Роль учителя в развитии творческих способностей подростка. Развитие креативности учащихся в учебном процессе Роль учителя в способностях учащихся

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык.

С первых шагов своей педагогической деятельности я задалась целью организации научно-исследовательской работы в ученическом коллективе. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов? Несомненно, что эти вопросы требуют постоянного поиска решений.

Преимущества научно-исследовательской работы известны давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка.

Я полагаю, что отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Ведь для подростков характерны, во-первых, повышенная интеллектуальная активность, а во-вторых, стремление к самообразованию. А являясь личностно-ориентированным видом работы, исследовательская деятельность обеспечивает благоприятные условия самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят и предполагает повышение познавательной и творческой активности, что, в свою очередь, обусловлено стремлением школьников проявлять инициативу, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.

Многим педагогам знакома федеральная целевая программа «Одаренные дети», которая стала основой рабочей концепции одаренности. Насколько известно, целью последней было обобщение результатов исследования и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей.

Размышляя над этим вопросом, я позволила себе пофилософствовать и у меня возникла ассоциация понятия «одаренность» с едва появившимся ростком, который нужно лелеять, не дать зачахнуть и потускнеть.

Таким же образом нужно помогать ребенку освоить свой дар, проявить заботу об одаренных детях, так как я считаю, что их интеллектуальные и творческие достижения имеют уже социальную значимость.

Если обратиться к стандартам общего образования по иностранному языку, то можно заметить, что среди сфер общения учащихся не выделяется исследовательская и научно-познавательная сфера. И с этим я позволю себе не согласиться.

Я убеждена, что организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. С моей точки зрения, общение с учеными может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести опыт творческого и социального взаимодействия.

Из собственного опыта я знаю, что не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или к исследовательской деятельности. И то и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что является проблемой для одаренных детей. Вовлекая таких детей в творческую и исследовательскую деятельность, особый акцент я сделала на формировании и развитии у них способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность.

В масштабе нашей гимназии существует целая система работы по осуществлению исследовательской деятельности. В качестве примера приведу лишь отдельные моменты. Работа с одаренными детьми, стремящимися совершенствовать свои знания в области иностранного языка, начинается с создания научного общества учащихся. Ребятам предлагается план занятий научного общества, который корректируется предложениями учащихся. Это дает возможность выявить интересы и склонности детей к поисковой деятельности. Вместе с учащимися выбирается темп научно-исследовательской работы, уясняется сущность научной проблемы, даются рекомендации по подбору литературы и структуре работы. В течение нескольких занятий формируется четкое представление об изучаемой проблеме, собственная точка зрения, обсуждается и рассматривается индивидуальная концепция.

Руководителем научно-исследовательской работы учащегося может быть как учитель - предметник, так и ученый, занимающийся исследованиями в области, интересующей ребенка, и ведущий в гимназии спецкурс или кружок. А в начале второго полугодия учащиеся отчитываются о результатах проделанной работы.

Процедура защиты исследования моделирует ситуацию, когда ученик вынужден высказать свою точку зрения по определенной проблеме, аргументировать ее, затем выслушать мнение оппонентов по данному вопросу, согласиться или не согласиться с ними, объяснив свою позицию, отвечать на вопросы.

Во время презентации и обсуждения работы создается атмосфера творческого поиска, возникает ощущение радости открытия.

В гимназии № 147 г. Омска, где я работаю учителем английского языка, реализуется программа предпрофильного и профильного обучения. В связи с необходимостью введения элективных курсов мною была разработана программа «Художественная литература Англии», которая согласована с кафедрой лингвистического образования института развития образования Омской области, имеет рецензию кандидата филологических наук, доцента кафедры английского языка факультета иностранных языков Омского государственного педагогического университета Палий А.А. и рекомендована для использования в профильных и общеобразовательных классах средней школы. Основной целью курса является развитие внутреннего мира учащегося, становление его как творческой личности.

Практическая цель курса заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение читать, осмысливать и интерпретировать английские художественные произведения различных литературных жанров, адаптированные с учетом уровня владения учащимися английским языком.

Научно-исследовательская деятельность школьников органично вписалась в канву этого элективного курса. С 2000 года мои учащиеся ежегодно становятся лауреатами городских и региональных научно - практических конференций школьников. Научно-исследовательские

работы учащихся посвящены творчеству великих английских и американских авторов.

Под моим руководством учащиеся проводят лингвистические исследования, в которых раскрывается выдающийся стилистический талант писателей. В качестве исследования выбираются такие стилистические проблемы, которым уделяется большое внимание в литературоведении. Тематика работ следующая: «Роль графических средств выразительности в создании остросюжетного детективного повествования (на материале романа А. Кристи «Десять негритят»)», «Функции словесного художественного портрета в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», «Функции сильных позиций в романе М. Твена«Приключения Тома Сойера», «Особенности речи подростка в романе М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» (тезисы работы напечатаны в сборнике материалов муниципальной конференции обучающихся МОУ «Шаги в науку - 2006»), «Анализ кинематических речений в романе Гарриет Бичер Стоу «Хижина дяди Тома»," Роль несобственно-прямой речи в раскрытии характера главной героини в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение.

Благодаря целенаправленной работе в этом направлении, учащиеся нашей гимназии неоднократно становились лауреатами городских, региональных и всероссийских научно-практических конференций обучающихся по английскому языку.

Из вышесказанного я могу сделать вывод, что в развитии познавательного интереса школьников, их творческой активности мне помогают методы, приемы и средства, которые я использую в руководстве научно-исследовательской деятельностью учащихся.

Литература:

1.Возрастная психология. Мухина В.С., 1999.

2.ФГОС основного общего образования, 2010

3.Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2002.

Детей.

Искусство - это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.

Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.

Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств учителя как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность.

Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:

Способность делать учебный материал доступным;

Творчество в работе;

Педагогически-волевое влияние на учащихся;

Способность организовать коллектив учащихся;

Интерес и любовь к детям;

Педагогический такт;

- способность связать учебный предмет с жизнью;

Наблюдательность;

Педагогическая требовательность.

В преподавании изобразительного искусства весьма остро стоит проблема профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает , в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Духовно-творческий потенциал художника-педагога определяется как совокупность способностей, определяющих его самореализацию и саморазвитие, позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции собственной деятельности и деятельности учеников.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно . Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самыми различными методами.

Например: на уроках декоративного рисования надо предварительно показать детям серию цветных иллюстраций, изображающих формы природы и сочетания цветов в реальной действительности узоры ветвей деревьев; теплые оттенки почвы земли ранней весной и холодные тени на оставшемся снегу; орнаментальные рисунки на крыльях бабочек. А на уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок), чтобы активизировать работу учащихся читают отрывки из сказок.

Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в классе, так и дома.

Задания на уроках и дома должны быть самыми разнообразными по характеру, по самому типу работы в соответствии с требованиями программы: то это рисование с натуры карандашом , то работа над натюрмортом акварельными красками, то декоративное рисование.

Повышая активность учеников надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы , тактичная критика, разные формы помощи.

Развивая, творческое воображение на уроках учитель, должен учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Композиция картины помогает ученикам не только яснее раскрывать сюжетно и выразить своё отношение к данному событию или явлению.

К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает, их всему классу разъясняя, в чём их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему.

Картавцева Елена Николаевна,воспитатель учебного курса ФГКОУ Владивостокское президентское кадетское училище,г. Владивосток[email protected]

Роль педагогавоспитателяв развитии креативностии творчества у учащихсяв условиях реализации ФГОС

Аннотация.В статье рассматривается роль педагогавоспитателяв развитии креативности и творчества у детей. Автор стремится переосмыслить и проанализировать деятельность педагогавоспитателя в развитии креативности,творчества у ребёнка. Предлагает факторы, которыми должен учитывать и руководствоваться педагогвоспитатель для развития творческого мышленияи креативности.Представлен креативный урок.Ключевые слова: развитие креативности, творческое мышление, творческий потенциал, становление креативной личности, становление творческой личности, педагогическая поддержка.

В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы педагогивоспитателив новых меняющихся условиях развития образования, понимали важность развития у детей креативного подхода к решению задач и творческого мышления как такового.Так,например, проблема творчества и креативности в отечественной педагогике не ставилась в принципе, несмотря на всю богатую историю и результативность отечественной педагогике, творческая деятельность ребёнка отводилась на второй план. Так отмечает данную проблему М. М. Зиновкина: ©В отечественной педагогике почти нет исследований по формированию и развития опыта профессиональнотворческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессиональнотворческого потенциала. Традиционно профессиональный опыт определяют как интеграцию знаний, умений и навыков. При этом подразумевается,что формирование опыта происходит само собой в процессе овладения деятельностью. Вопрос обучения опыту творческой деятельностью не ставиться вообщеª . Таким образом, в педагогике возникает потребность в рассмотрении данной проблемы, установление важной роли творческой и креативной деятельности и определении и переосмысление роли педагога в развитии творчества и креативности у ребёнка.

Мышление является высшей формой восприятия реальности и объективности восприятия процессов,происходящих вокруг человекаи воспринимаемых им. Реализующаяся в целенаправленности и обобщенности в познавательном процессе, установлении связей между явлениями и протекающими процессами.Творческое мышление являетсянаиболее активной формой мышления, заключающейся в реализации человеческого потенциала и направленной деятельности на решение задач и создания новых решений с учётом и базисной основой других исторически верных и неверных вариантов решения задач. Креативность в свою очередь является тем переработанным историческим знанием и опытом, который впоследствии переработанный будет использован для создания нового.Креативность в данном случае становиться важным связующим звеном, которое будет использовано педагогомвоспитателеми ребёнком для указания направления, обозначения вектора по которому будет двигаться ребёнок для реализации своих способностей и решения задач.Особенностьюразвития у ребёнка вкреативной педагогикеключевым является понимание и рассмотрениетворчества, которое можно подразделять на следующие формы проявления:~ 2~

1.форма всеобщего развития;2.форма трудовой деятельности;3.форма создания нового;4.форма реализации внутренних потребностей и мотивов;5.форма мировоззрения и миропонимания (философская форма). Некоторые зарубежные педагогиисследователи, напримерДжон Гауэн, предполагают, что в развитии креативности необходимо создавать условия руководства в творческом процессе и организовывать деятельность ребёнка . Так, он утверждал, что необходимокомплексно понимать творческий процесс и само творчество ребёнка.Исходя из его позиции, следует, что для поддержания творческих способностей ребёнка и стремлений к творчеству необходимо быть соучастным к их деятельности, а также необходимо уделять должноевнимание к ©победам и поражениямª ребёнка.Не оказывать не одобрения и не оценивать творческую деятельность ребёнка негативно, не оказывать давления на ребёнка и позволятьему выбирать и решать направление своей творческой деятельности, потому что большойнадзор способен навредить и затруднить творческое развитие.Содействовать и оказывать помощь в творческом поиске ребёнка, оказывать поддержку в ситуациях, когда ребёнок нуждается в ней, например,помочь преодолеть сомнения и препятствия, оказав поддержку,педагогвоспитательдаёт определённую мотивацию для дальнейших творческих поисков ребёнка, который нуждается в поощрении, чтобы преодолеть переживания и получить признание окружения.Педагогвоспитательдолжен показать творческий потенциал ребёнка, который находится в поиске и помочь ему оценить самому свои творческие способности и потенциал, опять же посредством поддержки, ограничив или исключив критику первых ©пораженийª и неудачного опыта, потому что педагогвоспитательдолжен понимать, что ребёнок занимается творчеством не только для себя, но и для ближайшего окружения и общественного одобрения и поощрения.Педагогвоспитательдолжен создать условия для ребёнка,стремящегося к творчеству, обеспечив ©плацдармª для дальнейшей творческой деятельности, чтобы раскрыть творческий потенциал,присутствующий у ребёнка. Стремление ккреативности находится под влиянием большого спектра внешних факторов:1.наличие или отсутствие критики;2.стрессовые ситуации;3.присутствие негативных или позитивных оценок окружения, и т.д.В программах обучения для школьников необходимо наличие условий для реализации и развития творческого потенциала. Педагогамвоспитателямнеобходимо развивать творческие способности не просто с подросткового возраста или со школьной скамьи, но и с раннего детства, потому что творческий потенциал могут подавить с шестилетнего возраста.

Для развития творческой личности необходимо использовать определённую модель формирования этой личности. Так,например от системного, многоэкранного мышления, инерции мышления, творческих способностей и воображения и т.д., производится постепенный переход к следующему этапу, где выше упомянутая совокупность элементов сочетается в блоке ©творческого мышленияª, который в свою очередь связан с непосредственно конкретным знанием, опытом и навыками. Данная взаимосвязь даёт толчок к творческим устремлениям и стремлению в удовлетворении творческого потенциала и потребности. Это побуждает ребёнка к действию, а точнее к мотивации овладения определённым знанием и навыком для творческой деятельности, и овладением определённым инструментарием. Следующий этап ознаменуется как коллективной творческой деятельностью, так и ~ 3~

пониманием и принятием участия в творческой деятельность ближайшего окружения и соучастия их. Далее вырабатываются квалифицированные знания и профессиональные умения с параллельно оформившимся внутренним миром, нравственными принципами, физическим здоровьем ‬совокупность двух этих равноценных блоков означают полноценно сформированную творческую личность.

Важное значение в становлении и развитии творческого потенциала у ребёнка заключается в методе преподавания ТРИЗ, которое позволяет раскрыть и развить этот потенциал.Одно из ведущих элементов раскрытия творческого потенциала итворческого мышлениязаключается в организации педагогомвоспитателемблагоприятной обстановке, создания определённой атмосферы и установление у ребёнка ощущения психологической защищенности, благоприятствующей его творческому развитию.Для развития мотивации у ребёнка педагогувоспитателюнеобходимо поощрять стремление ребёнка решать сложные задачи. Таким образом,создание у ребёнка ощущения не защищенности и открытого порицания становиться ведущим средством для подавления творческого потенциала и способностей ребенка, критика также способна снизить уровень мотивации, что также вредоносно для творческого потенциала.Поощрение педагогомвоспитателемнаоборот может привести к большей мотивации в творческом процессе.Анализируемые работы Л.С. Выготского позволяют говорить о том, что нужным и необходимым является расширение возможностей познавательного итворческого опытау ребенка .Собственно сделанный анализ психологической и педагогической литературы, позволяет заключить, что при развитиикреативностии творческого мышленияспособно осуществить лишь при поощрении инициатив и творческих стремлений ребёнка, причём эта инициатива должна полностью принадлежать ребёнку.Именно педагогивоспитателив своей педагогической деятельности должны исходить из того, что ребёнок должен сам выбирать пути решения поставленной перед ним задачи, а педагогвоспитательдолжен воздействовать на ученика косвенными средствами, обеспечивая тем самым свободу выбора, оставляя творческое развитие в свободной взаимосвязи.Руководствои шествие педагогавоспитателяв творческой деятельностизаключается в самообогащении ребёнкаот творческого процесса, но также должно соответствовать возрастным возможностями способностям ребёнка.

Также необходимым является создание ©плацдармаª, при которомбудут созданы широкие и прочные условия и раскрыт базовый потенциал для креативного и творческого решения задач. Чем больше информации и знаний получает ребёнок, чем большевозможностей у него есть для того, чтобы оперировать этими знаниями и информацией,чем больше ребёнок узнал и усвоил, тем большее количество информации, знаний и опытаребёнокспособен преобразовать и проецировать на значительные проблемы и искать путь решения новых задач, различными способами, что становиться более продуктивным и болеезначительным для самого ребёнка при решении задачи.Поддержка и создание условий педагогом воспитателем можно определить следующим образом: ©первичных условий, в том числе эмоционального фона, для того чтобы учащийся в той или иной жизненной ситуации смогсознательно и самостоятельно осуществить адекватный выбор поведения и/или источников информации, не противоречащий ни его личностно значимым ценностям, ни культурным традициям; вторичных условий, чтобы школьник мог самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора даже если в чемто затрудняется.В каждом конкретном случае педагог вынужден мгновенно оценить ситуацию и ~ 4~

разобраться, какая поддержка нужна ученику ©здесь и сейчасª. Педагогическая поддержка оказывается,как по просьбе обучающихся, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах. Осуществляя педагогическую поддержку, педагог должен ориентироваться на: создание условий для позитивнорефлексивного опыта общения и жизнедеятельности; поддержания комплекса отношений обучающегося с окружающим миром; непрерывность и преемственность, которые обеспечиваются согласованностью программ и проектов социальной деятельности для обучающихся различных возрастных групп с учётом их индивидуальных особенностей; учёт специфики изменчивости социальных характеристик обучающегося в процессе его развития и взросленияª.Педагогическая поддержка предполагает ©систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе ‬нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельностиª .

При этом ребёнок способен развивать концепцию собственного решения задач, а также использовать и развивать в новых условия, при чём равную или нет по сложности ‬значение не имеет, так как ребёнок,основываясь на прошлом творческоми креативномопыте способен выработать свой собственный подход к задаче. Это решение, продуцируемое им самим посредством собственного творческого мышления, впоследствии образует различные креативные подходы.Ребёнок способен развивать креативные подходы в неограниченных количествах и намного больше, чем взрослый человек,поскольку для взрослого уже есть выработанные в ограниченном количестве, основанные на опыте и регулярно им применяемые решения задач и проблем возникающие перед ним. Ребёнок в свою очередь не ограничен узкими рамками, но он более склонен доверять результатам своей творческой деятельности и креативности при этом малоспособен к контролю результатов своей творческой и креативной деятельности. Апотомуроль педагогавоспитателяв данном случае заключается: 1. разъяснениеважной функции контроля и подконтрольности результатов; 2. выработке у ребёнка осознания и способности контролировать результаты и творческие процессы; 3. прививаниеребёнку осознания ответственности за свою творческую деятельность и результаты; 4. выработке у ребёнка осознания важности и полезности его творческой деятельности; 5. установление понимания у ребёнка общественной важности его достижений; 6. нацеливание деятельности ребёнка на социальную важность его творческих достижений и деятельности.

В данном случае выделены главенствующие в деятельности педагога факторы,которые должны присутствовать в развитии у ребёнка креативности и творческого мышление и как следствие результатов его деятельности.Однако это должно быть ведущим в роли педагогавоспитателяв развитии креативности и творческого мышления у ребёнка,важен ещёи фактор понимания педагогомвоспитателемнамерений и стремлений самого ребёнка, который ищет решения поставленных задач, понимать те комбинации и варианты,которые предлагает ребёнок для решения этих задач.

Этодолжно способствовать становлению креативной и творческой личности; Становление креативной личности ‬это ©формирование и развитие совокупности устойчивых креативных качеств человека, характеризующих егоиндивидуальность при обучении творчеству и творческой самоактуализацииª. В свою очередь ~ 5~

становление творческой личности ‬это ©формирование и развитие творческой личности на основе обучения еётворчеству и передаче ей опыта объективной профессиональнотворческой деятельностиª . Все это является неотъемлемой частью развивающейся личностии роли педагогавоспитателяв этом процессе.Таким образом,определяется и переосмысляется роль педагогавоспитателяи направление его деятельности в развитии креативности и творчества. Необходимо уделять первостепенное внимание роли педагогавоспитателяи его связям с ребёнком и сложившимися окружающими условиями,в которых развивается творческая и креативная личность, важным является заблаговременно уделять внимание тем факторам, которые способны подавить творческий потенциал и роль педагогавоспитателяв данном случае заключается в устранении этих факторов.Следуетвыделить и то, что необходимо уделять внимание ещёи связями взаимосвязям ребёнка и окружающего пространства, близкого окружения, чтобы благоприятные условия способствовали и дальнейшему развитию творческого мышления и креативности. Создание благоприятной обстановки способствует психологической уравновешенности и дальнейшего успешного развития.Креативный урокпо теме ©Весёлый интеллектуалª (интеллектуальный турнир в 6мклассе во внеурочной деятельности) по структуре педагогической системы НФТМТРИЗ М.М. Зиновкиной.Блок 1. Мотивация.На интерактивной доске написаны слова, выражения: понимание, познание, разум, способность мыслить, проницательность, сравнения, знания, восприятие, анализ, функции, суждения. Расставь в логической последовательности слова и поясни, что же такое интеллект. Предполагаемый ответ: интеллектразум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образование понятий, суждения, заключения), которые превращают восприятия в знания или критически перестраивают и анализируют уже имеющиеся знания. Подумайте кто такой интеллектуал. Учащиеся высказывают свои соображения. А есть в нашем классе такие? А сколько у нас таких умников? Давайте узнаем. Для того, чтобы вы смогли оценить, кто из вас самый умный начинаем наш турнир ©Весёлый интеллектуалª. Желаю вам удачи и победы. Блок 2. Содержательная часть 1.Позвольте представить наше жюри (интеллектуальная группа учащихся из 8). Правила турнира: он проходит в 7туров: в каждом туре ведущий в быстром темпе задаётпо одному вопросу, каждому ученику по очереди время на обдумывание отводится 2030 секунд. В каждом туре ученик,набравший наименьшее количество баллов,выбывает.Победителю присуждается титул ©Интеллектуал классаª и вручаются подарки. Первый тур. Пятибалльные вопросы. 1. Какое самое большое озеро в мире? (Каспийское море). 2. Закончи пословицу: ©Из огня, да…ª (в полымя). 3. Кто совершал первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан). 4. Как называется прибор для измерения сторон горизонта? (Компас). 5. Какой самый крупный город на Дону? (Ростов). 6. Как можно назвать объём, широту интересов, знаний? (Кругозор). 7. Как именовалась древнее осадное орудие? (Таран). 8. Как называется популярный греческий танец? (Сиртаки). 9. Как фамилия немецкого изобретателя книгопечатания? (И. Гутенберг). 10. Как называется путь, по которому движется любая планета? (Орбита). 11. Как называется созвездие на небосклоне имеющее форму ©инструмента для питьяª? (Большая медведица). Второй тур.Десятибалльные вопросы. 1. Сколько меридианов можно провести через одну точку? (Множество). 2. Какой самый большой остров в Мире? (Гренландия). 3. Назовите цветные моря мира. (Красное, Жёлтое, Чёрное). 4. Назовите самый маленький материк. (Антарктида). 5. Сколько вы знаете материков? (Шесть). 6. Какая самая полноводная река Африки? (Конго). 7. Как называется народ женщинвоительниц в греческой мифологии? (Амазонки). 8 Как называется зимнее ~ 6~

логовище медведя? (Берлога). 9. Как называется высшее, абсолютно воинское звание? (Генералиссимус). 10. Как именуется медицинское учреждение в воинских частях? (Лазарет). 11. Как называется подвесная сетка для отдыха человека? (Гамак).Третий тур.Пятнадцати балльные вопросы. 1. Какой великий русский учёный был поэтом и художником, химиком и географом, геологом и сталеваром? (Л.В.Ломоносов). 2. Как именовался военачальник у славянских народов? (Воевода). 3. Как называется вид местности, открывающейся обычно высоты? (Панорама). 4. Кто был первым русским учёным, удостоенным Нобелевской премии?(Павлов). 5. Назовите бога сновидений в греческой мифологии. (Морфей). 6. Назовите имя мифологического древнегреческого певца и музыканта. (Орфей). 7. Как именовалась третья буква в славянском алфавите? (Веди). Четвёртый тур.Двадцати балльные вопросы. 1. Где прятал ключи Синьор Помидор? (в чулке). 2. Какие акции продавал Незнайка на луне? (На семена гигантских растений). 3. Как назывались политические партии у лилипутов? (Остроконечники, Тупоконечники). 4. Как назывался летающий остров? (Лапуту). 5. Что послужило причиной конфликта Чиполлино с Синьором Помидором? (Домик Тыквы). 6. Титулы Апельсина, Лимона, Мандарина и Вишни? (Барин, принц, герцог, графиня). 7. Какое слово Кай выкладывал из льдинок? (Вечность) .Блок 3.Психологическая разгрузка.Танцыимпровизации. Подмузыку один ученик показывает движения, все остальные повторяют эти движения, дополняя их положительными эмоциями и мимикой.Блок 4.Головоломка.Математический ребус. Сумма двух чисел равна трёхзначному числу. Первое слагаемоеоканчивается на 0. Если этот 0 отбросить, то получиться второе слагаемое. Восстановите все числа в этом зашифрованном арифметическом равенстве. Ответ: 570+57=627.Блок 5. Интеллектуальная разминка.Игра ©пять определенийª. Участник задаёт слово (существительное) и первое к нему определение, следующий участник даёт второе определение, следующий третье и т.д. Участник,давший пятое определение, задаёт новое слово ‬задание. Игра ©сравни по формеª. Назвать форму объектов и их частей на картинки и найти даннуюформу в предметах окружающего мира. Составление открытых загадок. На интерактивной доске картинки. 1. Ёж круглый, как… 2. Лепесток ромашки овальный, как… 3. Ствол прямой, как… 4. Травинка острая, как… 5. Листья резные, как…Блок 6. Содержательная часть 2.Пятый тур.Двадцати пяти балльные вопросы.1. Сколько детей было в семье малыша? (Трое, ещёбрат и сестра). 2. Что за дорога вела в Изумрудный город? (Жёлтая кирпичная дорога). 3. Имя сапожника в сказке ©Приключения Чиполлиноª? (Мастер Виноградинка). 4. Что сделал Хоттабыч, чтобы аннулировать результаты футбольного матча? (Все футболисты заболели корью). 5. Как называлось собрание лунных капиталистов? (Большой Бедлам). Шестой тур.Тридцати балльные вопросы.1. Как назывались лунные деньги? (Фартинги и сантики). 2. Когда борода старика Хоттабыча не работала? (Когда намокала). 3. Как Нильсу Хольгерсену снова удалось стать большим? (Сделав доброе дело). Седьмой тур (завершающий).Сорока балльные вопросы. 1. В каком случае Бродяга мог ходить по луне спокойно? (Если на нём была шляпа и ботинки). 2. Судьба брата Хоттабыча? (Кружиться спутником вокруг земли). 3. Какой цветок рос на астероиде В612? (Роза). По окончанию турнира пока жюри определяет победителя, можно послушать музыку. Подводятся итоги турнира, награждается победитель символической медалью ©Самый Умныйª. Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка.Составить на компьютере в программе MicrosoftWordстраницу энциклопедии об интеллектуальном ученике. ~ 7~

Блок 8. Резюме.Оценить мнения учащихся о проведенном турнире, позволив им выказать своёмнение относительно турнира и его проведения. С помощью специальных карточек учащиеся ©понравилось ‬не понравилосьª, выявляют мнение о турнире. В ходе креативного урока установлена эмоциональная связь педагогавоспитателя и учеников, выявлена качественная оценка учеников о турнире.

Ссылки на источники1.ЗиновкинаМ.М. НФТМТРИЗ: Креативное образование века (Теория и практика). ‬М: МГИУ, 2007. ‬306 с.2.Креативная педагогика. Методология, теория, практика. / под ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. 3е изд. ‬М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. ‬310 с.3.Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. ‬М.: Прогресс, 1991. ‬348 с.4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.Психологический очерк. 3е изд. ‬М.: Просвещение, 1991.‬96 с.5.Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии. ‬М.: Педагогика,1982.‬488 с.6.Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьяков, А.В. Иванов, С.Н. Чистяков и др.; 2е изд.‬М.: Просвещение, 2014. ‬96 с. 7.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования// Классный руководитель. ‬2000. ‬№3. ‬С. 63‬81.8.Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 57 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики. ‬РостовнаДону: Феникс, 2008. ‬317 с.

Разделы: Общепедагогические технологии

Опыт творческой деятельности в современной педагогической литературе рассматривается как составная часть опыта учебного научного творчества. Он обладает компонентами, характерными для всех видов творчества. В первую очередь к ним относят способность творчески мыслить и способность к сотрудничеству.

В качестве составляющей опыта творческой деятельности и компонента научного творчества выделяют исследовательскую работу. Исследовательскую деятельность можно определить как опыт школьноготворчества.

Творческое развитие отвечает принципам гуманизации школы, как одному из направлений модернизации образования на современном этапе. Творческая деятельность учащихся протекает эффективней при условии их сотрудничества между собой и учителем.

Характер и формы сотрудничества учеников и педагогов зависят от следующих основных факторов:

  • цели творческой деятельности;
  • качества знаний учащихся;
  • содержания творческой деятельности;
  • методов, средств и форм обучения.

В свою очередь, изменение форм и методов преподавания приводит к новому качественному скачку в развитии опыта творческой деятельности у учащихся.

Осуществление технологии развивающего обучения в корне меняет роль учителя в учебно-воспитательном процессе:

  • энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
  • специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
  • консультант (организатор доступа к ресурсам);
  • руководитель;
  • тьютор - навигатор творческого исследования;
  • координатор всего группового процесса;
  • советчик;
  • эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта);
  • «человек, который задает вопросы»

Появление педагога-тьютора проблематизирует всю сложившуюся систему образования. «Тьютор не эрудит, а специалист в области способов организации работы с материалом. Задача тьютора – не отвечать на поставленные вопросы ученика, а помочь ребёнку в поиске правильного решения исследовательской проблемы…».

В педагогической литературе выделяют восемь наиболее важных направлений работы учителя по организации творческого процесса:

  • подбор наиболее целесообразных тем исследовательских работ;
  • формирование включённости учащихся в процесс поиска решения;
  • организация творческого сотрудничества;
  • культивирование рефлексии;
  • обучение эвристическим приёмам;
  • обучение проведению общеинтеллектуальных операций;
  • ориентирование в поиске решения;
  • консультации по химии.

Традиционная классно-урочная система недостаточно позволяет в полной мере осуществить педагогу свою деятельность как наставника и координатора. На современном этапе развития образования приоритет отдаётся развивающему обучению. На смену субъектно-объектным приходят субъектно-субъектные отношения. На первый план выдвигаются фигуры ученика и учителя, который из автократа превращается в руководителя, навигатора учебного процесса, от которого зависит успешность ученика. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия: ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.

Основой для развития учащихся служит творческая деятельность, которая может реализоваться через проектно-исследовательскую работу школьников.

Наше желание заниматься исследовательской деятельностью возникло не случайно - осознание того, что необходимо изменить отношение учащихся к предмету подтолкнуло на поиск новых форм и методов преподавания. Не только учителя, но и школьники, зажатые в рамках традиционного урока, не могут реализовать свой творческий потенциал. Такую возможность даёт проектно-исследовательская работа.

На протяжении семи лет в МОУ СОШ № 17 г. Арзамаса осуществлялась реализация проектов различных как по форме (социальные, творческие, информационные, телекоммуникационные и др.), так и по содержанию.

Таким образом, исследовательская работа способствует развитию у учащихся опыта творческой деятельности, способности к сотрудничеству и взаимодействию, мотивирует на последующее самообразование.

Самым важным результатом, осуществления творческой деятельности является дальнейшая успешность учеников: большинство школьников поверило в свои силы, занимаясь самообразованием, и продолжило своё обучение в различных учебных заведениях, связанных с естественнонаучными дисциплинами.

Этот результат во многом был достигнут благодаря смены роли учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Особенности творческого урока и роль учителя в развитии креативности школьников. Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести.

Необходимо приблизиться к творчеству, наполнить им общение. Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем, а не летчиком- испытателем в проблемной или деструктивной ситуации. Работа педагога-мастера специфична в виду индивидуальности ее реализации и импровизированности.

Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать в креативной практике. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного выращивания и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приообретает достижение гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий. Педагог должен знать, что креативный процесс развития происходит по принципу спирали, так как прошлое и будущее располагается спирально, пронизывая и обуславливая очередной виток развития.

Но повторяемость в развитии не означает тождественность тех или иных моментов. На каждом новом витке появляются новые качества, но вместе с тем воспроизводятся и старые. Креативное развитие представляет собой систему необратимых качественных изменений личности. Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам.

Взаимосвязь всех компонентов творческого процесса обеспечивает продуктивно-созидательный результат обучения и самовоспитания, что способствует самовыражению творческого потенциала и самоактуализации творческой индивидуальности личности. 4.3 Деонтология Педагогу важно иметь понятие о деонтологии.

Деонтология - это наука о долге, морали, обязанности и профессиональной этике.

В креативной акмеологии деонтологию можно трактовать как совокупность принципов целесообразного конгруэнтного и конструктивного поведения специалиста, а именно быть духовно богатой личностью быть творческой индивидуальностью обладать профессиональной компетентностью, личным авторитетом и имиджем владеть всем арсеналом традиционной и инновационной психолого-педагогической и специальной технологией быть творческим специалистом, эмпатийным и обаятельным в общении с партнером учеником быть способным к глубокому анализу и самоанализу, рефлексии и идентификации в процессе самоактуализации быть открытым к новому, инициативным и проницательным соблюдать этические нормы взаимоотношений при реализации конфиденциального принципа, создавая атмосферу доверия осознавать глубокий смысл профессиональной жизнедеятельности.

Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям.

Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами. Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми. критерии американской программы Astor Учитель должен 1. быть доброжелательным и чутким 2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы 3. иметь высокий уровень интеллектуального развития 4. иметь широкий круг интересов и умений 5. иметь помимо педагогического еще какое-либо образование 6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей 7. иметь живой и активный характер 8. обладать чувством юмора но без склонности к сарказму 9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию 10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение 11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью 12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Наряду с положительными принципами целесообразного поведения педагог должен в совершенстве владеть не только знаниями и умениями своей профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством.

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве материала самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным? Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим я. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства.

Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство.

Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верный тон урока. Термин задать тон беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время. Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.

В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями. Необходимо глубже осмыслить метод К.Станиславского и применять его в формировании педагогического мастерства. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, получивший название прием отождествления, то есть слияние своего Я с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении.

Этот прием предполагает не только большую предварительную работу знание эпохи, истории создания, художественного и мировоззренческого контекстов и т.д но и естественное органическое проживание педагогом художественного образа. Только тогда возможно истинное общение между детьми и учителем. Творить, по определению К.Станиславского, означает страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче - постижению и раскрытию художественного образа произведения.

С педагогической точки зрения в подготовке учителя важна та часть наследия К.Станиславского, которая тесно связана с искусством переживания. Переживания как органического единства интеллектуального и эмоционального в человеке. Для педагога чрезвычайно важно научиться сознательно управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребенка связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы.

Учитель должен уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. Например, речь учителя должна быть вдохновенной и архивыразительной.

При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя с аналитическими способностями. Ибо в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо? К. Станиславский Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке между учителем и учениками между детьми в коллективных формах деятельности.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок. Учитель на уроке - посредник, проводник ребят в мир переживаний. Для него важны некоторые методические принципы.

Первым важнейшим методическим принципом является средство эмоционального и рационального начал в работе школьника на уроке при общей повышенной эмоциональности содержательности занятия. Вторым определяющим принципом служит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно тематический принцип позволяет объединить в единое целое. Третьим принципом мы выделяем игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа. Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая создает логическую и эмоциональную целостность урока.

Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной учитель - ученики деятельности. Особое значение игровая деятельность приобретает в художественном обучении и воспитании, а для уроков творческого типа игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий. Итак, процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности.

Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности. 4.4 РО Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи.

И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача А.А. Мелик Пашаев Система развивающего обучения РО, которая в построении и организации учебного процесса учитывает потребность и возможности ребенка и не отвергает детей, как неспособных к тому или иному виду деятельности, дает шанс ребенку попробовать свои силы в основных видах деятельности триада сочинение, исполнение, восприятие. Участие активное ребенка в различных видах деятельности помогает выявить и развить специальные способности, необходимые для полного восприятия деятельности.

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в деятельности было ребенку по силам. Основой содержания начального обучения является включение учеников под руководством педагога в ведущие виды деятельности. Активное восприятие слушание материала на первый взгляд должно стоять на первом месте по значимости, так как наша задача - научить ребенка вслушиваться и понимать, но не менее важной на первом этапе является исполнительская и сочинительская деятельность. В основе построения занятий творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни.

К определяющим принципам занятий творческого типа мы относим следующие Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.

Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности. Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности. Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.

Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Воспитание навыков импровизации как основы ля формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру. Импровизация - первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству как к методу воспитания - характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Способность и одаренность.Креативность, дивергентное мышление

На свет человек появляется без психологических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате их взаимодействия с действительностью и активной.. В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Рассказать друзьям