Исследовательская работа на тему звездное небо. Исследовательская работа "Удивительный мир звёзд"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение
СЛАЙД 1. Когда солнце исчезает за горизонтом и наступает ночь, перед нашими глазами возникает самая восхитительная картина в мире: звездное небо. Все мы любим наблюдать за этими бесчисленными сверкающими точками, которыми усыпано небо, - звездами. На первый взгляд можно насчитать несколько тысяч звезд, но в действительности их миллиарды.
СЛАЙД 2.Тайна звездного неба интересна всем ребятам без исключения, Учёные и астрономы провели много исследований, раскрыли много тайн. Про звезды написано много книг, снято много познавательных фильмов, и все же, многие ребята не знают всех тайн звездного неба.
Актуальность нашей темы заключается в заинтересованности к данной теме детей и в восполнении знаний в этой области. Тема учитывает возрастные особенности обучающихся и способствует развитию их познавательной активности. Нам всем с детства интересно, почему мы не можем дотянуться до звезд, чтобы потрогать и пересчитать их.
Результаты анкетирования
СЛАЙД 3. Работая над этой темой, мы предложили обучающимся 2 класса ответить на вопросы анкеты, для того, чтобы понять, о чем лучше рассказать. Анкета включала в себя 4 вопроса. В опросе приняли участие 27 обучающихся.
СЛАЙД 4. Обработав анкеты и получив результаты, мы сделали вывод, что актуальность нашего исследования очевидна. Следовательно, далее наше исследование строилось опираясь на эти 4 вопроса.
Почему звезды видно только ночью
СЛАЙД 5. Так же, как днем не видно света лампочки или фонаря, а в темноте они хорошо различимы, звезды ярко сверкают в темноте ночи и не видны днем, поскольку их затмевает солнечный свет. И поэтому же их плохо видно при ясной луне. Единственную звезду можно увидеть днем - Солнце, но оно находится так близко от Земли, что на него нельзя смотреть прямо, поскольку интенсивность его света ослепляет. Солнце не самая большая звезда и не обладает большим теплом, чем другие, но оно ближе всех расположено к Земле и поэтому кажется больше остальных. Звезды находятся очень далеко от Земли, поэтому кажутся такими маленькими.
Тайна звездного блеска
·
СЛАЙД 6. Звезды похожи на огромные шары огня, они излучают огромное количество света – и с Земли мы воспринимаем этот свет как серебристый блеск. Это происходит потому, что звезды образованы горящими водородом и гелием, а эти газы при горении выделяют свет и тепло. У самых сияющих звезд яркость во много миллионов раз больше, чем у Солнца, хотя встречаются звезды, чье свечение в миллионы раз меньше.
Рождение звезд
СЛАЙД 7.Звезды существовали не всегда. Рассмотрим, как происходит рождение звезд. Почти все они развивались небольшими группами из относительно холодной массы, состоящей из газа и звездной пыли. Эта масса концентрировалась, то есть частицы космической материи объединились, образовав своего рода облако, называемое туманностью. Возможно, эта туманность начала вращаться и достигла высочайших температур, приблизительно около миллиона градусов по стоградусной шкале. Туманность, загоревшись, уже становится звездой.
Цвет звезд
СЛАЙД 8. Когда мы смотрим на звезды, нам кажется, что все они одного и того же цвета: бело-голубоватого. Но несомненно, что все они имеют разные цвета, которые зависят от их температуры. Звезды, выделяющие большее количество тепла,- белые и голубые, имеющие среднюю температуру,- желтые и оранжевые, а красные обладают наименьшим теплом. Солнце относится к звездам средней температуры, поэтому оно желтое, когда же оно начнет гаснуть и войдет в свою последнюю фазу активности, то станет красной звездой и в конце концов погаснет.
Заключение
СЛАЙД 9. В заключени можно отметить, что поставленные в работе задачи выполнены, цель достигнута. Спасибо за внимание.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Когда солнце исчезает за горизонтом и наступает ночь, перед глазами возникает самая восхитительная картина в мире: звёздное небо. Я очень люблю наблюдать за звёздами. И меня всегда волновали вопросы: Почему зажигаются звёзды? Далеко ли они от нас? Почему звёзды ночью светят, а днём нет? Сколько звёзд на небе? Почему бывает звездопад?

Что такое млечный путь?


Почему бывает звездопад?

А ещё я знала о том, что раньше небо заменяло и компас, и часы, и календарь. У звёзд люди спрашивали: скоро ли утро; по звёздам определяли, когда придёт весна. Небо было нужно человеку всегда. Значит, звёзды играли важную роль в жизни человека. И как же разобраться с этими звёздами, задумалась я тогда. Как узнать что такое созвездие? Почему созвездия имеют такие названия и контуры?

И тогда я решила, что надо приоткрыть тайну звёздного неба и поставила перед собой цель.

Цель моей работы : Приоткрыть тайну звёздного неба, узнать, что собой представляют звёзды и созвездия.

Задачи:

1. Изучить историю появления звезд, характеристику звёзд.

2. Выяснить значение понятия «Созвездия».

3. Изучить историю названия созвездий.

4.Узнать какие созвездия можно увидеть на звёздном небе.

5.Узнать, что такое Млечный путь.

6. Практически применить свои знания. Творческая работа - игра «Путешествие по звёздному небу».

Гипотеза: Предположу, что поиск ответов на мои вопросы, поможет приоткрыть некоторые тайны звёздного неба.

Объект исследования: космическое пространство.

Предмет исследования: звёзды.

Этапы исследования:

1 Этап

  • Анкетирование одноклассников.

2 Этап

  • Посещение планетария в г. Уфа.
  • Беседа с учителем физики.
  • Посещение библиотеки, работа с интернет -ресурсами.
  • Практическое применение .

На первом этапе работы решила выяснить, что знают о звёздах и созвездиях мои одноклассники. Я составила и записала в дневник юного исследователя вопросы, которые потом задала им.

Выводы первого этапа исследования:

Я опросила 28 учеников, из них ответили:

на 1 вопрос «Что такое созвездие?»

Знают - 27 чел.

Не знают - 1 чел.

на 2 вопрос «Почему звезды объединяют в созвездия?»

Знают - 7 чел.

Не знают - 21 чел.

на 3 вопрос « Сколько есть созвездий?»

Знают - 0 чел.

Не знают - 28 чел.

На втором этапе работы:

Посетила Планетарий;

Побеседовала с учителем физики в школе;

Побывала в школьной библиотеке;

В интернете почитала информацию о космосе.

1. Что такое звезда? Рождение звёзд.

Свою исследовательскую работу я начала с посещения Планетария в г. Уфа, где экскурсовод подробно рассказала о том, что наука, изучающая звезды, называется астрономия (от греч. астра - «звезда»).

Чтобы наблюдать за звёздами был изобретён специальный прибор - телескоп. С греческого языка телескоп переводится как «далеко вижу». С его помощью астрономы на специальных станциях, наблюдают и изучают звёздное небо. В древности люди считали, что звёзды- это горящие фонарики, закреплённые на хрустальном небесном своде.

Исходя из беседы, я узнала, что звёзды - это огромные раскалённые светящиеся шары. Рождение звезды происходит примерно так: сначала в космическом облаке образуется сгусток, состоящий из межзвёздного газа. Вращаясь с огромной скоростью, он увеличивается в размере и, когда его масса возрастает в несколько раз, под действием силы притяжения он начинает сжиматься. Внутри этого сгустка температура повышается до 10 миллионов градусов, он начинает светиться, вот тогда на небе и вспыхивает яркая звезда. По звездам часто ориентируются летчики, моряки, туристы, путешественники, разведчики. Самые яркие звёзды на небе имеют своё название, например Альтаир, Вега, Сириус и т.д.

Вывод 1 : Звёзды - это огромные раскалённые светящиеся, вращающиеся шары, состоящие из газа. Звёзды светят потому, что при вращении с огромной скоростью они увеличиваются в размерах, внутри температура повышается до 10 миллионов градусов, и они начинают светиться.

2. Цвет звёзд. Жизнь звёзд.

Рассматривая звёзды даже невооруженным глазом, можно заметить, что не все они одинаковы. Есть голубые, жёлтые, оранжевые, красные звёзды, а не только белые. Цвет звёзд многое говорит астрономам, прежде всего он зависит о температуры поверхности звезды. Красные звёзды - самые холодные, их температура составляет примерно 2-3000 o С. Жёлтые, как наше Солнце, имеют среднюю температуру (5-6000 o С). Самые горячие - белые и голубые звёзды, их температура составляет 50-60000 °С и выше.

Существуют даже звёзды-пульсары. При наблюдении в телескоп они оказываются двойными. Двойная звезда - это система двух небесных тел, связанных общим центром притяжения.

Живут звёзды по нескольку миллиардов лет. Астрономы установили, что ежегодно на небе «умирает» хотя бы одна звезда. Звёзды умирают по одной простой причине: кончается топливо. Когда запас водорода в ядре иссякает, звезда раздувается и становиться красным гигантом. В конце концов, от звезды остаётся только мёртвая сердцевина - белый карлик. Через миллиарды лет белый карлик остывает и превращается в чёрного карлика, не излучающего свет. На смену умершим звёздам, рождается несколько сот новых звёзд.

Каждый год в августе мы думаем, что происходит Звездопад. А на самом деле это не звезды падают, а падают метеоры и метеориты. Горят они потому, что летят с высокой скоростью.

Вывод 2: Звёзды бывают голубые, жёлтые, оранжевые, красные звезды, белые. Цвет звёзд зависит от температуры звезды. Красные звёзды - самые холодные, жёлтые, как наше Солнце, имеют среднюю температуру. Самые горячие - белые и голубые звёзды. Звёзды-пульсары- двойные звёзды- система двух небесных тел, связанных общим центром притяжения.

Когда кончается запас водорода в ядре, звезда умирает. Солнце - это с амая яркая звезда, видимая со всех точек земного шара .

3. Что такое созвездие? Почему звёзды объединили в созвездия?

Все звёзды, видимые с Земли, входят в то или иное созвездие. Группу звёзд, объединённых воображаемой линией, называют созвездием. Ещё в древние времена рисунки, полученные из точек звёзд, астрономы назвали созвездиями. В скоплениях звёзд наши предки угадывали фигуры различных животных, предметы, людей, мифологических героев. На воображаемом небе воссоздали образы одних из самых известных созвездий, которые можем наблюдать в своей части света. На самом деле созвездий очень много - 88 и каждое имеет своё название.

Например: «Ковш», который мы видим на небе, является частью созвездия под названием «Большая Медведица».

Созвездие - это участок неба с установленными границами.

Звёзды в созвездиях находятся на различных расстояниях от наблюдателя; положение созвездия изменяется в течение суток. Процесс объединения звёзд в созвездия не так прост, как кажется на первый взгляд. В течение веков вносились некоторые изменения, в результате которых некоторые созвездия забыты и на их месте существует несколько других. Многие из забытых созвездий были определены разными астрономами и не были признаны сообществом ученых. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо.


На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звёзд очень трудно или даже просто невозможно рассмотреть то, о чём говорит название созвездия. Большая Медведица, например, напоминает ковш, очень трудно представить на небе Жирафа или Рысь. Но если вы посмотрите старинные атласы звёздного неба, то на них созвездия изображены в виде животных.

Далее я обратилась за помощью к учителю физики. Она рассказала мне о том, почему звёзды объединяются в созвездия. Чтобы лучше различать звёзды, в древнем мире тысячи лет назад астрономы группировали их между собой, как если они были точками воображаемой фигуры: льва, змеи, весов или других предметов и мифологических существ. Эти группы звёзд они назвали созвездиями. Знания расположения звёзд на небе помогали мореплавателям и путешественникам ориентироваться в пути. Найти полярную звезду можно по созвездиям Большой и Малой Медведицы.

Полярная звезда находится в хвосте созвездия Малая медведица. Если встать к ней лицом, то получим направление

на север. Она постоянно находится на севере.

Вывод 3: Созвездие - это группа звёзд. Знания расположения звёзд на небе помогают ориентироваться в пространстве.

В течение долгого времени велись споры по поводу созвездий. В 1930г. Международный астрономический союз чётко зафиксировал 88 созвездий. Наиболее известные созвездия, которые мы видим, являются: Большая Медведица, Пегас, Кассиопея. Все звёзды в созвездиях обозначаются буквами греческого и латинского алфавитов.

4.Зодиакальные созвездия.

Также учительница физики много рассказала про Зодиакальные созвездия. В разные времена года на небе можно наблюдать разные созвездия. Отчего так происходит? Наблюдения астрономов показывают, что Солнце не только движется по небосклону вместе со всеми звёздами, но еще и медленно перемещается среди звёзд в обратном направлении, переходя из одного созвездия в другое, проводя в каждом примерно месяц. Такая полоса созвездий, через которые поочередно проходит Солнце называется Зодиаком, а созвездия - зодиакальными. Всего их 12. Начинает этот путь Овен, затем Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Когда Солнце находится в одном из созвездий в соответствующий месяц, это созвездие не видно с Земли.

И что самое интересное, что даже характер и судьбу человека во многом может предопределить созвездие, которое было на небе в момент его рождения.

Вывод 4: Оказывается, Солнце медленно перемещается среди звёзд в обратном направлении, переходя из одного созвездия в другое, проводя в каждом примерно месяц. Такая полоса созвездий, через которые поочередно проходит Солнце называется Зодиаком, а созвездия - зодиакальными.

5. Млечный путь.

Далее я отправилась в библиотеку, чтобы найти ответ на вопрос: что такое млечный путь? В ясную безлунную ночь на небе хорошо видна беловатая полоса, которую древние греки назвали Млечный путь. И почему его так называют? Почитав и просмотрев много книг о космосе. Я узнала, что в мифах и легендах Млечный Путь называли Дорогой Богов, таинственным Звездным Мостом, волшебной Небесной Рекой, наполненной божественным молоком.

И только Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звёзд. Он открыл, что млечный путь - это Галактика, которая состоит из 100 млрд. звёзд, Солнце - только одна из них.

Вывод 5 : Млечный путь - это Галактика, состоящая из 100 млрд. звёзд, который открыл Галилео Галилей .

Результаты работы:

  1. В целом, я думаю, мне удалось достичь главной цели исследования, то есть найти ответы на вопросы:

Я приоткрыла тайну звездного неба для себя:

Узнала историю появления звезд, характеристику звезд;

Выяснила что такое созвездие, почему звезды объединяются в созвездия;

Какие созвездия называют зодиакальными.

2. Я решила все поставленные для себя задачи.

3. Выяснила, что находясь в любом месте на земле, можно сориентироваться благодаря звёздам.

4. Как результат своей работы, разработала настольную игру «Путешествие по звёздному небу». Я искала способ наглядно показать своим одноклассникам, какие бывают созвездия, большие и яркие звёзды и придумала. Игра не только знакомит с созвездиями, но и учит ориентироваться по звёздам.

Литература:

  1. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Космос / Авт. - сост. Т.И.Гонтарук.
  2. Зигель Ф.Ю. Сокровища звёздного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне.
  3. Э. Юбельакер, Энциклопедия: «Созвездия».
  4. К. Макалан, Интерактивная энциклопедия: «Звёздное небо».
  5. Энциклопедия «Астрономия и Космос».
  6. Большая книга вопросов и ответов: «Что, Зачем и Почему?».

Приложение №1

Игра для детей школьного возраста «Путешествие по звёздному небу».

Правила игры:

  • В эту игру можно играть вдвоем, втроем или вчетвером.
  • Для игры Вам понадобятся фишки по одной на каждого игрока и кубик с цифрами от 1до 6.
  • Определите жребием, кто будет ходить первым.
  • Все игроки начинают игру на клетке «Старт».
  • Игроки по очереди бросают кубик, и передвигают свою фишку на столько шагов вперед, сколько очков выпало на кубике.
  • Движение осуществляется по полям белого, желтого и красного цвета.
  • При попадании на красное поле игрок пропускает ход.
  • При попадании на зеленое поле игрок получает право дополнительного хода.
  • Выигрывает тот, кто первым придет к «Финишу».

Приложение №2

Дневник юного звездочёта.

Научно- исследовательская работа Тема: Звезды Автор: Кошечкина Полина Класс: 4Д Научный руководитель: Комагина Т. В. Г. Подольск, 2014 г. 1. Звезды 2. Космические объекты 3. Созвездие большой медведицы 4. Созвездие стрелец 5. Созвездие Орион 6.Астрология 7. Исследование среди одноклассников 8. Вывод Цель: - Узнать что такое звезды; - Изучит небесные объекты; - Понаблюдать за созвездиями; - Провести исследования среди одноклассников. Задачи: - Изучить науку «Астрономия» - Повысить уровень одноклассников по данной теме - Найти свои созвездия на небе Звезды, горячие светящиеся небесные тела, подобные Солнцу. Звезды различаются по размеру, температуре и яркости. По многим параметрам Солнце – типичная звезда, хотя кажется гораздо ярче и больше всех остальных звезд, поскольку расположено намного ближе к Земле. Даже ближайшая звезда (Проксима Кентавра) в 272 000 раз дальше от Земли, чем Солнце, поэтому звезды кажутся нам светлыми точками на небе. Хотя звезды рассыпаны по всему небосводу, мы видим их только ночью, а днем на фоне яркого рассеянного в воздухе солнечного света они не видны. Живя на поверхности Земли, мы находимся на дне воздушного океана, который непрерывно волнуется и бурлит, преломляя лучи света звезд, отчего они кажутся нам мигающими и дрожащими. Космонавты на орбите видят звезды как цветные немигающие точки. Чем массивнее звезды, тем меньше их в космосе. Большинство звезд- красные и желтые (как наше Солнце) карлики, с другой стороны, массивные звезды светят гораздо ярче. Большинство карликов остается вне нашего поля зрения, так как они слишком тусклы. Космический объект - небесное тело (астрономический объект) или космический аппарат, находящиеся за пределами земной атмосферы в космическом пространстве. К естественным космическим объектам относятся звезды, планеты и их естественные спутники, астероиды, кометы и т. п. Искусственные космические объекты - космические аппараты, последние ступени ракет-носителей и их части. Космические тела, входящие в состав космических систем, обычно имеют общее происхождение, взаимосвязана гравитационными и электромагнитными полями и перемещаются в пространстве как единое целое. Мой папа много знает о звездах, как- то вечером он мне рассказывал о Большой и Малой медведице, и показывал их в телескоп. Больша́я Медве́дица (лат. Ursa Major) - созвездие северного полушария неба. Семь звезд Большой Медведицы составляют фигуру, напоминающую ковш с ручкой. Две самые яркие звезды - Алиот и Дубхе - имеют блеск 1,8 видимой звездной величины. По двум крайним звёздам этой фигуры (α и β) можно найти Полярную звезду. Наилучшие условия видимости - в марте-апреле. Видно на всей территории России круглый год (за исключением осенних месяцев на юге России, когда Большая Медведица спускается низко к горизонту). В школе нам преподают астрономию, это очень интересный предмет, я стала не только изучать его в классе, но и просить родных чтобы они купили мне книги о планетах и звездах! Например, по знаку зодиака я стрелец, вот что я узнала: Созвездие стрельца- является зодиакальным и находиться частично в Млечном Пути, а частично в поясе зодиака. Лучше всех в южной части горизонта это созвездие можно наблюдать по ночам в июле и августе. Теперь я знаю о самом красивом созвездии Ориона. Орион по древней легенде был храбрым и прекрасным юношей сыном повелителя морей Посейдона. От отца он унаследовал способность с легкостью перемещаться как в глубинах морей, так и по суше. Орион был знаменитым и азартным охотником. Созвездие Орион было известно за три тысячелетия до начала расцвета цивилизации. Жители Месопотамии называли его « Уру-анна», что переводится как « небесный свет». Его нетрудно найти в южной части небосклона, сравнительно невысоко над горизонтом. Астроло́гия (от др- греч ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») - группа предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и будущее) и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга. Европейская и индийская астрология ведут свое происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых небесные тела (Солнце, Луна, планеты) и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами, влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел - символов божеств. Вавилонская астрология была заимствована греками и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром, проникла в Индию. Вопросы, поставленные перед учениками 4 –Д класса, и ответы: В классе 29 учеников 1. Какое созвездие является зодиакальным и частично находиться во Млечном пути? 29 учеников Стрелец Близнец Не знаю Не помню 2. Сколько звезд в ходят в Большую Медведицу? Ученики 3 5 7 Не знаю 3. Чьим сыном был Орион? Ученики Посейдон Зевс Аид Не помню 4. Солнце это звезда? Ученики Не знаю Нет 0% 0% да Сомневаюсь 0% 100% 5. Нравиться ли Вам Астрономия как предмет? Ученики Да Нет - - - При анализе результатов анкетирования я сделала следующий вывод: Созвездие стрельца распространено Большую и Малую Медведицу каждый человек может наблюдать без телескопа на небе, и посчитать сколько в нее входят звезд. История Астрономии очень интересная, поэтому я считаю что изучать ее стоит не только в школе, но и дома. Солнце- это самая главная и большая звезда для всех жителей земли! Как и все тела в природе, звёзды не остаются неизменными, они рождаются, эволюционируют, и, наконец "умирают". Чтобы проследить жизненный путь звёзд и понять, как они стареют, необходимо знать, как они возникают. В прошлом это представлялось большой загадкой; современные астрономы уже могут с большой уверенностью подробно описать пути, ведущие к появлению ярких звёзд на нашем ночном небосводе. Астрономияочень интересная и увлекательная наука. Поэтому я советую изучать этот ее!!! 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. « Переменный звезды» – В. Венцель – 2013 г. «Юный астроном» - Ерпылев Н.П- 1012 г. « Звездные острова» – Ю.Н. Ефремов -2012 г. «Сокровища звездного неба» – Ф.Ю.Зигель- 2013 г. «Твоя Вселенная» - Е.П. Левитан – 2011г « Почему небо темное» – Рубин - 2011 г. «Вселенная от А до Я»- В. Г. Сурдин – 2012 г « Большая энциклопедия астрономии»- 2012 Г. « Планета Земля» – Б. Тейлор- 2012 г. « Что и как наблюдать на небе» – В. П. Цесевич

Тема исследовательской работы: «Удивительный мир звёзд»

Актуальность: Мы проходили на уроке Звёздное небо завораживает! Большие и малые звезды, собранные в созвездия, усыпают на сине - черном небе. Многим людям интересно было бы узнать, как на небе появились те или других созвездия, что они обозначают и почему такое название, поэтому тема нашей работы актуальна.

Слайд 3

Цель работы: изучить наиболее известные созвездия звёздного неба, дать краткое описание каждому из них. Задачи: Изучить историю названий созвездий. Дать краткое описание каждому из них. Познакомить слушателей с мифологией звёзд.

История названия созвездий

История созвездий очень интересна. Ещё очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звёзд в созвездия и дали им различные наименования. Это были имена различных мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний - Геркулес, Кентавр, Телец, Кассиопея, Андромеда, и др. Созвездий очень много - 88. Но не все из них яркие и заметные. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звёзд очень трудно или даже просто невозможно рассмотреть то, о чём говорит название созвездия. Некоторые созвездия были выделены ещё в бронзовом веке, в те времена, когда наши предки только начали познавать окружающий мир, наблюдать движение Солнца и Луны.

Астрономия-древнейшая из наук. Первые астрономические открытия были сделаны в доисторические времена.

Созвездия

Большая и малая медведицы- крупное северное созвездие, семь ярких звёзд которого образуют известный Ковш. Созвездие известно так же как Малый Ковш, называется малой медведицей.

Кассиопея созвездие Северного полушария; 5 самых ярких звезд Кассиопеи образуют фигуру, похожую на букву М. Искать Кассиопею нужно от первой звезды хвоста Большой Медведицы. Двигаясь к Полярной звезде, и проходя её.

Орион – охотник из греческого мифа носит самое заметное созвездие зимнего неба. Его можно найти по «поясу» из трех звезд. Пояс делит созвездие на две части. Вверху, на плечах «Ориона» сияют звезды Бетельгейзе и Беллатрикс. В нижней части – одна из самых ярких звезд неба – Ригель.

ЛЕБЕДЬ, созвездие Сев.полушария с яркой звездой Денеб. Многие народы видят в этом созвездии очертания птицы.

ЛИРА , маленькое, но очень красивое созвездие между Геркулесом и Лебедем. Арабы называли его Падающий Орёл. Главная звезда – Вега.

Созвездия, через которые проходит эклиптика. называют зодиакальными.

Стихотворение

З О Д И А К

Двенадцать знаков Зодиака:

Рогатый Козлик-забияка,

В блестящих брызгах Водолей,

Две Рыбы в чешуе огней,

Барашек в облаках кудрявых

И Бык бодливый в лунных травах,

Двойняшки с вечной их возней,

Рак с ослепительной клешней,

Лев, с неба рыкающий грозно

И девушка в накидке звездной,

Весы, висящие меж туч

И Скорпиона жгучий луч,

Стрелец, что целится из мрака, -

Двенадцать знаков Зодиака!

(Элеонора Фарджен,

перевод Г.Кружкова)

Зодиакальные созвездия .

Овен.

Овен считается первым в поясе зодиака . Символ белого кроткого, ни в чем не повинного существа, отдающего себя в жертву людям во имя их блага и искупления их поступков, - такова идея иероглифа созвездия Овен.

Телец.

Телец, созвездие с яркой звездой Альдебаран. У древних народов самым главным было созвездие Тельца, так как новый год начинался весной. В зодиаке Телец самое древнее созвездие, поскольку в жизни древних народов скотоводство играло огромную роль, и с быком (тельцом) связывали то созвездие, где Солнце как бы побеждало зиму и возвещало приход весны и лета. Вообще многие древние народы почитали это животное, считали его священным. В Древнем Египте был священный бык Апис, которому поклонялись при его жизни и мумию которого торжественно погребали в великолепной гробнице. В Греции бык тоже пользовался большим почетом.

Близнецы.

БЛИЗНЕЦЫ- Кастор и Поллукас, две яркие звезды созвездия Близнецов, которые находятся очень близко друг к дружке названного так в честь неразлучных братьев-близнецов из древнегреческой мифологии. Они являются сыновьями могущественного Зевса и земной красавицы Леды, совершившие ряд подвигов.

РАК

Как на небе появился рак?

РАК - египтяне поместили в эту область неба Рака как символ разрушения и смерти, потому что это животное питается падалью. Рак движется хвостом вперед. По древней мифологии огромный морской Рак напал на Геракла, когда он боролся с Лернейской Гидрой. Герой раздавил его, но богиня Гера, ненавидевшая Геракла, поместила Рака на небо. В Лувре хранится знаменитый египетский круг зодиака, в котором созвездие Рака располагается выше всех остальных.

Лев

Страшен ли лев на небе?

Лев - символ мужества и силы, опорой ему служит змий - символ мудрости. На конце хвоста змия - сокол - символ бога Гора. Над спиной Льва со свитком в руке - символом тайных знаний сидит бог знания Сиу, который помогал богу-творцу Атуму созидать здание мира. Смысл иероглифа сводится к тому, что человек достигает полного расцвета своих духовных и физических сил и устремлен к дальнейшему совершенствованию.

Дева

Созвездие с яркой звездой Спика. Дева изображалась с колосом в руках, указывает на связь этой звезды с сельскохозяйственной деятельностью человека. Возможно, что с появлением ее на небе совпадало начало каких-либо земледельческих работ. Она стоит неподвижно, и это означает, что она - вечна.

Весы

ВЕСЫ - двойная звезда, арабы назвали её Зубен Эльгенуби – Южные Весы и Зубен Эль Хамали – Северные Весы. Весы - единственное «неживое» зодиакальное созвездие. Более двух тысяч лет тому назад Солнце находилось в этом созвездии во время весеннего равноденствия, отсюда возникновение знака, «уравновешивающего день с ночью и труд с отдыхом».

Стрелец

Стрелец – полу-животное-получеловек, победив Скорпиона превращается в мыслящего человека, который должен обдумывать свои поступки и быть ответственным за них; тогда чаши весов будут в равновесии, а человек станет пребывать в гармонии.

Скорпион

Согласно классической греческой мифологии это тот самый Скорпион, который смертельно ужалил великана Ориона и был спрятан богиней Герой на противоположной части небесной сферы. Поэтому, когда одно из этих созвездий восходит на небе, другое обязательно заходит. Именно он, небесный Скорпион, испугал больше всего несчастного Фаэтона, сына бога Гелиоса, решившего прокатиться по небу на своей огненной колеснице, не послушав предостережений отца. По мнению многих астрономов, знак Скорпиона самый зловещий - символ смерти.

Козерог

На «лбу» этого животного главная звезда Гиеди – двойная. Каждая из составляющих её звезд в свою очередь тройная. Со знаком созвездия связано название тропика Козерога.

Водолей

Зодиакальные созвездия ВОДОЛЕЙ. В старинных звездных атласах это созвездие изображалось в виде человека, льющего из кувшина в рот Южной Рыбе.

Рыбы

Зодиакальные созвездия РЫБЫ, созвездие, в котором находится точка весеннего равноденствия. Рыбы замыкают кольцо зодиакальных созвездий

Главная звезда Рыб - красивая двойная звезда Эль-риша. Ныне в созвездии находится точка весеннего равноденствия. Изображенные на рисунке две символические рыбы связаны между собой шнуром. В это созвездие Солнце вступало впору богатой рыбной ловли. Богиня плодородия изображалась в виде женщины с рыбьим хвостом, который, как гласит легенда, появился у нее, когда она вместе со своим сыном, испугавшись чудовища, бросилась в воду. Греки считали, что в рыб превратились Афродита и ее сын Эрот: они шли по берегу реки, но напуганные злым Тифоном, бросились в воду и спаслись, превратившись в рыб. Афродита превратилась в южную Рыбу, а Эрот - в северную.

Вывод : В данной работе мы рассказали о мифологии некоторых созвездий. Мы на этом не остановимся и будем стараться дальше познавать мир и интересную науку- «Астрономия».

Слайд 29

Благодарим за внимание!

Пояс зодиака

Снег январский на дороге,

Солнце светит в Козероге.

В феврале день подлиннее,

Солнце светит в... (Водолее).

В марте много снежных глыб,

Солнце где-то среди... (Рыб).

А в апреле из... (Овна)

Солнце греет уж сполна.

В мае солнышко в... (Тельце) -

Жди веснушки на лице.

В июне Солнце в... (Близнецах),

Фанту дети пьют в кустах.

В июле солнце катит к... (Раку),

Меломан - на грядку к маку.

Август школы открывает,

... (Лев) за солнце убегает.

За окном "засентябрит",

... (Дева) Солнце приютит.

В октябре, по мненью сов,

Солнце светит из... (Весов).

В ноябре на небосклоне

Сияет Солнце в... (Скорпионе).

В декабре, как сорванец,

За Солнце спрячется... (Стрелец).

(А.Г.Новак)

Список литературы

Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне. - М.: Наука, 1980. - 312 с.

Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Космос / Авт. - сост. Т.И. Гонтарук. - М.: 1995. - 448 с.

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2

г. Пугачева Саратовской области"
Школьная научно-практическая конференция «Поиск»
Секция: «математика»
Проект на тему

«Звезды в жизни человека»

учащаяся 9 А класса

МОУ СОШ № 2 г. Пугачева

Саратовской области

Научный руководитель:

Кочемазова Ольга Ивановна,

учитель математики I квалификационной категории МОУ СОШ № 2 г. Пугачева

Адрес: 413720, г. Пугачев,

ул. Коммунистическая, д. 12

МОУ СОШ № 2, тел: 2-38-19

г. Пугачев-2009 г.

1.Введение……………………………………………………………………………………4

2.Цели и задачи проекта……………………………………………………………………..

3..Основная часть

Что такое «астрономия»?

Что такое «геометрия»?

Представление о Вселенной

Созвездия

4.Практическая работа.

Подведение итогов

Наблюдение

5. Заключение

6. Список используемой литературы

7. Приложение 1

8. Приложение 2

9. Приложение 3

10. Приложение 4

Введение

Еще древние греки изучали связи математики с природой, стремясь найти во всех ее проявлениях порядок, гармонию и совершенство: начиная со строения человеческого тела и заканчивая движением небесных светил. Труды многих античных ученых только укрепляли веру людей в то, что в основе построения Вселенной лежат математические принципы и что именно законы математики – ключ к пониманию природы.

Невозможно постичь тайны природы и оценить ее красоту, не понимая языка, на котором она говорит. А говорит она на языке математики, о чем писали еще Леонардо да Винчи и Галилео Галилей. Это язык формул и фигур. Он универсален и лаконичен.

А сейчас, когда настал новый век – век научных открытий и новых компьютерных технологий, без астрономии и математики, нельзя обойтись.
Поэтому знакомство с ролью математики в познании природы логично начать с древнейшей науки АСТРОНОМИИ, сумевшей (не без помощи математики) приоткрыть человеку некоторые тайны мироздания.

Звезды, планеты, спутники, Вселенная – все это было и есть не до конца разгаданной загадкой. О них писали и пишут свои труды ученые: математики, астрономы, философы, физики. Их воспевают поэты.

Николай Морозов:

Всюду звезды над тобою,
Всюду ярких точек рой
Бесконечной чередою,
Нежной дружеской толпою
Окружают шар земной…

Эти звезды – центры света,
Вечной жизни очаги,
Их лучами мысль согрета,
И сиянье их привета,
Друг мой, в сердце сбереги.

Иван Бунин:

Не устану воспевать вас, звезды!
Вечно вы таинственны и юны.
С детских дней я робко постигаю
Темных бездн сияющие руны.

В детстве я любил вас безотчетно, –
Сказкою вы нежною мерцали.
В молодые годы только с вами
Я делил надежды и печали.

И быть может, я пойму вас, звезды,
И мечта, быть может, воплотится,
Что земным надеждам и печалям
Суждено с небесной тайной слиться.

Целью моей исследовательской работы является: показать влияние звезд на человека; связь астрономии и геометрии.

Задачи исследовательской работы:


  1. Выяснить под какими знаками зодиака родились учащиеся нашего класса

  2. Узнать какие черты характера приписывают носителям определенного знака зодиака.

  3. Соответствуют ли черты характера с приписываемыми вам?

  4. Соответствуют ли черты характера приписываемые вам звездами с теми, что приписывают вам ваши друзья?

  5. Узнать, какие геометрические фигуры можно увидеть, если провести линии от звезды к звезде?
Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что люди всегда интересовались, какое место они занимают во Вселенной и влияет ли Вселенная на характер и судьбу человека?

Новизна моего исследования состоит в том, что я попыталась сопоставить предсказания звезд и личные качества человека; показать связь между объектами Вселенной.

Объект исследования : человек, его знак зодиака и характер, геометрические тела в пространстве.

Методика исследования: аналитико-статистическая работа со справочной, научно-познавательной и специальной литературой, поиск информации в интернет - ресурсах, проведение опроса среди учащихся нашего класса, наблюдение за расположением звезд на , подведение итогов.

Практическое значение и применение: своей работой мне хотелось бы показать, как влияют звезды на человека. И как связаны науки астрономия и геометрия. Мою работу можно использовать как дополнительный материал к урокам геометрии, географии.

Апробация работы: материалы работы использовались как дополнительный материал на уроках математики, на занятиях элективных курсов.

Основная часть

Глава I

Что такое «астрономия»?

Слово “астрономия” происходит от двух греческих слов: астрон - звезда и номос – закон. Астрономия – это наука о Вселенной. Астрономия – одна из древнейших наук. Она возникла из потребности человека в ориентировании в пространстве и во времени. У древнего человека не было приборов для определения расстояния и времени, но зато были Луна, Солнце и звезды. Они-то и служили долгое время человеку ориентирами. Поэтому человек вел наблюдения за небесными телами. Кроме того, люди всегда интересовались тем, как устроен мир, в котором они живут, и задавались вопросами: какую форму имеет Земля? На чем она держится? Как движутся Солнце, Луна и звезды? Что такое небо? Какое место человек занимает во Вселенной?

Что такое «геометрия»?

Геометрия - одна из самых древ­них наук, она возникла очень давно, еще до нашей эры. В переводе с греческого сло­во «геометрия» означает «землемерие» («гео» - по-гречески земля, а «метрео» - ме­рить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с раз­личными измерительными работами, кото­рые приходилось выполнять при разметке зе­мельных участков, проведении дорог, строи­тельстве зданий и других сооружений. В ре­зультате этой деятельности появились и по­степенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями и построениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельно­сти людей и в начале своего развития слу­жила преимущественно практическим це­лям. В дальнейшем геометрия сформирова­лась как самостоятельная наука, занимаю­щаяся изучением геометрических фигур.
Представление о Вселенной.
Что такое Вселенная? Это мир, в котором мы с вами живем. Земля, звезды, планеты и их спутники, кометы, метеориты – все это астрономы называют одним словом – небесные тела . Когда-то люди считали, что Земля плоская, как блин, держится на трех китах (или трех слонах), киты плавают в океане. А на чем держится океан? Этот вопрос задавать было нельзя: за это могли наказать, ибо всякие сомнения в этой картине мира трактовались как ересь.
Существовало мнение, что небо – это огромный купол, который перекрывает Землю. К куполу прикреплены звезды, и по нему на колеснице разъезжают Солнце (днем) и Луна (ночью). Существовала даже легенда, что некий странник, дойдя до края Земли, убедился в этом воочию.

Европейская астрономия берет начало в Древней Греции. Там в 7 – 6 веке до н.э. появились первые дошедшие до нас естественно-научные представления об окружающей Вселенной.

Геоцентрическая система мира.

Первая научная картина мира начала формироваться в IV веке до н.э. Ее основоположниками являются Аристотель, Гиппарх и другие ученые философы Древней Греции. Свое завершение она получила во II веке н.э. в работах древнегреческого астронома Птолемея. В рамках аристотелевской системы мира древнегреческий ученый Клавдий Плетомей (ок.87 – 165) дал математическое описание всех известных в то время астрономических явлений. Он поместил в центре землю , вокруг которой обращались Солнце, Луна и планеты. Они двигались по маленьким кругам – эпициклам, центры которых обращались по круговым орбитам – деферентам – вокруг Земли. Такая картина миропонимания господствовала почти 2000 лет.
В этом нет ничего удивительного, люди строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. Геоцентрическую систему сменила гелиоцентрическая система .

Гелиоцентрическая система.

В 1543 г. вышла в свет книга польского астронома Николая Коперника “Об обращении небесных сфер”, над которой он работал более 30 лет. В этой книге Коперник выдвинул смелую идею, что в центре Вселенной находится вовсе не Земля, а Солнце. Вокруг Земли обращается только один ее спутник – Луна. Сама же Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси и этим объясняется видимое движение небесного свода и непонятное движение планет и Солнца.
В 1610 году был изобретен первый телескоп. Появлялись новые факты, новые мысли о сущности наблюдаемых явлениях, и гелиоцентрическую картину мира сменила картина мира Ньютона , согласно которой мир бесконечен во времени и пространстве. Центра мира нет и просто не может быть. В середине ХХ века ее сменила новая картина мира, основанная на общей теории относительности А.Эйнштейна.

Глава II

Созвездия

Путь, совершаемый солнцем среди звезд в течении года, называется эклептикой, а созвездия, по которым оно проходит –зодиакальнми. Все они за исключением одного составляют круг животных – зодиак. С древних времен каждому из этих созвездий приписывали месяц года. Зодиакальные созвездия - те, по которым в своем годовом перемещении среди звезд движется Солнце. Каждое из них Солнце проходит примерно за месяц, после чего переходит в следующее зодиакальное созвездие. Конечно, ни то созвездие, где пребывает сейчас Солнце, ни соседние с ним в обычных условиях уви­деть нельзя, они находятся на небе днем. Зато в полночь хорошо вид­но зодиакальное созвездие, диаметрально противоположное тому , где находится Солнце. Его Солнце достигнет только через полгода. Зодиакальные созвездия играли важную роль в астрологических предсказаниях. Знаки зодиака часто служили символами, сюжетами зля орнаментов, для оформления циферблата часов.

Как-то раз в Центральном государственном архиве литературы и искусства была обнаружена рукопись, датированная 1827 г. Неизве­стный ученый в стихотворной форме излагает в ней систему мироздания. В рукописи имеются строки, посвященные знакам зодиака:

Как вступит Солнце в знак Овна,

То явится у нас весна.

А если будет в знаке Рака,

То можно уж ходить без фрака.

Потом, как вступит в знак Весов,

То падать лист начнет с лесов.

Когда ж придет в знак Козерога,

То зимняя у нас дорога.

А вот считалочка, которая поможет запомнить последовательность знаков зодиака:

Овен идет перед Тельцом,

За Близнецами Рак,

Лев перед Девою стоит,

Последний летний знак.

С собою холода несут Весы

И Скорпион с Стрельцом.

Поля морозит Козерог,

И Водолей сковал Рыб льдом.

Младенцу, родившемуся под тем или иным знаком, приписывали опре­деленные черты характера. Так, бу­дущий Овен наделен оптимизмом и честолюбием, Телец - хоть

и эмоционален, но терпелив, любит заводить знакомства, Близнец любопытен и обаяте­лен, Рак имеет загадочный ха­рактер, Лев во всем будет стремиться к блеску, а Дева любит ясность и четкость. Весы - баловень судьбы - ему все удаст­ся. Скорпион проявляет желез­ную волю в выполнении долга. Стрелец бескорыстен во всем и старается всем быть полез­ным. Козерог домосед, хоть всю жизнь несмотря ни на какие об­стоятельства стремится достичь избранной цели. Водолей - благо­родная и возвышенная натура, а Ры­бы получили лучшие качества всех остальных членов Зодиака.

Зодиак и предсказание судьбы по звездам придумали очень давно еги­петские жрецы и вавилонские звез­дочеты. Больше трех тысяч лет на­зад в Вавилоне на глиняных таблич­ках были записаны рецепты предска­зания судеб по звездам.
Таблица знаков зодиака


овен

21 марта – 20 апреля

телец

21 апреля – 21 мая

близнецы

22 мая – 21 июня

рак

22 июня – 22 июля

лев

23 июля – 23 августа

дева

24 августа – 23 сентября

весы

24 сентября – 23 октября

скорпион

24 октября – 22 ноября

стрелец

23 ноября -21 декабря

козерог

22 декабря – 20 января

водолей

21 января – 18 февраля

рыбы

19 февраля – 20 марта

Практическая работа
Статистический опрос

В , насколько сильно влияют звезды на наш характер, для этого я провела опрос среди учащихся своего класса (в опросе принимало участие 27 человек) и выявить, каких знаков зодиака больше всего в нашем классе. Для этого я задала следующие вопросы:


  1. Ваш знак зодиака (приложение 1)

  2. Выберите из предложенных ниже черт характера те, которые наиболее присущи вам
- оптимизм

Эмоциональность

Терпеливость

Любопытность

Обаятельность

Стремление к блеску

Железная воля

Бескорыстность

Домосед

Возвышенная натура (приложение 2)

3) Какие из предложенных выше черт характера вам приписывают ваши друзья? (приложение 3)
Подведение итогов

В результате опроса я выяснила, что больше всего у нас в классе Рыб, нет людей с носителями знаков Дева и Водолей. Во многих случаях, мои одноклассники часто отмечали те черты характера, какие им приписывают звезды, но больше всего эти черты характера отмечали их друзья.

Наблюдение

По наблюдением ученых, планеты нашей Солнечной системы имеют форму шара. Я считаю, что все звезды являются планетами, возможно необитаемыми, а возможно что там есть вода,а значит существует и жизнь. А планеты, по моему мнению должны быть в форме шара,так как они двигаются по орбитам, кстати тоже в форме круга или эллипса.

На звездных картах можно увидеть,что звезды соединены между собой линиями. Вершинами этих линий являются сами звезды, поэтому можно сказать, что созвездия составлены из отрезков.

Все эти отрезки образуют единую фигуру – созвездие. Чаще всего созвездие представляет собой многоугольник. Но можно в этих многоугольниках увидеть треугольники , прямоугольники и даже квадраты. Все эти фигуры, без сомнения, принадлежат геометрии. (приложение 4)

Заключение

Проведя свое исследование, я пришла к выводу, что науки астрономия и геометрия тесно связаны между собой. Этот вывод я сделала из наблюдения, а также я узнала, что в моем классе нет людей с носителями знаков Дева и Водолей. Больше всего в классе Рыб. Во многих случаях, мои одноклассники часто отмечали те черты характера, какие им приписывают звезды, но больше всего эти черты характера отмечали их друзья. Я считаю, что звезды имеет влияние на характер, а возможно и на судьбу человека, хотя это научно не доказано. А также я считаю, что нужно заниматься исследованием этой темы и, возможно, через некоторое время можно будет безошибочно предсказать судьбу человека и определить, какое место он занимает во Вселенной, только один вопрос останется нерешенным: «захочет ли сам человек знать, что ждет его в будущем?» Ведь никто не ручается за то, что судьбы всех людей окажутся благополучными, а пока мы не знаем, что ждет нас впереди, мы счастливы…

Список используемой литературы

Приложение 1

Знаки зодиака в моем классе


ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

оптимизм

эмочионален

терпелив

любопытен

обаятелен

стремление к блеску

железная воля

бескорыстен

домосед

стремление достичь избранной цели

Овен

ДА

Телец

ДА

ДА

Близнецы

ДА

ДА

Рак

ЗАГАДОЧЕН

Лев

ДА

Дева

Весы

БАЛОВЕНЬ СУДЬБЫ - ВСЕ УДАЕТСЯ

Скорпион

ДА

Стрелец

ДА

Козерог

ДА

ДА

Водолей

БЛАГОРОДЕН, ВОЗВЫШЕНЕН

Рыбы

ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА

Приложение 2

Черты характера, которые вам присущи:












Таблица ВАШИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

оптимизм

эмочионален

терпелив

любопытен

обаятелен

стремление к блеску

железная воля

бескорыстен

домосед

стремление достичь избранной цели

количество человек

Овен

2

1

2

2



Телец

1

1

1



Близнецы

1

2

1

1



Рак

1

1

1



Лев

1

1

1



Дева

нет

Весы

1

1

2

1



Скорпион

1

1

1



Стрелец

1

2

1



Козерог

1

1

3

2

3



Водолей

нет

Рыбы

4

3

2

1



Приложение 3

Черты характера, которые вам приписывают ваши друзья:












Таблица КАКИЕ ЧЕРТЫ ВАМ ПРИПИСЫВАЮТ ВАШИ ДРУЗЬЯ?

оптимизм

эмочионален

терпелив

любопытен

обаятелен

стремление к блеску

железная воля

бескорыстен

домосед

стремление достичь избранной цели

количество человек

Овен

3

1

1



Телец

2

1

1



Близнецы

1

2

2



Рак

1

1

1



Лев

1

2



Дева

нет

Весы

1

1

1

2



Скорпион

1

1

1

1



Стрелец

1

2



Козерог

1

1

3

3



Водолей

нет

Рыбы

2

2

1

1



Приложение 4

Карты звездного неба

Южное полушарие

Северное полушарие

Рассказать друзьям