Речевые игры: играем с многозначными словами. Весёлые словесные игры для детей и подростков Игры для развития речи 6 7

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Речевые игры: интересные речевые игры со словами для детей дошкольного возраста.

Речевые игры: играем с многозначными словами

Играем со словами: слова «с секретом»

Речевые игры со словами — это очень важное и полезное занятие для малышей — дошкольников. Они развивают речь и умственные способности детей, учат их вслушиваться в слова, выделять их из потока речи, осознавать смысловые нюансы. Как сделать речевые игры со словами интересными и увлекательными для ребят я расскажу в этой статье.

В ней Вы найдете игры с одной из групп слов русского языка — с многозначными словами . Именно эти слова позволяют развивать у ребенка языковое чутье, лингвистические и умственные способности. Что такое многозначные слова — это слова, которые имеют много значений. Например, мы можем использовать слово «свежий» в разных значениях — «свежий ветер», «свежие новости», «свежая рубашка», а»свежий воздух». При этом свежая рубашка — это чистая рубашка. Но вот свежий ветер — это отнюдь не чистый ветер, а прохладный ветер. И эти нюансы значений слов в речевых играх мы будет стараться уловить вместе с детьми.

В этой статье я расскажу о нескольких интересных речевых играх с многозначными словами.

Играем со словом «идти»

Сначала загадайте ребенку загадку.

Ног нет, а хожу.
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. Что это? (Часы)

Часы идут, хотя у них нет ног! Разве так бывает? Как по-другому можно сказать – что делают часы? (Они не шагают как люди, а тикают, работают)

Расскажите детям, что в русском языке есть особенные слова – слова с секретом. Одно и то же слово может означать совершенно разное. Например, слово «идти». Часы идут — тикают, работают. А что еще идет — давайте вместе с детьми подберем слова.

  • Автобус идет – что это означает? Он тоже тикает и работает? Нет, автобус идет — это означает, что он едет, приближается к остановке.
  • Малыш идет – как по-другому можно сказать? (он шагает, учится ходить)
  • Дождь идет – скажи по-другому. Что он делает? (Льет, капает, стучит по крыше, шуршит по листве)
  • Вода идет из крана – как сказать по-другому? Она что делает? (течет).
  • Время быстро идет – как сказать по-другому? (время летит, быстро проходит)

Полезный совет из моей практической копилки: Можно после этой игры на прогулке с ребенком понаблюдать и назвать, что и кто идет.

— Собака идет (или все-таки сейчас она бежит)?

— Бабушка идет.

— Трамвай идет.

— Время быстро идет.

— Снег идет.

Попробуйте вместе с детьми набрать максимум таких словосочетаний. Можно составить и сочетания- небылицы и вместе обсуждать, может ли такое быть и когда. Например:

— Дом идет — такое может быть? А если в сказке — то как может идти дом?

— Осень идет — а такое может быть? Да? Что это означает (осень приближается, скоро наступит). Как мы узнаем, что осень идет? (листья начинают желтеть и опадать, становится холоднее, трава начинает желтеть, чаще идут дожди и другие признаки приближающейся осени).

Такие упражнения со словами по ходу обычных дел учат малыша вслушиваться в слово и вглядываться в окружающий нас мир. А чуткость к значениям слова, к их смысловым оттенкам, умение подбирать наиболее точные по смыслу слова — это база успешного обучения русскому языку в школе и основа успешного освоения ребенком не только родного, но и иностранных языков, а также его интеллектуального развития.

Играем со словом «летит».

Время летит. А что еще умеет летать? Как сказать по-другому?

Давайте поиграем со словом «Летит». Это стихотворение написала я сама для речевых игр на своих занятиях с детьми.

Осенью летают листья,
Листопад шуршит.
А зимой летает снег,
Кружится, блестит.
Быстро стайка птиц летит
В небе высоко.
Пролетел вдруг вертолет
Где-то далеко.
Поезд наш летит стрелой,
Весело гудит.
Мчится поезд во весь дух,
Тепловоз пыхтит.
И воздушные шары
Весело летят.
Пролетают над землёй
К радости ребят.
Быстро время пролетело,
Нам пора домой.
Ну а к играм мы вернемся
В новых выходной. (Валасина А.)

Речевая игра со стихотворением

Как провести речевую игру с этим стихотворением:

Сначала предложите малышу послушать стишок и отгадать, какое слово Вы в нем спрятали. Загаданное слово очень часто встречается в этом стишке. В этом задании мы развиваем внимание ребенка и его умение вслушиваться в незнакомый текст. Дети быстро определяют, что это слово «летит».

Затем попробуйте вместе с малышом «собрать» из стихотворения все словосочетания, в которых есть слово «летит». Для этого спросите малыша, что летит? Назовите вместе с малышом словосочетания из стихотворения и подберите, как можно было сказать по-другому, например: » Шары летят — что они делают? Как по другому можно сказать? (плывут по воздуху, парят в небе). Листья летят — что они делают, как по-другому сказать? (Они вьются по ветру, они кружатся в небе, они танцуют на дорожках, они падают с деревьев)». Ребенку потребуется Ваша помощь. Какие-то слова он подберет сам, а какие-то Вам нужно будет подсказать.

Можно найти все слова на картинке и назвать вместе с малышом словосочетания. Вам поможет карточка в картинках для занятий с ребенком, которую Вы можете бесплатно скачать и распечатать для речевой игры с малышом. И найти на картинках, что летит. В карточку включены задания к первой и второй игре этой статьи. Вот так выглядит карточка для речевой игры.

Можно сделать мини-книжку (сшить несколько листочком бумаги), куда Вы будете зарисовывать с детьми всё, что умеет летать — всё , что Вы увидите за день на прогулке, по телевизору, в гостях, дома. Поищите такие предметы.

Совсем не обязательно так подробно играть со всеми многозначными словами. Главное в речевых играх со словами — это интерес малыша к игре, развитие языкового чутья, внимания ребенка к словам.

Речевые игры: моя игровая копилка интересных приемов развития речи детей.

Идея «Сундучок». Обычно я провожу речевые игры со словами так. Беру красивую коробочку (из-под чая или сундучок от новогоднего подарка). И начинаем с ребенком или с группой детей заполнять наш волшебный сундучок словами. Если подобрали слово — то кладем в наш сундучок фантик (камушек, ракушку или то, что есть у Вас под рукой). В конце игры со словами у нас в шкатулке целый ворох фантиков! Вот как много слов мы подобрали! Вот какие мы молодцы! Дети видят при таком проведении речевой игры наглядный результат своих действий: одно слово — это один фантик. Кроме того, они сами часто знают, «где чье слово в сундучке лежит» (вот это Машиной слово, а это Петино). Если же просто подбирать слова, то часто дети теряют интерес к упражнениям.

Идея «Лесенка». Есть и другой игровой прием — перед проведением речевой игры нарисуйте на листке бумаги лесенку из ступенек (например, 20 ступенек — в зависимости от количества заданий и числа детей). Каждой подобранное слово — это одна тупенька вверх. Наша задача дойти до самого верха лестницы, где нас ждет приз, то есть подобрать много слов. Призом может быть наклейка, ребус, загадка, приз, смешная рожица, маленький листочек с раскраской — придумайте, чему порадуется Ваш малыш.

Еще идеи для интересных речевых игр с детьми Вы найдете в статьях сайта:

Влияние речевых игр и упражнений на развитие речи дошкольников

У большинства детей дошкольного возраста обычно проявляются речевые нарушения и признаки недоразвития речи. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно - перцептивная сфера ребёнка, мотивационная сторона при выполнении заданий.
Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе учреждений, работающих с дошкольниками. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
В Центре внешкольной работы Советского района г. Брянска реализуется комплексная образовательная программа «Школа развития дошкольников «Ступеньки» по подготовке дошкольников к школе. Основным разделом программы является - развитие речи. На протяжении 2-х лет на занятиях по развитию речи мы используем комплекс речевых игр и упражнений, которые подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение.

Игровые упражнения для детей 5 – 6 лет.


I. Воспитание звуковой культуры речи.
Игра «Ловим звук». Правила игры: рассказываем ребёнку о том, что выбранный нами звук пошёл гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только ребёнок услышит этот звук в слове, он должен хлопнуть в ладоши. (Звук может пойти погулять в лес, в парк, на луг, тогда можно подобрать слова по тематическому принципу). Например: решил звук «п» заглянуть в зоопарк, а там столько животных живёт. Я буду их называть, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук «п». Панда, попугай, бегемот и т. д.).

Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт». Оборудование: набор игрушек (кукла, заяц, котик). Правила игры: педагог и дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца …(короткий), значит он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у неё белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла даёт детям флажки (ленточки, колечки от пирамидки и т.п.).

Игровое упражнение «Найди точное слово». Оборудование: плоскостные картинки (яблоко, лимон, снег, сахар, ворона, рыба, кузнечик). Правила: педагог просит детей узнать, о каком предмете пойдёт речь.
- « Круглое, румяное, сладкое – что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету и форме. После того как дети назовут предмет, кто-то из детей ищет на столе у педагога нужную картинку и помещают на доску. Можно поменять форму вопроса, например, дополнить другими словами. «Снег белый, холодный..(ещё какой?); сахар сладкий, а лимон …(кислый)». - «Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона..(летает), рыба..(плавает), кузнечик…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова..(мычит).
IV. Развитие связной речи.
Игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»
Оборудование: картинки с изображением зимней одежды: валенок, варежек, носков, шарфа, пальто, шубы, шапки др. Правила игры: педагог обращается к детям примерно с такими словами: - «Я расскажу вам историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Толя и Миша. Миша аккуратный. У него вся зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежит у Миши в шкафчике?» Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на доске соответствующие картинки. Если дети что – то не назовут, показываем картинку – подсказку. - «Миша собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки…(снова перечисляем предметы одежды; по мере называния убираем с доски картинки). А Толя никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду. Толя нашёл только шарф и шапку. Чего не хватает Толе, чтобы пойти на прогулку?» Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на доске соответствующие картинки. Если ребёнок ошибается, тактично поправляет его. (Не хватает носков, валенок и т. д.)

Игровые упражнения для детей 6-7 лет.


I. Звуковая культура речи.
Игра «Цепочка слов». Оборудование: предметные картинки (5-8 штук). Правила игры: на столе лежат картинки. Педагог помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее ребята выбирают картинку, название которой начинается на данный звук, и помещают её на доску за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.
II. Формирование грамматического строя речи.
Игра «Дерево родственных слов». Оборудование: изображение дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках). Правила игры: педагог рассказывает детям. - «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова - родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова, к какому – либо заданному слову. С каждым, словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп из с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? И т. д.» После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
III. Обогащение словарного запаса.
«Слово за слово». Правила игры: педагог определяет тему, например: животные на букву «К». Первый ребёнок начинает: крокодил. Следующий должен повторить это слово и прибавить своё, например: крокодил, куница. Следующий ребёнок добавляет своё слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, дети играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т. д.
IV. Развитие связной речи.
Игра на развитие речи «Кузовок». Оборудование: корзинка. Правила игры: дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе кузовок, Клади в него, что на - ок. Обмолвишься - отдашь залог. Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги
по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп - какое - то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Тру-ля-ля

Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.

Земля, воздух, вода, огонь

Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.

Словесный волейбол

В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

На все вопросы – один ответ

Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.

Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.

Варианты вопросов и ответов:

  • Как тебя зовут? – Швабра.
  • А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
  • Как называется твоя прическа? – Мочалка.
  • А кто твои друзья? – Сковородки.
  • У тебя вместо глаз что? – Ложки.

Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.

Ответы невпопад

Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота». Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!

Сосиска

В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы. Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!

Задом наперёд

Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!

Вы поедете на бал?

Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое». Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры. Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.

Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»

Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:

  • — Вы поедете на бал?
  • — Поеду.
  • — А может, дома останетесь?
  • Нет , поеду. Ой…
  • — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
  • — Желтого.
  • — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
  • — Не белая , а розовая. Ой…
  • — Вы поедете в карете?
  • — Скорее всего, в карете
  • — Что вы оденете на бал?
  • — Красивое платье.
  • — Черное?
  • — Голубое.
  • — Его сошьют специально для этого бала?
  • — Конечно.
  • — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
  • — Обязательно.
  • — И будете целоваться со всеми подряд?
  • Нет! Ой…

Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

В

зрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)».
- Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
- Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).
У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?
- Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.
- У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.
- Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).
- Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

- Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

-Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

- Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» - из двух, «цыпленок» - из трех.)
- Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.
(Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» - со звука «Ж», слова «забор», «замок» - со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» - со звука «Ц».)
- Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина - корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
- Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)
- Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).
- Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?
Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4).
- Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)
- Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)
- Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).
- Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)
- Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т-С (троллейбус), А-С (автобус), С-Т (самолет), В-Т (вертолет), М-О (метро), Т-И (такси).

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

- Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
- Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)
- Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»?
- У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».)
- Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»:

Ложка - это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка - это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка - это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.
Шапка - это шапка. И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

- Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

- Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
- Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,
Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,
Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый,
И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.
- Почему же плохое утро? - Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,
Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце
И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

-О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,
безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
- Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)
- А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
- Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
- Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
- Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус,
А ты ответишь... (низко). Ответишь ты... (храбрец).
Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу -
А ты ответишь... (близко). Ну, отвечай... (конец).

- Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.

«Высокий - низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка (рис. 5).
- Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.
Высокая - низкая (елка - елочка), длинный - короткий (карандаш), широкая - узкая (лента), грустное - веселое (лицо девочки), глубокая - мелкая (тарелка), чистый - грязный (мальчик).
На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река - ручей, клубника - земляника.
- Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».)
- Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

...Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке - в миске,
В блюдечке - киске,
Курочке-несушке -
Пшена в черепушке,
А Машеньке - в тарелке,
В глубокой, не в мелкой.

- Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное).

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

- Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.

-Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
- Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:
«Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика - один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».
- Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

-Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)
- Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).
- Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).
- Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
- Придумайте предложения со словом «крепкий».
- Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.
- Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

- Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое).
- Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?
- Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих, Говорю я брату: «Ох!
Вдруг споткнулся и притих. С неба сыплется горох!»
Ждет он и вздыхает: «Вот чудак, - смеется брат, -
Слова не хватает. Твой горох - ведь это... (град)».
Чтобы снова в добрый путь От кого, мои друзья,
Стих потек, как речка, Убежать никак нельзя?
Помоги ему чуть-чуть, Неотвязно в ясный день
Подскажи словечко. Рядом с нами бродит... (тень).

-Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится».
Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки - животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант - играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант - лают), корова и теленок щиплют траву (вариант - мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант - скачут), утка и утенок плавают (крякают).
- Назови животных и их детенышей.
- Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один - много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

-Это - шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
- Это - мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
- Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
- Что это? Чего здесь много?
- А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

- Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. - Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

-Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
- Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
- Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
- Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
- Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

Игры на развитие речи у дошкольников подготовительной группы

Игра «Составьте предложение».

Цель: развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе.

Описание : предложить ребенку составить предложение из слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например: «берег, дом, белый». Предложения могут быть такими: «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Пояснить ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончание.

Игра «Противоположности».

Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу.

: фишки.

Описание : предложить ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары - имена существительные; затем - прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный - глупый, закрыть - открыть, высоко - низко).

Игра «Хорошо и плохо».

Цель : развивать монологическую речь.

Описание : предложить ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед - это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, - это плохо. Или сказка «Кот в сапогах»: помочь своему хозяину - это хорошо, но для этого он всех обманывал - это плохо.

Игра «Противоречия».

Цель : развивать умение подбирать слова, противоположные по значению.

Описание : предложить ребенку найти признаки одного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга - темная и белая одновременно (обложка и листы), утюг - горячий и холодный и т. п. Прочитать стихотворение:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка - далеко.

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок - тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно:

Кислое, зачем оно?

«Что вы! - шепчет червячок. -

Сладкий у него бочок».

Г. Сапгир

Обсудить стихотворение. Обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет, одно и то же явление можно охарактеризовать по-разному, в зависимости от точки зрения, как в прямом, так и в переносном смысле.

Игра «Кто ушел?».

Цель : научить употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.

Игровой материал и наглядные пособия : стулья.

Описание : дети-зрители сидят на стульях. Перед ними, сбоку, ставятся 4 стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый, напротив. Воспитатель предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. Воспитатель произносит: «(Имя ребенка), посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если ребенок угадывает, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а воспитатель вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется.

Игра «Как мы одеваемся?».

Цель: учить правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

предметы детской одежды.

Описание: каждый ребенок задумывает какой-либо предмет одежды, например: платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и т. п. Затем тихо называет его воспитателю, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Воспитатель начинает рассказывать о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя...»

Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.

Игра «Кто скорее перенесет предметы?».

Цель : закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе винительного падежа.

Игровой материал и наглядные пособия: детская посуда и мебель.

Описание : играющие дети садятся на стульчики, напротив них два стула, на которые кладут 5-6 предметов разной категории, например: детскую посуду (чашку, блюдце, чайник), детскую мебель (кроватку, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из разных команд становятся около стульев и по команде: «Раз, два, три - посуду бери!» - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше других перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей.

Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)».

Игра «Один - одна — одно».

Цель: научить различать род имен существительных.

Игровой материал и наглядные пособия: в коробке перемешаны мелкие предметы (картинки):

Мужской род

карандаш

Средний род

полотенце

Женский род

кастрюля

Описание : дети по очереди достают из коробки предметы, называя их: «Это карандаш». Педагог задает вопрос: «Сколько?» Ребенок отвечает: «Один карандаш». За правильный ответ ребенок получает картинку, в конце игры подсчитывает количество картинок у каждого ребенка и выявляет победителя.

Игра «Угадай, что это?».

Цель : учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с местоимениями.

Игровой материал и наглядные пособия: натуральные фрукты (муляжи).

Описание : воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме или определить его твердость.

Образец речи детей: «Это - яблоко. Оно круглое (твердое)».

Игра «А ты что любишь?».

Цель : учить спрягать глаголы.

Игровой материал и наглядные пособия : предметные картинки на любую тему.

Описание : один ребенок выбирает картинку (например с изображением вишен), показывает ее и, обращаясь к другому ребенку, произносит: «Я люблю вишню. А ты что любишь?» В свою очередь второй ребенок берет картинку (к примеру, с изображением слив) и, обращаясь к третьему ребенку, произносит: «Я люблю сливу. А ты что любишь?»

При повторном проведении игры можно поменять тематику картинок.

Рассказать друзьям