Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Слайд 2

Сравните: ресурсыи факторы производства

Слайд 3

Определения:

Ресурсы – это всё, что необходимо для производства товаров или услуг. Факторы производства – это ресурсы, приобретённые для производства конкретного товара или услуги.

Слайд 4

Почему деньги –это ресурс, но не фактор производства?

Слайд 5

Природные ресурсы – это естественные блага, которые используются для производства товаров или услуг

Слайд 6

К природным ресурсам относятся: земля как почва недра земли водоёмы воздух флора фауна Почему по мере индустриализации мировой экономики обостряются проблемы экологии?

Слайд 7

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ– ЭТО ТРУДОСПОСОБНЫЕ ГРАЖДАНЕ В ВОЗРАСТЕ ОТ 16 ЛЕТДО ПЕНСИОННОГО, ЗАНЯТЫЕ И БЕЗРАБОТНЫЕ Что означает ограниченность трудовых ресурсов? Почему при наличии вакантных рабочих мест существует фрикционная безработица?

Слайд 8

Капитальные ресурсы - ЭТО СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, СОЗДАННЫЕ ЛЮДЬМИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ

Слайд 9

Какая взаимосвязь между финансовым и физическим капиталом?

Слайд 10

Предпринимательство -это связанная с риском деятельность по производству товаров или услуг с целью получения прибыли.

Слайд 11

Сравните рисунки и вставьте пропущенное слово. Ответ аргументировать. Ресурсов всегда ……, чем потребность людей в них ресурсы потребности

Слайд 12

1 2 На основе графикаобъяснить концепцию: «Проблема ограниченности ресурсов – это недостаточность имеющихся ресурсов для производства необходимого объёма благ» Объём природных ресурсов на Земле 1 – имеющиеся ресурсы 2 – потребности в ресурсах 10000 лет до н.э. Время

Слайд 13

Резюме 1.Классификация факторов производства: Природные ресурсы «Земля» Трудовые ресурсы «Труд» Капитальные ресурсы«Капитал» Предпринимательство. 2. Затраты факторов производства входят в цену продукции. 3. Владельцы факторов производства получают доход. 4. Факторы производства ограничены. 5. Ресурсы надо использовать эффективно.

Слайд 14

Доходы владельцев факторов производства

Слайд 15

Ресурсы и доходы Факторы производства Доходы владельцев факторов производства Трудовые ресурсы Природные ресурсы Капитальные ресурсы Предпринимательство Зарплата Рента Процент Прибыль ИП ОАО

Слайд 16

Слайд 17

Формулы для расчёта дохода Номинальная W РеальнаяW = Индекс цен Рента= Цена земли х Процент Прибыль = Доход Затраты

Слайд 18

Особенности зарплаты Номинальная зарплата – это сумма, указанная на купюрах или монетах. Эту зарплату выплачивают. Реальная зарплата – это количество товаров, которое можно купить за номинальную сумму. Это покупательная способность денег. Во время инфляции реальная зарплата снижается. Две формы зарплаты: 1. Сдельная зависит от объёма продукции 2. Повременная зависит от продолжительности работы

Слайд 19

Вопросы и задания

Слайд 20

Какие ресурсы изображены? Назовите факторные доходы. Рис. 1 Рис. 2

Слайд 21

Рис. 3 Рис. 4 Какие ресурсы изображены? Назовите факторные доходы.

Слайд 22

Почему информация является фактором производства?

Слайд 23

В какой экономической системе используются примитивные орудия труда и устаревшие технологии?

Слайд 24

В какой экономической системе активно используются достижения научно-технического прогресса?

Слайд 25

Слайд 26

1. Что является фактором производства «капитал» ? А. Финансовый капитал Б. Деньги в кассе предприятия В. Промышленные роботы Г. Государственные облигации

Слайд 27

2. Что не является фактором производства? А. Токарный станок Б. Банковский кредит В. Железная руда Г. Слесарь

Презентация «Главные вопросы экономики.Факторы производства» 8 класс Выполнила учитель МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Слиткова О.А.

План урока: 1. Повторение пройденного материала: «Типы экономических систем». Самостоятельная работа по теме «Типы экономических систем ». Изучение новой темы: «Факторы производства». Домашнее задание.

Повторим пройденный материал! Назови главные экономические вопросы. Какие типы экономических систем ты знаешь? Чем они отличаются друг от друга? Дай их определения.

Главные экономические вопросы: Что? Для кого? Как? Зачем?

Проверь себя! Заполни таблицу «Типы экономических систем» Критерии оценки: «5» без ошибок; «4» 1-2 ошибки; «3» 3-5 ошибок; «2» 6 ошибок и более.

В таблице есть пустые клетки! Заполни их! № п/п Критерии сравнения Типы экономических систем традиционная командная рыночная смешанная 1 Вид собственности Общая Частная 2 Кто принимает решения Государство И государство, и производители 3 Технический прогресс - НТП Отсутствует Сильно развит 4 Вид хозяйства Товарное Товарное 5 Ценообразование Государственные цены Рыночные 6 Экономические стимулы Получение зарплаты Получение зарплаты, прибыли 7 Конкуренция Отсутствует Развита сильно 8 Сбор налогов Налоги не собираются Налогообложение есть 9 Социальная защита Государство заботится о больных, стариках и детях Государство заботится о больных, стариках и детях

Типы экономических систем № п/п Критерии сравнения Типы экономических систем традиционная командная рыночная смешанная 1 Вид собственности Общая Государственная Частная Частная и государственная 2 Кто принимает решения Традиции, обычаи Государство Производитель сам решает что и как производить И государство, и производители 3 Технический прогресс - НТП Отсутствует НТП НТП сильно развит НТП 4 Вид хозяйства Натуральное Товарное Товарное Товарное 5 Ценообразование Цен нет, т.к. нет обмена Государственные цены Рыночные цены Цены и государственные и рыночные 6 Эконмические стимулы Выживание Получение зарплаты Получение прибыли от бизнеса Получение зарплаты, прибыли 7 Конкуренция Отсутствует Отсутствует Развита сильно Развита 8 Сбор налогов Налоги не собираются Налогообложение есть Налоги не собираются Налогообложение есть 9 Социальная защита Племя заботится о больных, стариках и детях Государство заботится о больных, стариках и детях Никто не заботится о больных, стариках и детях Государство заботится о больных, стариках и детях

Повторим пройденный материал! Что изучает экономика? Что необходимо для того, чтобы удовлетворить потребности? Что такое благо? Какие виды благ ты знаешь?

Блага делятся на две группы Неэкономические (даровые) - за них не надо платить деньги, потому что их дарит нам природа Экономические – за них нужно платить, так как их сделал человек, затратив на это ресурсы

Тема нашего урока Экономические ресурсы И факторы производства

Чтобы произвести экономические блага необходимы экономические ресурсы- факторы производства Факторы производства –это экономические ресурсы, приобретаемые для изготовления конкретного товара, блага

Виды ресурсов: Земля Труд Капитал Предпринимательство Информация

Земля (природные ресурсы) П риродные ресурсы – это все, что дает нам земля: р еки, озера, моря, океаны и их продукты; земельные участки и все, что на них растет; п олезные ископаемые, которые находятся в недрах земли

Труд (трудовые ресурсы) Трудовые ресурсы – это затраты физических и умственных способностей людей при производстве благ

Капитал (капитальные ресурсы) Здания Оборудование

Капитал (капитальные ресурсы) Это все то, что создано трудом человека. Это средства труда – то, с помощью чего человек производит блага: здания фабрик и заводов; станки, оборудование, машины, инструмент транспорт

Различают: Финансовый капитал -деньги Физический капитал – здания, оборудование

Предпринимательство - это особый ресурс, соединяющий все вышеперечисленные ресурсы. По сути это тоже труд, но труд организаторский и управленческий, связанный с новыми идеями и риском. Человек, занимающийся таким трудом называется предпринимателем.

Различие между экономическими ресурсами и факторами производства Экономические ресурсы могут использоваться, а могут и не использоваться людьми Факторы производства –это те ресурсы, которые куплены для производства и из них уже делается благо

Из нижеперечисленного выдели то, что является ресурсами (буквой Р), а то, что относится к факторам производства (буквой Ф) Задание: определи, что является экономическим ресурсом, а что фактором производства: 1.Разведанное, но не используемое месторождение нефти. 2.Нефть, перерабатываемая на заводе. 3.Месторождение соли, которое пока не используют. 4.Соль для приготовления рыбных консервов. 5.Бревна на строительстве дома.

Продолжение задания 6. Деревья в лесу. 7. Атмосферный воздух. 8. Воздух, используемый на химическом предприятии для производства аммиака. 9.Дети, обучающиеся в школе. 10. Физические и умственные способности токаря

Проверь себя! 1.Р 2.Ф 3.Р 4.Ф 5.Ф 6.Р 7.Р 8.Ф 9.Р 10.Ф

Реши задачу! Определи стоимость каждой технологии. Факторы производства Цена за ед. факторов производства (тыс.руб) Затраты факторов производства при производстве Технологии №1 Технологии №2 Технологии №3 Труд 15 2 4 5 Земля 20 4 2 3 Капитал 10 5 3 4 Предпринимательство 25 2 4 1

Решение: Технология №1: 2*15 + 4*20 + 5*10 + 2*25 =210ден. ед.; Технология №2: 4*15 + 2*20 + 3*10 + 4*25=230 ден.ед.; Технология №3: 5*15 + 3*20 + 4*10 + 1*25 =200 ден.ед. Вывод: самой выгодной является технология №3

Капиталоемкой считается технология, при использовании которой основным фактором производства является капитал

Трудоемкой считается технология, при использовании которой основным фактором производства является труд

Материалоемкой считается технология, при использовании которой основным фактором производства является материал (сырье, которое дает нам земля)

Домашнее задание Стр.37-38 –учить Зад.№2 стр.40 Тест «Проверь себя» стр. 40-41

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Школьный класс; трудовой коллектив; родительская семья; агент социализации; СМИ:

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

1) движение, 2) изменение, 3) техническая революция, 4) совершенствование, 5) упадок, 6) деградация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

2. Критерием истинного знания является его соответствие интересам познающего субъекта.

3. Относительная истина - это знание, меняющееся по мере развития возможностей познания.

4. Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.

5

Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения

6

В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. основными социальными ячейками являются племя и большая семья

2. происходит рост численности городского населения

3. устная информация преобладает над письменной

4. интенсивно развивается инфраструктура

5. широко распространяются научные знания

6. господствует натуральное хозяйство

7

Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В условиях рыночной экономики существует естественный уровень безработицы.

2. Сезонная безработица вызвана структурными сдвигами в экономике.

3. Массовая безработица сопровождается снижением уровня жизни большинства населения.

4. Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения трудовых услуг разной квалификации порождает циклическую безработицу.

5. Неосведомленность безработных о подходящих им вакансиях может быть причиной фрикционной безработицы.

8

Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Вам предложено подготовить презентацию о факторах производства. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Труд как фактор производства»? Запишите цифры, под которыми указаны. Соответствующие положения.

1. Факторный доход - прибыль.

2. Факторный доход - заработная плата работника.

3. Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства жизненных благ.

4. Ограниченность этого фактора обусловлена объёмом денежной массы в обращении.

5. Деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта.

6. Ограниченность этого фактора обусловлена численностью трудоспособного населения; его территориальным размещением, профессиональной структурой, религиозно-культурными традициями и др.

10

11

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные конфликты могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

2. Непонимание причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов.

3. Стороны конфликта в ходе его развития способны объединяться для достижения поставленных целей.

4. Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.

5. Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.

12

Учёные изучали потребительское поведение жителей стран Z и Y в условиях экономического кризиса. На гистограмме приведены данные (в % от числа отвечавших) о том, как в течение года изменился потребительский спрос.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто стал покупать продукты более дешёвых марок, в стране Z больше, чем в стране Y.

2. Равные доли респондентов в обоих опросах отметили, что отказались от покупки некоторых продуктов.

3. Доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, реже ходить в магазин, в стране Z больше, чем в стране Y.

4. Среди опрошенных в стране Z доля тех, кто отказался от покупки некоторых продуктов, больше доли тех, кто считал, что кризис не повлиял на потребительский спрос.

5. Среди опрошенных в стране Y доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, реже стал ходить в магазин, больше доли тех, кто покупает продукты более дешёвых марок.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита представляет собой немногочисленную самостоятельную группу, готовую принимать политические решения.

2. Политическая элита - группа людей, являющаяся источником власти в любом государстве.

3. К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4. Политическая элита выдвигает политических лидеров.

5. По отношению к государственной власти выделяют правящую элиту и контрэлиту.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся

15

Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что форма правления государства Z - монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Глава государства получает власть по наследству.

2. Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.

3. Законы принимает избранный гражданами парламент.

4. Государство состоит из нескольких административно-территориальных единиц.

5. Глава государства пользуется своей властью пожизненно.

6. При вступлении в должность глава государства приносит присягу.

16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. защита Отечества

2. уплата законно установленных налогов и сборов

3. участие в управлении делами государства

4. выбор рода деятельности и профессии

5. сохранение исторического и культурного наследия

17

Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай

2. норма права

3. отрасль права

4. правовая санкция

5. институт права

6. судебный прецедент

18

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Кирилл Аркадьевич - прокурор. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий прокурора, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. представлять и защищать интересы обвиняемого в суде

2. изготовлять копии документов

3. осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства

4. обеспечивать законность и обоснованность государственного обвинения в ходе судебного производства по уголовному делу

5. осуществлять надзор за исполнением законов

6. составлять завещания, удостоверять верность подписи

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Политическая элита является одним из__________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту__________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В__________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы - политические знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными__________(Е) отбора людей становится их происхождение и личная преданность. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование - профессионализм».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. политическая система общества

2. социальная структура общества

3. компетентность

4. критерий

5. субъект

6. экономика

7. богатство

9. политология

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Главное противоречие, с которым столкнулся современный человек, это резкое несоответствие между биологическими и социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный по последним достижениям науки и техники. В силу чего возникает проблема: к какому состоянию идёт мир? Первый вариант: это может быть более развитый, прогрессирующий в экономическом, политическом, нравственном и ином отношении мир. Но может быть и иной вариант: мир, деградирующий по некоторым из этих отношений или по всем сразу. Но пока ясно только одно: человечество... получило к началу XXI в. в своё распоряжение очень мощные средства влияния как на природу, так и на общество...

Человек как социально-биологическое существо функционирует на стыке двух противоположных типов необходимостей. Необходимости первого типа - это совокупность биологических, социальных и иных потребностей. Среди них ведущими являются потребности, идущие от человеческого тела. Человеку необходимо есть, пить, отдыхать, нужен какой-то минимальный уровень комфорта, какой-то личностный круг общения и т.п. Всё это в определённом контексте может послужить основой для эгоистических стратегий человеческого существования. Так, в центр таких стратегий может быть поставлено благополучие одной конкретной личности, одной семьи, (какого-то круга людей, связанных между собой кровнородственными или деловыми связями, и т.п. ...

Необходимости второго типа связаны с социально-духовным содержанием человеческого сознания и, в первую очередь, с морально-этическими нормами, среди которых на первое место выходит человеческая совесть, понимаемая различными философскими школами по-разному. Но все эти школы сходятся в одном: именно совесть является неотъемлемым компонентом таких переживаний, как сострадание, альтруизм, героизм и т.п. Совесть также является одним из компонентов духовности... Ситуация современной жизни такова, что... бездуховность начинает пронизывать всё общество, и одним из наиболее опасных его следствий является понижение чувства ответственности личности. Такое понижение ответственности личности может осуществляться в некоем «коридоре» - от невнимания к объекту общения или управления и т.п. до полного игнорирования его потребностей и интересов. Если же бездуховная личность окажется в жизненно важных точках государственного, экономического, политического и т.д. механизма, то её неадекватные действия могут привести к различного рода катаклизмам.

(Т.Д. Стерледева, Р.К. Стерледев)

Какие два типа необходимостей человеческого существования отмечены авто- рами? С каким главным противоречием, по мнению авторов, столкнулся современный человек?

Показать ответ

Элементы:

1) два типа необходимостей (ответ на первый вопрос): совокупность биологических, социальных и иных потребностей; необходимости, связанные с социально-духовным содержанием человеческого сознания;

2) противоречие (ответ на второй вопрос): резкое несоответствие между биологическими или социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный но последним достижениям науки и техники.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) ответ на вопрос : одним из самых опасных следствий бездуховности является понижение чувства ответственности личности;

(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) суждение , раскрывающее противоречивое влияние массовой культуры на духовность личности, например: произведения массовой культуры нередко пропагандируют насилие, что негативно сказывается на духовности личности; при этом массовая культура (в рамках просветительских программ) даёт возможность рядовому зрителю приобщиться к шедеврам мировой культуры. Может быть высказано иное суждение.

Суждение, раскрывающее не противоречивое влияние массовой культуры, а лишь любой из аспектов влияния, не засчитывается при оценивании

Авторы утверждают, что человечество получило к началу XXI в. очень мощные средства влияния на природу и общество. Назовите любое одно средство влияния на природу и одно любое средство влияния на общество и проиллюстрируйте примерами действие каждого из средств.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы средства влияния и приведены соответствующие примеры :

1) ядерная энергия (например, после аварии на атомной электростанции радиоактивному заражению подверглись все компоненты природной среды региона);

2) электронные средства массовой информации (например, под влиянием информации СМИ граждане начали массово скупать иностранную валюту, создав кризисную ситуацию в банковском секторе).

Могут быть названы другие средства влияния, приведены иные примеры

Авторы предложили два варианта ответа на вопрос: к какому состоянию идёт мир? Какой из этих вариантов ответа представляется Вам более обоснованным? Используя обществоведческие знания, приведите три подтверждения своего мнения.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) вариант ответа на вопрос : более развитый, прогрессирующий мир ИЛИ мир деградирующий;

2) подтверждения :

в случае выбора первого варианта ответа на вопрос может быть сказано, что

Растёт продолжительность, уровень и качество жизни людей;

Активно развиваются наука и техника;

Развивается демократия и гражданское общество;

в случае выбора второго варианта ответа на вопрос может быть сказано, что

В современном мире не прекращаются войны, миллионы людей страдают от голода и болезней;

Велик разрыв в качестве жизни населения наиболее развитых ("золотого миллиарда") и беднейших стран мира;

Массовая культура транслирует произведения, не совместимые с ценностями морали, представлениями о прекрасном.

Могут быть приведены другие подтверждения выбранной точки зрения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции, и одно предложение, раскрывающее сущность любого вида инфляции.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: инфляция - это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о причине(-ах) инфляции, опирающейся на знания курса, например: Одной из причин инфляции является необоснованный рост денежной массы в обращении.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого вида инфляции, например: Ползучая инфляция характеризуется среднегодовым повышением цен на 3-5%.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого вида инфляции.)

С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

Показать ответ

В ответе должны присутствовать следующие элементы :

1) модель ситуации негативного отклоняющегося поведения: К. подвёл своих товарищей по работе: не выполнил взятых на себя обстоятельств по организации вечера, посвящённого юбилею старейшего сотрудника фирмы;

2) три примера неформальных негативных санкций, допустим:

Некоторые из сослуживцев отказались подавать ему при встрече руку;

Некоторые сослуживцы сделали ему замечание;

Художник нарисовал карикатуру.

Могут быть смоделирована другая соответствующая условию ситуация и приведены иные уместные примеры санкций

В стране Z правительство формируется блоком партий, победившим на выборах. Депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти партии преодолели 5-процснтный барьер. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Назовите отличие этих двух систем. Назовите любую общую черту избирательных систем в демократическом обществе.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :1) тип - пропорциональная избирательная система;2) другой тип - мажоритарная избирательная система:3) отличие , например: при пропорциональной системе избиратели голосу- ют за партийные списки, а не за конкретных кандидатов, как при мажоритарной системе.(Может быть сформулировано другое отличие);4) общая черта , например:- всеобщие равные выборы при тайном голосовании;- альтернативный характер выборов;- кандидаты предоставляют сведения о своих доходах.Могут быть приведены другие общие черты этих избирательных систем в демократическом обществе

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие системы права.

2. Основные элементы системы права:

а) норма права;

б) институт права;

в) отрасль права.

3. Основные отрасли российского права:

б) гражданское право;

в) трудовое право;

г) уголовное право;

д) уголовно-процессуальное право и др.

4. Материальное и процессуальное право (могут быть приведены подпункты).

5. Публичное право:

а) конституционное (государственное) право;

б) уголовное право;

в) административное право и др.

6. Частное право:

а) гражданское право;

б) предпринимательское право и др.

7. Конституция РФ в системе российского права.

8. Отражение особенностей общественного развития в системе права.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)

29.2. Экономика «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)

29.3. Социология, социальная психология «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)

29.4. Политология «Главное завоевание демократии - право сказать "нет”». (Ю. Нестеренко)

29.5. Правоведение «Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». (Ж.-Ж. Руссо)

Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 15.

Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович


Факторы производства

сущность

Факторы производства.

Ответ:


1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Факторы производства

сущность

Деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их умственных и физических способностей, полученных в процессе обучения и работы знаний и навыков.

Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ.

Факторы производства.

Ответ: земля.


2.

Ответ:


2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Добро; долг; мораль; совесть; честь.

Ответ: мораль.


3.

Ответ:


3.

Ниже приведён перечень типов политических партий. Все они, за исключением двух, относятся к типам политических партий, выделяемых по идеологическому принципу.

  • либеральная; 2) консервативная; 3) легальная; 4) социалистическая; 5) оппозиционная; 6) коммунистическая.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 3 5.


4.

Ответ:


4.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
  • Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
  • Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
  • Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
  • К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе.

Ответ: 2 3 4.


5.

Характерные черты

Д) сложность содержания

Разновидности культуры

  • массовая
  • элитарная

Ответ: А Б В Г Д


5.

Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характерные черты

А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты

Б) ориентация исключительно на запросы знатоков, ценителей искусства

В) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

Разновидности культуры

  • массовая
  • элитарная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 1 1 2


6.

Ответ:


6.

В стране Z происходит быстрое развитие электронных средств массовой коммуникации. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна начала развиваться как общество постиндустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.
  • Преобладают семьи патриархального типа.
  • Снижается уровень социальной мобильности.
  • В структуре экономики увеличивается доля сферы услуг.
  • Большое внимание уделяется развитию инновационной экономики.
  • Главным фактором производства становятся знания и информация.

Ответ: 4 5 6.


7.

Ответ:


7.

Выберите верные суждения об инфляции и её последствиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.
  • В период высокой инфляции покупательная способность национальной валюты снижается.
  • От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.
  • В период высокой инфляции возрастает объём инвестиций в долгосрочные инновационные проекты.
  • Экономисты рассматривают дефицит государственного бюджета как одну из возможных причин инфляции.

Ответ: 1 2 3 5.


8.

Характеристики

Б) свободное ценообразование

Типы экономических систем

  • командная
  • рыночная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


8.

Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

А) преобладание (господство) государственной собственности

Б) свободное ценообразование

В) контроль государства за производством и распределением

Г) централизованное планирование производства

Д) конкуренция производителей

Типы экономических систем

  • командная
  • рыночная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 1 1 2


9.

  • торговый сбор
  • земельный налог
  • государственная пошлина
  • водный налог
  • транспортный налог.

Ответ:


9.

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Налоговая система в РФ». Один из слайдов называется «Местные налоги». Что из перечисленного следует включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

  • торговый сбор
  • земельный налог
  • государственная пошлина
  • налог на имущество физических лиц
  • водный налог
  • транспортный налог.

Ответ: 1 2 4.


Ответ:


10.На графике отражено изменение предложения бытовой техники на соответствующем рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (Р- цена товара, Q- количество товара)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • увеличение прибыли производителей бытовой техники
  • увеличение цен на исходные комплектующие
  • банкротство нескольких компаний-производителей
  • уменьшение налога на аренду производственных мощностей
  • повышение цен на транспортные услуги.

Ответ: 2 3 5.


11.

Ответ:


11.

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения в обществе.
  • Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную.
  • К критериям социальной стратификации относят объём власти.
  • Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психические черты человека.
  • Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними.

Ответ: 1 3 5.


Ответ:


12. В ходе социологического опроса совершеннолетних юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Почему Вы хотите активно участвовать в политике?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Доля тех, кто считает, что политика- не дело рядовых граждан, среди юношей больше, чем среди девушек.
  • Равные доли девушек отметили, что у них нет времени заниматься политикой и что всё равно ничего нельзя изменить.
  • Доля тех, кто отметил, что ничего не понимает в политике, среди юношей меньше, чем среди девушек.
  • Среди юношей мнение о том, что всё равно ничего нельзя изменить, менее популярно, чем мнение о том, что политика- «грязное дело».
  • Одинаковые доли опрошенных в обеих группах затруднились с ответом.

Ответ: 3 4 5.


13.

Ответ:


13.

Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, обществом в целом исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
  • Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт.
  • Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.
  • Политическая власть- это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.
  • Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией.

Ответ: 1 3 4.


14.

Функции

  • Федеральное Собрание РФ
  • Правительство РФ
  • Президент РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


14.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

А) разработка и принятие законов

Б) утверждение изменения границ между субъектами РФ

В) осуществление мер по обеспечению правопорядка

Г) решение вопросов гражданства и политического убежища

Д) управление федеральной государственной собственностью

Субъекты государственной власти

  • Федеральное Собрание РФ
  • Правительство РФ
  • Президент РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 1 2 3 2


15.

Ответ:


15.

В государстве Z президент является главой исполнительной власти. Какие признаки свидетельствуют о том, что форма правления государства Z- республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Глава государства обладает широкими полномочиями.
  • В стране существует свободная конкуренция политических партий.
  • Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.
  • В стране действует конституция
  • Президент, депутаты парламента избираются на пять лет.
  • Источником власти признан народ.

Ответ: 5 6.


16.

Ответ:


16.

Какие из приведённых положений относятся к основам конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • федеративное устройство, основанное на государственной целостности
  • приоритет государственной формы собственности
  • государственное финансирование политических партий
  • наличие государственной идеологии
  • единство экономического пространства

Ответ: 1 5.


17.

Ответ:


17.

Выберите верные суждения о гражданском судопроизводстве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Гражданское судопроизводство- это основанная на законе деятельность управомоченных органов и лиц по расследованию преступлений.
  • Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и обвиняемый.
  • Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан.
  • Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.
  • Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Ответ: 3 4 5.


18.

Примеры

А) возмещение убытков

Б) предупреждение

В) дисквалификация

Г) взыскание неустойки

Д) замечание

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


18.

Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

А) возмещение убытков

Б) предупреждение

В) дисквалификация

Г) взыскание неустойки

Д) замечание

Меры юридической ответственности в РФ

  • способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе РФ
  • дисциплинарные взыскания в Трудовом кодексе РФ
  • наказания в Кодексе РФ об административных правонарушениях

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 1 1 2 1


19.

  • владение русским языком

Ответ:


19.

Дееспособный совершеннолетний гражданин иностранного государства, постоянно проживающий на территории РФ, решил вступить в российское гражданство. Какие требования предъявляются к желающим вступить в российское гражданство в общем порядке? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • наличие собственности на территории РФ
  • наличие законного источника средств к существованию
  • Наличие высшего профессионального образования
  • зарегистрированный на территории РФ брак
  • владение русским языком
  • обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ.

Ответ: 2 5 6.


20.

Список терминов:

  • искусство 6) общество
  • информация 7) социализация
  • преобразование 8) функция
  • мораль 9) деятельность
  • живые существа

Ответ: А Б В Г Д Е


20.

Вставьте пропущенные слова в тексте.

«Культура возникла и развивается вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других____(А). Ни человек, ни______(Б) не могут существовать вне культуры. В самом широком смысле можно сказать, что культура- это всё, что создано человеком в процессе___(В) окружающего мира. Иногда культуру называют «второй природой». Культура выполняет ряд очень важных____(Г) в жизни человека и общества. Она является той средой, в которой происходит____(Д) индивида. Только через культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми с помощью системы норм, например, норм___(Е)»

Список терминов:

  • искусство 6) общество
  • информация 7) социализация
  • преобразование 8) функция
  • мораль 9) деятельность
  • живые существа

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ: А Б В Г Д Е

5 6 3 8 7 4


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение…


Часть 2.

Соответственно, политическая социализация- это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на его её основе государства, закреплённым в политической культуре. То есть это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.


Часть 2.

В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе всё новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, даёт возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида. В результате политическая социализация формирует политическое сознание личности и её политическое поведение, а в целом в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина- члена данной политической системы.


Часть 2.

Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира.


Часть 2.

Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причём не только осознанным, но и неосознанным. Боле того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и её агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу…

(Д.Ольшанский)


21.

Что автор называет политической социализацией? Какие качества вырабатываются у гражданина в процессе политической социализации? Что, по мнению автора, отличает понятие «политическая социализация» от понятий политического воспитания, образования, просвещения?


21.

Ответ:

  • Процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на её основе государства, закреплённым в политической культуре;
  • Законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре;
  • Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его полиического мира.

22.


22.

Ответ:

  • Политическая система предлагает человеку определённый набор политических позиций, из них человек способен выбрать те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, и, кроме того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и её агентов;
  • Нет, такая взаимная адаптация возможна только при демократическом режиме, поскольку только в условиях демократии граждане имеют реальные механизмы влияния на государство и иные институты политической системы.

23.

Какие два ряда процессов при взаимодействии индивида с политической системой отмечены в тексте? Привлекая факты общественной жизни, приведите по два примера реализации каждого из этих рядов процессов (сначала назовите ряд процессов, а затем приведите соответствующие примеры: всего приведите четыре примера).


23.

Ответ:

  • Воспроизведение политической системы/ сохранение преемственности политической системы:

На уроках обществознания школьники страны Z изучают основы конституционного строя своей страны, права и обязанности её граждан;

В стране Z сложилась двухпартийная система; каждая из партий активно развивает молодёжные отделения, добиваясь вовлечения в политическую активность наибольшего числа молодых граждан;

2) Становление личности гражданина:

Гражданин А., желая улучшить жизнь в своём посёлке, выдвинул свою кандидатуру на выборах в орган местного самоуправления;

Гражданка Т., разочарованная в проводимом правительством курсе, активно участвует в предвыборной кампании блока оппозиционных сил.


24.

Автор упоминает преемственность поколений в политике. Используя обществоведческие знания, раскройте смысл выражения «преемственность поколений в политике». Приведите одно позитивное и одно негативное последствие такой преемственности.


24.

Ответ:

  • сохранение в целом выбранного политического курса при передаче власти от политиков старшего поколения более молодым;
  • позитивное последствие: предсказуемость и эволюционный характер политического развития;
  • негативное последствие: возможность застоя, воспроизведение устаревших политических идей.

25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «уголовная ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах наказания в уголовном праве, и одно предложение, раскрывающее сущность презумпции невиновности.


25.

Ответ:

  • Уголовная ответственность- применени мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение преступления;
  • К видам наказания относят штраф, лишение свободы на определённый срок, исправительные работы и др.;
  • Каждый гражданин считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке, т.е. вступившим в законную силу приговором суда.

26.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три преимущества использования потребителям безналичных денег.


26.

Ответ:

  • Потребителю нет необходимости носить при себе крупные суммы банкнот (например, для приобретения дорогой бытовой техники или автомобиля могло бы понадобиться несколько пачек по 100 купюр самого крупного номинала);
  • Безналичные деньги используются для расчётов в Интернете (например, гражданка приобрела новый компьютер в интернет-магазине с использованием электронных денег);
  • Потребители могут пользоваться банковскими услугами автоматическх платежей за услуги ЖКХ, мобильной связи и Интернета и т. п. (например, пенсионерка сделала распоряжение об автоматическом списании с её пенсионного счёта первого числа каждого месяца платы за коммунальные услуги).

27.

В государстве Z осуществляется фабричное производство товаров массового потребления, большинство производственных процессов автоматизировано. К какому типу относится общество Z ? Назовите другие три черты общества данного типа.


27.

Ответ:

  • тип- индустриальное общество;
  • Черты:

-основной фактор производства- капитал;

-высокая социальная мобильность;

-значительный по численности средний класс;

  • демократия;
  • формирование в общественном сознании стандартов потребления и потребительского поведения;
  • -распространение массовой культуры.

28.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


28.

Ответ:

  • Функции образования:

а) передача знаний и культурного опыта общества;

б) социализация новых поколений;

В) обеспечение потребностей развития общества и государства.

2. Система образования:

а) общее образование;

б) профессиональное образование;

в) дополнительное образование.

3. Тенденции развития современного образования:

а) гуманизация;

б) информатизация;

в) интернационализация;

г) гуманитаризация.


Использованная литература.

  • Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год
Рассказать друзьям