Урок введение в историю древнего мира. Схема «Стороны света»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всероссийский интернет-конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку вводного урока «Знакомство с предметом».

Введение в историю Древнего мира.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об изучении нового систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи урока :

образовательные:

Обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»;

Содействовать пониманию что история это наука, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории;

Рассказать об исторических источниках и их видах;

развивающая:

Сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

воспитательная:

Формирование мотивации к изучению истории, заинтересовать учебным предметом.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление темы.

4. Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Слово учителя. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет - история. История рассказывает, где и когда жили люди, как их труд преобразил Землю, как и почему постепенно изменялась их жизнь и как она стала такой, какой мы её знаем сейчас.

II. Изучение нового материала.

История как наука.

Знакомство со структурой учебника

Что изучает история Древнего мира?

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

ИСТОРИЯ КАК НАУКА.

Слово учителя:

В истории нет вымыслов. История - наука. В ней рассказывается то, что учёные узнали о жизни народов, населяющих раньше и населяющих в настоящее время Землю. Наука - это то, что дает нам знания, опыт, поучает.

Записать в тетрадь:

Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.

Слово учителя:

В школе вы ещё много узнаете о славной истории своей Родины и об истории других стран. История народов всего мира с древнейших времён до наших дней называют всеобщей или всемирной историей. В 5 классе вы будете изучать её первую часть - историю Древнего мира.

ЗНАКОМСТВО СО СТРУКТУРОЙ УЧЕБНИКА.

Слово учителя:

Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомимся с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполним задания которые записаны на доске.

Задания на доске:

Как разделен текст учебника, название глав? (знакомство с оглавление);

Самостоятельная работа учащихся с учебником. Устные ответы учеников.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА?

Рассказ учителя:

История Древнего мира является первой частью всеобщей истории. Прочитав название глав учебника, можно ответить на вопрос, что же изучает история Древнего мира? На уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.

Записать в тетрадь:

История Древнего мира - это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив наш учебник. А как же настоящие ученые узнают и жизни людей в далеком прошлом?

КАК УЧЕНЫЕ УЗНАЮТ О ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 8).

Беседа по прочитанному:

Что дает информацию о жизни людей в прошлом?

Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?

Как работает археологическая экспедиция?

Что такое исторические источники? Их виды?

Слово учителя:

Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.

Записать в тетрадь:

Исторические источники - все, что дает нам сведения о прошлом .

Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.

ИСТОЧНИКИ

Устные Вещественные Письменные

Задание. Определите вид исторического источника: книга, гробница владыки Египта, черепки битой посуды, надписи высеченные на камне, сказание о древнегреческих богах, орудия труда, монеты.

III. Закрепление темы

Учитель. Задает вопросы классу:

1. Что изучает история?

2. О чем мы узнали на уроке?

3. Что мы записали в тетради?

IV. Рефлексия в форме индивидуального письменного опроса.

ЗАПОМНИЛ….

НАУЧИЛСЯ….

ЗАТРУДНЯЮСЬ….

Домашнее задание:

  • Творческое задание - нарисовать различные виды исторических источников.
  • Прочитать стр. в учебнике 6-8.

Список литературы:

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова; М.: «Просвещение»

Арасланова О.В., Соловьев К.А., Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. М.: ВАКО.

Ф.П. Коровкин. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.: «Просвещение».

Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира 5 класс. К учебнику А.А. Вигасина. Издательство ВАКО.

Учитель: Блинова Лидия Владимировна.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

    Что изучает история Древнего мира?

    Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

    Самостоятельная работа учащихся с учебником.

    Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

    Беседа по прочитанному.

    Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

    Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

    Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

    Закрепление изученного материала

    Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

    Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

    Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

    Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.


Урок 1. Введение в историю Древнего мира
Цели: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» или Михайловского Ф.А. «История Древнего мира».

Информация для учителя

Памятка при работе с исторической картой


  • Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - табличкой у края карты. Она является важной опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.

  • Обратите внимание на условность знаков и их несоразмерность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи - важнейшие события.

  • При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения и географии; карта как изображение земной поверхности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.

  • От класса к классу карты становятся более сложными, насыщенными условными обозначениями, и работа с ними усложняется.

  • Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны.

  • Для лучшего понимания и запоминания расположения географических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной политической карте мира, и по исторической карте.
Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы



  1. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.


    1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Задание : выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

    1. Рассказ учителя .
Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?


    1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

    2. Беседа по прочитанному .

  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)
Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?


  1. Рассказ учителя .
Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.


  1. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях ).
Археология - наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.



  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

  • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

  • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

  • Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Дополнительный материал

Как находят археологические памятники

В окрестностях села Тарасово, в 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от нее через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зеленые предметы, которые он выбросил вместе с землей из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся кое-где без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапуль- ский музей. Коля срочно направился в Тарасово. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь в какой-то степени и помог - обнажил выброшенные кости и вещи, раскиданные фактически по всей длине траншеи. Все, что мог, он собрал, запаковал и привез.

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Замечательное открытие!

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск,

1996. С. 127-128.

Урок 2. Древнейшие люди

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии). *

Ход урока

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум главным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом организует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»


    1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

Примерный ответ учащегося

Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.


  1. Фронтальная беседа с классом по вопросам .

  • Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

  • Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

  • Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

    1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

      1. Переход к новой теме
    Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

    • Как жили древнейшие люди?

      1. Изучение новой темы
    План

        1. Облик далеких предков.

        2. Первое орудие труда.

        3. Охота и овладение огнем.
    На доске: тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое

    стадо, палка-копалка, рубило.


          1. Рассказ учителя .
    Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

          1. Работа по карте (с. 7 Вигасина или с. 15 Михайловского).

    • Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)

    • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)

    • Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

          1. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника .
    Задание : рассмотрите рисунки (с. 8 Вигасина или с. 13 Михайловского) и опишите облик древнейших людей.

          1. Беседа по вопросам .

    • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.) *

    • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)

    • Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)
    (Это определение дается учителем и записывается на доске, детьми - в тетради.)

    • Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

          1. Работа с текстом учебника (с. 9 Вигасина или с. 18-19 Михайловского).
    Задание : выяснить, как охотились древнейшие люди.

          1. Работа с новыми терминами.
    Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

          1. Рассказ учителя .
    Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей. Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...

          1. Работа с художественной литературой .
    Зачитать отрывок из книги Д"Эрвильи «Приключение доисторического мальчика». Остановить прочтение на одном из интересных мест и попросить рассказать продолжение на следующем уроке. Такой прием часто является стимулом для работы с дополнительными источниками информации. Например, цитата из вышеуказанной книги.

    «.. .Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли вовремя вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.


    • Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

    • Огонь умер... - проворчал один начальник. - И пусть он будет отомщен.
    Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

    Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и...»


    1. Закрепление изученного материала

      1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 2 (с. 3).

      2. Впишите недостающие слова.

    • Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

    • Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).

    • Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).

    • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

    1. Подведение итогов урока
    Домашнее задание: прочитать § 1 Вигасина или § 1 Михайловского; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»; знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

    Дополнительный материал

    В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они и получили название южных обезьян (от лат. australis - южный и греч. pitekos - обезьяна).

    Ростом австралопитеки были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня - грубые желваки с режущим краем. Второй этап становления человечества - эпоха питекантропов (от греч. pitekos - обезьяна и anthropos - человек). Объем мозга у них достигает до 1 ООО см 3 (у австралопитеков он равен 600-650 см 3 ). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы помнились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению

    они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.

    Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.

    Энциклопедический словарь юного историка.

    М., 1994. С. 386-387.
    Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей

    Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

    Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии).

    Ход урока


      1. Организационный момент

      2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме
    «Древнейшие люди»

    1 . Подготовка устного ответа по карточке № 2.

    Примерный ответ учащегося

    Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн лет назад, в Северо-восточной и Восточной Африке. Они были похожи на обезьян,

    но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и охотой. Благодаря умению трудиться древние люди смогли выжить.


    1. Творческая работа (2 ученика).
    Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»

    1. Индивидуальная работа (5 человек). Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
    ...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.

    • Что давал огонь первобытным людям?

    • Как они его сохраняли?

    • Почему потеря огня считалась несчастьем?

    1. Работа с классом. Проверка знания терминов.

    • Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

    1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.

      1. Переход к изучению новой темы
    Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.

    • Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

      1. Изучение новой темы
    План

        1. Жизнь в суровых климатических условиях.

        2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

        3. Родовая община.

  • страница 1

    Введение.

    История - «рассказ о событиях». Основоположник - греческий ученый Геродот. Историю называют «великим учителем».

    Археология - «наука о древностях». Изучает археологические памятники (стоянки, курганы, поселения) и вещественные источники (все, что создано человеком).

    Антропология - «наука о человеке». Изучает внешний вид человека, его происхождение и развитие. Антрополог Герасимов создал метод восстановления внешнего вида человека по останкам его костей.

    Этнография - «описание народов». Изучает обычаи, хозяйство и культуру народов земли.

    Хронология - «наука о времени». Определяет и изучает даты различных событий.

    Нумизматика - наука о монетах.

    Эпиграфика - изучение древних надписей. Лингвистика - языкознание. Изучает древние языки, чтобы понять, как сформировались современные.

    Материальная культура - что создал человек в процессе жизнедеятельности. Она появилась вместе с орудиями труда. Духовная культура - искусство и фольклор. В основе развития человека лежит совершенствование орудий труда. Первые орудия - это палка-копалка, заостренный камень, дубина. Время возникновения и развития городов и государств ученые называют ранней цивилизацией. Первые цивилизации возникли на Древнем Востоке (Египет и Месопотамия), затем на острове Крит. История Древнего мира начинается со времени появления человека на Земле.

    Периодизация истории:

    1. История Средних веков (феодализм). V - XV вв.
    2. Новая история (капитализм). XVI - начало ХХ века.
    3. Новейшая история. ХХ -ХХI века.
    1. Бехистунская надпись. - Надпись на скале у города Керманшах в Иране, высеченная по приказу персидского царя Дария I на 3-х языках: персидском, эламском и вавилонском.
    2. «Исторические записки» китайского историка Сима Цзяня. Жил в к.II -н.I века до н.э.

    Уже в VI - V вв. до н.э. греки знали о существовании древних областей Узбекистана. 5 -4 тысячи лет назад население нашего края имело тесные культурные связи с областями Древнего Востока. При раскопках поселений археологи находят изделия, изготовленные в Индии, Иране и Двуречье. Особенно усилилось культурное взаимовлияние в 1 тысячелетии до н.э.

    Антропогенез - развитие человека. Начинается 3 млн. лет назад. Названия древнейшим представителям гоминидов даются по месту их находок. Зинджантроп - 3 млн. лет. Нашли в Восточной Африке, в Танзании, Ущелье Олдувай, деревня Зиндж. Австралопитек (южная обезьяна) - до 1 млн. лет, нашли в Южной Африке. Питекантроп (обезьяночеловек) - 1 млн. лет, нашли на острове Ява в Индонезии. Синантроп - 1 млн. лет, нашли в Китае, пещера Чжоукоутянь; в Ферганской долине. Неандерталец - 100 тыс. лет. Нашли в долине реки Неандер, Германия. Кроманьонец - 40 тыс. лет, деревня Кроманьон во Франции. Это «Гомо сапиенс».

    Присваивающее хозяйство - охота, собирательство, рыболовство.

    Производящее хозяйство - земледелие и скотоводство.

    Переход к металлическим орудиям труда привел к появлению излишков продукции. Это послужило причиной появления частной собственности. Необходимость защиты собственности и привела к образованию государства. Первые государства в истории появились в IV тысячелетии до н.э. - Древний Египет и Месопотамия.

    Это средства производства (орудия труда) и люди, умеющие с ними обращаться.

    Цивилизация - более высокий уровень развития общества.

    Просмотр содержимого документа
    «Введение в историю древнего мира»

    Введение.

    История – «рассказ о событиях». Основоположник – греческий ученый Геродот. Историю называют «великим учителем».

    Археология – «наука о древностях». Изучает археологические памятники (стоянки, курганы, поселения) и вещественные источники (все, что создано человеком).

    Антропология – «наука о человеке». Изучает внешний вид человека, его происхождение и развитие. Антрополог Герасимов создал метод восстановления внешнего вида человека по останкам его костей.

    Этнография – «описание народов». Изучает обычаи, хозяйство и культуру народов земли.

    Хронология – «наука о времени». Определяет и изучает даты различных событий.

    Нумизматика – наука о монетах.

    Эпиграфика – изучение древних надписей. Лингвистика – языкознание. Изучает древние языки, чтобы понять, как сформировались современные.

    Материальная культура - что создал человек в процессе жизнедеятельности. Она появилась вместе с орудиями труда. Духовная культура – искусство и фольклор. В основе развития человека лежит совершенствование орудий труда. Первые орудия – это палка-копалка, заостренный камень, дубина. Время возникновения и развития городов и государств ученые называют ранней цивилизацией. Первые цивилизации возникли на Древнем Востоке (Египет и Месопотамия), затем на острове Крит. История Древнего мира начинается со времени появления человека на Земле.

    Периодизация истории:

      Первобытнообщинный строй. Все орудия труда были общими, трудились сообща.

      История Древнего мира. IV тыс. до н.э. по 476 год.

      История Средних веков (феодализм). V – XV вв.

      Новая история (капитализм). XVI – начало ХХ века.

      Новейшая история. ХХ –ХХI века.

    Письменные источники по истории Узбекистана:

      «Авеста» - священная книга зороастрийцев.

      Бехистунская надпись. – Надпись на скале у города Керманшах в Иране, высеченная по приказу персидского царя Дария I на 3-х языках: персидском, эламском и вавилонском.

      «История» Геродота, написанная в V веке до н.э.

      «География» Страбона. Грек, жил в конце I века до н.э. данные о народах, населявших земли современного Узбектстана.

      «Исторические записки» китайского историка Сима Цзяня. Жил в к.II –н.I века до н.э.

      «История Александра Великого». Римский историк Квинт Курций Руф, I век.

      «Анабасис Александра» («Поход Александра»). Грек Арриан, II век.

      Греческий врач Ктесий Книдский работал врачом у персидского царя Артаксеркса II. Он писал о связях Бактрии и Ассирии.

    Уже в VI – V вв. до н.э. греки знали о существовании древних областей Узбекистана. 5 -4 тысячи лет назад население нашего края имело тесные культурные связи с областями Древнего Востока. При раскопках поселений археологи находят изделия, изготовленные в Индии, Иране и Двуречье. Особенно усилилось культурное взаимовлияние в 1 тысячелетии до н.э.

    Антропогенез – развитие человека. Начинается 3 млн. лет назад. Названия древнейшим представителям гоминидов даются по месту их находок. Зинджантроп – 3 млн. лет. Нашли в Восточной Африке, в Танзании, Ущелье Олдувай, деревня Зиндж. Австралопитек (южная обезьяна) – до 1 млн. лет, нашли в Южной Африке. Питекантроп (обезьяночеловек) – 1 млн. лет, нашли на острове Ява в Индонезии. Синантроп – 1 млн. лет, нашли в Китае, пещера Чжоукоутянь; в Ферганской долине. Неандерталец – 100 тыс. лет. Нашли в долине реки Неандер, Германия. Кроманьонец – 40 тыс. лет, деревня Кроманьон во Франции. Это «Гомо сапиенс».

    Присваивающее хозяйство – охота, собирательство, рыболовство.

    Производящее хозяйство – земледелие и скотоводство.

    Переход к металлическим орудиям труда привел к появлению излишков продукции. Это послужило причиной появления частной собственности. Необходимость защиты собственности и привела к образованию государства. Первые государства в истории появились в IV тысячелетии до н.э. – Древний Египет и Месопотамия .

    Производительные силы общества – это средства производства (орудия труда) и люди , умеющие с ними обращаться.

    Цивилизация – более высокий уровень развития общества.

    Тип урока : вводный урок.

    Цели урока:

    • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории, и её первой части – истории Древнего мира;
    • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
    • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;
    • продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска), наборы раздаточного материала для работы в группах.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний по теме.
    3. Изучение нового материала.
    4. Закрепление темы.
    5. Итог урока.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

    II. Актуализация знаний по теме.

    1. Что такое история?
    2. Составьте словосочетания или предложения со словом «история».
    3. Почему это слово имеет много значений?
    4. В каком значении мы будем использовать слово «история»?
    5. Что значит «история Древнего мира»?
    6. Что она изучает?
    7. Как люди узнают о прошлом?
    8. Что такое «следы истории»?
    9. Что значит «исторический источник»?

    III. Изучение нового материала.

    1. Вводное слово.
    2. Работа в группах.
    3. Проверка работы групп.
    4. Презентация «Исторические источники».
    5. Беседа по теме и записи в тетради.

    1. Вводное слово.

    Учитель. Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомиться с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполнить задания, класс разделиться на 4 группы, каждая из которых получит свой пакет материалов.

    2. Самостоятельная работа в группах.

    Учитель делит класс на 4 группы, которые садятся вместе и получают пакеты с заданиями.

    Пакет состоит из заданий 2-х видов:

    • первый вид заданий – общие вопросы для всех групп,
    • второй вид заданий – индивидуальные задания для каждой группы.

    Общие вопросы для всех групп:

    1. Дайте определение понятия «история» (их может быть несколько) и подчеркните то, которым мы будем пользоваться на уроках.
    2. Познакомьтесь с оглавлением учебника «История Древнего мира».
    3. Что изучает история Древнего мира? Какие страны и народы?
    4. Как мы узнаем о прошлом?
    5. Что такое исторические источники? Их виды?

    Индивидуальные задания для 1 группы:

    1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к вещественным историческим источникам.
    2. Объясните свой выбор.

    Индивидуальные задания для 2 группы:

    1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к письменным историческим источникам.
    2. Объясните свой выбор.
    3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

    Индивидуальные задания для 3 группы:

    1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к устным историческим источникам.
    2. Объясните свой выбор.
    3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

    Индивидуальные задания для 4 группы:

    1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к произведениям искусства.
    2. Объясните свой выбор.
    3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

    Во время того, как группы работают, учитель подходит к каждой и дает советы по тому, как лучше выполнить задания, проверяет готовность групп, привлекает к работе каждого ученика.

    3. Проверка работы групп.

    Выступление групп: сначала ребята отвечают на общие вопросы для всех групп. Каждая группа высказывает свое мнение, отвечая на вопросы первого задания, задает вопросы другим, исправляет ошибки, дополняет ответы. В ходе проверки этого задания, учитель помогает учащимся правильно сформулировать ответы на поставленные вопросы.

    4. Беседа по теме и записи в тетради.

    Учитель. Все группы справились с вопросами первого задания. Давайте запишем в тетради новые слова и определения.

    Записи в тетради :

    • история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем.
    • всемирная история – история народов всего мира.
    • история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.

    Учитель . Прежде чем проверить, как вы выполнили второе задание, мы посмотрим презентацию «Исторические источники». По ходу просмотра презентации, проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание №2, найдите свои ошибки, если они есть.

    Показываются слайды с 1 по 10.

    Учащиеся проверяют себя, исправляют допущенные ошибки во втором задании. Музыка, которая используется в презентации, расслабляет, снимает напряжение.

    В ходе беседы проверяется выполнение второго задания группами: каждая группа выступает по своему виду исторических источников, объясняя, что можно узнать, используя тот или иной вид источников, учитель предлагает продолжить записи в тетради.

    Записи в тетради (продолжение):

    • исторические источники – источники знаний по истории.

    виды исторических источников :

    • вещественные,
    • письменные,
    • устные,
    • произведения искусства.

    IV. Закрепление темы.

    Учитель. Выполните задания из презентации (см. приложение)

    Показываются слайды с 11 по 14.

    При выполнении заданий, возможно, использовать приемы работы с интерактивной доской:

    Задание №1. Определи вид исторического источника (прием - непрозрачный экран).

    Задание №2 . Подчеркни в тексте вещественные исторические источники (прием – маркер).

    Задание №3 . Заполни таблицу «Исторические источники» (приемы – шторка, или маркер).

    Примечание: при нехватке времени на уроке, задание №3 учащиеся выполняют дома.

    V. Итог урока.

    Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

    • О чем мы узнали на уроке?
    • Что мы записали в тетради?
    • Что мы увидели в презентации?
    • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
    • Поставим оценки за работу в группах (оценки за подготовку заданий).

    Рефлексия : Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

    Домашнее задание:

    1. Прочитать введение с. 3 (учебник «История Древнего мира», Е.В. Саплина, А.И. Саплин).
    2. Творческое задание – нарисовать различные виды исторических источников.
    3. Заполнить таблицу «Исторические источники» (если не заполнили на уроке).

    Материал для подготовки к уроку:

    • Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Методическое пособие к учебнику/Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М., Дрофа, 2002.
    • Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2002.
    • Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу «История первобытного и Древнего мира». 5 кл. – М.: «Баласс», 2002.
    • Интернет-ресурсы:
      www.google.ru
      www.yandex.ru
    Рассказать друзьям