Презентация на тему "Способности" по обществознанию в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о том, что такое способности и задатки, какие существуют типы способностей и как они формируются.
Фрагменты из презентации
Понятие о способности.
- Способности - индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.
- Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития.
- По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
- Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.
Формирование способностей. Развитие природных задатков.
- Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.
- Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
- В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.
- Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
- Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
- Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
- Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.
Урок № 7
Урок № 7
Тема урока:
Тема урока:
Способности как психическое
Способности как психическое
свойство
свойство
План
1. Понятие о способностях
2. Физиологические основы способностей
3. Учёные о способностях
4. Структура способностей
5. Виды способностей
6. Формирование способностей
Актуальность проблемы
Одной из самых сложных и интересных
проблем психологии является проблема
индивидуальных различий. Психические
свойства и качества людей
свойства и качества людей
формируются в жизни, в процессе
обучения, воспитания, деятельности.
Центральным моментом в
Центральным моментом в
индивидуальных особенностях человека
являются его способности. Именно они
определяют становление личности и
обуславливают степень яркости ее
индивидуальности.
индивидуальности.
Понятие о способностях
..Способности – индивидуальнопсихологические
особенности человека, которые выражают его
готовность к овладению определенными видами
деятельности и к их успешному осуществлению
(Ю.Б.Гиппенрейтер).
Способности
Способности
Термин «способности» широко используется
..
не только в психологии, но и в других науках.
Способности выступают как
свойства души человека и
включают в себя всевозможные
психические процессы и
состояния.
Такая характеристика
способностей является
наиболее старой
Способности – это такой
уровень развития знаний,
умений и навыков у человека,
который позволяет ему успешно
справляться с различными
видами деятельности.
Такое определение широко
применялось в XVIII–XIX вв
Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям,
умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и
эффективно применять в практической деятельности.
Физиологическая основа
Физиологическая основа
способностей
способностей
..
Способности не могут быть ни врождёнными, ни
генетическими образованиями – они продукт развития.
Врождёнными факторами, лежащими в основе
способностей, являются задатками
Задатки определяются как анатомо
физиологические особенности
мозга, нервной и мышечной систем,
анализаторов или органов чувств
Б. М. Теплов в качестве основных
признаков способностей выделяет
следующие:
.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с
Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с
реальностью.
реальностью.
реальностью.
Учёные о «способностях»
Учёные о «способностях»
С.Л. Рубинштейн говорит, что
способности имеют органические,
наследственно закрепленные
предпосылки для их развития в виде
задатков.
Наличие у человека определенной
способности означает пригодность его
к определенной деятельности.
Способность должна включать в себя
различные психические свойства и
качества, необходимые в силу
характера этой деятельности и
требований, которые она предъявляет.
Рубинштейн С.Л
Cлайд 1
План: Понятие о способности. Способности и деятельность. Формирование способностей. Развитие природных задатков. Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.Cлайд 2
Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.Cлайд 3
Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.Cлайд 4
Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков. Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.Cлайд 5
Cлайд 6
Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.Cлайд 7
Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.Одаренность – это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». В.Д. Дружинин
Одаренность - просто более высокий, чем у других, уровень способностей.
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что одаренность означает вообще способность, а в качестве более высоких уровней одаренности выделял «талант» и «гениальность».
Н.С. Лейтес считает, что если при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности ребенок значительно отличается от сверстников по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов, можно говорить об одаренности.
П.И. Пидкасистый и В.Э. Чудновский понимают «одаренность как высокий уровень и качественно своеобразное сочетание способностей».
Уровень способностей
Задатки и способности
Задатки и способности
задатки - врожденные анатомо физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие
природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем… … Большая психологическая энциклопедия
Задатки - Задатки анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для
формирования тех или иных способностей. Задатки врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на… … Википедия
задатки - мн. (склонности) οἱ ἔξεις, ἡ διάθεση [ ις]: дурные задатки οἱ κακές δξεις· хорошие задатки τά προσόντα … Русско-новогреческий словарь
задатки - см. склонность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык.
З. Е. Александрова. 2011. задатки сущ., кол во синонимов: 1 … Словарь синонимов
Задатки - анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. Типологические свойства
нервной системы, определяющие скорость образования временных… … Психологический словарь
задатки - мн. Anlagen f pl, Fähigkeiten f pl … Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
ЗАДАТКИ - ЗАДАТКИ, ов. Зачатки каких н. способностей, качеств. Хорошие з. Плохие з. Толковый
словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЗАДАТКИ - англ. disposition; нем. Anlagen. Врожденные анатомо физиологичес кие особенности
организма, гл. обр., его нервной системы и органов чувств, являющиеся органическими предпосылками развития способностей индивида, для чего необходима деятельность… … Энциклопедия социологии
задатки - мн. (склонности) disposition f, inclination f, aptitude f хорошие задатки bonnes inclinations дурные задатки mauvais instincts, mauvaises inclinations … Большой французско-русский и русско-французский словарь
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Одному легко дается математика, другому – иностранные языки, третий пишет стихи, четвертый добивается успехов в спорте – а какие у тебя способности?
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
СПОСОБНОСТИ - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
ЗАДАТКИ - это природная предпосылка способности, физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
ВИДЫ ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА
- ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ – такие, которые проявляются уже при рождении ребенка.
- ПРИБРЕТЕННЫЕ ЗАДАТКИ формируются в процессе деятельности Например, математические способности: для того чтобы освоить высшую
математику, необходимо
обязательно знать
элементарную.
ВЫСОКИЙ РОСТ
РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ПОДВИЖНОСТЬ, БЫСТРОТА РЕАКЦИИ
НЕЙТ РОБИНСОН - трёхкратный победитель конкурса по броскам сверху (2006, 2009 и 2010). При росте – 175 см.
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
СПЕЦИАЛЬНЫЕ –
проявляются в определенной сфере деятельности человека - музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т.д.
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности (таких, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряженной умственной деятельности)
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
ТВОРЧЕСКИЕ –
проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности.
УЧЕБНЫЕ СПОСОБНОСТИ проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности
ИМПРЕСИОНИЗМ
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
предусматривают
наличие и преобладание
в деятельности практического, наглядно-действенного мышления.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ связанны с функционированием в человека теоретического, абстрактного мышления Люди, обладающие этими способностями, склонны к научной деятельности
МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ
ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВО
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей
Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является М.В. Гоголь, М.В. Ломоносов и др.
Говорят, когда
В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет» .
ОДАРЕННОСТЬ - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.
ВАДИМ РЕПИН НАЧАЛ ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ В 5 ЛЕТ
УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Талантливые ученые и писатели часто говорят, что главный залог их успехов - трудолюбие. Способность сидеть и работать, пахать. В мире высоких достижений побеждают не таланты, а пахари с талантом.
ТАЛАНТ – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях
МАЙК ТАЙСОН –
10 раундов спарринга 6 дней в неделю + силовые тренировки с утра и до позднего вечера = является обладателем нескольких мировых рекордов, не побитых по сей день.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
СТИВЕН ХОКИНГ- один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени и основоположников квантовой космологии.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности, который реально проявляется в выдающихся результатах и имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры.
ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ
Гениальность и талантливость имеют не только свои плюсы, но и минусы. Одних подобные способности и успехи доводят до шизофрении, других до самоубийства, третьи впадают «в детство».
«…Люди думают, что они меня знают. Как бы не так. Ничего они не знают. Я ведь один из самых одиноких людей на свете. Иногда я из-за этого плачу. Это больно. Наверное, можно сказать, больно быть мною…».
МАЙКЛ ДЖЕКСОН
ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ
Делать легко то, что для других трудно - это талант. Делать то, что для других невозможно, - это гений.
Анри Фредерик Амиель
Гениальные люди - это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.
Наполеон Бонапарт
Назначение гения в том, чтобы доставлять мысли, которые через двадцать лет станут достоянием кретинов.