Сценарий игры по русской литературе "в мире басен крылова". Инсценировка Басен И.А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Виктор Владимирович Лысенко
Сценарий спектакля по мотивам басен Крылова

В. Лысенко

А вот о том как в баснях говорят.

/По басням И. А. Крылова/

Действующие лица :

Стрекоза

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Играют :

1-я Сорока

2-я Сорока

Лесная опушка редкого леса. Влетают три вороны.

1-я Сорока. Уж сколько раз твердили миру,

2-я Сорока. Что лесть гнусна,

1-я Сорока. Гнусна!

2-я Сорока. Вредна.

1-я Сорока. Вредна!

2-я Сорока. Но только все не впрок.

Ворона (Сквозь закрытый клюв)

Вороны (вместе) . Что, что?

Ворона (Сквозь закрытый клюв) . И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Ворона осторожно вынимает сыр из-за рта

Ворона. Я говорю. И в сердце льстец всегда отыщет уголок!

2-я. Сорока. Вороне бог послал кусочек сыру?

Ворона. На ель подружки взгромоздясь,

Позавтракать я сыром собралась,

Вороны (Вместе) . Да?

1-я Сорока. Чего задумалась, а?

Ворона. Так сыр во рту держала.

Вороны (Увидев лису) . Вот и беда! Лиса близехонько бежала-а-а-а-а.

Лиса. Сырный дух

Ворона бегает пританцовывая.

2-я Сорока. Лису остановил :

Лиса. О бог ты мой, я вижу сыр,

1-я Сорока. Лисицу сыр пленил,

2-я Сорока. Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

(вместе) Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

1-я Сорока. И говорит так сладко, чуть дыша…

Лиса. Голубушка, как хороша!

Вороны (удивляясь) . Хороша?.

Лиса. Ну, что за шейка, что за глазки!

1-я Сорока. Рассказывает, так…

2-я Сорока. Ну, прямо, сказки!

Лиса. Какие перышки, какой носок!

Вороны (вместе) . Нос как нос…

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!

Вороны (вместе) . Царь-птица?.

1-я Сорока. Вещуньина с похвал вскружилась голова?

2-я Сорока. От радости в зобу дыханье сперло?

И приветливы Лисицыны слова

Ворона открывает рот сыр выпадает

1-я Сорока. Ворона каркнула…

2-я Сорока. Во все воронье горло :

Ворона. Сыр выпал - с ним плутовка такова.

Сороки сорятся

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Играют :

1-я Сорока

2-я Сорока

Опушка леса где-то не далеко журчит ручей. На пне сидят, изнывая от жары две болтливые Вороны.

1-я Сорока. У сильного всегда бессильный виноват :

2-я Сорока. В истории мы тьму примеров слышим

1-я Сорока. Но мы истории не пишем.

2-я Сорока. А вот о том как в баснях говорят.

Вороны (вместе) . Мы постоянно видим.

Входит ягненок

Ягненок. Кокой же жаркий день пойду к ручью напиться :

1-я Сорока. Не надобно беда случиться!

2-я Сорока. Ведь около тех мест голодный рыщет Волк.

Появляется Волк

Волк. Ягненка вижу я, добыча ты моя!

Я, делу дам законный вид и толк,

(Кричит) Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

С песком и с илом?

За дерзость такову,

Я голову с тебя сорву.

Ягненок. Когда светлейший Волк позволишь,

Осмелюсь я сказать, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно ты изволишь,

Питья мутить тебе никак я не могу.

Волк. По-твоему я лгу!

Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете,

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого, приятель, не забыл!

Ягненок. Помилуй, мне еще и от роду нет году.

Волк. Ягненок говорит! Так это был твой брат.

Ягненок. Нет братьев у меня.

Волк. Так это кум иль сват.

И, словом, кто-нибудь из вещего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разведаюсь грехи!

Ягненок. Ах, я в чем виноват?

Волк. Молчи! Устал я слушать.

Некогда мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Я все сказал!

Ягненок. Потащишь в темный лес?

Волк. Как хочется мне кушать…

Берет за шкирку ягненка и уводит

Сороки (Рыдают) . И в темный лес, Ягненка поволок.

Волк и Лиса

/по одноименной басне А. Крылова/

Герои :

Входит волк обозленный

Волк. Охотно мы дарим,

Что нам не надобно самим.

С лисою это мы здесь уясним,

Плутовка рыжая мне нынче соврала

И так мне сладко хитренько лгала

Ведь голод тут, а не в лесу.

Сейчас спрошу об этом я лису.

Волк воя уходит. Входит лиса.

Лиса. В курятник дверь хозяин не закрыл ,

Наверное, по глупости забыл.

Я туда, раз дверь открыта,

Курятинки наелась, теперь сыта.

Припрятала еще я про запас,

Я в это деле лучший ас!

Который час? Пора поспать.

Ведь надо лисам отдыхать.

Лиса устраивается под кустом. Входит волк.

Волк. Гляди, заснула, сладко спит,

Лиса просыпается

Лиса. Мой серый друг, чего случилось,

Болячка что ли прицепилась?

Ты воешь, словно зуб сломал,

Что, от охотников бежал?

Волк. Я вою тут от голода, и мне не спится!

Ни косточкой не мог нигде я поживиться;

Желудок воет и свербит.

Меня так голод и морит;

Собаки злы, пастух не спит,

И как мне рыжая, не злится?

Скрутило так, хоть удавиться!

Лиса. И неужели припекло?

Волк. Так крутит, словно там стекло,

Лиса. Бедняжка что творится?.

Так дело не годится.

А может, отведаешь листочков?

Волк. Ты предложи еще грибочков.

Лиса. Я другу услужить готова.

Волк. Листочки, - да мне б мясного!

Лиса. Нет у меня, но я готова

Как разыщу…

Волк. Ты врешь мне снова!

Лиса. Мой серый друг клянусь тебе

Помочь в твоей большой беде.

Твою проблему решать пойду

А может я гляди найду.

Лиса уходит.

Волк. Эх, рыжая…

Лиса возвращается.

Лиса. Что серый рыцарь мой?

Волк. Обласкан по уши тобой,

Пойду без ужина домой.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Действуют :

1-я Сорока

2-я Сорока

Стрекоза

Влетают Сороки

1-я Сорока. Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

2-я Сорока. Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Стрекоза. Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым мне листком

Был готов и стол и дом.

1-я Сорока. Все прошло : с зимой холодной

Стрекоза. Нужда, голод настает;

2-я Сорока. Что стрекоза ты не поешь?

Стрекоза. И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

1-я Сорока. Злой тоской удручена,

К Муравью пойди тогда.

Муравей весь в работе

Стрекоза. Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Муравей. Кумушка, мне странно это :

Да работала ль ты в лето?

2-я Сорока. Вот тебе и Муравей.

Стрекоза. До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Муравей. Так что голову вскружило?

Стрекоза. Так что голову вскружило. (плачет)

Муравей. А, так ты.

Стрекоза. Я без души

Лето целое все пела.

Муравей. Ты все пела? Это дело :

Так поди же, попляши!

Александр Измайлов

Совет мышей

Действуют :

Кот. Все мастера учить других,

А если дело вдруг дойдет до нас самих,

То исполнять всегда так трудно.

Появляется кот, из нор вылезли мыши и хаотично суетятся кот пытается их поймать но безуспешно. Наткнувшись на ворону отмахнулся от нее мол несъедобная.

Кот (Хвастаясь перед вороной) .

В мучном амбаре

Я такой удалый был…

Мыши (Кривляя кота) Я такой удалый был.

Кот (Свирепея) . Что! Менее недели

Я вас мышей до сотни задавил!

Мыши (Грустно) . Задавил…

Кот. Десяток или два кой-как уж уцелели…

Миши. Уцелели!

Кот. А ну по норах разбежались!

Потягивается и зевает.

Пойду на крышу да посплю,

От мышь негодных отдохну.

Мыши тихо подходят к коту

1-я Мыша. Что делать? выйти – страх!

2-я Мыша. Не выходить - так смерти ждать голодной.

Подходят к коту, кот поворачивается громко зевая. Мыши разбегаются.

На лаврах отдыхает

Кот сытый и дородный.

Друзья на кровлю кот ушел,

Всегда кошачье там привольное гулянье.

Как хорошо, что нас он не нашел!

3-я Мыша. Повыбрались все из нор? Откроем заседанье!

И будем рассуждать!

Миши (хором) . И будем рассуждать!

Какие меры нам против Кота принять!

1-я Мыша (Посмотрев в сторону кота) .

Я! Мышь умная, которая бывало,

В подвалах и на чердаках

Изгрызла умных книг немало,

Совет я дам в таких словах!

Сестрицы! отвратить грозящее нам бедство

Я нахожу одно лишь средство!

Все Мыши. Простое самое?

1-я Мыша. Оно в том состоит,

Чтоб нашему злодею,

Когда он спит,

Погремушку привязать на шею!

3-я Мыша. Далеко ль, близко ль Кот, всегда мы будем знать,

И не удастся нас врасплох ему поймать.

Прекрасно?

Все Мыши. Ах, прекрасно!

3-я Мыша. Кричали все единогласно?

2-я Мыша. Зачем откладывать? Как можно поскорей

Коту погремушку мы привяжем,

Уж то-то мы себя покажем!

Идут к коту проверяют, спит или нет

1-я Мыша. Ай, славно! Не видать ему теперь Мышей

Так точно, как своих ушей!

Всё очень хорошо; привязывать, кто ж станет?

3-я Мыша (Трусливо) . Благодарю!

1-я Мыша. Так ты.

2-я Мыша (Недоверчиво) Я посмотрю,

Как духа у тебя достанет!

1-я Мыша. Однако ж…

Миши (вместе) . Надобно.

2-я Мыша. Что долго толковать?

Кто сделал предложенье,

Тому и исполнять.

2-я Мыша. Ну, умница, свое нам покажи уменье?

1-я мыша крадется к коту и тут же испугавшись, прячется

Что умница за это тоже не взялась?

А почему же так?.

3-я Мыша. Да лапка затряслась!

Кот. Миши ах негодные не дают спать Вот я…

Финал все персонажи Басен на сцене

Данные об авторе

Копылова С.А.

Место работы, должность:

МОУ средняя школа № 73, зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Самарская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса:

Литературно-музыкальная композиция построена на баснях И.А.Крылова. Может быть использована как основа урока внеклассного чтения или общешкольного праздника после изучения басен.

«… Всякий шаг вы свой должны обдумать так…»

(по басням И.А.Крылова)

Оформление: сцена условно делится на четыре части; каждая из них в нужный момент освещаетсяи декорирована соответствующе; слева на кулисах портрет И.А.Крылова, высказывание о значении его творчества (например: «… В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостью; с его природною верностию взгляда на предметы и способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться» (В.Г.Белинский) и др.); в правой части сцены -кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча; свою часть сцены занимаютокно барского дома, курятник, кушетка в барском доме.

Музыкальное оформление: музыкальный фрагмент из произведения конца 18-начала 19 в.в. как заставка между сценами постановки

СЦЕНА 1

Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть - добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить - хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… Народная мудрость гласит:

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза - мера, душа - вера, а совесть - порука.

Артист 1: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 2: Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Артист 3: Каков есть, такова и честь.

Артист 4: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 5: Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2

Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

…Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность -

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Звучит музыкальный фрагмент. Освещается и та часть сцены, где декорации представляют собой курятник. «Оживают» артисты,участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

СЦЕНА 3

Инсценировка басни «Крестьянин и Лисица»

Действующие лица: Крестьянин, Лисица

Крестьянин: «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть

Кур красть?..

Я, право, о тебе жалею!

Послушай, мы теперь вдвоем,

Яправду всю скажу: ведь в ремесле твоем

Ни на волос добра не видно.

Не говоря уже, что красть и грех и стыдно

И что бранит тебя весь свет,

Да дня такого нет,

Чтоб не боялась ты за ужин иль обед

В курятнике оставить шкуры!

Ну, стоят ли того все куры?»

Лисица: «Кому такая жизнь сносна?

Меня так все в ней столько огорчает,

Что даже мне и пища не вкусна.

Когда б ты знал, как я в душе честна!

Да что же делать? Нужда, дети;

Притом же иногда, голубчик кум,

И то приходит в ум,

Что я ли воровством живу одна на свете?

Хоть этот промысел мне точно острый нож».

Крестьянин: «Ну, что ж?

… Коль вправду ты не лжешь,

Я от греха тебя избавлю

И честный хлеб тебе доставлю;

Наймись курятник мой от лис ты охранять:

Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать?

Зато ни в чем не будешь ты нуждаться

И станешь у меня как в масле сыр кататься.»

Крестьянин: Торг слажен…

Лисица: … И с того же часа

Вступила в караул Лиса.

Пошло у мужика житье Лисе привольно;

Мужик богат, всего Лисе довольно…

Крестьянин: …Лисица стала и сытей,

Лисица стала и жирней,

Но все ж не сделалась честней:

Некраденый кусок приелся скоро ей…

(Лисица забирается в курятник, раздаются голоса растревоженных кур)

И кумушка тем службу повершила,

Что, выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):

В ком есть и совесть и закон,

Тот не украдет, не обманет,

В какой бы нужде ни был он;

А вору дай хоть миллион -

Он воровать не перестанет.

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на декорациях курятника. Освещается та часть сцены, где декорации представляют собой окно барского дома. «Оживают» артисты,участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

СЦЕНА 4

Инсценировка басни «Две собаки»

Действующие лица: Жужутка, Барбос

Баснописец («сочиняя басню»):

Дворовый, верный пес

Который барскую усердно службу нес,

Увидел старую свою знакомку

Жужу, кудрявую болонку,

На мягкой пуховой подушке, на окне.

К ней ластяся, как будто бы к родне,

Он с умиленья чуть не плачет,

И под окном

Визжит, вертит хвостом

И скачет.

Барбос: «Ну, что, Жужутка, как живешь,

С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?

Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.

Какую службу ты несешь?»

Жужутка: «На счастье грех роптать…

Мой господин во мне души не чает;

Живу в довольстве и добре,

И ем и пью на серебре;

Резвлюся с барином; а ежели устану,

Валяюсь по коврам и мягкому дивану.

Ты как живешь?»

Барбос (повесив нос): «Я…

Живу по-прежнему: терплю и холод

И, сберегаючи хозяйский дом,

Здесь под забором сплю и мокну под дождем;

А если невпопад залаю,

То и побои принимаю.

Да чем же ты, Жужу, в случай попал,

Бессилен бывши так и мал,

Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?

Чем служишь ты?»

Жужутка: «Чем служишь? Вот прекрасно!

На задних лапках я хожу.»

Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на декорациях окна барского дома. Освещается та часть сцены, где декорации представляют собой комнату барского дома. «Оживают» артисты,участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

СЦЕНА 5

Инсценировка басни «Гребень»

Действующие лица: Няня, Мальчик

Няня: Дитяти маменька расчесывать головку

Купила частый Гребешок.

Мальчик: Не выпускает вон дитя из рук обновку:

Играет иль твердит из азбуки урок;

Свои все кудри золотые,

Волнистые, барашком завитые

И мягкие, как тонкий лен,

Любуясь, Гребешком расчесывает он.

Няня: И что за Гребешок? Не только не теребит,

Нигде он даже не зацепит:

Так плавен, гладок в волосах.

Мальчик: Нет Гребню и цены у мальчика в глазах.

Няня: Случись, однако же, что Гребень затерялся,

Зарезвился мой мальчик, заигрался,

Всклокотил волосы копной.

Лишь няня к волосам, дитя подымет вой:

Мальчик: «Где Гребень мой?»

Няня: И Гребень отыскался,

Да только в головени взад он, ни вперед:

Лишь волосы до слез дерет.

Мальчик: «Какой ты злой, Гребнишка!»

Баснописец («сочиняя басню»):

А Гребень говорит: «Мой друг, все тот же я;

Да голова всклокочена твоя.»

Мальчик: Однако ж мальчик … от злости и досады

Закинул Гребень свой в реку:

Теперь им чешутся Наяды.

Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):

Видал я на своем веку,

Что так же с правдой поступают.

Поколе совесть в нас чиста,

То правда нам мила и правда нам свята,

Ее и слушают и принимают:

Но только стал кривить душей,

То правду дале от ушей.

Звучит музыкальный фрагмент. Освещается вся сцена. «Оживают» все артисты.

СЦЕНА 6

Музыка приглушается, но звучит. Все артисты по очереди произносят начало цитат из басен Крылова, вывод-концовка звучит из уст «баснописца».

Артист 1: В природе и в чинах высокость хороша…

Баснописец: Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Артист 2: Как хочешь ты трудись,

Но приобресть не льстись

Ни благодарности, ни славы…

Баснописец: Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.

Артист 3: Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку…

Баснописец: Кто делов истинно - тих часто на словах,

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Без шуму.

Артист 4: …Истинная благость

Без всякой мзды добро творит…

Баснописец: Кто добр, тому избытки в тягость,

Коль он их с ближним не делит.

Артист 5: Кто добр поистине…

В молчаньи тот добро творит…

Артист 6: А кто про доброту лишь в уши всем жужжит,

То часто только добр на счет другого,

Затем, что в этом нет убытка никакого.

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям): Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, / Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Звучит музыкальный фрагмент. Занавес.

Литература:

Басни Ивана Андреевича Крылова: в девяти книгах. М.: Советская Россия, 1988.

Инсценировка Олеси Емельяновой

Продолжительность спектакля: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица:

Ворона
Лиса
Рассказчик

На сцене слева – ель, справа – куст.

Рассказчик

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.

Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.

Рассказчик

На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Тут на беду Лиса близехонько бежала.

Рассказчик

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша.

Голубушка, ах, как ты хороша!

Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, –
Ведь ты б у нас была царь-птица!

Рассказчик


И на приветливы Лисицыны слова

Рассказчик


Ворона сетует.

Ах, если бы я знала
Ее коварство, рта б не раскрывала.
Ни речи лживые, ни лести сладкий яд
Отныне мне ничем не навредят.
Их презираю! Им я знаю цену!
От правды отличу всенепременно!
О, жизнь! Ты мне преподала урок.

Ворона улетает.

Рассказчик

Но не пошел урок Вороне впрок.
Ей в искушенье, прочим в назиданье
Послал Господь ей снова испытанье –
Дал сыру вдвое больше.

Появляется Ворона с большущим куском сыра и тяжело взгромождается на ель.

Рассказчик

Сей же час
Ворона с ним на елку вознеслась
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Опять Лиса близехонько бежала.

Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

Рассказчик

И снова сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
Ворона ждет.

От пуха до пера,
Голубушка, ты лучше, чем вчера!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, в сказке!
Какие коготки! Какой носок!
А что за диво этот голосок!
Спой, светик, не стыдись! Не станешь же, сестрица,
Ты на меня за прошлое сердиться.
Тебя заслышав, соловей смутится.
Спой для меня! Ведь ты всем птицам птица!

Рассказчик

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на уветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.

Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.

Рассказчик

Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.
История дословно повторилась
Да и мораль ничуть не изменилась.
Я вам ее напомню простодушно:
Увы, но неискоренима лесть,
Покуда любо лис воронам слушать,
А лисам – сыр вороний есть.


Тема: Урок - театрализованное представление басен И. Крылова.

Цель: Создать условия, побуждающие к выразительному чтению, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова; стимулировать индивидуальное творчество и групповую организованную работу, расширять круг басен И. А. Крылова, ограниченный учебником.

Основные виды деятельности в плане урока:

    Организация.

    Антракт. Знакомство с иллюстрированными работами учащихся.

    Театрализованное представление.

    Обобщающая беседа по вопросам.

    Выставление оценок. Оборудование:

    Афиша.

    Рисунки детей к басням

    Программки на каждом столе.

    «Пригласительные» на урок. */■." "

    Маски героев басен.

    Атрибуты: деревья, ель, 2 пня, трибуна, музыкальные инструменты, ноты, копна сена, домик.

I . Организация.

Ведущий: Добрый день уважаемые гости.

Ведущий: Здравствуйте дорогие зрители. Мы рады приветствовать

Вас в нашем прекрасном зале.

Ведущий: Мы начинаем театрализованное представление басен Ивана Андреевича Крылова.

Ведущий: Басни Крылова тесно связаны с народным творчеством. Такие

выражения: " Да воз и ныне там", " А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь", " А Васька слушает, да ест" и многие другие, приобрели самостоятельную жизнь - стали пословицами и поговорками.

Ведущий: Из сказок перешли в басни и жадный Волк, и глупый медведь.

Ведущий: Героиню первой басни вы прекрасно знаете.

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый краса

А зовут её ....

(лиса).

II . Театрализованное представление.

Ведущий: В басне «Ворона и лисица» роль лисы сыграет Настя Парфенова.

Интересно сумеет ли она показать её во всей красе? Ведущий: Встречайте. (Басня «Ворона и лисица».)

(Ведущая выходит с зеркалом). Ведущая: Свет мой, зеркальце!

Скажи, да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее.

Всех румяней и белее…

Да зеркало, в тебе отражается даже то, чего не хотелось бы видеть. Ведущий: Героиня следующей басни никогда не расстается с этим предметом. Ведущий: «Зеркало и обезьяна». (Чтение басни.)

Ведущий: В народе говорят «Делу время, потехе час».

Ведущий: А еще говорят: « Сделал дело, гуляй смело».
Ведущий: Или: «Труд кормит, а лень портит».

Ведущий: А я еще одну знаю: «Работа не волк, в лес не убежит».

Я, наверно не то сказал.
Ведущий: Нет, Вася, ты прав, «Лентяю, что ни день, то праздник».

Именно так вела себя героиня басни.
Ведущий: «Стрекоза и Муравей».
(чтение басни.)
Ведущий: Что такое перед нами

Две оглобли за ушами

На глазах по колесу

И сиделка на носу (Очки)

Ведущий: Что это, ребята?

Ведущий: Да, если не узнать, для чего нужны очки, то можно стать «слепым

котёнком».
Ведущий: Нет, Вася, не котёнком, а незрячей мартышкой.

Ведущий: «Мартышка и очки».

III . Антракт. Знакомство с иллюстрациями детей.

Ведущий: А сейчас - Антракт.

Ведущий: Во время небольшого перерыва Вы можете посмотреть рисунки

наших художников. (Музыкальная пауза.)

IV . Театрализованное представление . (продолжение чтения и инсценирования басен И.А.Крылова)

Ведущий: Уважаемые зрители, гости! Мы просим Вас занять свои места.

Ведущий: Собрались музыканты

На зеленый лужок.

Приносили музыканты,

Кто сопелку, кто рожок.
Ведущий: Я и ты - это дуэт. А мы сейчас послушаем квартет.

Интересно, знает ли кто-нибудь из зрителей, сколько музыкантов

занято в квартете. (4) (Басня «Квартет».)

Ведущий: Знаете, Вы все сегодня нарядные, а ты, Вася, красивее всех.

Какой интересный у тебя пиджак, пуговицы самые яркие.

Он тебе идет.

Ведущий: А Вы, Ирина Анатольевна, просто восхитительны, прическа супермодная. ...
Ведущий: Спасибо, Вася, но не кажется ли тебе, что мы сейчас очень похожи на героев басни «Кукушка и петух». О нас сейчас можно сказать следующими словами: « Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку». (Басня « кукушка и петух».)

Ведущий: У меня зазвонил телефон.

Кто говорит? (Слон)

Ирина Анатольевна, а Вы видели когда-нибудь слона?
Ведущий: Ну, вообще-то да, в зоопарке.

Ведущий: Ну и как он вам?

Ведущий: Зрелище, конечно, ещё то. Огромный! Впечатляет!

Ведущий: Вот и в басне « Слон и Моська» он видимо произвел большое

впечатление на одну из героинь.
Ведущий: И что?

Ведущий: А вот что, давайте посмотрим. :" Ведущий: Басня «Слон и Моська».

(Сценка.)7

Ведущий: Если взять кота и льва, как ты думаешь, кто из них сильнее.

Ведущий: Я думаю лев.

Ведущий: А вот крыса из басни «Крыса и мышь» считает, что от когтей кота

Лев никуда ни денется.

Ведущий: И верно говорят: «У страха глаза велики».

V . Обобщающая беседа.

Учитель: Итак, Вы просмотрели и прослушали басни Крылова.

Он умел писать интересно и смешно. Понравились ли Вам басни? (Ответы детей.)

Учитель: А что такое басни?

(Ответ: короткий рассказ в стихотворной форме и обязательно с какой-то моралью.)

Учитель: Какова цель басни?

(Дети: высмеивание человеческих пороков, недостатков.) Учитель: Кто чаще всего герои басен Крылова? (Дети: животные, вещи.)

Учитель: А знаете ли Вы еще каких-нибудь баснописцев?

Дети: Эзоп, Лафонтен, Толстой, Михалков.

Учитель: Вспомните несколько «крылатых» фраз Крылова? (Ответы детей.)

VI . Выставление оценок.

Учитель: Урок окончен. Всем спасибо.

________

Уважаемая

Приглашаем вас на урок театрализации - «Басни Крылова»,
который состоится в кабинете №29 в.

__________________________

Цели и задачи конкурса:



Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ БАСНИ (по басням И. А. Крылова)

Цели и задачи конкурса:
1. Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное, закрепить умение отличать басню от других стихотворных жанров;
2. Выявить умение определять актуальность прочитанного произведения, способствовать формированию умений выразительного чтения как средства постижения идеи произведения и характеров персонажей;
3. Продолжить работу по формированию умений учащихся осмысливать свои поступки, видеть и понимать жизненные факты через знакомство с баснями И.А.Крылова.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, презентация, элементы костюмов участников инсценировок басен.

Музыкальное оформление: музыкальный фрагмент из произведения конца 18-начала 19 вв. как заставка между сценами постановки.

Ход мероприятия

Звучит музыкальный фрагмент.

Ведущий: Сегодня мы проводим конкурс по творчеству известного баснописца И. А. Крылова. Участвуют ребята 5 – 6-х классов со своими инсценировками. Оценивать творчество ребят будет жюри, в состав которого входят: Бесян Е. Н, учитель биологии и химии; Усевич Н. Л., учитель начальных классов; Штальбаум Т. А., учитель английского языка.

Эпиграф конкурса

Кто, служа высоким целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет.
Н. А. Некрасов

Ведущий: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас…

Ведущий: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину. Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент. Приглашаем на жеребьевку по одному человеку от каждого класса. Ребята называют номер, под которым будут выступать.

Пока ребята готовятся, зрители показывают свои знания по басням Крылова:

- я читаю цитату, а вы называете басню.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

«Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

Продолжите фразу из басни Крылова

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Ведущий: Итак, друзья, будьте внимательны. Смотрите инсценировки ребят и не забудьте, что:
Сказка – ложь, подчас и басня - то ж.
Но учат обе обернуться на себя,
Исправить вовремя грешки,
Чтоб стыдно не было перед людьми.
А чтоб конкретно в этом убедиться,
Не худо б нам к живым примерам обратиться.

(согласно жеребьевке ребята показывают свои инсценировки)


Ведущий: все отлично выступили, показали эрудицию, актерское мастерство, но конкурс есть конкурс. Строгое, но пока справедливое жюри подводит итоги, мы вновь окунемся в мир героев И. А. Крылова.

По отрывку угадайте басню:

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова. («Ворона и лисица»)

2. Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом.

Так; он и без замка;

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою».

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

Качает головой;

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдаётся:

«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.

Потел, потел; но, наконец, устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался. («Ларчик»)

3. Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

Тут Соловей являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, – говорит, – сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.

Избави, бог, и нас от этаких судей. («Осел и соловей»)

4. По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ -

Известно, что Слоны в диковинку у нас -

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться, -

Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт

Вперёд

И лаю твоего совсем не примечает».

«Эх, эх! – ей Моська отвечает. -

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

„Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!“» («Слон и Моська»)

5. Проказница Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он всё-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет! -

Кричит Осёл, – мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!»

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». («Квартет»)

6. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;

Да только воз и ныне там. («Лебедь, рак и щука»)

Ведущий: слово жюри. Церемония награждения.

Огромное спасибо всем участникам и зрителям, которые поддерживали ребят.

Помните:

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.


Рассказать друзьям