Абсолютный и различительные пороги ощущений. Возрастная психология

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для начала следует определить, что есть что. Во-первых, абсолютные пороги. Их два вида: нижний и верхний. Нижний абсолютный порог ощущений - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения. Например, звук какой минимальной громкости вы услышите. Верхний - максимально допустимая величина раздражителя, после которой ощущение либо исчезает, либо перерастает в болевое. Высокие громкость может перерастать в шум и болт в ушах.

Во-вторых, относительный порог. Это такая величина раздражителя, на которую нужно изменить силу оказываемого воздействия, чтобы человек это изменение заметил. К примеру, если уменьшать температуру в помещении с 20 до 19,5 градусов, это не будет заметно. Если чуть больше - вероятность заметить возрастает. И вот то количество градусов, на которое изменяется температура, когда эти изменения становятся заметны, и считается относительным порогом.

Существуют два основных метода измерения ощущений: первым из них является прямой метод (метод субъективной оценки), вторым - косвенный метод (метод объективной оценки признаков, указывающих на наличие ощущения). Прямой метод (метод словесных оценок раздражений) состоит в следующем: испытуемому предъявляется соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, свет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Предлагается ответить, когда испытуемый впервые почувствовал соответствующее ощущение.

Для измерения кожной чувствительности применяется специальный прибор, называемый эстезиометром.

Острота слуховой чувствительности измеряется с помощью звукогенератора или аудиометра, позволяющего определять звуки различной интенсивности.

Зрительная чувствительность - прибором, позволяющим наводить на глаз испытуемого, сидящего в темноте, луч света различной интенсивности, начиная с малой, еще не воспринимаемой, и постепенно увеличивающейся.

Существует также косвенный метод. Он заключается в измерении таких показателей, как расширение/сужение зрачка, сосудов, непроизвольное напряжение мышц, изменение частот электрической активности мозга и тд. в моменты предъявления стимулов. Эти показатели и анализируются для определения порогов, в основном абсолютных.

Немецкий психофизиолог Г. Фехнер предположил, что только что отмеченный, едва различимый прирост раздражения следует оценивать как единицу ощущения. В своих дальнейших исследованиях он пришел к выводу, что этот относительный порог может быть выражен в математической формуле, согласно которой величина ощущения пропорциональна логарифму интенсивности действующего раздраженная (Е = с Log r)

Эта формула, получившая название закона Фехнера, была одним из первых точных законов, сформулированных в психологии.

Вот как-то так все это определяют.

Абсолютный верхний порог ощущений - максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений - , свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.

  • - Этимология. Происходит от лат. absolutus - неограниченный. Категория. Вид абсолютного порога ощущений. Специфика. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва воспринимаемое ощущение...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - вид сенсорного порога. Как понятие классической психофизики, А. п. - это величина раздражителя, который вызывает едва заметное ощущение...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Этимология. Происходит от лат. absolutus - неограниченный. Автор. Г.Фехнер. Категория. Вид сенсорного порога. Специфика...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - вид порога сенсорного, описанный Г.Т. Фехнером. Характеризует чувствительность системы сенсорной...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - минимальная величина раздражителя любой модальности, способного вызвать минимально заметное ощущение...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - максимально допустимая величина раздражителя внешнего, превышение коей ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Абсолютный верхний порог ощущений - максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений - , свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности...

    Психологический словарь

  • - Абсолютный нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение - ...

    Психологический словарь

  • - Абсолютный порог - вид сенсорного порога - , описанный Г. Фехнером - . Характеризует чувствительность - сенсорной системы...

    Психологический словарь

  • - Дифференциальный порог ощущений - минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений...

    Психологический словарь

  • - Оперативный порог ощущений - наименьшая величина различия между двумя величинами раздражителя, при которой точность и скорость опознания - имеют максимальные значения...

    Психологический словарь

  • - наименьшая величина основных параметров раздражителя, вызывающая определенное неприятное ощущение...

    Экологический словарь

  • - "...Дифференциальный порог: минимальное изменение количества стимула, вызывающее изменение интенсивности ощущения..." Источник: "ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. МЕТОДОЛОГИЯ...

    Официальная терминология

  • - "...Порог распознавания: минимальный стимул, позволяющий качественно описать характер ощущения..." Источник: "ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. МЕТОДОЛОГИЯ. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ...

    Официальная терминология

  • - "...Порог стимула; порог обнаружения: минимальный стимул, необходимый для появления ощущения. Ощущение не может быть идентифицировано..." Источник: "ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. МЕТОДОЛОГИЯ...

    Официальная терминология

"Абсолютный Верхний Порог Ощущений" в книгах

Часть 3. ВЕРХНИЙ МИР

автора Виллолдо Альберто

Часть 3. ВЕРХНИЙ МИР

ПУТЬ В ВЕРХНИЙ МИР

Из книги Исправление прошлого и исцеление будущего с помощью практики восстановления души автора Виллолдо Альберто

ПУТЬ В ВЕРХНИЙ МИР В современной психиатрии аналогом Верхнего мира является сверхсознание - сфера, превосходящая ограниченное ощущение эго, которым мы руководствуемся в своей повседневной жизни. Путешествуя в Верхний мир, мы вступаем в это коллективное сверхсознание,

Верхний раздел

Из книги Канон Дао и Дэ (Дао Дэ Цзин) автора Цзы Лао

Верхний раздел § 1 Дао, которое может быть высказано, не есть постоянное Дао.Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.Небытием именуется начало Неба и Земли,Бытием именуется Мать мириад вещей.Поэтому: обращаясь к постоянному небытию, стремлюсь к

Верхний посад

Из книги Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск автора Бочаров Генрих Николаевич

Верхний посад Пройдя от Пятницкой церкви через городской сад к реке, а затем по набережной к памятнику 800-летия Вологды, мы попадаем в северо-западную, самую древнюю часть города (илл. 19). Прежде она называлась Верхним посадом. Именно здесь, на высоком берегу реки, в середине

ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ

Из книги Даки [Древний народ Карпат и Дуная] автора Берчу Думитру

ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ Ориньякская культураУстановлено, что в Центральной и Юго-Восточной Европе существует выраженная взаимосвязь между мустьерской и ориньякской культурами - как технически, так и морфологически. Некоторые ориньякские орудия, например орудия из пещеры

Верхний Чир-Юрт

Из книги «Города» и «замки» Хазарского каганата. Археологическая реальность автора Флёров Валерий Сергеевич

Верхний Чир-Юрт Основной исследователь интерпретирует его как один их «крупных укреплённых городов» Приморского Дагестана (Магомедов М. Г. 1983. С. 29; далее указываются только страницы).Судить, действительно ли это город, трудно. На основном плане местонахождения (С. 30)

Абсолютный

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Верхний квартал

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Верхний квартал В Верхнем квартале - он охватывает большое пространство вокруг Канопа и к югу от него - достопримечательности менее знаменитые, хуже сохранившиеся, и расположены они не так густо. Развалины Верхнего квартала в основном закрыты для посетителей, а часть

Верхний Авзян

БСЭ

Верхний Ат-Урях

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Верхний Баскунчак

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

X. БОГ-АБСОЛЮТНЫЙ

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

X. БОГ-АБСОЛЮТНЫЙ Существует целый ряд свойств вечной реальности Божества-Абсолюта, которые невозможно в полной мере объяснить конечному пространственно-временному разуму, однако актуализация Бога-Абсолютного стала бы следствием объединения второй эмпирической

3. ВЕРХНИЙ РАЙ

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

3. ВЕРХНИЙ РАЙ В верхнем Раю расположены три величественные сферы деятельности: присутствие Божеств, Святейшая Сфера и Святая Область. Обширное пространство, непосредственно окружающее присутствие Божеств, выделено в качестве Святейшей Сферы и предназначено для

Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности.

Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.

Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называетсянижним абсолютным порогом чувствительности . Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называетсяверхним абсолютным порогом чувствительности . Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Эту психологическую закономерность должен предусмотреть учитель, особенно начальных классов. Некоторые дети имеют пониженную слуховую и зрительную чувствительность. Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству.

Минимально увеличить силу действующего раздражителя, который вызывает едва заметные различия между ощущениями, называется порогом чувствительности различения .

В жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличении или уменьшение звука. Это и есть проявления порога различения или дифференциального порога.

Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой. Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность различения. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878).

На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 - 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее. Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Оно получило название закона Вебера-Фехнера.

Адаптация

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, что проявляется в снижении или повышении порогов.

В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ему холодной. Но потом ощущение холода пропадает. Подобное можно наблюдать во всех видах чувствительности, кроме болевого.

Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость свойственна нюхательным ощущениям, тактильным (мы не замечаем давления одежды на тело), меньше она в слуховых и ощущениях холода. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматным веществам наступает с разной скоростью.

Незначительная адаптация свойственна болевым ощущениям. Боль сигнализирует о разрушении организма, так что адаптация к боли может привести к гибели организма.

В зрительном анализаторе различают адаптацию к свету и темноте. Попадая в темную комнату, человек вначале ничего не видит, через три-четыре минуты начинает хорошо различать свет, который проникает туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Если адаптация к темноте связана с повышенной чувствительностью, то световая адаптация - со снижением световой чувствительности.

Явление адаптации нельзя объяснить только изменениями, которые происходят в функционировании рецептора во время длительного действия на него раздражителя (например, обновление и разложение зрительного вещества в палочках и колбочках сетчатки глаза и т.д.). Здесь имеют значение также изменения в соотношении процессов возбуждения и торможения в центральных частях анализаторов: после возбуждения их наступает торможение и наоборот. Речь идет о явлении последовательной взаимной индукции.

Адаптация может возникать и условно-рефлекторным путем. Если, например, сочетать действие света после пребывания в темноте в течение получаса с ударами метронома, то после 5 таких сочетаний удары метронома вызывают у обследуемых снижение чувствительности глаз без какого-либо влияния светового раздражителя.

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности (рис. 5.6).

Рис. 5.6.

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследования психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевой). Например, при постепенном увеличении температуры воды человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера - Вебера относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Константы Вебера для разных органов чувств составляют: 2 % для зрительного анализатора, 10 % для слухового (по интенсивности) и 20 % для вкусового анализатора. Это означает, что человек может заметить изменение освещенности порядка 2 %, в то время как для изменения слуховых ощущений требуется изменение силы звука на 10 %.

Закон Вебера - Фехнера определяет, как меняется интенсивность ощущений при изменении интенсивности раздражения. Он показывает, что эта зависимость носит не линейный, а логарифмический характер.

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение. Человеческие органы чувств — удивительно тонко работающие аппараты. Так, человеческий глаз может различать световой сигнал в 1/1000 свечи на расстоянии километра. Энергия это раздражения настолько мала, что потребовалось бы 60000 лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см3 воды на 1о.

Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения . Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия. Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е, а величину абсолютного порога Р, то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой Е=1/Р.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т. д.

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную , или разностную , чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя. В первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер, исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, но отношение различия к величине сравниваемых объектов. Равным образом и изменения в освещенности комнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Если исходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности, которую мы впервые заметам, должна составлять не менее 1 лк. Если, же освещенность составляет 1000 лк, то прибавка должна составлять не менее 10 лк. То же самое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Как уже было сказано, разностная чувствительность — величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. При этом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, другой немецкий ученый — Г. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя формулой.У = К lg j + С, (где S — интенсивность ощущения; j — сила раздражителя; K и C — константы). Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).

Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.

Явление адаптации

Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах. Так, известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в слуховой сфере, и в сфере обоняния, осязания, вкуса. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к. изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре также, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам.

В учебнике под редакцией А. В. Петровского выделяется три разновидности явления адаптации.
  1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.
  2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
    (Эти два вида адаптации объединяют термином “негативная адаптация”, так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)
  3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты — это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя их уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений .

Исследования, проведенные С. В. Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией . А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации: первая носит длительный постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая — временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта — физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

В другом эксперименте были получены факты, изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый как лимон”. Эти изменения, были аналогичны тем, которые наблюдались — при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности, изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, — сенсибилизировать тот или иной рецептор.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией — возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты “окрашенного слуха”, который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как “светлые”, а низкие как “темные”.

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии — известный мнемонист Щ., был подробно изучен А. Р. Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, “желтый и рассыпчатый”. Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как “звонкие” или “глухие”, как “соленые” или “хрустящие”. Подобные, явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции “окрашивать” числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Совершенствование ощущений в процессе упражнений

Мы уже упоминали, что сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнений. К такой сенсибилизации обычно приводит два пути: во-первых, необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); во-вторых, специфические требования некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная Чувствительность, что они даже могут слышать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорил. У многих слепоглухонемых и у слепых хорошо развита обонятельная чувствительность. Они могут по запаху узнавать знакомых им людей.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Так, установлено, что красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла, указывающие на присутствие посторонних примесей. Известно, какой тонкости может достигнуть определение вкусовых нюансов у дегустаторов или способность музыкантов улавливать различия в тонах, совершенно не воспринимаемых обычным слушателем.

Все эти факты показывают, что в условиях развития сложных форм сознательной деятельности острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что включение того или иного признака в сознательную деятельность человека может в значительных пределах изменить остроту этой чувствительности.

Рассказать друзьям