Сложное предложение с несколькими придаточными. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными в устной речи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложноподчиненное предложение.

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП»

Цели:

1) Обобщить сведения о СПП.

2) Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;

3) Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;

4) Закрепить навык синтаксического и пунктуационного разбора СПП

5) Совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа СП, умения конструировать СП;

Тип урока – урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.

Этапы:

1. Словарная работа(слайд2)

2. Входной контроль знаний. (распечатка)Упражнение на избирательность. Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными

Утверждения

В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами

Простые предложения в составе СПП всегда равноправны

Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним

СПП состоит только из двух простых предложений

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями

При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к этому придаточному

Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и - или, запятая между ними не ставится

Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное

При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению

При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению

3. Задания 8, 12, 13 (на слайдах 3- 8)

4. Синтаксическая разминка (распечатка)

В приведенном тексте отметьте предложения, которые соответствуют данным характеристикам:

А ) простое предложение с однородными частями составного именного сказуемого;

Б) сложносочиненное предложение;

В) сложноподчиненное предложение с одним придаточным;

Г) сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением.

1) Роса была холодная, обильная.

2) Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по темной воде расплывались медленные круги.

3) Тонкая хвоя лиственниц все время сыпалась сверху, хотя ветра не было.

4) На лиственнице около костра трещала какая-то птица.

5) Казалось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стрижет хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз.

5. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП

Когда звук повторился на более высокой ноте, Антон понял, что это играла гармошка. (В.Быков)

6. Анализ предложений (слайды 9-10) Прочитать предложения, определить, начертить схему, определить тип подчинения. Тематика по спецификации: « Синтаксический анализ сложного предложения)

Предложение

Схема

Тип подчинения

1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.

[ глаг.], (как …), (как…)

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

(Когда …), [глаг.], (что …)

Параллельное подчинение, обст. времени, изъяснит

3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.

[ глаг.], (как … туда), (где …)

Последов., изъяснит,

обстоят места

4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

[ глаг.], (как …) и (как… сущ) , (которого…)

Однородное подчинение, изъяснит

7. Конструирование предложений . (слайд 13) Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения.

1. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).

2. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).

8. Работас тетрадями на печатной основе. с 58-61, задания 21- 27

Домашнее задание - Придумайте новый знак зодиака и составьте на него гороскоп, используя ССП, СПП и СПП с несколькими придаточными.

Лист самооценки.

Виды работ

Количество правильных ответов

Словарная работа

Утверждения

Синтаксическая разминка

Анализ предложений(по слайдам)

Конструирование предложения

Задания 8, 12, 13 (на слайдах)

Рабочая тетрадь

Цели:

Обучающие:

  1. Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;
  2. Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;

Развивающие:

  1. Совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа СП, умения конструировать СП;

Воспитывающие:

  1. Продолжить формирование привычки к труду, самостоятельной работе;
  2. Развивать умение самооценки.

Тип урока – урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.

Средства обучения:

Информационные: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, табель оценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме».

Цели:

Обучающие:

  1. Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;
  2. Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;

Развивающие:

  1. Совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа СП, умения конструировать СП;

Воспитывающие:

  1. Продолжить формирование привычки к труду, самостоятельной работе;
  2. Развивать умение самооценки.

Тип урока – урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.

Средства обучения:

Информационные: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, табель оценки.

Этапы:

  1. Входной контроль знаний. Упражнение на избирательность. Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными

Утверждения

В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами

Простые предложения в составе СПП всегда равноправны

Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним

СПП состоит только из двух простых предложений

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями

При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к этому придаточному

Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и или или , запятая между ними не ставится

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением

Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное

При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению

При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению

  1. Актуализация знаний.

Рассмотрите схемы, какую информацию можно получить из схем?

Сформулируйте тему и цель урока. Проверка сразу после выполнения. В табель самооценки вносятся баллы.

1 , (потому что …), (что …).

Когда? Каких?

2 (когда …), , (которых …).

Зачем? Зачем?

3 , (что …), (что …).

Ответьте на вопросы пользуясь подсказками:

1. СПП с подчинением. Вопрос задается от предложения к придаточному, от придаточного предложения ко

Придаточному.

2. СПП с подчинением. Все придаточные относятся к предложению, но значения придаточных

3. . СПП с подчинением. Все придаточные относятся к предложению, но значения придаточных

  1. Закрепление:

Задание 1. «Синтаксическое лото».

Предложение

Схема

Тип подчинения

1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.

4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Что?

  1. , (как …), (как …).

Когда? Что?

  1. (Когда …), , (что …).

Что? Куда?

  1. , (как …), (где …).

Как? Какого?

  1. , (как …), и (как …), (которого …).

Задание 2. Конструирование предложений.

Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.

  1. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).
  2. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).

СПП

Схема

Тип подчинения

4.Домашнее задание (на выбор по степени сложности - разноуровневое).

I уровень. Определите в СПП тип подчинения (знаки расставлены).

  1. Когда сани с Пущиным влетели в ворота Михайловского, Пушкин выскочил на крыльцо босиком, чтобы обнять лицейского друга.
  2. Ждала Татьяна с нетерпеньем, чтоб трепет сердца в ней затих, чтоб прошло ланит пыланье.
  3. Пушкин хотел поехать в деревню, чтобы заняться литературой, которая составляла для него главный смысл жизни.

II уровень . Расставить знаки препинания в СПП. Начертить схему предложения, определить тип подчинения.

  1. Первая встреча Пушкина с Николаем I состоялась 8 сентября 1826 года в Кремле куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки в которой он пробыл 2 года.
  2. Пушкин знал что в делах почти всех осужденных декабристов находили его стихи что эти стихи были широко распространены.
  3. Когда Пушкину стала грозить ссылка в Сибирь отец поэта обратился за помощью к Жуковскому который имел влияние при дворе.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными предложениями бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному;

2) первое придаточное присоединяется к главному, второе - к первому придаточному и т. д.

Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному, могут быть однородными и параллельными (неоднородными).

Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы. Связь одно­родных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными.

Если соподчинённые предложения соединяются сочинительными союзами, то запятая ставится перед последним по тем же правилам, что и при однородных членах.

1) Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними стоит запятая.

2) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны одиночным союзом и,

3) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды. При главном предложении имеются три соподчинённых предложения (изъяснительные); во втором соподчинённом предложении опущен союз как; первое и второе соподчинённые предложения связаны одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится.

4) Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны. При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) придаточных (времени); перед каждым придаточным стоит союз и; перед вторым союзом и поставлена запятая.

5) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.

При главном предложении имеются два однородных придаточных (определительные), которые очень распространены и имеют внутри себя запятые; между ними поставлена точка с запятой.

При главном предложении могут быть неоднородные придаточные, которые имеют разные значения, например: Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. При главном предложении находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Это сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением. Его схема:


(Когда.,.), , (что...).

Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Такая связь предложений называется последовательным подчинением, например:

Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

,(когда...), (где...).

Придаточное первой степени изъяснительное; придаточное второй степени - придаточное места; придаточное третьей степени - придаточное цели.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинённых союза, например: Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. При главном предложении имеется изъяснительное предложение, а при нём - придаточное условное, расположенное внутри первого придаточного.

Схема этого предложения:

, (что, (если..).

Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запятая не ставится, если даль­ше имеется вторая часть союза - то или так, например:

1) Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать.2) Брат строго сказал Алёше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить своё обещание.

Схемы этих предложений:

, (что (если...), то...),

, (что (если...(так.,.).

Имеются такие сложноподчинённые предложения, в которых указанные виды предложений комбинируются, например: В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

При построении сложноподчинённых предложений иногда допускают недочёты и ошибки. Укажем некоторые из них:

1. Придаточное определительное со словом который стоит не на месте: оно слишком удалено от определяемого им слова, например: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись. Это предложение можно исправить следующим образом: Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.

2. Неправильно совмещается иногда придаточное предложение и причастный оборот: Вечером мы были на туристской базе, ко­торая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

Это предложение можно исправить так: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка; или: Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

3. Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными излишне загромождается одинаковыми союзными словами, например: Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.Это предложение можно исправить разными способами: 1)Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.2) Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.

В сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова, например: Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика . Это предложение можно исправить следующим образом: Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными предложениями бывают двух основных типов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному; 2) первое придаточное присоединяется к главному, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному, могут быть однородными и параллельными (неоднородными).

1. Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными .

Если соподчинённые предложения соединяются сочинительными союзами, то запятая между ними ставится по тем же правилам, что и при однородных членах: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (П.) При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны одиночным союзом и , перед которым запятая не ставится:

Если же однородные придаточные не соединяются сочинительным союзом, между ними ставится запятая: Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. (Ч.) При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними стоит запятая:

Если однородных придаточных несколько, то знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и при однородных членах, ср.: Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны. При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) придаточных (времени); перед каждым придаточным стоит союз и ; перед вторым союзом и поставлена запятая:

Если при главном предложении имеются два однородных придаточных (определительные), которые очень распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)

2. При главном предложении могут быть неоднородные придаточные , которые имеют разные значения, например: Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Гонч.) При главном предложении находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Это сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением :

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, в которых придаточные предложения образуют цепь : первое относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т.д. Такая связь предложений называется последовательным подчинением , например: Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. (Т.)

Придаточное 1-й степени - придаточное времени; придаточное 2-й степени - придаточное определительное.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза, например: Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. При главном предложении имеется изъяснительное предложение, а при нём - придаточное условное, расположенное внутри первого придаточного:

Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то или так , например: 1) Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать; 2) Брат строго сказал Алёше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить своё обещание.

III. Имеются такие сложноподчинённые предложения, в которых указанные виды предложений комбинируются, например: В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. (Пол.)

471. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведений. (Л. Т.) 2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колёс чтобы они ехали. (Л. Т.) 3) После экзамена нам с отцом тотчас же сказали что я принят и что мне даётся отпуск до первого сентября. (Бун.) 4) Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. (К. С.) 5) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. (Купр.) 6) Когда их [рыбаков] работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой. (Купр.)) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. (Купр.) 8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. (А. Н. Т.) 9) Сажая деревца и тем я веселюсь что если от него сам тени не дождусь то внук мой некогда той тенью насладится. (Кр.)

472. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы сложных предложений.

1) Будьте настойчивы упорны но не упрямы... Помните что на свете есть много умных людей которые могут заметить у вас ошибки и если они правы не стесняйтесь согласиться с ними. (Обр.) 2) Опыт подтверждает что добрые чувства должны уходить корнями в детство а человечность доброта ласка доброжелательность рождаются в труде заботах волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства эмоциональная культура это средоточие человечности. (Сухомл.) 3) Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы не потерять чувство этого языка нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой из-под куста лещины. (Пауст.)

473. Из трёх простых предложений составьте одно сложноподчинённое и запишите его.

Образец. Природа - могучий источник воспитания человека. С познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение (хотя, потому что ). - Хотя природа - могучий источник воспитания человека, с познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений, потому что только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение.

1) Человеку в учении всё даётся легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни (если..., если..., который... ). 2) Чтение - один из источников мышления и умственного развития. Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни (так как..., чтобы... ). 3) Надо усвоить одну простую истину. Мы живём в особую эпоху. Без прочных научных знаний невозможно активное участие в общественной жизни (что..., когда... ). 4) Без хороших навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым (так что..., ибо... ).

474. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Составьте схемы 1-6-го предложений.

1) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец ежели Андрей уедет не помирившись с ним. (Л. Т.) 2) Уже по тому как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома приятели могли догадаться что они поступили неблагоразумно поддавшись внезапно пришедшей им фантазии. (Т.) 3) Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге что не совсем нравилось хозяйке как она ни толковала о том что для неё предрассудков не существует. (Т.) 4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение я решился наконец спросить Лувена о чём у них теперь идёт разговор. (Пришв.) 5) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он шатается на дрожащих ногах ему стало ещё больше жаль парня. (М. Г.) 6) И вдруг на гребне этого холма в той точке где как бы кончалась езженая дорога возникло тёмное пятно которое быстро стало вытягиваться навстречу в виде тёмной узкой ленточки. (Ф.) 7) Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.) 8) Она [Каштанка] знала по опыту что чем скорее уснёшь тем скорее наступит утро. (Ч.) 9) Я люблю эту бедную природу может быть потому что какова она ни есть она всё-таки принадлежит мне. (С.-Щ.) 10) Пойми что если бы ты писал так рассказы как пишешь письма то давно бы уже был великим большущим человеком... Думаю что если не поленишься напишешь недурно. (Ч.)

475. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы 1-4-го предложений.

1) Теперь когда его нет особенно мучительно чувствуешь как драгоценно было каждое его слово улыбка движение взгляд в которых св..тилась его прекрасная избр..ная аристократическая душа. 2) Антон Павлович (не)любил и (не)много сердился когда ему говорили что его дача слишком мало защищена от пыли летящей (с)верху с шоссе и что сад плохо снабж..н водою. 3) Как часто должно быть думал он о будущем счасти.. человечества когда по утрам один молчаливо подрез..вал свои розы ещё влажные от росы или внимательно осматривал ран..ный ветром молодой побег. 4) С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще с которыми он сталкивался слуги разносчики носильщики странники почтальоны. 5) В хорошие тёплые утра его можно было вид..ть на скамейк.. за домом в самом укромн..м месте дачи где вдоль стен стояли кадки с олеандрами и где им самим был посажен кипарис. 6) Но надо было вид. .ть Чехова в иные минуты увы столь редкие в последние годы когда им овл..девало веселье и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне и покачиваясь взад и вперёд на кресле разражался мил..м искрен..м и глубоким смехом. (А. Куприн)

Рассказать друзьям