Непростая судьба хазаров. Хазары Войны с соседями

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

3 июля 964 года киевским князем Святославом Игоревичем был разгромлен хазарский каганат. В школьной программе об этом эпохальном событии упоминается очень мало и даже практически не уделяют вниманию, как и самому князю, так и о его походам и войнам. А ведь военный гений князя Святослава можно поставить в один ровень с такими именитыми полководцами древности, как Юлий Цезарь или Александр Македонский.

Особенно ценность этой добытой победы следует помнить именно сейчас — ведь олигарх Игорь Коломойский просто греется мечтой воссоздать новую Хазарию и прилагает к этому не мало усилий.
О том как это всем было расскажет небольшой исторический фильм, который посвящен победе русского оружия и обретения мощи и независимости государства.

Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы

Хаза́рский кагана́т, Хаза́рия (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым "вещий Олег" собирается "отмстить неразумным хазарам". В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утвержденном списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными ("Иду на вы!" и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Давайте зададимся вопросом, почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Но сначала проследим канву событий, изменивших не только тогдашнюю политическую карту Евразии, но, без сомнения, и весь дальнейший ход мировой истории.
Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец господству столь мощного этноса?

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и "белых, красивых, совершенных по внешнему виду").

Первый бек - Обадия создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал "мудрецов израильских", дал им серебро и золото, за что они "объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв". С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, "возродивший древний иудейский закон". В стране начало жестко подавляться христианство.

Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.

Что уж говорить о землях, населенных славянами! "Повесть временных лет" сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всем своем могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене. Наемное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь, "пошел на Хельгу" (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошелся первым очень дорого - в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Военная деятельность Святослава при своем небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: "Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом".

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяженность похода - около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трех лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.
Согласно хронисту Х века Святослав вдохновлял своих воинов следующими речами: "…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!".

Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось не сложно. "И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя", - лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф в Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днем сегодняшним напрашиваются сами собой. Остается задать последний, уже чисто риторический вопрос: появиться ли новый Святослав, который, "загонит новых хазар обратно в их дикие степи"?

ХАЗАРЫ, ов, мн. Т. н. «лица южной национальности». Все базары купили хазары. назв. древнего народа, жившего в 7 10 вв. от Волги до Кавказа … Словарь русского арго

Современная энциклопедия

Тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат … Большой Энциклопедический словарь

ХАЗАРЫ, ар, ед. арин, а, муж. Древний народ, образовавший в 710 вв. государство, простиравшееся от нижней Волги до Кавказа и Северного Причерноморья. | жен. хазарка, и. | прил. хазарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Хазары - ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, переселившийся из Зауралья в Восточную Европу после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали государство Хазарский каганат, после разгрома которого князем Святославом Игоревичем … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на… … Энциклопедия Кольера

Зар; мн. Тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в 4 в. после гуннского нашествия и кочевавший в Западно Прикаспийской степи (с середины 7 в. образовал Хазарский каганат). * Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам… … Энциклопедический словарь

хазары - ХАЗАРЫ, ар, мн (ед хазарин, а, м). Древний тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия в IV в., кочевавший в Западно Прикаспийской степи, живший по реке Терек и в дельте Волги (с середины VII века образовал Хазарский… … Толковый словарь русских существительных

Кочевой тюрко язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60 х гг. 6 в. Х. были покорены Тюркским каганатом (См. Тюркский каганат). С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Хазары (изд. 2017 г.) , Олег Ивик, Владимир Ключников. Хазары один из самых загадочных народов раннего Средневековья. Среди ученых идут споры даже о том, кого называть этим словом. Хазары не оставили черепков, которыепозволили бы их…

Древняя и средневековая история человечества хранит много загадок. Даже при современном уровне технологий в изучении большинства вопросов еще присутствуют белые пятна.

Кем были хазары? Это одна из таких задач без точного ответа. Мы знаем о них немного, но даже если собрать все существующие упоминания об этом народе, то появляется еще больше вопросов.

Давайте познакомимся ближе с этим интересным народом.

Кто такие хазары

Это племя - хазары - впервые упоминается в китайских источниках как часть населения великой империи гуннов. Исследователи приводят несколько гипотез относительно происхождения этнонима и прародины хазар.

Давайте в первую очередь разберемся с названием. Корень «коз» во многих языках Средней Азии означает ряд слов, связанных с кочевничеством. Эта версия видится наиболее правдоподобной, потому что остальные выглядят следующим образом. На фарси «хазар» означает «тысяча», римляне кесарем называли императора, а турки под этим словом понимают угнетение.

Прародину стараются определить по самым ранним записям, в которых упоминаются хазары. Где жили их предки, кто были ближайшие соседи? Однозначных ответов нет до сих пор.

Существует три равнозначных теории. Первая считает их предками уйгуров, вторая - гуннское племя акациров, а третья склоняется к версии, что хазары - потомки племенного союза огуров и савиров.

Так это или нет, ответить сложно. Ясно только одно. Происхождение хазар и начало их экспансии на запад связано с землёй, которую они называли Барсилией.

Упоминание в письменных источниках

Если проанализировать информацию из записок современников, тоже получается путаница.

С одной стороны, в существующих источниках сказано, что был мощной империей. С другой - те отрывочные сведения, который содержатся в записках путешественников, не могут совершенно ничего проиллюстрировать.

Наиболее полным источником, который отражает положение дел в стране, считается переписка кагана с испанским сановником Хасдаем ибн Шапрутом. Они общались в письменной форме на тему иудаизма. Испанец был дипломатом, которого заинтересовала еврейская империя, существовавшая, по словам купцов, возле Каспийского моря.

В трех письмах содержится легенда о том, откуда пошли древние хазары - краткая информация о городах, политическом, социальном и экономическом положении дел.
Остальные источники, такие как русские летописи, арабские, персидские и прочие упоминания, в основном описывают только причины, ход и результаты локальных военных конфликтов на границах.

География Хазарии

Каган Иосиф в своем письме рассказывает, откуда произошли хазары, где жили эти племена, чем занимались. Давайте детальнее изучим его описание.

Итак, империя распространялась в период наибольшего расцвета от Южного Буга до Аральского моря и от Кавказских гор до Волги в районе широты города Мурома.

На этой территории жили многочисленные племена. В лесных и лесостепных районах распространен был оседлый способ ведения хозяйства, в степных - кочевой. Кроме этого, возле Каспийского моря было очень много виноградников.

Наиболее крупные города, которые упоминает каган в своем письме, были следующие. Столица - Итиль, находилась в низовье Волги. Саркел (русичи называли его Белой Вежей) располагался на Дону, а Семендер и Беленджер - на побережье Каспийского моря.

Взлет каганата начинается после гибели Тюркской империи, в середине седьмого века нашей эры. К этому времени предки хазар жили в районе современного Дербента, в равнинном Дагестане. Отсюда и происходит экспансия на север, запад и юг.

После захвата Крыма хазары осели на этой территории. Она отождествлялась с этим этнонимом очень долго. Даже в шестнадцатом веке генуэзцы упоминали полуостров как «Газарию».

Таким образом, хазары - это объединение тюркских племен, которые смогли создать самое долговечное государство кочевников за всю историю.

Верования в каганате

Ввиду того что империя находилась на перекрестке торговых путей, культур и религий, она стала подобием средневекового Вавилона.

Поскольку основным населением каганата были тюркские народы, большинство поклонялось Тенгри-хану. Эта вера до сих пор сохранилась в Средней Азии.

Знать каганата приняла иудаизм, поэтому до сих пор считается, что хазары - это евреи. Однако это не совсем верно, ведь эту религию исповедовала лишь очень небольшая прослойка населения.

Также в государстве были представлены христиане и мусульмане. Вследствие неудачных походов против арабских халифов в последние десятилетия существования каганата ислам получает большую свободу в империи.

Но почему упорно считают, что хазары - это евреи? Наиболее вероятной причиной является легенда, описанная Иосифом в письме. Он рассказывает Хасдаю, что при выборе государственной религии были приглашены православный и и раввин. Последнему удалось всех переспорить и убедить кагана со свитой в своей правоте.

Войны с соседями

Походы на хазар наиболее полно описаны в русских летописях и арабских военных записях. Халифат воевал за влияние на Кавказе, а славяне, с одной стороны, противостояли южным работорговцам, грабившим деревни, с другой - укрепляли свои восточные рубежи.

Первым князем, который воевал с Хазарским каганатом, был Он смог отбить некоторые земли и заставил их платить дань себе, а не хазарам.

Более интересна информация о сына Ольги и Игоря. Он, будучи умелым воином и мудрым полководцем, воспользовался слабостью империи и нанес ей сокрушительный удар.

Собранные им войска спустились по Волге и взяли Итиль. Далее были захвачены Саркел на Дону и Семендер на каспийском побережье. Эта внезапная и мощная экспансия разрушила некогда могущественную империю.

После этого Святослав начал закрепляться на этой территории. Была построена Вежа на месте Саркела, обложены данью вятичи - племя, граничившее с одной стороны с Русью, с другой - с Хазарией.

Интересным фактом является тот, что при всех кажущихся распрях и войнах в Киеве долгое время стоял отряд хазарских наемников. В «Повести временных лет» упоминается урочище Козары в столице Руси. Оно находилось возле впадения Почайны в реку Днепр.

Куда пропал целый народ

Завоевания, конечно, сказываются на численности населения, но примечательно то, что после разгрома славянами основных городов каганата информация об этом народе пропадает. Они больше не упоминаются ни единым словом, ни в одной летописи.

Наиболее правдоподобным решением данного вопроса исследователи считают следующее. Будучи тюркоязычным этносом, хазары смогли ассимилироваться с соседями на территории Прикаспия.

Сегодня ученые считают, что основная масса растворилась в этом регионе, часть осталась в Крыму, а большинство знатных хазар переселилось в Центральную Европу. Там они смогли объединиться с еврейскими общинами, проживающими на территории современных Польши, Венгрии, Западной Украины.

Таким образом, некоторые семьи, имеющие еврейские корни и предков в этих землях, могут в какой-то мере называть себя «потомки хазар».

Следы в археологии

Археологи однозначно говорят, что хазары - это салтово-маяцкая культура. Ее в 1927 году выделил Готье. С этого времени ведутся активные раскопки и исследования.
Название культура получила в результате схожести находок на двух памятниках.

Первый - это городище в Верхнем Салтове Харьковской области, а второй - Маяцкое городище в Воронежской области.

В принципе, находки соотносят с этносом алан, проживавшим на этой территории с восьмого по десятый века. Однако корни этого народа находятся на Северном Кавказе, поэтому он связывается непосредственно с Хазарским каганатом.

Исследователи делят находки по двум типам захоронений. Лесной вариант - аланский, а степной - булгарский, к которому относят и хазар.

Возможные потомки

Потомки хазар - это еще одно белое пятно в исследовании народа. Сложность заключается в том, что проследить преемственность практически невозможно.

Салтово-маяцкая культура как таковая точно отражает быт алан и булгар. Хазары там числятся условно, так как именно их памятников очень мало. Фактически они случайны. Письменные же источники «замолкают» после похода Святослава. Поэтому приходится полагаться на совместные гипотезы археологов, лингвистов и этнографов.

На сегодняшний день наиболее вероятные потомки хазар - кумыки. Это тюркоязычный Сюда же относятся частично караимы, крымчаки и иудаизированные горные племена Кавказа.

Сухой остаток

Таким образом, в данной статье мы рассказали о судьбе такого интересного народа, как хазары. Это не просто очередной этнос, а, по сути, таинственное белое пятно в средневековой истории прикаспийских земель.

Они упоминаются во многих источниках руссов, армян, арабов, византийцев. Каган ведет переписку с Кордовским халифатом. Все понимают мощь и силу этой империи…
И вдруг - молниеносный поход князя Святослава и гибель этого государства.

Оказывается, целая империя может в течение краткого периода не просто исчезнуть, а кануть в Лету, оставив потомкам лишь догадки.

(А. Поляк , А. Рона-Таш),

  • к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен).
  • Происхождение

    По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени - белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов , А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились барсилы , савиры , баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.

    Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

    • Хазары являются потомками гуннского племени акацир , известного в Европе с V века (А. В. Гадло , О. Прицак).
    • Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са , упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп) (см. основную статью Уйгурская теория происхождения хазар).
    • Хазары являются потомками эфталитов , мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг).
    • Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами , савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками . (П. Голден , М. И. Артамонов , А. П. Новосельцев , Д. Немет).

    Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской и украинской науке .

    Территория расселения, политическая экспансия

    До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е годы оказались в составе Тюркского каганата , после распада последнего в середине VII века создали собственное государство - Хазарский каганат ( -), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе .

    Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана , хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму , на Дону и особенно в Нижнем Поволжье , куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате длительных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье . Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные гулямы Аббасидского халифата . Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых каварами , из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм , вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались .

    Культура, религия и социальная система

    Социальная организация в целом не отличалась от подобных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов , которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека . К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах.

    Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам . В VIII-IX вв. часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм .

    Общей для Хазарского каганата считается салтово-маяцкая археологическая культура , но твёрдо связанные с собственно хазарами памятники пока не идентифицированы .

    Исчезновение, возможные потомки

    Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм , по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин . Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных еврейских народностей - караимов и крымчаков , а также ираноязычные горские евреи . Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа .

    Проблема потомков хазар является предметом разнообразных теорий и спекуляций в популярной литературе .

    Галерея археологических находок (салтово-маяцкая культура)

    Женские украшения, VIII-IX века Детали мужского поясного набора, VIII-IX века Посуда

    См. также

    • Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии

    Напишите отзыв о статье "Хазары"

    Примечания

    Литература

    • Артамонов М.И. / Под ред. и с примеч. Л. Н. Гумилёва . - Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. - 523 с.
    • Заходер Б. Н. Горган и Поволжье в IX-X вв.]. - М .: Наука , 1962. - 279 с.
    • Ивик О. , Ключников В. Хазары / Олег Ивик, Владимир Ключников. - М .: Ломоносовъ, 2013. - 336 с. - (История. География. Этнография). - 1500 экз. - ISBN 978-5-91678-148-9 . (в пер.)
    • Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. - СПб. : Евразия, 2001. - 320 с. - (Barbaricum). - 3000 экз. - ISBN 5-8071-0076-X . (в пер.)
    • Новосельцев А. П. . - М .: Наука , 1990. - 264 с. - ISBN 5-02-009552-4 .
    • Петрухин В. , Флёров В. Иудаизм в Хазарии по данным археологии // История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Том 1 - М.: Мосты культуры/Гешарим, 2010. - С. 149-161.
    • Плетнёва С. А. / Отв. ред. Б. А. Рыбаков . - М .: Наука , 1976. - 96 с. - (Научно-популярная серия). - 120 000 экз.

    Ссылки

    • Audio. Археолог, д-р истор. наук Магомедов М. Г. о протоболгарах и хазарах.
    • Петрухин В. Я. // Еврейский журнал. 2007.

    Отрывок, характеризующий Хазары

    Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
    Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
    – Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
    – Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
    Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
    – Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
    – Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
    – Прикомандирован, дежурю.
    Они помолчали.
    «Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
    – Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
    – А чорт их знает, говорят.
    – Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
    – Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
    – Или у вас денег много завелось?
    – Приходи.
    – Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
    – Да что ж, до первого дела…
    – Там видно будет.
    Опять они помолчали.
    – Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
    Долохов усмехнулся.
    – Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
    – Да что ж, я так…
    – Ну, и я так.
    – Прощай.
    – Будь здоров…
    … и высоко, и далеко,
    На родиму сторону…
    Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

    Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
    – А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
    – Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
    И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
    Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
    – Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
    Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
    – А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
    Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
    – Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]
    Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
    – Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
    Он невольно оглянулся на адъютанта.
    – Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
    Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
    Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
    Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
    «Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
    В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
    Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
    Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
    – Ну, что, князь? – спросил Козловский.
    – Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
    – А почему?
    Князь Андрей пожал плечами.
    – Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
    – Нет.
    – Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
    – Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
    – Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
    – Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
    Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
    – Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
    Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
    – Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
    Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.

    Нашествие готов, аваров и хазаров

    История восточных славян до прихода скандинавских русов не исчерпывается, однако, всем вышеизложенным о возникновении, развитии и гибели державы антов. К этому же периоду относятся, как уже указывалось выше, еще два больших завоевания, заслуживающие специального упоминания: готское с германской стороны и аваро-хазарское с юго-востока.

    Сильный германский народ готы (называвшие себя Gut), согласно традиции, пришли из Скандинавии и высадились на противоположном побережье - в восточной Германии. Когда это произошло, точно не известно. По сообщению Пифея, которое цитирует Плиний (Nat. hist., 37, 35), готы находились на новых местах уже в IV веке, однако скандинавские археологи отодвигают дату их переселения до III–II веков до н. э. Переселившись, они первоначально обосновались к западу от устья Вислы, но уже в I и II веках н. э. готы, несомненно, переместились далее на среднюю Вислу (Ptolem. , III, 5, 8; Tac. , Germ., 44). Продвижение их продолжалось и позднее и закончилось тем, что вся масса готов двинулась в юго-восточном направлении.

    Весьма вероятно, что не в малой степени это было результатом давления славян, и начало отхода готов можно поставить в связь с началом маркоманских войн в 165 году, когда ряд германских племен пришел в движение под «давлением северных варваров».

    Однако на новые места поселения пришли не все готы. Где-то на Днестре отделились везиготы, отправившиеся в поход на Дунай (в 214 году они сразились в Дакии с войсками Каракаллы, а в 238 году впервые совершили набег на Балканы), в то время когда вторая часть - остроготы - продолжала продвигаться к востоку и, перейдя через широкую реку, вступила в плодородную, богатую реками и озерами страну, называвшуюся Oium . Здесь они осели и отсюда распространились дальше вплоть до побережья Черного моря и до Дона; где-то здесь и происходило сражение готов со спалами, племенем, вероятнее всего, тюрко-татарского происхождения. Все эти события относятся к началу III века.

    Где находилась страна Oium , что вообще означает это частично искаженное наименование, мы не знаем, и вообще локализация новых мест расселения готов является предметом многих споров. Я думаю, что страну Oium следует поместить на Днепре, скорее всего на его левом берегу. Не исключено, что готский город, который сага о Герварде называет Данпарстадиром, являлся центром готов на Днепре и находился где-то в Киевской области. На новой территории готы быстро усилились, и вскоре их государство вобрало в себя не только все окрестные славянские племена, но, несомненно, если даже отбросить явно преувеличенные сообщения Иордана о завоеваниях короля Германариха, и отдельные финские и литовские племена.

    Однако время Германариха - время наибольшей мощи государства готов - предшествовало вместе с тем и полному их упадку, который наступил в результате нашествия гуннов в 375 году. Власть готов сменилась господством гуннов, но не все готы ушли на Балканы. Часть их совместно с остатками герулов осталась в ряде мест Черноморского побережья, в частности в Крыму и на берегах Азовского моря, где в византийский период они известны под именем гото-греков, даготенов, эвдусиан, тетракситов и росомонов. Остатки их жили в Крыму еще в XVI веке.

    Период господства готов над славянами характеризуется сильным культурным влиянием готов, распространившимся не только на восточных, но и на остальных славян. В славянском языке имеется ряд древних слов, относящихся к домашнему хозяйству, одежде, жилищу, скотоводству, а главное - к военному делу, заимствованных из древнеготского языка. Так, например, готское происхождение имеют такие общеславянские выражения и понятия, как мечъ, шлемъ, хораги, брады, плъкъ, кънязь . Если даже славяне не всегда перенимали у готов вместе со словом и самую вещь и если даже допустить, что ряд вещей уже до этого им был известен и они лишь переняли их новое наименование, то уже и это является свидетельством непосредственного и сильного влияния готов. Археология также дает доказательства того, что готы сумели через ремесленные мастерские на Черноморском побережье, в которых господствовали греческая и восточная техника и мотивы орнаментации, оказать влияние на выработку собственного стиля, проникавшего в славянские области, в частности на Киевщину. Лучше всего это видно из раскопок готских могил VI и VII веков в Крыму, в окрестностях Гурзуфа.

    Поэтому вопрос о влиянии готской культуры на славян заслуживает серьезного внимания; не следует, разумеется, забывать, что оно не ограничивалось лишь периодом III и IV веков, когда готы господствовали в Поднепровье, но, очевидно, сказывалось и в более древний период, когда готы находились еще на Висле. Даже в более позднее время готская культура оказывала свое влияние на жителей Балтийского побережья - литовцев и финнов, а через них и на славян. Свидетельством тому является, между прочим, и наименование Gud, Gudai, которое литовцы и латыши перенесли на белорусов.

    Господство гуннов над славянами длилось недолго, и о нем вообще нет известий. Зато более сильными были гнет и влияние аваров . Мы знаем, что авары часто нападали на антов и около 550 года одержали над ними победу, а в 602 году аварский хакан с целью уничтожения антов даже направил против них большую военную экспедицию. О судьбе ее нет достоверных известий, но несомненно, что антский союз в результате этого похода распался и наступил период жестокого и тяжелого аварского господства. В старой русской традиции этот гнет спустя уже несколько столетий вспоминается следующими словами, которые киевский летописец начертал в начале своей хроники: «Си же обри воеваху на словенех и примучиша дулебы, сущая словены, и насилье творяху женам дулебьским». Из этого известия видно также, что авары направили свой удар главным образом против Волыни (против дулебов), где до этого находился центр антской федерации. Там авары, по-видимому, оставались в течение длительного времени, установив свое господство как над русскими славянами, так, очевидно, и над славянами польскими.

    В общем же аварское господство не было длительным, и конец его, по крайней мере на востоке, я отнес бы к тому времени, когда аварам одновременно с разных сторон были нанесены сокрушительные удары, подорвавшие их мощь. Они были нанесены чехами и словинцами, выступившими в 623 году под предводительством Само; сокрушительные поражения авары потерпели в 626 году у Царьграда, затем от восставших вскоре сербов и хорватов и, наконец, в 635–641 годах от вождя болгарского племенного союза Кубрата. Доказательств того, что аварское господство удержалось в южной России в течение всего VII и VIII века, нет, и против этого свидетельствует и сама летописная традиция, указывающая в упоминании об аварском гнете также на полную гибель аваров, которых якобы постигла божья кара.

    Падению аварского господства содействовало, по-видимому, и восстание славян против аваров, а кроме того, очевидно, большое влияние оказало и государство хазаров. О причастности хазаров к ликвидации аварского господства можно судить по тому, что хазары беспокоили южную Русь уже во времена правления Кубрата и вообще явились причиной отступления к самому Дунаю сына его Аспаруха между 667 и 679 годами.

    Со всем этим связано и покорение аваров, и подчинение хазарами ряда славянских племен, имевшее место до IX века, когда русские князья стали уже постепенно освобождаться от хазарской зависимости. Это касалось племен вятичей, радимичей, северян и полян. Хазарское господство по сравнению с аварским было менее обременительным, в частности хазары не препятствовали продвижению славян на восток. Согласно Масуди, войско и слуги хазарского царя были славянскими и русскими. В этот аварский и хазарский периоды, мне кажется, и сказалось в основном то влияние, которое оказывали тюрко-татары на славян. Но главным результатом аварского и хазарского завоеваний было крушение древнего антского союза. Вместо него на сцену снова выступает ряд отдельных славянских племен, подчиненных иноземному господству, платящих дань азиатским чужестранцам, но при этом спокойно обрабатывающих свои поля и ухаживающих за своими ульями и стадами скота. Теперь другим, на этот раз северным чужестранцам, было суждено снова создать единство славян, сохранившееся на долгие времена и ставшее основой всего дальнейшего развития славянской истории.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

    1. 2. Царь Готов А вот примеры имен царей народа Хета: Мауросар, то есть Мавр-Царь, то есть черный царь, или Мал-Царь , с.431. То есть – Царь Мал, имя хорошо известное и из русских летописей. Напомним еще раз, что звуки Р и Л постоянно путались в египетских текстах.Еще пример:

    Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

    2. Вторжение аваров и появление тюрков Для того чтобы правильно понять предпосылки миграции аваров, необходимо еще раз обратиться к развитию событий во внутренних регионах Евразии. После того как гунны ушли из Монголии в причерноморские степи в IV в. н.э., их место в

    Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

    НАШЕСТВИЕ ГОТОВ Описывая Великое Переселение, историки традиционно не обращают внимание на несколько загадок. Первая - готы, погромив всех на Балтике, почему-то двинулись не к границам Римской империи, не на богатый юг, куда стремились другие племена. Нет, они зачем-то

    Из книги Карл Великий. Основатель империи Каролингов автора Лэмб Гарольд

    Глава 7 СОКРОВИЩЕ АВАРОВ Примерно в это время между Шарлеманем и его франками наметился раскол. Хотя он сумел подавить дикость и варварство языческих пограничных областей, король неожиданно для себя оказался не в состоянии обуздать свирепость собственного народа.

    Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

    Глава XXVI Нравы пастушеских народов. - Движение гуннов от Китая к Европе. - Бегство готов. - Они переходят Дунай. - Война с готами. - Поражение и смерть Валента. - Грациан возводит Феодосия в звание восточного императора. - Характер и успехи Феодосия. - Заключение мира и

    Из книги Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта автора Коломийцев Игорь Павлович

    Боевая магия аваров В 566 году на территории нынешней Франции вновь объявляются авары. Взглянем на карту раннесредневековой Европы. Никакой Германии и Швейцарии нет еще и в помине. Между Причерноморьем, в частности, землей покоренных антов и царством франков, расположены

    Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

    ФАНТОМЫ АВАРОВ И ФАНТАЗИИ ИСТОРИКОВ * Аттила * Булгарские и аварские дубликаты * Тюрко-монголоидные байки * Новые порядки

    автора Грегоровиус Фердинанд

    4. Изгнание папы Сильверия. - Голод в Риме. - Человечность готов. - Витигес занимает римскую гавань. - portus и Ostia. - Прибытие подкреплении в Рим. - Готы отбивают вылазку. - Нужда в Риме возрастает. - Окопы готов и гуннов Велизарий имел основание заподозрить верность

    Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

    5. Бедствия готов. - Посольство их к Велизарию. - Вступление войск и прибытие провианта в Рим. - Перемирие. - Нарушение его. - Отчаяние готов. - Отступление их от Рима в марте 538 г. Господствующая в пустынной Кампанье малярия летом принимает смертельную форму, и готы,

    Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

    3. Тейас - последний король готов. - Нарзес берет Рим приступом. - Мавзолей Адриана капитулирует. - Гибель римского сената. - Укрепления готов в стране взяты. - Нарзес идет в Кампанью. - Геройская смерть Тейаса весной 553 г. - Капитуляция готов на поле битвы у Везувия. -

    Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

    Вторжения аваров и славян на Балканы Византийской империи, бросившей своих союзников-антов на произвол судьбы, пришлось дорого заплатить за это в общем-то обычное для имперской дипломатии предательство. В последней четверти VI в. анты возобновили вторжения в империю в

    Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

    1.2. Царь готов Вот примеры имен царей народа Хета: МАУРОСАР, то есть МАВР-ЦАРЬ, или ЧЕРНЫЙ ЦАРЬ, или МАЛ-ЦАРЬ , с. 431. То есть - ЦАРЬ МАЛ, имя хорошо известное и из РУССКИХ летописей. Напомним еще раз, что звуки Р и Л часто путались в египетских текстах.Еще пример: ХИТАСАР, то

    Из книги Варвары и Рим. Крушение империи автора Бьюри Джон Багнелл

    Приход аваров К концу правления императора Юстиниана, через сто лет после падения гуннов, их место занял другой азиатский народ, в этнологическом плане сходный с гуннами, напоминающий их по характеру и манерам. Им не было суждено создать такое великое государство, как

    Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

    Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

    От гуннов до аваров Смерть Аттилы и ослабление государства гуннов ничего не дали для безопасности Рима. В 455 г. вандалы переправились через Средиземное море и захватили Рим. И хотя они не разрушили город, а только основательно его разграбили, имя вандалов стало в истории

    Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

    7. Нашествие галлов и библейское нашествие филистимлян Мост через реку, разделяющую противников Поединок на мосту 1) Тит Ливии сообщает, что именно галлы напали на римлян. Говорится о «ГАЛЛЬСКОМ НАШЕСТВИИ», см. выше. В ответ на вторжение галлов римляне собирают войско,

    Рассказать друзьям