. Уже потом он писал: «Профессор Макс Вертгеймер пытался проводить опрос по поводу различия между комбинированием или ассоциированием, я не могу судить, в какой мере его психологический анализ затрагивает существо вопроса» (Цит. по 1, с. 80-81 ).

Уже, исходя из этого замечания, Эйнштейн не считал, что в продуктивном мышлении ассоциативным связям отведена случайная и незначительная роль – в отличие от Вертгеймера, полагавшего, что ассоциации и комбинации несоединимых научных понятий – играют случайный и малозначимый характер.

Анализируя физическую суть относительности пространства и времени, природу постоянства света и многочисленные следствия из своей теории, Эйнштейн обратил внимание и на психологическую суть процесса познания. В проблеме нового представления о мире Эйнштейн был одновременно и творцом, и наблюдателем того, как происходит озарение, как рождается видение физических процессов. Обладая высочайшей степенью рефлексии, он увидел в своем мышлении великую силу ассоциативных образов.

Эйнштейн говорил: «Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы. Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами и рассматриваемыми логическими концепциями. Ясно также, что желание достигнуть, в конце концов, логически связанных концепций, является эмоциональной базой этой достаточно неопределенной игры в элементы, о которых я говорил. Но с психологической точки зрения, эта комбинационная игра, видимо, является основной характеристикой творческой мысли – до перехода к логическому построению в словах или знаках другого типа, с помощью которых эту мысль можно будет сообщать другим людям» (Цит. по 1, с. 80). Упомянутое Эйнштейном понятие «эмоциональной базой» прокладывает мостик к эмоциональным полям, взвешивающим информационно-смысловые структуры в сознании ученого.

Слова и знаки – это уже элементы структуры S 2 , а комбинационная игра – это бессознательный синтез ассоциативной структуры S а. И далее Эйнштейн пишет: «Элементы, о которых я только что говорил, у меня бывают обычно визуального или изредка двигательного типа. Слова или другие условные знаки приходится подыскивать (с трудом) только во вторичной стадии, когда эта игра ассоциаций (подчеркнуто авторами) дала некоторый результат и может быть при желании воспроизведена. Из того, что уже сказано, ясно, что игра в элементы нацелена на аналогию с некоторыми разыскиваемыми логическими связями». Знаки – это те самые символы, на которых как на опорах стоит целостное ассоциативное представление мира. Знаки-символы заполняют пробелы в знаниях, дают толчок к замене символов на новые недостающие связи; дают толчок к рождению новых понятий и построению нового целостного представления.

У гения этот психический процесс появления знаков-символов, символических образов, большого числа их комбинаций, затем переинтерпретации их в логически связанную систему знаний отличается высокой спонтанностью и продуктивностью. Говоря о приоритете комбинационной игры образов перед переходом к логическому построению, Эйнштейн укрепляет нас в версии о том, что в творческом процессе идет непрерывная борьба – сотрудничество между правым образным и левым логическим полушариями мозга.

Чтобы подтвердить исключительную роль ассоциаций в научном мышлении и, прежде всего, роль ассоциаций при фундаментальных открытиях, обратимся к открытию Менделеевым периодического закона и легенде о том, что основная подсказка в виде ассоциативного образа таблицы пришла к ученому, когда он спал. При исключительной одержимости Менделеева и его внутренней сосредоточенности, обусловленной поиском решения мучивших его проблем, ему необходимо было ослабление цензурирующей роли сознания в его борьбе с бессознательным. Необходимо, чтобы сознательное было ослаблено, тогда то, что уже было «нащупано», могло из сферы бессознательного попасть в сферу сознания. Во сне, когда барьеры ослабли, Менделеев увидел желаемую ассоциацию с пасьянсом, зафиксировал её в памяти и наутро преодолел один из барьеров, сдерживающих течение его мысли к своему открытию. Есть еще один замечательный пример роли ассоциации в открытии, который приводит Кедров. Строитель мостов Брандт долго бился над решением труднейшей и непосильной задачи – как перебросить железнодорожный мост через пропасть. Он нашел решение только тогда, когда на лицо ему упала паутина. Брандт интуитивно почувствовал: если паук способен перекинуть паутину от одной ветви дерева к другой, то почему бы также не делать железнодорожный мост (39). Интересен и пример Гюйгенса. Гюйгенс утверждал, что стечение обстоятельств (ассоциация) подсказала ему идею как создать телескоп, иначе, его изобретение потребовало бы «нечеловеческого гения». Гюйгенс обратил внимание на детей, игравших стеклами в его мастерской и его «осенило».

Если хотя бы один гений использует ассоциации в своём творчестве, то этот факт должен был бы поставить под сомнение понятие целостности гештальттеории без ассоциативного мышления как творческой составляющей процесса познания. Но как объяснить упорство Вертгеймера? Его не мог переубедить даже Эйнштейн. Их бесчисленные беседы оставили каждого в убеждении своей правоты. Этот уникальный пример несовпадения взглядов у двух выдающихся ученых подтверждает идею о наличии в сознании любого человека психического фильтра.

Не связывая свою теорию познавательно-психологических барьеров с наличием в сознании психического фильтра, русский философ Б. Кедров (автор идеи ассоциативного скачка в процессе озарения) определял свою позицию убежденно и четко: случайная ассоциация – это необходимый фактор, сопутствующий озарению и, следовательно, ассоциацию можно считать системным фактором, влияющим на рождение открытия. Нет ассоциации, нет – открытия, – полагал Кедров.

Роль бессознательных ассоциаций в творчестве связана с гиперчувствительностью к сигналам внешней среды у творческой личности. Наполняя потоком образов сознание, убирая его цензуру, избавляясь от барьеров, ассоциации обладают мощной взрывчатой силой, несущей всю энергию бессознательного, которая способна складывать из разрозненных образов целостную картину. Поэтому говорят, что ассоциации – это вечный двигатель творчества. Сила ассоциативных чувств, ощущений, мышления и интуиции в том, что они высвечивают такие уровни, где бессильна помощь разума. Фантазия безгранична, потому что число ассоциативных образов безгранично; это множество с несчетным количеством элементом. Не здесь ли исток гениальной неповторимости?

Каждый из образов и каждая из идей, сотканных воображением, фантазией и извлекаемых из бессознательного – необычны. Согласно теории преодоления познавательно-психологических барьеров Кедрова, ассоциации, обуславливают смену комбинаций и дают право на отбор нужных связей. Возможно, такие ассоциации «подбросили как трамплин» мысль Эйнштейна над познавательно-психологическим барьером и явилась теория, где вопреки прежней и очевидной ньютоновской парадигме, время и пространство стали относительными. Казалось, нарушилась стабильность вечного ньютоновского мира. И в этом низвержении истин оказались повинны всего ряд простейших ассоциаций, которые пришли в голову Эйнштейну и таким великим ученым, как Пуанкаре, Вейль, гений которых обладал галлюцинирующей силой ассоциативного мышления. Возможно, ассоциативное понимание мира дает толчок к революционным переворотам в понимании реальности и к новым парадигмам в науках (математике, физике, химии, биологии и др.)

Если роль ассоциаций при открытиях в науке так велика, если запечатленные в памяти информационно-смысловые структуры расширяются и развиваются за счет ассоциаций, то возникает неизбежный вопрос – какова их нейрофизиологическая природа? Оказалось, что выброс ассоциации и её «сцепление» с новыми смыслами имеют глубокую нейрофизиологическую природу. Модель, образ, след памяти (энграмма) легко воспроизводится или считывается из памяти, если траектория мысли ученого случайно наталкивается на ассоциативно связанный с ней другой образ (карточный пасьянс и таблица Менделеева, планетарная модель атома Резерфорда, теория относительности Эйнштейна и т.д.).

Новая парадигма начинается с того, что мысль ученого, окрашенная чувством, движется по элементам старых информационно-смысловых структур и не может вырваться из их плена. Здесь мы напомним интереснейшую метафору, выражающую мысль двух выдающихся ученых: математика Адамара и психолога Тэна. Их принцип – нужно уметь думать «около». Другими словами, чтобы вырваться из круга ложных представлений, нужно только поймать удачу – «зацепиться» хотя бы за один ассоциативный элемент, а дальше, все развивается молниеносно. Гипотеза хранения в мозгу ассоциативно связанных образов подкрепляется данными физиологии мозга по структурному построению памяти. Американский физиолог Д. Хебб полагал, что нервные клетки головного мозга «...нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение, относящихся к нему нейронов, будет активизировать весь ансамбль. Так может осуществляться хранение информации и её мгновенное извлечение под влиянием каких-либо ощущений, мыслей или эмоций, возбуждающих отдельные стороны клеточного ансамбля» (Цит. по 9, с. 161).

Те самые структуры, о которых говорили гештальтисты, по-видимому, хранятся в мозгу в виде клеточного ансамбля и возбуждение или раздражение одного из элементов рано или поздно вызывает на поверхность сознания в процессе напряженного поиска всю структуру. В свою очередь, видный физиолог А. Ухтомский говорил: «В высшей психической жизни инертность господствующего возбуждения, то есть доминанта переживаемого момента, может служить источником «предубеждения», «навязчивых образов», «галлюцинаций», но она же дает ученому то маховое колесо, «руководящую идею», основную гипотезу, которые избавляют мысль от толчков и пестроты и содействуют сцеплению фактов в единый опыт» (Цит. по 74, с. 49.).

В даре гения, по-видимому, скрыта способность человека «ловить» за огромным числом ассоциаций, когда они настигают его сознание – «новое», а дальше в битву вступает другой дар – дар отбора. Неудачи неизбежны, но иррациональность уже совершившегося открытия и выброса мысли, в конце концов, побеждает. Когда в сеть смысловых структур захвачена нужная ассоциативная связь, то дальше все раскручивается молниеносно. Вся сеть смысловых структур неравномерно окрашена эмоциями, есть резкие пики положительных эмоций, есть пики отрицательных эмоций. Каждый элемент смысловых структур взвешен в эмоциональном поле. Те элементы, которые возбуждены наиболее сильно, готовы быстро вступить в ассоциативную связь. Насыщенный психической энергией поток ассоциаций с молниеносной быстротой укрепляет новыми подпорками еще шаткую, только что рожденную смысловую структуру. Под неё непрерывно подставляются новые ассоциации и новые смыслы, новые локальные структуры. Все становится необратимо, перемещение по оси смыслов произошло. Как раскаленная лава, которая, стремительно растекаясь по склону, меняет окружающий мир, так и в сознании, все попадающее под поток ассоциаций, подвергается необратимому изменению. Неудержимое никаким сопротивлением строится новое здание знаний в воспаленном эмоциями сознании. Открытие свершилось, благодаря необычайной силе воображения и фантазии гения, его уникальной способности черпать из бессознательного ассоциации и выбрать ту, которая прорывается сквозь рубежи психического фильтра.

В целях наглядности ассоциативного творческого процесса ниже на рисунке в системе координат ХУЭ показано эмоциональное поле Э(ху), взвешивающее на одном из участков сознания определенную совокупность информационно-смысловых структур, возбужденных эмоциональными переживаниями. Каждой точке с координатами х i у i соответствует значение эмоции Э i (х i у i ). Как видно из рисунка, наибольшие пиковые значения эмоций приурочены к четырем локальным смысловым структурам. Это возбуждение локальных структур спонтанно приведет к их связи, несмотря на их кажущуюся удаленность друг от друга. Так рождаются открытия, когда внезапное видение новых связей позволяет построить новуюсмысловую структуру. Так рождаются новые идеи, поэтические метафоры и новые смыслы.

Когда появляются пики на фоне спокойного эмоционального фона, тогда одновременно с ними на рубеж штурма сознания выплескивается спонтанность. Возбуждение клеток на участках нейронной системы в коре больших полушарий наиболее сильно там, где расположены пики эмоционального поля. Каждому участку нейронной сети соответствует определенная смысловая структура. Эти поля являются сильным возбуждающим стимулом для развития этих структур. Хотя напряженная мысль в творческом процессе по-прежнему протекает (причем многократно) по элементам старой структуры, но пики эмоций в поле уже начинают свою созидательно-разрушительную работу. Для наглядности этого процесса на рисунке изображены поля эмоций, приуроченные к информационно-смысловым структурам.

Рис. 15. Поле эмоций, приуроченное к определенному участку смысловых структур.

Сильный эмоциональный раздражитель возбуждает в мозгу доминантный очаг. При случайно возникшей ассоциации, воображение рисует психическую модель, отображающую частично элементы другой структуры, в которой начинается процесс преодоления противоречий старой структуры. Ассоциация рождает новый раздражитель, который осуществляет частичное торможение предыдущего и вызывает появление в мозгу нового центра возбуждения. В краевом сознании, по образному выражению Тэна, «толпятся еще неосознанные идеи», а по концепции Ухтомского, доминанта переживаемого момента может служить источником «навязчивых образов». Доминанта резко уменьшает область перебора новых идей и новых образов и вероятность замыкания их в новую структуру увеличивается. Иначе, ассоциация резко суживает область поиска. Метафорически это можно изобразить как пересечение полос света от двух прожекторов. Освещение в одном направлении не может быть полным, но подключение к нему второго прожектора, направленного в то же место, приводит к желанной находке.

Нейрофизиологи считают, что возбуждение одного из нейронов приводит к последовательному возбуждению клеток нейронной системы, и цепь замыкается передачей импульса по нервным отросткам снова на нейрон, то есть в ответ на определенно повторяемое раздражение возникает характерное распределение участков возбуждения в данной клеточной системе нейронов. Пиковые значения поля эмоций имеют сильную корреляцию с наиболее актуализированными локальными участками смысловых структур. Актуализация вызывает повышенную психическую напряженность. Изолинии поля между пиками показывают участки сознания, где наблюдается спокойный фон поля эмоций. Если пики эмоций относятся к информации, распределенной по нейронной сети, и она может иметь ассоциативную связь между отдельными смыслами, то в этом случае возникает эффект синаптического облегчения прохода нервных импульсов от одного участка нейронной сети к другому. Мысль гения, окрашенная и возбужденная его чувством, его эмоциональным возбуждением многократно протекая по элементам старой структуры, возбуждает все соседние нейроны на своем пути. Когда в окрестности возбужденной замкнутой нейронной цепи вдруг оказываются связанные ассоциативным смыслом элементы другой структуры, тогда в один из моментов происходит спонтанный бессознательный выброс элемента из ассоциативной структуры. Он как бы захватывается в первую траекторию и попадает в область сознания, а затем в память, где оказывается закрепленным. Так возникают ассоциативно связанные элементы и через них две и более связанные информационно-смысловые структуры.

По-видимому, миссия дара гениальности заключается в молниеносном захвате огромного числа комбинаций траекторий нервных импульсов и толчке разветвляющихся на бесчисленные ручейки синаптических передач нервных импульсов. Такой подход объясняет проблему, почему ассоциации увеличивают вероятность рождения догадки, и проливает свет на гипотезу фиксации следа памяти (до сих пор эта проблема не разрешена) о том, что фиксация есть результат проторения нервного пути, по которому шли нервные импульсы при запоминании. Прохождение нервного импульса по пути, облегченному повторной циркуляцией сигнала, обеспечивает более прочное запоминание и более быстрое считывание информации (76).

Ассоциативное мышление не ограничено пространством науки, а простирается во все отдаленные уголки познания и, прежде всего, на область искусства.

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.


Copyright © 20 10

Всего отражена в прозе и поэзии. Каждое явление, действие, предмет и даже человек невольно похожи на что-то уже виденное ранее, и напоминание об этом всплывает из глубины памяти. Так работает механизм ассоциации: все, что нашло отблеск в нашем сознании, взаимосвязано, для того чтобы надежно закрепиться в воспоминаниях.

Источник неожиданных воспоминаний

Мозг представляет собой большую подшивку листочков-образов, каждый из которых занимает строго определенное место — оттенки переживания относятся именно к данной группе предметов или явлений. Откуда берутся внезапные воспоминания? Ими руководит ассоциативная память. Например, леденец на палочке приведет по дороге в прошлое в парк, на карусели, а шум машин — в летний день, когда внезапно замолкла музыка в наушниках.

Ассоциации в качестве профессионального инструмента

Силой ассоциативных связей пользуются умельцы многих профессий. Маркетологи находят дорожку к с помощью тестов, предлагающих выявить аналогии между словами, звуками, цветами. Так появляется находят нужные слова политики или персонажи из рекламных роликов, придумываются слоганы, составляются логотипы и проходит все, что должно принуждать человека к определенному действию.

По пути маркетологов идут писатели, используя ассоциативные связи по многим направлением. Для сцепления одного эпизода с другим, для отражения интимных переживаний через характеристики объективных явлений или прорисовку характера на примере восприятия. Именно ассоциации делают мышление глубже, быстрее, искрометнее. Они представляют собой ловкий монтаж мыслей, при котором из цепочки вырезается все лишнее, поясняющее, а остается самый сок, концентрат идей.

Психология ассоциативной цепочки

Глубинные слои ассоциативных связей передает строка из песни Дольского: «Самолёт мой — крест нательный». Даже вне основного текста она указывает на явные ассоциации: крещение, судьба, распятие, конец всему, и каждое их этих значений действительно находит отражение в песне.

Кому помогает использование ассоциативных связей? Людям, которые стараются создать нечто новое, сочетая невероятным образом старое. Любителям докопаться до истинности образов фильмов и Дэвида Линча. Писателям, актерам, режиссерам, физикам, математикам — всем, кто умеет упорядочивать представление о реальности в простую и понятную формулу закономерностей.

Энергия ассоциативных связей чаще всего деструктивна. Она возникает, если человек неосознанно завидует кому-то, хотя для этого нет причин, во время депрессии и погружении в самокопание, а также при просмотре новостей, которые зачастую обращаются к человеческим страхам, чтобы привлечь внимание к проблеме. Заставить их работать на стороне света — титанический труд. Этим занимаются испокон веков сказители легенд о богатырях, воспитывая новые поколения русских героев. Аналогично действуют американские герои с приставками «супер», помогая поверить в себя или справедливость в этом мире. Умение найти ассоциацию своей жизни с судьбой успешного человека дарит мотивацию. Ассоциация дает возможность взглянуть на себя со стороны, для чего стоит разложить настоящее по полочкам самоощущений, углубляясь в причины текущего состояния простым вопросом: «Как?»

Рассказать друзьям