Адская «Ракушка» для ВДВ: что может новейший российский БТР. БТР-МДМ: десантируемая "Ракушка" Бронетранспортеры бтр мдм

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

К тест-драйву я поначалу приступил с видом знатока. Еще бы, я же ведь ездил на БМП-3, уже все знаю. Выставил ручной газ, жму кнопку стартера и запуска... Сзади взревел барнаульский дизельный V10 УТД-29. Он родом из 80-х, но по-прежнему актуален. И не спешите морщиться! Думается, что если бы не соображения экологии и экономии, то и на обычных гражданских машинах по-прежнему стояли бы старые, проверенные временем моторищи, сделанные по принципу no replacement for displacement.

Максимальная мощность – 500 сил, и это дизель! Механик-водитель предупреждает: «В машине много лошадей, а она легкая, так что надо плавно отпускать тормоза». Я, конечно, все равно отпускаю слишком резко и получаю заслуженный импульс в затылок... Неудивительно, что я не рассчитал силы в БМП-3 с тем же мотором 18,7 тонны боевой массы, а тут 13,2. С 500 дизельными силами «Ракушка» не становится спортивным кроссовером, но для гусеничного транспорта она все равно чрезвычайно быстра.

В августе опытные образцы БТР-МДМ успешно прошли государственные испытания в морских условиях.
Экзамен для боевой плавающей техники проводился на полигоне седьмой горной десантно-штурмовой дивизии ВДВ, расположенной под Новороссийском.

Бронетранспортёр ВДВ БТР-МДМ предназначен для перевозки личного состава (десанта), боеприпасов, запасных частей, ГСМ в составе ВДВ, десантно-штурмовых формирований морской пехоты ВМФ во всех условиях их боевого применения, в различных климатических условиях и для использования в качестве базовой машины при разработке семейства образцов ВВТ ВДВ (командно-штабных, машин связи и управления, медицинских, тылового обеспечения и др.)


Бронетранспортёр создан на базе боевой машины десанта БМД-4М.
Основным его предназначением бронетранспортёра является замена в войсках БТР-Д. Габариты и масса машины обеспечивают авиатранспортабельность и быстрое преодоление водных преград.
К концу года ВДВ будет иметь 18 единиц БТР-МДМ. В 2015 году планируется поставка ещё более 20 единиц.

Качество выполнения поставленных задач на учениях контролировали представители Минобороны России.
По словам представителей комиссии, опытные образцы отлично справились с испытаниями на море.
БТР-МДМ несмотря на сложные погодные условия, уверенно демонстрировали возможности выхода в море с большого десантного корабля в составе морского десанта, а также чрезвычайно сложную задачу — возвращение и заезд на судно, находящееся в 500 метрах от берега. Выход в море осуществлялся при волнении 4−5 баллов и порывах ветра до 20 м/с, а возвращение на борт — при 3-х баллах и скорости ветра 9 м/с.

Технические характеристики БТР-МДМ:
Тип Гусеничная, бронированная, плавающая, десантируемая
Полная боевая масса, т 13,2 +2%
Экипаж, чел. 2 (командир, механик-водитель)
Масса перевозимого груза, т, не более 2
Количество посадочных мест для десанта, шт. 13
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т) 25 (34)
Информационно-управляющая система шасси Цифровая, ИУС-Ш
Конструкция машины обеспечивает возможность ее комплектации различным сменным оборудованием при использовании
Скорости движения
Максимальная скорость движения, км/ч:
по шоссе 70
на плаву 10
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/час 45-50
Запас хода по топливу
По шоссе, км, не менее 500
По сухому грунту, км, не менее 350
На плаву, ч, не менее 7

Двигатель
Марка УТД-29 четырехтактный, многотопливный, жидкостного охлаждения, безнаддувный
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 368 (500)
Трансмиссия Гидромеханическая, четырехскоростная, с отбором мощности на водометные движители и с отбором мощности на привод насоса гидросистемы машины
Водометный движитель 2 шт., одноступенчатый, осевой, шнекового типа, с направляющим аппаратом

Корпус машины выполнен из сварных броневых листов.
В передней и средней части корпуса находится рубка с экипажем и десантом бронетранспортёра. Над гусеницами имеются специальные ниши. В задней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. В кормовой части рубки расположен люк для спешивания экипажа. Место механика-водителя находится в передней части машины. Слева и справа от него установлены сидения для двух членов десанта. В крыше над местами десанта и механика-водителя имеются три люка, для выхода из машины.

В левой части корпуса машины на крыше установлена башенка, под башенкой в корпусе бронетранспортёра установлено кресло командира-наводчика. Башенная установка оборудована наружной системой питания, а также механизмом вертикального наведения. В средней части машины по бортам установлены двухместные кресла для десанта, по три кресла с каждого борта. Кроме того по бортам установлены кронштейны для установки носилок с раненными

Вооружение:
В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт, установленный в башенную установку командира-наводчика.
Дополнительно в левой передней части рубки установлен ещё один 7,62-мм пулемёт.

Приборы наблюдения и связи .
Для наблюдения за местностью в люке механика-водителя установлены три перископических прибора наблюдения. Имеется возможность замены центрального прибора наблюдения на прибор ночного видения.
Перед правым люком в передней части машины установлен прицел для ведения огня из курсового пулемёта.
В башенной установке также имеется прицельный комплекс командира-наводчика для наблюдения за местностью и ведения стрельбы.

23 января 137-й Рязанский . ТРК «Звезда» рассказывает о том, какие преимущества дает новая бронемашина «крылатой пехоте» России.Параллельно с разработкой новых боевых машин десанта велась разработка новых десантируемых бронетранспортеров на их базе, которые должны были заменить стоящие на вооружении ВДВ БТР-Д. В конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) на базе боевой машины десанта БМД-3 в середине 90-х был создан новый бронетранспортер для ВДВ БТР-МД (бронетранспортер многоцелевой десантный) «Ракушка». Новый БТР-МД имел лучшие, чем у состоящих на вооружении десантников БТР-Д эксплуатационные характеристики, а конструкция отвечала всем современным требованиям, в том числе по эргономике размещения перевозимого личного состава и его защите.Габариты корпуса обеспечили требования по необходимому запасу плавучести и грузоподъемности, авиатранспортабельности самолетами военно-транспортной авиации и вертолетами армейской авиации с сохранением характеристик высокой подвижности и проходимости. Однако широкомасштабного производства БТР-МД на ВгТЗ наладить так и не удалось, по причине банкротства предприятия.После отработки БМД-4М, конструкторский коллектив курганского СКБМ приступил к разработке на базе ее шасси нового бронетранспортера для ВДВ - БТР-МДМ(бронетранспортер многоцелевой десантный модернизированный) «Ракушка-М». Разработка машины велась под руководством главного конструктора СКБМ Сергея Сальникова (к сожалению, Сергей Сергеевич 18 октября 2014 г. ушел из жизни). Модернизация БТР-МД была проделана с целью повышения основных тактико-технических характеристик, надёжности машины и ее унификации с новыми БМД.Что внутри БТР-МДМ? На БТР-МДМ «Ракушка-М» установлены заимствованные с боевой машины пехоты БМП-3 двигатель и трансмиссия, ходовая часть, водомётные движители, водооткачивающие средства, системы управления, электрооборудование, пневмооборудование, приборы наблюдения, средства коллективной защиты, противопожарное оборудование, средства маскировки, оборудование для установки средств десантирования. Еще одной особенностью модернизированного бронетранспортера БТР-МДМ является наличие на машине современной информационно-управляющей системы шасси.
БТР-МДМ имеет сварной корпус рубочного типа с высокими бортами и плоской крышей, выполненный из листов алюминиевой брони. В носовой и средней частях корпуса размещается экипаж и десант бронетранспортёра. Над гусеницами имеются специальные ниши. В кормовой части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. Для посадки в машину и спешивания десанта имеются люк в кормовой части рубки и два прямоугольных люка в крыше рубки ближе к ее кормовой части.Механик-водитель размещается в носовой части по центру машины, слева от него расположено рабочее место командира машины, справа - установлено сиденье для одного из членов десанта - он же стрелок из установленного там курсового пулемета ПКТМ. Для наблюдения за местностью и дорожными условиями перед люком механика-водителя имеются три перископических прибора наблюдения. Для вождения ночью центральный прибор наблюдения меняется на прибор ночного видения. В крыше рубки корпуса над местами командира, механика-водителя и стрелка из курсового пулемета имеются три люка для их посадки и выхода из машины. Для наблюдения и прицельной стрельбы из курсового пулемета установлен прибор ТНП3ВЭ01-01. Питание патронами курсового пулемета осуществляется из двух магазин-коробок на 1000 патронов каждая, соединенных единым трактом питания.Над рабочим местом командира на крыше смонтирована командирская башенка, оборудованная дистанционно управляемой пулеметной установкой с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Прицельный комплекс командира-наводчика обеспечивает наблюдение за местностью и ведение стрельбы.
В средней части машины по бортам расположены двухместные кресла для десанта, по три с каждого борта. Кроме того, по бортам закреплены кронштейны для размещения носилок с ранеными. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части машины.В БТР-МДМ установлен безнаддувный многотопливный дизель УТД-29 с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения. В едином блоке с двигателем размещена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей.
Ходовая часть машины состоит из пяти опорных и четырёх поддерживающих катков с каждого борта. Опорные катки закреплены на пневматических рессорах. Гусеничные ленты с мелкозвенчатыми резинометаллическими шарнирами. Клиренс бронетранспортера переменный и имеет три положения: минимальный (70-100 мм), рабочий (420 мм) и максимальный (500-510 мм).При массе 13,5 тонн машина остается авиатранспортабельной и амфибийной. Максимальная скорость по шоссе составляет 70 км/ч, на плаву - 10 км/ч, запас хода по шоссе - до 500 км.Конструкция БТР-МДМ «Ракушка-М» обеспечивает возможность ее комплектации различным сменным оборудованием и использования в качестве базовой машины при разработке семейства образцов вооружения и военной техники ВДВ - командно-штабных, машин связи и управления, медицинских, тылового обеспечения и других.
БТР-МДМ «Ракушка-М» прошел все испытания, которые показали его соответствие заданным характеристикам. Изделие принято на вооружение Российской армии. В марте 2015 года первые 12 машин были поставлены в одно из подразделений ВДВ Западного военного округа.Текст: Виктор Сергеев

Десантируемый бронетранспортер

БТР-МДМ "Ракушка-М" разработан КБ Волгоградского тракторного завода на базе БМД-3 для замены в частях ВДВ БТР-Д. Разработка модернизированного варианта БТР-МДМ на шасси начата в 2008 г. СКБМ Курганского машиностроительного завода (главный конструктор до октября 2014 г. - С.С.Сальников). Выпуск серии для войсковых испытаний велся в 2014 г. Курганским машиностроительным заводом (г.Курган).

В 2013 г. в ВДВ для проведения испытания поставлены первые два БТР-МДМ. Испытания планировалось завершить в 2015 г. Первая серийная партия в 12 БТР-МДМ "Ракушка" передана ВДВ Западного военного округа 03 марта 2015 г.

Ожидается, что до 2025 г. ВДВ получат более 2500 бронетранспортеров "Ракушка" различных модификаций.

БТР-МДМ в ВС России

Первые БТР-МДМ "Ракушка-М" поставлены вооруженным силам России в 2015 г. По западным данным по состоянию на 2018 г. в ВДВ состоит не менее 30 БТР-МДМ.

Конструкция БТР

Корпус выполнен выполнен из сварных броневых листов. В передней и средней части корпуса находится рубка с экипажем и десантом БТРа. Над гусеницами имеются специальные ниши. В задней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. В кормовой части рубки расположен люк для спешивания экипажа. Место механика-водителя находится в передней части машины. Слева и справа от него установлены сидения для двух членов десанта. В крыше над местами десанта и механика-водителя имеются три люка для выхода из машины.

Ходовая часть машины состоит из пяти опорных и четырёх поддерживающих катков с каждого борта. На катки надеты мелкозвенчатые гусеничные ленты с резино-металлическими шарнирами. Опорные катки закреплены на пневматических рессорах. Клиренс бронетранспортёра переменный и имеет три режима: минимальный, рабочий и максимальный.

Бронирование : противопульное. Броня корпуса и башни способна противостоять стрелковому оружию противника и осколкам мин и снарядов. Для дополнительной защиты экипажа и десанта в машине устанавливается комплект антиосколочной защиты.

Двигатель:
Дизельный УТД-29 четырехтактный, многотопливный, жидкостного охлаждения, безнаддувный мощностью до 500 л.с.

ТТХ БТР-МДМ

Экипаж - 2 чел + до 13 чел десанта (в зависимости от компоновки) Длина - 6085 мм Ширина – 3150 мм Высота – 2700 мм Клиренс – 100-500 мм Масса боевая – до 13,2 т Скорость максимальная: - 70 км/ч (по шоссе) - 45-50 км/ч (по грунтовой дороге) - 10 км/ч (на плаву) Запас хода: - 500 км (шоссе) - 350 км (грунтовая дорога) Преодолеваемые препятствия: - ров - 1,5 м - стенка - 0,8 м - подъем - 35 град.

БТР-МДМ "Ракушка-М" на войсковых испытаниях в ВДВ, 2014 г. (фото - Александр Рюмин, http://itar-tass.com)

Вооружение

7,62-мм пулемет ПКТМ размещенный в башенной установке командира Боекомплект - 8 х 250 патронов Курсовой 7,62-мм пулемет ПКТМ установлен в левой передней части корпуса с прицельным прибором ТНП3ВЭ01-01 Боекомплект - 2 х 1000 патронов с общим трактом питания Мортиры дымовой завесы - 4 х 81-мм мортиры запуска дымовых гранат на лобовом листе корпуса БТР.

БТР-МДМ "Ракушка-М" на выставке АrmsEXPO-2013 (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net)

Оборудование

БТР оборудован цифровой информационно-управляющей системой ИУС-Ш. Прицельно-наблюдательное оборудование: три перископических прибора на люке механика-водителя (центральный может быть оснащен прибором ночного видения). Так же установлен Прицельный комплекс для ведения огня из пулемета и наблюдения за местностью.

Модификации:

Объект 955 / БТР-МД "Ракушка" - базовая модель БТР разработанная на шасси БМД-3.

БТР-МДМ "Ракушка-М" - модернизированный вариант на шасси .

БММ-Д - бронированная медицинская машина десантная / бронированный санитарный транспортер - БММ-Д1. Вариант машины для медицинского взвода - БММ-Д2.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Первоначальная цель бронетранспортеров на поле боя заключалась в мобильной доставке людей на заданные позиции. Это позволяло поддерживать танковые наступления, быстро переориентировать войска в ответ на меняющуюся фронтовую обстановку. В дополнение к этому БТР доставляли грузы и вывозили раненых.

В современных условиях бронетранспортеры все больше конструируются по типу боевых машин пехоты и десанта (БМП и БМД). Это делает БТР полноценной боевой единицей поддержки и прикрытия, что особенно важно при операциях в тылу.

БТР «Ракушка» - многофункциональная десантная (МД) машина России, созданная для поддержки подразделений ВДВ . Акцент делается не только на быстрой доставке бойцов и снабжении, но и на высадке с воздуха. Также учитывается и автономность проводимых операций, в которых машина становится основным прикрытием пехоты.

История создания модели

Задача по разработке новой многоцелевой машины десанта была поставлена перед конструкторами еще в 1992 году. Тяжелое экономическое положение страны и недостаток финансирования армии привел к заморозке проекта. В итоге активная работа над ним началась только в 2008.

Ключевой задачей нового БТР ставилась замена устаревшего советского десантного бронетранспортера, выпущенного еще в 1974. Новая машина должна была отвечать требованиям современной техники и вооружений, а также учитывать специфику десантных операций.

БТР-МД создан на Волгоградском тракторном заводе. Позже серийное производство было переведено на Курганский машиностроительный завод, где собирается уже модернизированная версия БТР-МДМ. В 2013 первые машины отправлены на испытания.

В 2015 году бронетранспортеры стали поступать на вооружение армии, с этого момента их фото стали появляться в сети. По состоянию на 2018 год имелось уже 30 таких машин. Ожидается, что к 2025 году на вооружение десанта поступит около 200 БТР данной линейки в разных модификациях. В итоге БМД-4М и бронетранспортеры «Ракушка» станут базовой десантной техникой.

Цели и задачи по применению

Бронетранспортеры Ракушка разработаны как машина десанта, основная цель которой - поддержка подразделений в любых боевых условиях.

К задачам бронетранспортера относятся:

  • поддержка пехотных соединений, прикрытие;
  • транспортировка грузов, снабжение подразделений;
  • вывоз раненых, переустройство в санитарную машину;
  • организация командного центра или узла радиосвязи.

Ключевыми задачами БТР остается доставка десанта на заданные позиции. Новая машина позволяет перевозить бойцов своим ходом, десантироваться с воздуха, а также форсировать водные преграды и осуществлять высадку с моря с преодолением линии прибоя. Последний фактор делает ее полноценной амфибией.

Конструкция и устройство амфибии

Корпус БТР Ракушка выполнен из сварных броневых листов. Машина делится на три отсека. В переднем размещена рубка управления, где находится механик-водитель, командир и один из десантников. Бронетранспортер выполнен по конструктивной схеме танка, поэтому двигатель располагается в кормовой части.

Средняя часть предназначена для перевозки десанта. Попарные сидения располагаются лицом по ходу движения, по три пары с каждого борта. В нишах над гусеницами имеется место для грузов. Также в корпусе присутствуют бойницы для ведения огня из машины.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за окружением ведется с места механика-водителя посредством трех перископических устройств. По необходимости центральный заменяется на прибор ночного видения . Дополнительное слежение ведется с десантной части через бойницы. Внутренняя связь и коммутация обеспечиваются системой Р-174.

С учетом вооружения прицеливание обеспечивается с позиции стрелка. Также башенная установка оборудована прицельным комплексом ТНП3ВЭ01-01 для наведения и автоматической стрельбы с позиции командира. Через данное устройство он может наблюдать и за местностью.

Основное вооружение

Вооружение бронетранспортера «Ракушка» представлено курсовым пулеметом Калашникова калибра 7,62 мм. Питание обеспечивается двумя коробками по 1000 патронов, объединенных единым трактом. В правой передней части у модифицированной версии имеется дополнительный пулемет.

Броня БТР защищает бойцов от пуль и осколков. Предусмотрена защита ходовой части, позволяющая преодолевать мины.

Средства маскировки

Большинство элементов оснащения бронетранспортера «Ракушка» заимствована у БМП-3 . К ним относят и средства маскировки. Помимо камуфлированного окраса БТР оборудован дымовыми гранатами «Туча».

Технические характеристики

Технические характеристики БТР «Ракушка» отвечают требованиям современной боевой машины. Определенные отличия есть у разных модификаций, ориентированных на узкоспециализированные задачи. Основная модель за счет своих показателей также сохраняет широкий диапазон возможностей для применения.

Двигатель и трансмиссия

Бронетранспортер работает на оппозитном двигателе с турбонаддувом УТД-29, также позаимствованном у БМП-3. Мощность двигателя - 450 л. с. Система охлаждения инжекторно-вентиляторная. Механизм передачи и поворота находится в одном блоке с двигателем и состоит из двухвальной реверсивной коробки передач. Имеется и привод на водометный движитель, обеспечивающий управляемую плавучесть машины.

Электрооборудование

Учитывая заимствование элементов от БМП-3, электрооборудование БТР «Ракушка» представлено аппаратурой 6ЭЦ088. Точных данных о модифицированной версии машины не имеется.

Ходовая часть

Для лучшей проходимости БТР-МД передвигается на гусеничном ходу. Ходовая часть представлена пятью опорными и четырьмя поддерживающими катками с каждого борта. Гусеницы имеют мелкозвенчатые резино-металлические шарниры. Опорные катки крепятся пневматическими рессорами.

Одна из ключевых особенностей ходовой части БТР-МД - регулируемый клиренс. Имеется три положения - минимальный в 70-100 мм, рабочий в 420 мм и максимальный в 500-510 мм.

Десантирование

Бронетранспортер «Ракушка» способен перевозить до 15 человек, включая механика-водителя и командира. Для десантирования предусмотрен люк в кормовой части. Также имеются два круглых люка в крыше рубки управления и два прямоугольных в средней десантной части бронетранспортера.

Максимальная скорость на воде и суше

Скоростные характеристики БТР-МД представлены следующими показателями:

  • максимальная скорость по шоссе - до 71 км/ч;
  • скорость на сухой грунтовой дороге - 45-50 км/ч;
  • скорость на плаву - 10 км/ч.

Запас хода по шоссе составляет 500 км, по пересеченной местности - 350 км. Гусеничная ходовая часть позволяет бронетранспортеру преодолевать подъемы в 35 градусов, объекты и стены высотой 0,8 м и рвы в 1,5 м.

Габариты и вес

По габаритам ТТХ БТР-МД имеют следующие значения:

  • длина корпуса - 6,085 м;
  • ширина - 3,15 м;
  • высота - 2,7 м;
  • масса - 13,2 т.

Габариты машины позволяют десантировать ее с воздуха с самолетов ИЛ-76 (М, МД), АН-124, а также с внешней подвески вертолетов Ми-26. Это делает бронетранспортер оптимальным выбором для проведения десантных операций.

Достоинства и недостатки

Ключевым достоинством БТР-МД выделяют его многофункциональность. Машина рассчитана практически на любые условия проведения операций, что во многом приближает ее к БМП. При этом конструкция бронетранспортера позволяет в короткие сроки переоборудовать его в любой центр - от санитарной машины до командного штаба.

БТРД «Ракушка» учитывает автономность проведения операций при десантировании в тыл. Электрооборудование, навигация и системы наведения позволяют эффективно выполнять боевые задачи даже новичкам, прошедшим базовую подготовку.

Машина позаимствовала наиболее успешные конструкторские решения прежних поколений БТР и БМП. В отношении недостатков значительных аспектов пока не выделено. Это обусловлено небольшим сроком службы, не позволяющим объективно оценивать проект в долгосрочной перспективе.

Применение и испытания в реальных боевых условиях

Первые испытания БТР-МД «Ракушка» были проведены в 2013 году. Бронетранспортер показал полное соответствие заявленным техническим характеристикам, высокую проходимость и многофункциональность. На базе полученных результатов машины стали поступать на вооружение ВДВ. В реальных боевых условиях они еще не применялись.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Рассказать друзьям