Гога и Магога - что это за народы? Кто такие гог и магог Что такое гога и магога в библии.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

[евр. , ], в христ. и иудейской эсхатологической традиции имена варварских народов, к-рые завоюют Палестину или христ. ойкумену в последние времена. В пророчестве Иезекииля , давшего начало этой традиции, Г.- вождь завоевателей, М.- название его земли.

В библейской традиции

Нек-рые народы, названные в пророчестве Иезекииля о нашествии Г., упоминаются уже в библейском списке сыновей Ноя (Быт 10) как потомки «сыновей Иафета» (Быт 10. 1-5), расселившиеся «в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт 10. 5). У Иафета было 7 сыновей (LXX 8): Гомер, М., Мадай, Иаван, [Елиса], Фувал, Мешех и Фирас (10. 2), а среди сыновей Гомера упоминается Фогарма (10. 3; ср.: 1 Пар 1. 5-6).

Прор. Иезекииль (Иез 38-39) предсказывает, как «после многих дней» «в последние годы» (Иез 38. 8) «верховный князь» Г. из страны М. (LXX предлагает вариант перевода евр. слова (глава, главный) как имени собственного - ῾Ρώς) во главе великого войска пойдет по воле Господа против вернувшегося из плена Израиля. В составе его армии будут воины от Мешеха и Фувала, от Гомера и из «дома Фогарма» «от пределов севера», а также Парас ( - Персия), Куш ( - Эфиопия) и Пут ( - Ливия?) (38. 1-9). Г. замышляет разграбить и разорить землю Израиля. Но пророк предрекает, что Божий гнев падет на Г., его временная победа над Израилем послужит только тому, чтобы показать славу Господа «перед глазами их» (38. 10-16). Г. в этом пророчестве олицетворяет врага, о к-ром говорили прежние пророки: с его приходом «произойдет великое потрясение на земле Израилевой», вся его земля будет разрушена (38. 17-20), но в конце концов поражен будет и сам Г. (38. 21-23). После того как Господь поразит Г. и его орды, пришедшие «на горы Израилевы», их мертвые тела пожрут птицы и звери (39. 1-8). 7 лет «жители городов Израилевых» будут сжигать оружие армии Г., а когда Г. найдет свою могилу в долине Аварим («долина прохожих»), в Заиорданье, в течение 7 месяцев будут хоронить мертвые тела его воинов, пока «вся земля» не будет очищена. В завершение Господь приготовит из погибших орд жертвенную трапезудля птиц и зверей (39. 9-20).

Все это, по словам пророка, произойдет для того, чтобы народы познали славу Господа и поняли, что Господь карает Израиль за его грехи. Но и Израиль должен понять, что Господь хочет быть его Богом «от сего дня и далее»; после возвращения из плена он должен терпеть унижение и признать, что Господь показал Себя Богом Израиля и в изгнании, и после возвращения (Иез 39. 21-29).

Географическая локализация и имена Г. и М.

Большинство исследователей определяют место существования Г. и земли М. (М. упом. в списке народов в Быт 10 и в описании народов, составляющих армию Г.- Иез 38) на северо-востоке от Израиля: в Анатолии или в Сев. Месопотамии. Исходя из того, что в Иез 38. 5 перечисляются названные уже в Иез 27. 10 армии из Персии, Эфиопии и Ливии (см.: Zimmerli . 1969. S. 643-644, 948-949), исследователи с уверенностью локализуют Мешеха во Фригии, Фувала в Киликии, Гомера на Армянском нагорье, а дом Фогарма на территории вост. Киликии (Иез 38. 2, 6) (Ibid. S. 652-653, 788-789, 947-949). Большинство др. народов, упомянутых в Быт 10. 2-5, также географически связаны с этой частью мира (жители Фарсиса, Киттим, Мидийцы и др.).

Если в вопросах географической локализации Г. и М. значительных разногласий не существует, то этимология и смысл этих имен остаются предметом дискуссий. Мнение ранних толкователей о них как о народе скифов (Ios . Flav . Antiq. I 6. 1 со скифами отождествляется М.; ср.: Ios . Flav . De bell. VII 7. 4) поддерживал еще Ю. Велльгаузен (Israelitische und jüdische Geschichte. B., 18973. S. 149). Распространенная в совр. лит-ре гипотеза, что Г.- это мидийский царь Гиг (аккад. ) (ок. 670 г. до Р. Х.), а земля М. соответственно - Лидия, восходит к Ф. Деличу (Herrmann . 1924. S. 245; Zimmerli . 1969. S. 942). Нек-рые исследователи, принимая во внимание те же датировки, связывают Г. с династией Гага Сев. Ассирии, к-рая упоминается в текстах Ашшурбанипала (D ü rr . 1923. S. 98-99). Ряд ученых ассоциируют библейского Г. с упомянутой в амарнских письмах (№ 1. 38) территорией «Гага», к-рая, согласно контексту (где также названы Ханигальбат и Угарит), находилась на севере Сирии, возможно, в окрестностях Кархемиша (Gressmann . 1905. Р. 182-183).

Среди исследователей, считающих Иез 38-39 послепленным текстом, распространена т. зр., что Г. мог быть военачальником армии молодого персид. царя Кира (ок. 400 г. до Р. Х.), а также, что имя Г. могло быть использовано как псевдоним для Александра Великого (Обзор толкований имен см.: Rowley H . H . The Relevance of Apocalyptic. L., 1963. P. 33-37; Zimmerli . 1969. S. 940-942; Herrmann . 1924. S. 244-245). Имя М. в таком случае понималось либо как искусственная форма в значении «земля Гога» (Zimmerli . 1969. S. 941), либо как «гебраизированное» имя от аккад. ( в амарнских письмах (D ü rr . 1923. S. 98-99; Herrmann . 1924. S. 245)). В лит-ре представлена и позиция, согласно к-рой первичным является название страны, а имя Г. было образовано от него (Wevers . 1969. P. 284).

Ряд исследователей объясняют имена Г. и М. как мифические: они произведены от шумер. «тьма», т. о., М.- это «земля тьмы», а Г.- персонификация тьмы или же «вождь и представитель сил, враждебных Богу» (Lauha . 1943. P. 71). Другие усматривают связь этих имен с аккад. богом Гага, к-рый упоминается в эпосе Энума Элиш (Herrmann . 1924. S. 244).

Эсхатологические мотивы пророчества Иезекииля и развитие традиции в поздней литературе

По структуре Иез 38-39 принадлежит к ветхозаветным пророчествам, построенным по схеме: наказание Израиля - наказание язычников - восстановление Израиля. Новый, отличительный элемент Иез 38-39, видимо предваряющий развитие поздней апокалиптической идеи об эонах (см. Апокалиптика),- идея «двойного эсхатона» (Frost . 1952. P. 91), т. е. «пророк указывает здесь на то, что находится далее ближайшего будущего, т. е. на 2-ю ступень божественного действия после того, что должно произойти в ближайшее время (собрание Израиля из рассеяния)» (Zimmerli . 1969. S. 945). Здесь эсхатологические выражения «после многих дней» (Иез 38. 8) и «в последние дни» (38. 16) вместе с более редким «в последние годы» (Иез 38. 8) получают более конкретное содержание.

В изображении великой эсхатологической битвы (Иез 38-39) виден ряд мотивов, получивших дальнейшее развитие в библейской и постбиблейской лит-рах. Среди таких мотивов: день Господень (день, в к-рый Господь откроет Свой гнев на народы); борьба Господа с силами хаоса (Наум 1. 4; Ав 3. 8; Ис 50. 2-3 и др.) и Его война с (языческими) народами (Ис 14. 24-27; 17. 12-14; Пс 2; 110; 68. 13-19 и др.), к-рая обычно связана с изображением теофании и космических катастроф; враг с севера (богопротивные силы зла и хаоса локализуются на севере - Иер 1. 13-15; 4. 6 слл.; 6. 1 слл.; Иоиль 2. 20 и др.); натиск народов на Иерусалим (Пс 46; 48; 76); жертвенная трапеза (идея, что павшие представляют собой жертвенную трапезу - Иер 46. 10; Соф 1. 7-8; Ис 34. 5-8); мотив мира - сожжение оружия (Ис 9. 5; Пс 45. 10) и др.

Мотив ожидания «отдаленного будущего», характерный для Иез 38-39, позволил последующим раввинистической и христ. традициям отнести событие нашествия и гибели армий Г. в более далекое будущее.

Особый интерес к пророчеству Иезекииля о великом царе последних времен Г. виден уже в переводе мессианского пророчества Валаама в LXX Числ 24. 7, где Г. противопоставлен моавскому царю Агагу. Др. вариант Септуагинты - Ам 7. 1, где имя Г. встречается вместо (покос), как и вариант Числ 24. 7,- показывает достаточно раннее возникновение связи между представлениями о войне царя Г. и о приходе Мессии.

Описания решающей последней войны занимают важное место в апокрифах. Напрямую от Иез 38-39 зависит изображение конца мира в 3-й Сивиллиной книге (3 Сив 663-650; здесь же упом. Г. и М. как названия стран между реками Эфиопии - 3 Сив 319, 512; ср. также: 5 Сив 101-110). В образах кн. Еноха (1 Енох 56) Г. и М. истолковываются как дикие орды парфян, к-рые тогда постоянно угрожали набегами (ср.: Ис 24. 21; 1 Енох 90. 16-19; 2 Вар 70. 7-10). Г. и М. понимаются в агаде как эсхатологические враги Израиля.

Г. и М. в НЗ

Если у прор. Иезекииля Г.- имя царя завоевателей, а М.- их территория, то в Откровении Иоанна Богослова Г. и М.- это названия народов, составляющих языческие орды, к-рые в конце тысячелетнего царства Христа (см. Хилиазм) после 1-го воскресения двинутся для последней битвы с народом Божиим, но будут попалены огнем суда Божия (Откр 20. 7-9). Общий план апокалиптики прор. Иезекииля и его кульминационный момент - битва народов Г. и М.- сохраняются в Откровении Иоанна. Мессианскому царству из пророчества Иезекииля (Иез 37) соответствует тысячелетнее царство Христа (Откр 20. 4-6); нашествию орд Г. и их уничтожению (Иез 38-39) - приход ведомых сатаной Г. и М. для уничтожения «стана святых и города возлюбленного» (Откр 20. 7-10); воскресению мертвых - последний суд (20. 11-15); Новому Иерусалиму (Иез 40 слл.) - новое небо, новая земля, новый Иерусалим (Откр 21).

В ранней иудейской литературе

Такая схема - пришествие армий Г. и М. после мессианского царства - сохраняется и в самых ранних примерах раввинистической лит-ры (Billerbeck . Kommentar. Bd. 3. S. 832-837). В палестинских таргумах большую роль в этой эсхатологической войне играет Мессия, к-рый побеждает пришедших к Иерусалиму Г. и М., при этом возвращение Израиля из плена в отличие от пророчества Иезекииля происходит уже после победы над Г. и М. (Таргум Псевдо-Йонатана на Числ 11. 26). Предсказание Елдада и Модада (Числ 11. 26-29) было воспринято как пророчество о царе из земли М. (Таргум Псевдо-Йонатана) или о Г. и М. (Таргум фрагментов). Раввин Неемия, ученик Акивы, также говорит о предсказании Елдада и Модада о Г. (Санхедрин 17а).

Иосиф Флавий (Ios . Flav . De bell. VII 7. 4) упоминает легенду о том, что Александр Великий на дальнем севере за горами Каспийского м. заключил кочевые варварские народы (скифов) железными вратами (ср.: Plin . Sen . Nat. hist. VI 15). Он отождествляет скифов с Г. и М. (Ios . Flav . Antiq. I 6. 1), т. о., легенда о Г. и М. в дальнейшем, прежде всего в христ. традиции, оказалась связанной с легендой об Александре.

В христианской литературе

отцы Церкви часто толковали имена Г. и М. аллегорически, как инструмент сатанинских преследований града Божия в последние времена (Hieron . In Ezech. XI // PL. 25. Col. 356-357; Aug . De civ. Dei. XX 11). Блж. Иероним, ссылаясь на распространенную в его время традицию, аллегорически истолковывал имена Г. как символ «кровли» (tectum) и М. как символ того, кто исходит «из-под кровли» (de tectum). Согласно блж. Августину, Г. символизирует врагов Церкви, из среды к-рых выступает диавол, как «из-под кровли», а М.- самого диавола, к-рый исходит из среды этих людей, как бы покидая временное прибежище, бездну безбожного града. При этом Г. и М. не исторические народы, они представляют собой врагов Церкви, число к-рых «как песок морской». В средневековье Николай де Лира , ссылаясь на блж. Иеронима, развивает это аллегорическое толкование: Г. для него - антихрист, т. к. он одержим диаволом, а М.- символ антихристовых гонителей, к-рые происходят от диавола (Emmerson . 19842. P. 85).

Для традиц. истолкования пророчества характерна вера в то, что с появлением диавола Г. и М. будут освобождены, антихрист возглавит их армии во время последнего величайшего гонения на христиан (Откр 20. 8). Он явится, когда падет Римская империя. Армии соберутся в Иерусалиме или, согласно блж. Августину, на всяком месте, где будут собраны христиане, и поведут войну против народа Божия. В конце концов они будут повержены Самим Христом, Который уничтожит антихриста (Ibidem).

Со временем аллегорическое толкование имен Г. и М. уступает место букв. пониманию предсказания о Г. и М., к-рые уже отождествляются с теми или иными конкретными историческими народами. В Византии мотив вторжения Г. и М. возникает в сер. VII в. (возможно, под впечатлением ситуации арабских завоеваний) в тексте «Откровения Псевдо-Мефодия Патарского» (написано по-сирийски, сохр. также в греч., лат. и слав. переводах). Согласно «Откровению...», Г. и М.- многочисленные дикие племена, отделенные от ойкумены и запертые Александром Великим железными вратами в далеких сев.-вост. окраинах земли, к-рые, согласно пророчеству, «придут на землю Израиля» «в последние времена». Здесь же приводится список 22 царств, заточенных Александром (Истрин . 1897. С. 20, 54; Alexander . 1985. P. 41). После предсказания поражения измаильтянам от последнего императора и наступившего затем периода мира и процветания сир. версия «Откровения Псевдо-Мефодия Патарского» сообщает, что в это время «врата Севера» откроются и заточенные племена ворвутся в ойкумену. Автор описывает бедствия и гонения на христиан и нечистоту Г. и М. Но по прошествии одной седмицы (7 лет?) они соберутся в долине Иоппия в Палестине, где будут уничтожены «одним из глав ангельского воинства», т. е. архангелом. После их исчезновения 7 лет в Иерусалиме будет править последний рим. император. Он поместит свою диадему на Животворящее Древо Креста Господня и тем самым окончательно передаст земную власть Богу. Но перед установлением Царства Божия властью на короткое время завладеет антихрист.

В отличие от библейской и ранней патристической традиций, где Г. и М. являются инструментами действий самого антихриста в период его правления на земле и их нашествие происходит одновременно с его явлением, у Псевдо-Мефодия Г. и М. возникают накануне прихода антихриста и еще до его воцарения они должны быть уничтожены. Эта традиция представлена в лат. «Тибуртинской сивилле» (XI в., содержит более ранние предания), к-рая, хотя и изображает явление антихриста до освобождения варваров, все же предрекает приход великого императора: он разгромит Г. и М. до того, как антихрист окончательно установит свою власть(Alexander . 1985. P. 185). В этом случае Г. и М. не армии антихриста, но знаки войн и опустошений, к-рые предшествуют антихристу.

В «Славянском Откровении Даниила» (написано в Византии в сер. IX в., сохр. в слав. переводе) Г. и М. появляются не в правление последнего императора, но при его непосредственном предшественнике, в др. версиях (IX-X вв.) эти сюжетные линии отсутствуют.

В трактате «О последних временах» Псевдо-Ефрема, к-рый сохранился в лат. рукописях VIII-IX вв. и, возможно, содержит элементы более ранней традиции, возникшей на сир. почве в кон. IV-VII в., отсутствует история Александра Великого, не упоминается и фигура последнего рим. императора. Неизвестные народы появляются просто «в те дни, когда наступит время этих народов»; они определяются как самые дикие (nequissimae), самые нечестивые (profanissimae) и грязные (coinquinatae), питающиеся человеческой плотью и кровью. Автор ничего не сообщает об их последующей судьбе, однако замечает, что «дни их будут сочтены» и «земля (Палестина? - Авт .) обретет покой» (Ibid. P. 186). Кроме того, период всеобщего благоденствия накануне последних времен у Псевдо-Ефрема помещается не до вторжения Г. и М., как обычно, а после их разгрома (Ibid. P. 138-139, 146-147).

Эсхатологические представления о Г. и М. в Византии разделялись далеко не всеми. В IX в. хронисты Георгий Синкелл и Георгий Амартол воспринимали Г. и М. как обычные исторические племена времен царя Дария I, якобы вторгшиеся через Мидию на Ближ. Восток, разорившие Сирию, Финикию и Палестину и вскоре уничтоженные Божественным Промыслом (Georg . Sync . Сhron. S. 295; Georgius Monachus . Chronicon / Ed. C. de Boor. Lpz., 1904. Bd. 1. S. 295). Иоанн Зонара (XII в.), как и мн. более ранние авторы, видел в М. наименование древних скифов (Zonara . Epit. hist. Bd. 1. S. 22). Нек-рые визант. книжники связывали сев. народ «рос» с именем «Гога, князя Роса и Магога» (вариант, к-рый приводит LXX). Этот несуществовавший князь Роса впервые был сопоставлен с народом «рос» Львом Диаконом (X в.) в связи с описанием похода рус. кн. Святослава (Leo Diac . Hist. IX 6).

В поздней зап. средневек. лит-ре антихрист становится неотъемлемой фигурой популярной легенды об Александре Великом. Англ. поэма об Александре (Kyng Alisaunder, XIV в.) изображала освобождающего Г. и М. антихриста разрушителем дела Александра Великого (Emmerson . 19842. P. 85-86). Мн. зап. авторы отождествляли Г. и М. с готами, гуннами, татарами (ср.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 445-446; Вып. 3. Стб. 503) и др. завоевателями. Р. Бэкон писал, что татары опустошают христ. земли, взламывают ворота Кавказа, чтобы привести антихриста к власти (Bacon R . Opus majus / Ed. J. H. Bridges. Oxf., 1897. Vol. 1. P. 268-269; см.: Anderson . 1932. P. 9-14). В «Повести временных лет» как Г. и М. упоминаются половцы и сев. народы (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 224-226). В Зап. Европе в текст «Романа об Александре» история строительства стены против Г. и М. была включена лишь в XIII в. Тогда же Петр Коместор выдвинул гипотезу о том, что Г. и М. являются пропавшими 10 коленами Израиля (Emmerson . 19842. P. 86).

Лит.: The History of Alexander the Great: Being the Syriac Version of Pseudo-Callisthenes / Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1889; Истрин В . М . Откровение Мефодия Патарского и апокрифические Видения Даниила в визант. и славяно-рус. лит-рах. М., 1897; Sackur E . Sibyllinische Texte und Forschungen. Halle, 1898. Torino, 1963r; Gressmann H . Der Ursprung der israelitisch-jüdischen Eschatologie. Gött., 1905. (FRLANT; 6); Скабалланович М . Иезекииль // Лопухин . Толковая Библия. Т. 6. С. 189-522; D ü rr L . Die Stellung des Propheten Ezechiel in der israelitisch-jüdischen Apokalyptik. Münster, 1923; Herrmann J . Ezechiel. Lpz., 1924; Anderson A . R . Alexander"s Gate, Gog and Magog and the enclosed nations. Camb. (Mass.), 1932; Lauha A . Zaphon. Helsinki, 1943; Frost S . B . Old Testament Apocalyptic. L., 1952. P. 88-92; Die Rezension l des Pseudo-Kallisthenes / Hrsg. H. van Thiel. Bonn, 1959; Zimmerli W . Ezechiel. Neukirchen-Vluyn, 1969, 19792. 2 Bde; Wevers J . W . Ezekiel. L., 1969; M ü ller H .-P . Ursprünge und Strukturen alttestamentlicher Eschatologie. B., 1969; Die Historia de Preliis Alexandri Magni: Rezension J3 / Hrsg. A. Hilka, K. Steffens. Meisenheim am Glan, 1975; Emmerson R . K . Antichrist in the Middle Ages. Seattle, 19842; Alexander P . J . The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkeley, 1985; СККДР. Вып. 1. С. 283-285; Kaltner J . The Gog/Magog tradition in the Hebrew Bible and the Qur"an. Points of Similarity and Dissimilarity // Union Seminary Quarterly Review. 1995. Vol. 49. P. 35-48; Tanner J . P . Rethinking Ezekiel"s Invasion by Gog // JETS. 1996. Vol. 39. N 1. P. 29-45; B ö e S . Gog and Magog: Ezekiel 38-39 as pre-text for Revelation 19,17-21 and 20,7-10. Oslo, 1999; Повесть о рождении и победах Александра Великого / Пер. с лат. и ст.-франц., вступ. ст., коммент.: Н. Горелов. СПб., 2004.

К. В. Неклюдов, И. Н. Попов

Ислам, Израиль и Библейские пророчества

12. Гог и Магог, Ислам и Россия, часть 2

Какую роль играет ислам в мире? И в чем заключается конечная цель ислама? Эти вопросы продолжают приходить на ум тем, кто видит конфликт между исламом и западным миром. Невозможно видеть ряд конфликтов по всей земле и не видеть роли, которую играет ислам относительно этого.

Например, в Европе есть конфликт в Косово, на юге России – в Чечне. В Ираке существует конфликт между суннитами и шиитами совместно с военными силами из Соединенных Штатов и Европы. Индия имеет границу с Пакистаном, обе являются ядерными странами, существует постоянная угроза войны между этими народами. В 2006 г. Израиль воевал против “Хезболлы”, которую поддерживали Иран и Сирия. Иран угрожает уничтожить Еврейское государство и продолжает создавать ядерный арсенал.

Кроме этих открытых национальных конфликтов есть еще и угроза исламского терроризма, которая поражает как мусульманские, так и западные страны. Откуда же берут начало все эти конфликты? Для тех, кто изучает библейские пророчества, конфликт в Среднем Востоке не представляется тайной, согласно Библии, последняя битва, Армагеддон, произойдет на территории Израиля.

Чудо, которое произошло с народом Израиля, не может быть недооценено. Иезекииль вместе с другими библейскими пророками 2600 лет назад предсказал национальное возрождение Израиля, собранного из других народов (Иезекииль 36-37). Далее в главах 38-39 Иезекииль дал описание союза народов, которые должны будут атаковать возрожденный народ, собранный из других народов. Это событие, известное в Библии как сражение Гога и Магога, является битвой последних дней.

Сражение Гога и Магога является событием, которое играет заметную роль как в исламской и еврейской эсхатологии, так и в христианской. Несмотря на то, что их сценарии и исход различны, все три религии рассматривают Гога и Магога как главное событие. Итак, что же представляют из себя Гог и Магог, и что повлечет за собой этот конфликт?

Что представляет из себя сражение Гога и Магога?

Вкратце, сражение Гога и Магога – это битва в последние дни (конечные дни), когда союз государств атакует воссоединенное государство Израиля. Эти народы, которые атакуют Израиль в 38-39 главах Иезекииля, включают мусульманские народы, имеющие открытую враждебность по отношению к Израилю. Вместе с этими мусульманскими народами также и северное царство, называемое Гогом из земли Магог, которое может быть опознано как Россия, станет союзником мусульманских народов, чтобы противостоять Израилю в последние дни.

Бог, который через Иезекииля предсказал это событие, нанесет поражение этому союзу государств, которые восстанут против Израиля. Этот конфликт утвердит государство Израиля и возвратит их на землю, где они будут готовиться к своему спасению. Этот конфликт также объясняет миру то, почему Израиль был пленен в течение последних двух тысяч лет (Иезекииль 39:28).

Определение времени, когда это событие должно произойти, является предметом обсуждения для изучающих библейские пророчества. Ступени, ведущие к этому конфликту вместе с событиями, которые должны затем последовать могут быть соединены по частям с помощью пророчеств и истории.

Как мир пришел туда, где он сейчас находится?

Чтобы знать , в каком направлении движется мир , важно знать как мы добрались туд а, где мы сейчас находимся. Сегодняшняя ситуация в мире – разультат тысячелетней истории, которая в последние дни будет сосредоточена на земле Израиля.

То, что с самого начала Израиль являлся частью Божьего пророческого замысла, ясно из писаний; как в Ветхом, так и в Новом завете подробно описывается как Израиль, потомки Авраама, Исаака и Иакова были связаны с землей Палестины. Во Второзаконии Моисей пишет об этой земле и о потомках Иакова, которым она была дана Богом во времена Моисея и Иисуса Навина.

" не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову; Второзаконие 9:5

В Последние дни воссоединеный народ Израиля возвращен на эту землю и вступает в конфликт с исламским миром, который оккупировал эту землю после того как народ Израиля был изгнан оттуда римлянами в 70 г. по Р.Х.. Для ясности рассмотрим как эти отрезки истории Израиля связаны с событиями сегодняшних дней.

Событие

Утверждение Израиля на этой земле

· Авраам был призван на гору Мориа (гора Храма), там земля Израиля была дана Аврааму, Исааку и Иакову (Бытие 12:1-7).

· Через 400 лет после пребывание в Египте, Моисей повел детей Израиля в обещанную землю.

· Бог определил условия благословения и проклятия для народа Израиля (Втор. 28:30). В случае повиновения они должны были быть благословлены больше всех других народов на земле, а в случае неповиновения они должны были быть изгнаны из этой земли.

· Давид приобрел гору Мориа для храма по повелению Бога, Соломон построил Храм, и Господь освятил Храм на горе Мориа, предупредив о том, что Храм будет разрушен, если Израиль отвернется от Него.

· Бог обещал Израилю, что его народ в конце концов будет утвержден на этой земле в праведности и повиновении, несмотря на то, что до этого народ Израиля будет изгнан из этой земли.

Изгнание Израиля из этой земли

Вавилонский плен

  • После Соломона Израиль разделился на две части: Южное царство (Иудея) и Северное царство (Израиль). В 586 г. до Р.Х. Иудей, Южное царство, была изгнана из этой земли, а Храм был разрушен, за этим в 722 г. до Р.Х. последовало изгнание Северного царства Израиля. Кир позволил евреям вернуться и восстановить Храм в 539 г. до Р.Х.

Римский плен

  • После предания смерти Мессии в 33 г. по Р.Х. в 70-ом г. Храм был снова разрушен, а народ Израиля был изгнан из этой земли. Ранее изгнание из этой земли длилось 70 лет, римское изгнание закончилось провозглашением государства Израиля в мае 1948 г. Впервые за более чем 2000 лет Израиль стал независимым народом. Последний народ, Маккавейское царство, просуществовало примерно 100 лет с 165 до 63 г. до Р.Х.

Народы оккупируют землю Израиля во время его отсутствия

Вавилонский плен

Когда Израиль и Иудея были взяты в плен ассирийцами и вавилонянами соответственно, народы из окрестных земель пришли оккупировать землю Израиля. Когда евреям было разрешено в 539 г . до Р . Х . вернуться под персидским правительством на свою землю , народы , захватившие эти земли , попытались помешать евреям опять утвердитьс я на этой земле. Израилю пришлось бороться за свое существование, так как соседние народы пытались уничтожить их.

Римский плен

Подобно вавилонскому плену, когда евреи были изгнаны из земли Израиля римлянами, во время их отсутствия соседние народы начали оккупировать и овладевать землей, данной потомкам Авраама, Исаака и Иакова. Среди этих народов были такие, которые могли произойти от Авраама и Исаака, но не от Иакова. Народы, захватившие эту землю стали мусульманскими вследствие победы ислама. Эти же народы пришли к убеждению, что у них есть право на землю Авраама, Исаака и Иакова, через потомственную линию от Авраама.

Израиль возвращен на свою землю

После Вавилона

После поражения Вавилона Киром Великим евреям было позволено вернуться на землю Израиля и восстановить Храм. Израиль не стал народом еще в последующие четыреста лет (539-163 г. до Р.Х.). Коротко просуществовавшее Маккавейское царство было поражено римлянами после того как они стали добиваться помощи у Рима. Рим вошел в Иерусалим и не оставил его, пока Иерусалим не был разрушен.

После Рима

Израиль стал народом лишь после того как мусульманская Оттоманская империя была поражена после заключения союза с Германией во время I Мировой войны. С точки зрения мусульман Израиль занял землю , принадлежащую исламу , и поэтому мусульманские народы вправе в случае необходимости вернуть эти земли силой оружия. Европа и Соединенные Штаты разделили Оттоманскую империю на отдельные народы и сочли возможным существование еврейского народа после II Мировой войны.

Бог судит народы

Вавилонский суд

Бог использовал Вавилон, чтобы судить народы, включая Израиль, за их грехи и преступления, ведущие даже к возможному уничтожению этих народов. Через Израиль Бог судил народы.

Римский суд

Израиль был осужден как народ после того как он отверг Мессию. Как Храм, так и город был разрушен, как и предсказывалось в книге Даниила за 600 лет до этого события. До того как народ Израиля примет Мессию, Израиль должен быть возвращен на свою землю. В конце Бог будет судить народы, которые восстанут против Израиля, чтобы уничтожить евреев; окруженный народами, Израиль будет взывать к Мессии, который вернется с силою и славою. Мессия, отвергнутый Израилем, Иисус Христос, будет править и царствовать над праведным Израилем.

Бог утверждает Израиль под правительством Мессии

Израиль был утвержден как единый народ, и ему была дана возможность принять Мессию Иисуса Христа во время его первого пришествия. Народ отверг Иисуса, предав Его смерти, этим исполнилось пророчество писаний относительно Мессии, который должен был умереть за грехи мира (Исаия 53, Даниила 9:26).

Израиль вновь был утвержден в последние дни, и ему опять дана возможность принять Иисуса как Мессию, что свершится в конце 70-ой седьмины Даниила. Еврейский народ, окруженный другими народами, воззовет к Иисусу Мессии, который возвратится с силою и славою (Захария 12:1-3,9-10, Матфея 24;29-31, 25:31-32).

После возвращения Мессии Израиль будет утвержден как народ под правительством царя Мессии, который будет править с Иерусалима, как царь земли (Захария 14:9,17-21, Иезекииль 43:1-10, Матфея 25:30-40).

Ислам как угроза Израилю

Сто лет назад не существовало никакой угрозы Израилю со стороны ислама, потому что не было и Израиля. Сегодня все изменилось, с самого начала появления Израиля мусульманские народы неистовствовали против него, угрожая отправить их в море.

Эта враждебность по отношению к Израилю, как было ранее отмечено, берет свое начало со времени бегства Мухаммеда из Мекки в Медину. В Медине евреи отвергли его как пророка и насмеялись над ним. Этот гнев по отношению к ним перенесся в Коран, а затем и передался исламу через Коран. Сегодня мусульмане составляют более 20% населения земли – 1 , 3 биллионов человек.

Мусульманские народы, окружающие Израиль, против его существования, даже после своего поражения в пяти больших конфликтах. В настоящее время большая исламская угроза исходит от Ирана, который открыто призывает к уничтожению еврейского государства и в то же время продолжает развивать свои ядерные возможности.

Ислам будет оставаться угрозой для Израиля, пока либо ислам, либо Израиль не одержит решительную победу один над другим. Коль скоро само существованиеИзраиля остается под сомнением с точки зрения мира, то для того, чтобы прийти к определенному заключению, необходимо вопрос ислама и Израиля понять с пророческой точки зрения.

Пророческий замысел Бога: Храм Купола Скалы

Третье по важности святое место для ислама расположено в сердце Иерусалима – это Купол Скалы, с которой, согласно исламским комментаторам, Мухаммед восшел на небо. Там он получил подтверждение ислама библейскими пророками и Самим Господом.

Так вышло, что Купол Скалы является также самым святым местом для иудаизма, где, согласно Библии, Бог повелел Израилю построить Храм. Лишь только на этом участке земли Израиль может установить место для жертвоприношения Богу Авраама, Исаака и Иакова. Все это создает сегодня в мире довольно большую проблему. Мы видим две группы людей, каждая из которых заявляет права на тот же участок земли. Тем не менее, согласно библейским пророчествам, Третий Храм должен быть построен на этом самом месте.

Следовательно, если Третий Храм должен быть построен, то в определенное время Купол Скалы, или Благородное святилище должно быть устранено. Поскольку ислам единогласно через многочисленные инстанции угрожал мировой войной в случае повреждения Купола Скалы, то логично заключить, что ислам как сила и угроза, должен быть устранен прежде чем построится Третий Храм.

Пророческая битва в Библии, битва Гога и Магога – это война, вызванная конфликтом из-за Храма и Купола Скалы, несмотря на то, что на это и не указывается конкретно, но это подразумевается.

Определение времени битвы Гога и Магога



Определение времени войны, в которую будет вовлечен ислам как часть союза государств, является предметом обсуждения; есть достаточные причины для того, чтобы полагать, что это событие произойдет до того, что известно под названием Семидесятой седьмины Даниила.

Это время, согласно Даниилу, - семилетний период, в начале которой должен быть построен Третий Храм. Нам известно это, так как “мерзость запустения” продолжается 3,5 года, или половину времени семилетнего соглашения.

Нам также известно из пророчества, что будет семилетний период после поражения армий Гога и Магога, когда Израиль будет сжигать оружие и беспрестанно погребать умерших.

9 " Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет буду жечь их.15 " и когда кто из обходящих землю увидит кость человеческую, то поставит возле нее знак, доколе погребатели не похоронят ее в долине полчища Гогова. Иезекииль 39:9,15

Итак, то, что следует за поражением Гога и Магога, как указано в главах 40-43 Иезекииля, - это строение Храма, когда Слава Господа вступит в место, известное как гора Храма. Из контекста описанных здесь событий становится ясно, что это будущая эпоха, известная как Мессианская эпоха, или как Тысячелетие, когда Царство Бога будет установлено на земле. В течение этого времени Мессия Иисус Христос будет править землей.

Храм, описанный в главах 40-43 Иезекииля, по всей вероятности, должен быть Четвертым Храмом, в то время как Третий Храм (который еще должен построиться) является связанным с “мерзостью запустения” (Матфея 24:15, Даниила 9:27, 12:11). Четвертый Храм будет установлен после завершения всех земных конфликтов, в число которых входит Армагеддон. Этот Четвертый Храм будет воздвигнут после возвращения Мессии (Иисуса Христа), который придет с силою и славою, чтобы править народами и Израилем как царь земли (Матфея 24:29-31, 25:31-40).

Периоды четырех Храмов в Библии

1

Период Первого Храма (960-586 гг. до Р.Х.)

Построенный Соломоном в 586 г. до Р.Х., Храм был разрушен вавилонянами за грехи Иуды (Иезекииль 8-9)

2

Период Второго Храма (516 г. до Р.Х.-70г. по Р.Х.)

Храм был восстановлен евреями, которые вернулись после того как персы поразили Вавилон; строение Храма было завершено в 516 г. до Р.Х., а в 70 г. по Р.Х. был разрушен римскими армиями.

3

Третий Храм (Храм Скорби) (Будущее)

Храм будет построен после устранения Купола Скалы, что последует за битвой Гога и Магога. Ислама как угрозы для существования Израиля больше не будет. Будущий вождь народа, который придет (Даниила 9:27), Антихрист, заключит семилетнее соглашение, разрешив поклонение и жертвоприношение в Храме, это завершится “мерзостью запустения”.

4

Четвертый Храм (Храм Тысячелетия) (Будущее)

Это Храм времени правления Царя Мессии (Иисуса Христа), Славы Господа (Иезекииль 40-43). Этот Храм будет построен после событий периода скорби, который завершится Армагеддоном.

Иудейская точка зрения относительно Гога и Магога

Раввинские авторы также рассматривают события, связанные с Гогом и Магогом как происходящие в “последние дни”, когда народы земли восстанут против Израиля, чтобы уничтожить еврейский народ. Гог и Магог является важнейшей частью иудейской эсхатологии (учении о конечных днях) во времена Мессии.

Несмотря на то, что мнения у раввинских комментаторов относительно этого события расходятся, большинство из них пишет, что в битве Магога Мессия сын Иосифа будет убит Армилусом (Антихристом) после того как восстановит Храм. Израиль потом пройдет через период гонений, который завершится с приходом М e ссии, сына Давида, который уничтожит Армилуса, и начнется царство Мессии. В Мидраше говорится:

И когда придут дни Мессии, Гог и Магог восстанут против земли Израиля, потому что услышат, что Израиль без царя и в безопасности. Тотчас они возьмут с собой семьдесят один народ и пойдут на Иерусалим. И Некто Святой, да будет Он благословен,скажет им: “Вы, злые! Вы хотите вести войну против Меня? Ценой вашей жизни Я поведу войну против вас !” Тотчас Некто Святой, да будет Он благословен, вызовет град из камней, спрятанных на небесном своде и пошлет на них, и пошлет на них большое бедствие…

И после него появится другой царь, злой и наглый и поведет войну против Израиля в течение трех месяцев, и имя его будет Армилус…И он пойдет на Иерусалим и сразит Мессию сына Иосифа…

Мусульманская точка зрения относительно Гога и Магога

Точка зрения мусульман относительно Гога и Магога отличается как от христианской, так и от иудейской точек зрения; в конце мусульмане, а не евреи одерживают победу над Гогом и Магогом. Истоки этого в Коране могут восходить к легендам об Александре Великом, которые были созданы вокруг его личности. В Коране Александр Великий упоминаемый как O Dhul - Qarneyn , построил железную металлическую стену, которая изолировала Гога и Магога на Севере. Во время конца, согласно Корану, Гог и Магог будут освобождены и станут врагом ислама. Весь вопрос, конечно, заключается в том, что то, что записано в Библии относительно Гога и Магога было записано более чем за 1000 лет еще до рождения Мухаммеда.

93.И прибыл, наконец, в то место, где были две [горные] преграды, по сторонам которых обитал народ, который лишь немного понимал речь [Зу-л-карнайна]. 94. Они воззвали: "О Зу-л-карнайн! Воистину, [народы] Гог и Магог чинят на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты воздвиг между нами и ими преграду?" 95. Он ответил: "То, чем наделил меня Господь, лучше [вашей дани]. Помогите же мне [людской] силой, чтобы я воздвиг, между вами и ими преграду. 96. Возите ко мне железные балки"... Когда он заполнил ими пространство между двумя склонами, он приказал: "Раздувайте". Когда же [балки расплавились] и превратились в огонь, он распорядился: "Несите мне расплавленную медь, я вылью ее на расплавленное железо". Сура 18:93-96

95. [Обитателям] селений, которых Мы погубили, не дозволено вернуться [в этот мир] 96. до тех пор, пока не разверзнется [стена] Гога и Магога и пока они не низринутся с каждой возвышенности. 97. Настанет [срок] истинного обещания, и тогда глаза неверных закатятся [и они воскликнут]: "О горе нам! Мы не ведали об этом, и мы были грешниками". 98. Воистину, вы и те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, - всего лишь топливо для ада, в который вы-то и войдете. Сура 21:95-98

Библейская точка зрения относительно Гога и Магога

Библейская точка зрения отличается как от мусульманской, так и от раввинской иудейской точек зрения, в то время как раввинская позиция приукрашивает библейский материал, согласно мусульманской точке зрения именно они в конце одерживают победу.

Согласно библейской точке зрения, союз народов, включая Россию (Магог) с севера и Иран (Персия) вместе с другими народами заключают союз против Израиля. В эти другие народы входит Ливия и Эфиопия – оба мусульманские народы. Фогарма отождествляется с Арменией, из которой доставляли коней и мулов как дань Вавилону (Иезекииль 27:14).

Иезекииль 38
1 И было ко мне слово Господне:2 " сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество 3 " и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я--на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! 4 " И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, 5 " Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, 6 " Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою. Иезекииль 38:1-6

Гог начинает наступление в последние дни

Армии являются врагами воссоединенного в последние дни Израиля, собранного из народов земли и утвержденного обратно на земле Израиля. (См. Иезекииль 36-37). Израиль описывается как неогражденная земля, наступление идет “с пределов севера” и является частью злого замысла против Израиля.

7 " Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. 8 " После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно. 9 " И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою.10 Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие 11 " и скажешь: `поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, --все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей,12 чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли".13 " Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: `ты пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу?" 14 " Посему изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить безопасно, ты узнаешь это;15 " и пойдешь с места твоего, от пределов севера , ты и многие народы с тобою , все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.16 "И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их." Иезекииль 38:7-16

Предсказание пророков о Гоге и Магоге

В конце Господь будет возвеличен на земле, так, как об этом событии пророку Библии (Иезекиилю) была дана честь рассказать миру (ст.17). Бог Сам уничтожит армии через землетрясение, всепотопляющий дождь, каменный град, огонь и серу. Армии также восстанут друг против друга и в тот день Бог будет прославлен.

17 " Так говорит Господь Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них? 18 " И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.19 " И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой.20 " И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю.21 " И по всем горам Моим призову меч против Гога , говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его.22 " И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием , и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу;23 " и покажу Мое величие и святость Мою , и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь." Иезекииль 38:17-23

Бог любит народы земли, многие из которых были обмануты жгучей яростью против потомков Израиля и Библии. В битве Гога, Божье слово, переданное через библейских пророков, займет центральное место, поскольку исламские армии будут уничтожены. А Израиль будет освобожден от исламской угрозы, которая существовала в течение последних шестидесяти лет.

Израиль использует оставшееся оружие Гога для сжигания в течение семи лет

После поражения ислама и России Израиль использует в течение последующих семи лет оставшееся на этой земле оружие. Семилетний период ясно указывает, что это событие случается до скорби, поскольку само время скорби длится 7 лет.

7 " И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам вперед бесславить святаго имени Моего, и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле. 8 " Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог, --это тот день, о котором Я сказал.. 9 " Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет буду жечь их. Иезекииль 39:7-9

Что ожидает ислам и мусульманский народ после Гога и Магога

Что ожидает мусульманский народ можно узнать из других книг Библии. Нам известно, что Антихрист последний вождь народов, до возвращения Христа заключает мирный договор. Это соглашение, или договор заключается на семь лет, но уже через 3,5 года расторгается.

В начале этого соглашения Антихрист обманывает Израиль, обращаясь к еврейскому народу он провозглашает себя богом и требует, чтобы мир поклонялся ему. Однако до этого Антихрист пытается объединить мир под одной религией. Вместе с поражением ислама он начнет преследовать всех тех, кто откажется принять его планы.

У народов земли будет ясный выбор, будучи свидетелями уничтожения исламского союза, миру придется выбирать между Богом Израиля или ложным вождем народов, который будет заставлять мир поклоняться ему.

21 " И явлю славу Мою между народами, и все народы увидят суд Мой , который Я произведу, и руку Мою, которую Я наложу на них. 22 " И будет знать дом Израилев, что Я Господь Бог их, от сего дня и далее.23 " И узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою; за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их, и все они пали от меча.24 " За нечистоты их и за их беззаконие Я сделал это с ними, и сокрыл от них лице Мое." 25 " Посему так говорит Господь Бог: ныне возвращу плен Иакова, и помилую весь дом Израиля, и возревную по святом имени Моем. 26 И почувствуют они бесчестие свое и все беззакония свои, какие делали предо Мною, когда будут жить на земле своей безопасно, и никто не будет устрашать их,27 когда Я возвращу их из народов, и соберу их из земель врагов их, и явлю в них святость Мою пред глазами многих народов , 28 И узнают, что Я Господь Бог их, когда, рассеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них;29 “и не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог." Иезекииль 39:21-29

Антихрист вместе с мировым религиозным вождем, ложным пророком, будет заставлять весь мир принять Антихриста, объявляющего себя богом. Мусульмане, освобожденные от ислама, будут иметь возможность принять еврейского Мессию Иисуса Христа как своего спасителя.

Те, кто веруя во Христа будут убиты за свою веру во время скорби, все же найдут свой путь на Небо и обретут вечную жизнь (Откровение 6:9-11).


Согласно еврейской традиции есть два Мессии: тот, кто страдает и умирает, Сын Иосифа и тот, кто правит и завоевывает, Сын Давида. Сын Иосифа погибает в битве Гога и Магога и воскрешается Сыном Давида. Оба описания как Страдающего Мессии, так и Царя Мессии выражены в образе Иисуса Христа, который в первый раз пришел, чтобы умереть за грехи мира и придет во второй раз, чтобы править миром.

The Messiah Texts, Raphael Patai, Pgs. 159-160, Wayne State University Press, Detroit 1979, Quoting from Midrash waYosha, BhM 1:56.

(Йехезкель, 38 ), Гог из земли Магог придет в Землю Израиля во главе огромного войска многих народов воевать против еврейского народа и Иерусалима . Тогда Всевышний явит миру Свою власть, и Гог погибнет, а в Израиле наступит мир и воцарится праведный царь Машиах. Более раннее упоминание о Магоге - в книге Берешит (Берешит, 10:2 ), где рассказывается о происхождении народов: Магог - потомок Йефета, сына Ноя (Ноаха) . Кто такие Гог и Магог сегодня - существует много мнений, как и о самой «войне Гога и Магога», но все концепции сходятся в одном: в какой-то момент разразится тяжелая война, после которой Израиль и всё человечество вступят в новую эру.

Кто такие Гог и Магог?

Распространено ошибочное мнение, будто Гог и Магог - два разных человека. На самом деле, как сказано выше, Гог - это царь страны Магог.

«…Согласно предсказаниям пророка Йехезкеля, в эпоху прихода Машиаха, т.е. потомка Давида , который будет править страной, построит Храм и соберет остатки народа) в Эрец-Исраэль вторгнутся войска Гога из страны Магог, но Всевышний пошлет им тотальную гибель.

Вот что, среди прочего, сказано об этом у Йехезкеля (гл. 38):

Придет Гог с “северных окраин” земли, среди союзников его будут Иран и Эфиопия. Придет он в страну, “возвращенную от меча”, то есть к народу, спасенному от истребления, в страну, “собранную из многих народов”.

Придет он не в Уганду или Биробиджан, а на “горы Израиля” - на землю, обещанную Всевышним Аврааму, Ицхаку и Яакову, в места, “которые были пустынны долгое время”. Произойдет это в конце дней ».

О войне Гога и Магога написано немало книг, множество каббалистов изучало эту тему. Существуют разнообразные мнения о том, как это будет происходить. Но иудаизм в целом может утверждать только одно: в какой-то момент, достаточно скоро, разразится очень тяжелая война, после которой придет Машиах и всё человечество вступит в новый период, в котором у народа Израиля будет особый статус.

Приведем некоторые моменты из таких книг.

Виленский Гаон писал, что война Гога и Магога продлится 9 секунд. В его времена это звучало странно, трудно было понимать написанное буквально, т.к. подобного оружия еще не существовало. Нам сегодня легче дается буквальное понимание…

Гог и Магог - «защитники» Лондонского города. Каждый год,
во вторую субботу в ноябре, их проносят по улицам города

А вот продолжение комментария Мальбима (к Йехезкель 32) - о том, что будет после того, как Эдом и Ишмаэль объединятся, чтобы завоевать Землю Израиля:

«Но по приходе (в эту Землю) сделается междоусобица между ними, и будут воевать друг с другом, т.е. Эдом и Ишмаэль будут воевать между собой, потому что вера их различна, и там будет судить их Всевышний мечом и кровью, как разъяснено там (Зхарья 14). Об этом рассказал он здесь - как они все примут гибель… Сначала Мицраим (Египет), и Ашур (Ирак), и Эйлам, которые придерживаются веры Ишмаэля, и они сегодня обрезаны. А потом - Мешех, и Туваль, и Эдом, и их цари, и князья Севера, которые все необрезанные. И между ними будет война.

И начнется их падение с Египта, потому что они (египтяне) находятся вблизи Эрец-Исраэль, и они придут во главе и падут. И придут ассирийцы и персы (Иран) отомстить за них, и падут обе стороны. И об этом сказано в пророчестве».

Рав Ицхак Фангер пишет: «Некоторые полагают, что Первая и Вторая мировые войны были войной Гога и Магога, развивающейся поэтапно. В любом случае последний этап этой войны будет в том единственном месте в мире, которым хотят обладать великие религии - в Иерусалиме… Нельзя сказать, как скоро это произойдет, но если вспомнить, что осталось всего 230 лет до конца шестого тысячелетия - когда точно придет Машиах, - то воскрешение мертвых, пришествие Машиаха, строительство Храма и война Гога и Магога должны произойти в течение этих 230 лет».

И далее, о союзе Эдома и Ишмаэля против народа Израиля: «Их объединение очень опасно как на физическом, так и на духовном уровне. Они объединялись уже три раза. Первый раз - когда Эсав женился на Махлат, дочери Ишмаэля, чтобы уничтожить Яакова» (согласно мидрашу , Эсав намеревался разжигать гнев Ишмаэля против Яакова до тех пор, пока тот не убьет Яакова. И тогда Эсав получит право убить Ишмаэля - как бы в порядке мести за кровь брата. И унаследовать имущество обеих семей…) «Второй раз - когда Аман , потомок Эсава, объединился с Ахашверошем , потомком Ишмаэля. Третий раз - во время Катастрофы , когда иерусалимский муфтий стал союзником Гитлера . Подобный союз будет заключен и при Последней Войне».

Сегодня некоторые видят символ такого союза в Обаме с его мусульманским прошлым…

Можно ли избежать этой войны?

Конечно, всех интересует, можно ли избежать этой войны. Ведь в книгах пророка Йехезкеля (см. выше) и пророка Зхарьи (см. гл. 14) есть прямое упоминание о ней. А один из принципов веры: все слова пророков - истина. Так его сформулировал Рамбам в своей книге «Мишнэ Тора» (Ильхот Санхедрин, глава 10, а также Ильхот Тшува и Ильхот Йесодэй Тора).

Но обратимся к трудам и преданию хасидских праведников последних веков. В нескольких книгах сказано, что один из великих людей последних поколений, раби Элимелех из Лиженска , «отменил» бедствия, которые должны были произойти с еврейским народом перед приходом Машиаха («муки Машиаха»). Рав М. Агранович пишет об этом: «Мы никак не можем судить, о чем здесь идет речь, но высказывание такое есть, а раби Элимелех не хуже нашего знал, что все слова пророков - истина». Передают, что раби Элимелех говорил: хотя сказано в нескольких стихах, что перед приходом Машиаха будут великие войны и войны Гога и Магога, он вымолил, чтобы войн не было… Продавец муки будет продавать муку, продавец тканей будет отмерять ткань, и вдруг придет Элияу и возвестит: Машиах пришел!

А в комментарии раби Цадока а-Коэна из Люблина «При Цадик» (на недельный раздел Насо) написано так: в книге «Диврэй Эмет» Хозе из Люблина зацаль сказано, что Машиах бен-Йосеф не будет убит, потому что уже свершился этот приговор над раби Шимшоном Острополером . И раби Шимшон пошел на это по своей воле, принял смерть от погромщиков, чтобы искупить народ. Процитируем опять статью рава М. Аграновича: «Хотя в Талмуде, трактат Сукка 42а сказано, что Машиах сын Йосефа погибнет (таково одно из мнений), этого не произойдет, так как это исправил знаменитый раби Шимшон из Острополя, погибший от рук казаков Богдана Хмельницкого, да сотрется его имя! (Сам раби Шимшон был из рода Давида, но как это “сработало” для Машиаха бен-Йосеф, мы опять же не понимаем… Кстати, рав Элияшив был потомком раби Шимшона…)»

В Откровении апостола Иоанна Богослова в стихе седьмом главы двадцатой читаем:

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

Относительно значения имен «Гог и Магог» существует несколько объяснений и толкований.

«Некоторые думают, что Гог и Магог — полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог — возвышенного или возвышение. Итак, этими именами обозначается или собрание народов или их превозношение. Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что приидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иезек. 39, 9).

Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Это можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами, кроме войн с народами окрестными, завидовавшими их внезапному обогащению, во-вторых, потому, что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, — что в этом, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего».

«Слово Магог в первый раз упоминается в книге Бытия: это один из сыновей Иафета. В пророчестве Иезекииля говорится о Гоге и Магоге, из которого, кажется, перенесены эти имена в Апокалипсис с теми же понятиями, в каких приняты были Иезекиилсм, но с разным применением. Гог у Иезекииля описывается сильным и страшным завоевателем, который вторгнется с многочисленным войском в землю народа израильского. «И пойдешь с места твоего, — предрекает Господь Бог, обращаясь к Гогу, — от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.

И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни», — и произносит следующий грозный приговор против Гога: Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. (Иез. 39, 4).

Значит, Гог был орудием гнева Божия, обращенным против израильтян за их согрешения, но потом за жестокость его и нечестие сделался предметом отмщения также гнева Божия. Слово Магог, как кажется, означало землю и народ, которым повелевал Гог. В пророчестве говорится: И пущу огнь на Магога (то есть опустошу Магога), и населятся острова с миром (Иез. 39, 6). Наказание Гога и истребление его войска представлены пророчеством в грозных выражениях. Многие из толкователей пророчества Иезекииля искали царства Гога и Магога в северных частях Азии, и именно в Скифии, предполагая Магога, сына Иафетова, родоначальником скифов.

Некоторые из историков (Свида и Кедрин) почитали персов потомками Магога. В число доказательств этой гипотезы вошло и то, что их философы назывались магами. Бохарт помещал Гога в окрестностях Кавказа, производя Кавказ от еврейского слова гогшазан, то есть крепость Гога. Он же высказывал странное мнение, будто Прометей, прикованный Юпитером к Кавказу, был никто другой как Гог. Производили моголов, или монголов, от Магога.

Феодорит и многие другие, рассматривая пророчества Иезекииля с лучшим разумением, понимали под именем Гога Антиоха Епифана, Сирийского царя, а под словом Магога — многочисленных народов азиатских, составлявших его войско, когда он напал на Иудею. Из книг маккавейских известно, сколько грабежа, опустошения и кровопролития произведено нечестивым царем по всей земле Иудейской. А также известно примерное отмщение Божие над ним, его полководцами и многочисленными, разноплеменными их ополчениями. Вот исполнение пророчества Иезекииля в буквальном смысле.

Но из пророчества Апокалипсиса мы неоднократно примечали, что предсказания Божий иногда в одних и тех же словах относились и к суду Божию над идолопоклонством и к суду Божию над нечестием последних времен существования мира; потому и заключаем, что пророчество Иезекииля против Гога и Магога указывало и на происшествия не так далекие, каково поражение войска Антиоха, и на такие, которые скрывались в глубине веков отдаленных. Оно и намекало, что восстанет Гог на народ Божий в последнее время: После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю (Иез. 38, 8), и в другом месте: И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их (Иез. 38, 16). Пророчество и повторено в Апокалипсисе в последнем значении.

Понятие о Гоге во все времена было понятием о властелине свирепом, бранноносном, повелевающем разноплеменными и многочисленными толпами воинов, попирающем уставы Божий, кровожадном злодее, враге Бога, веры, Церкви Его и поклонения Ему. Таков был Антиох Епифан. Таковым явится в последнее время нечестивец, не только ему подобный, но и превосходящий его в нечестии, ожесточенный враг веры Христовой и всех верных Господу Иисусу Христу. Не будет ли это тот человек беззакония, сын погибели, который по действию сатаны со всею силою, знамениями и чудесами ложными и со всякими беззаконными обольщениями будет проповедовать отступление от веры в Господа Иисуса Христа и преследовать разного рода гонениями, казнями, смертью непокоряющихся его обольщению?

Он утвердит власть свою над многими народами, как счастливый воин, как хитрый политик, как утонченный знаток слабо-стей человеческих, действуя на умы блеском своих успехов, славы, почестей, богатств и других многочисленных чувственных приманок и очарований. Вероятно, он рассыплет все роды соблазнов на посмеяние всего святого, на помрачение истины, для поколебания веры в Господа нашего Иисуса Христа, и для возбуждения порочных и насильственных страстей, в чаду которых нетрудно ему будет погасить благодетельный свет учения Христова. Порочный христианин, ослепленный развратными мыслями и пожеланиями близок к вольнодумству, а от вольнодумства — один шаг к отступничеству или атеизму. Вот и начинается война против ис-тины, святости и всех добродетелей.

В ужасное время, описываемое пророчеством, разврат и нечестие распространятся между таким множеством людей, что евангелист Иоанн, как мы упомянули выше, уподобляет их числом песку морскому. Эта бесчисленность одушевится одною мыслью вождя своего и повелителя, чтоб преследовать верных Господу Иисусу Христу. Не к этому ли времени относится сказанное в стихе 14 главы 16 Откровения ап. Иоанна о трех нечистых духах, которые исходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя? Нельзя ли понимать под нечистыми духами трех главных помощников антихриста или Гога, действующих по внушению враждебной силы, ложными убеждениями на царей земных, чтоб вооружить против веры Христовой и верующих?».

«Главный виновник восстания новых врагов против Церкви Христовой представляется сатана, разрешенный из темницы, в которой содержался тысячу лет. Войско его будут составлять какие-то народы, Гог и Магог, которые в бесчисленном множестве выйдут с четырех углов (отдаленных пределов) земли. Прежде исполнения пророчества нельзя сказать, кто такие эти народы. Блаж. Иероним разумеет под ними кавказских скифов; иные разумеют магометан — турок, татар. Но здесь это имя народов, кажется, таинственное и означает не один народ, а сброд с четырех углов земли — востока, запада, севера и юга, то есть со всех концов земли, Значит, эти люди рассеяны по всем странам и царствам.

Эти люди называются Гогом и Магогом, может быть, для означения варварства, же-стокости, бесчеловечия их, какими отличались Гог и Магог, как видно из пророчества Иезекииля. Не понимаются ли под ними последователи, слуги антихриста — вольнодумцы, еретики, неверы, ученые безбожники, нечестивцы, отчаянные развратники, и т. п.? Такие люди, точно, везде и ныне находятся во всех царствах и местах, но вдали от стана святых, то есть Церкви Христовой, не по месту, а по образу мыслей, по нравам, по жизни.

Такие люди и ныне словом и писаниями стараются ниспровергать основные истины христианства, извращать понятие людей о разных предметах религии, нравственности, гражданской жизни, вовлекать в свой омут заблуждений, разврата, буйства. Кто не увлекается их толками, не следует их правилам, обычаям, тех начинают преследовать насмешками, пересудами, злословием, клеветою, презрением, уничижением и разными оскорблениями; например, кто постоянно ходит к богослужению в праздники, соблюдает посты по уставу святой Церкви, уклоняется от игр, забав, зрелищ, шумных собраний для разгула, суетного празднословия, читает Священное Писание, жития святых и другие назидательные книги, а не повести, романы, соблюдает другие религиозные обряды, правила благочестия, и вообще в образе мыслей, в нравах и жизни соображается с Евангелием, поступает по заповедям Божиим, а не по правилам и обычаям мира, — тот будь хоть ангел, вольнодумцы, нечестивцы забросают его грязью, постараются очернить, унизить.

Добродетели они обыкновенно называют лицемерием, благочестие — ханжеством и свято-шеством, ревность к славе Божией и подвижничеству — фанатизмом, кротость и смирение — бесхарактерностью, простодушие и откровенность — глупостью, и т. п. Они стараются преследовать человека верующего всеми адскими оружиями: насмешками, злословием, ненавистью и разными кознями — свести с истинного пути, заставить следовать их нечестивым понятиям, правилам, обычаям, по духу мира и князя его, чтобы только не видеть обличителя своего нечестия.

Такие люди — верные служители антихриста и ныне стараются явно и тайно вредить святой Церкви Христовой, станут совращать православных христиан с пути истины и благочестия на путь вольнодумства, суемудрия, неверия, нечестия, своеволия, буйства во имя либеральности, своевременной цивили-зации и т. п. Вот это и есть война, может быть, Гога и Магога! По крайней мере, эта хитрая, злокозненная война гораздо опаснее и зловреднее всякой внешней, гражданской войны. Поэтому как надобно быть осторожным христианину среди подобных людей, чтобы насмешками или благовидною личиною дружбы и разными хитростями мало-помалу не увлекли в свой омут. Как жаль, что и ныне о многих можно сказать, что сказал ап. Иоанн о некоторых своих современниках: Они вышли от нас, но не были наши (1 Ин. 2, 19)».


В знаменитом произведении «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков в поиске странного богатства, этих ревизских неучтенных душ, ездит по разным помещикам, и оказывается однажды у Собакевича.

Интереснейший персонаж. Стены комнат у него увешаны какими-то великими героями, с жуткими ляжками, невообразимыми усами. И весь он такой ладный и большой, так что и каждая вещь на него похожа. Каждый стул говорит: я Собакевич. Каждый шкаф говорит: я тоже Собакевич. Все такое крепко сшитое, такое корявое, такое на века. И вот этот Собакевич - очень странный персонаж - проходится цинично и холодно, так сказать, сквозь зубы, по всем жителям этого уезда. Он говорит, что председатель у них, хоть и масон, а дурак, которых свет не видывал. А полицмейстер ворюга, он тебя обворует - с тобой же еще и пообедает. Чичиков спрашивает о губернаторе… Губернатор - это, говорит, разбойник, ему нож дай в руки, на большую дорогу выпусти - он кишки, говорит, любому выпустит за копейку. Говорит, это Гога-Магога.

Вот Гога-Магога меня заинтересовал. Заинтересовал тем, что на каждой странице хорошего текста, плотного текста, высококультурного, можно найти какие-то ссылки на библейскую историю, на какие-то вещи, которые тебе непонятны. Например, Гог и Магог. Это два персонажа, такие странные мистические, которые существуют в иудаизме, христианстве и в исламе. Гог и Магог встречаются впервые у Иезекииля. Для них Гог из земли Магог, князь Роша. Некоторые американские проповедники читали, что князь Роша - это князь России, если слишком упростить перевод. Это некий народ на севере от Израиля.

К северу от Израиля множество стран. Британия на севере от Израиля и Франция на севере. И вот на этом были построены проповеди очень многих фундаменталистов, которые призывали к войне против «империи зла», то есть против Советского Союза. У Иезекииля народ, который ополчается против Божьего народа - Гог и Магог. Это либо два народа, либо князь Гог из земли Магог.

Потом они встречаются в Апокалипсисе. Это тоже некие враждебные народы, которые ополчаются вокруг святого города Иерусалима, которым нужно погибнуть, они будут разбиты. Но их очень много, они неисчислимы. Они воинственны, они страшны, и они символизируют собою вечного врага Божьих людей. У Божьих людей, оказывается, есть вечные враги, постоянные.

В исламе они меняют свои имена, эти Гог и Магог, на Йаджудж и Ма-джудж. Это тоже некие два народа, которые сидят за какой-то каменной стеной, пока что не взломанной. И поэтому можно более или менее нормально жить. Потом стена будет сломлена, и они как поток ворвутся в мир, и жизнь в мире станет невозможна. Потому что они жестоки и не имеют ничего святого. То есть присутствует такая эсхатологическая идея: перед Концом Света состоится некая битва добра и зла, в которой будут участвовать некие хранящиеся до времени злые народы. Гог и Магог. Точного смысла этих слов вам никто не объяснит. Но они стали нарицательными словами, как нечто такое страшное.

Абсолютное зло. Абсолютное зло, которое, может быть, ходит рядом. Вот так у Гоголя, значит, губернатор превращается в Гогу и Магогу. Говорит: зарежет за копейку, убьет и не подумает, кишки выпустит, это же Гога-Магога. И таких вещей, таких рассыпанных, из Писания, таких отсылок к Писанию в нашей литературе очень много. Поэтому не знающий Библию человек навряд ли что-то до конца поймет. Даже и в нашей литературе. Это прекрасный повод изучать и интересоваться.

Рассказать друзьям